Структура психологической науки
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
В наше время психология представлена в мировой системе научного знания как самостоятельная наука, имеющая разветвленные связи и пограничные области деятельности с социальными, медицинскими, техническими и другими науками. Ее практические задачи направлены на гуманизацию человеческого бытия (рис. 6).
Рис. 6. Связь психологии с различными отраслями научных знаний
Современная психология – сложная, весьма разветвленная система наук. В ней выделяется много отраслей, представляющих собой относительно самостоятельно развивающиеся направления научных исследований. Выделение различных отраслей психологии и приобретение ими относительной самостоятельности происходят, во-первых, в результате усложнения социальной жизни и деятельности; во-вторых, по мере развития методов психологических исследований и накопления научных знаний в соответствующих отраслях. Современная психология опирается на следующие принципы: детерминизма, единства сознания и деятельности, развития. Эти принципы являются одной из важнейших основ классификации психологии на отдельные отрасли. Выделяют следующие отрасли психологии: 1) по характеру деятельности: § психология труда – изучает психологические особенности деятельности человека в различных сферах общественной жизни; § инженерная психология – ставит своей целью разрешение проблем соотношения технических требований современных машин и психических возможностей человека;
§ авиационная психология – исследует психологические закономерности деятельности человека в процессе летного обучения и выполнения полетов; § космическая психология – включает в круг своих проблем изучение особенностей психических процессов, происходящих в организме человека в условиях космических полетов, в том числе влияния на его психику больших физических перегрузок, необычных условий среды, состояния невесомости; § педагогическая психология – занимается исследованием психологических особенностей и закономерностей процессов обучения и воспитания. В задачи педагогической психологии входят изучение процессов усвоения знаний и формирования навыков и умений в связи с потребностями школьного обучения; психическое обоснование методов, приемов и способов обучения и воспитания и т.д. К разделам или узким областям педагогической психологии относятся: психология обучения, изучающая психологические основы дидактики, частных методик, программированного обучения и т.д.; психология воспитания, исследующая психологию ученического коллектива, психологические основы исправительно-трудовой педагогики и психология учителя; § психология компьютеризации –изучает порождение, функционирование и структуру психики в процессе деятельности индивидов и групп, связанной с созданием и использованием компьютеров, включая математическое и программное обеспечение; § медицинская психология – занимается исследованием нарушений психической деятельности при различных заболеваниях, содействуя разработке рациональных методов их лечения. Она подразделяется на нейропсихологию, изучающую соотношение психических явлений с физиологическими мозговыми структурами; психофармакологию, исследующую влияние лекарственных препаратов на психическую деятельность человека; психотерапию, изучающую и использующую средства психического воздействия для лечения больного; психопрофилактику и психогигиену, разрабатывающих систему мероприятий для обеспечения психического здоровья людей;
§ юридическая психология –исследует психологию правонарушителей и преступников, а также вопросы, находящие отражение в судебной практике. Она подразделяется на судебную психологию, исследующую психические особенности поведения участников уголовного процесса (психологию свидетельских показаний, особенности поведения обвиняемых, психологические требования к допросу и т.д.); криминальную психологию, занимающуюся изучением психологии формирования личности преступника, психологии совершения преступлений, психологии групповой и организованной преступности, психологии дезадаптивной, рецидивной и подростковой преступности, мотивов преступления и т.д.; исправительно-трудовую (пенитенциарную) психологию, изучающую психологию заключенных в исправительно-трудовой колонии, психологические проблемы воспитания методами убеждения и принуждения и т.д.; § экономическая психология –изучает вопросы, связанные с экономическими отношениями между людьми. Специалисты по экономической психологии исследуют проблемы рынка, спроса и предложения, психологию рекламы. Важное место в экономической психологии занимает психология торговли, которая изучает психологические проблемы взаимодействия продавца и покупателя, обслуживания клиентов; § психология управления – исследует психологический аспект управления человеком различными объектами: организациями, людьми, экономическими и техническими системами; § психология политическая – изучает психологические компоненты политической жизни и деятельности людей, их настроения, мнения, чувства, ценностные ориентации и пр. Проявляется политическая психология в политическом сознании наций, классов, социальных групп, правительств, индивидов и реализуется в конкретных политических действиях; § военная психология – исследует психологию личности воина, психологию воинского коллектива и психологические особенности профессиональной деятельности военнослужащих в ее разных формах и видах;
§ психология спорта – изучает закономерности проявления и развития психики человека, а также групповых взаимодействий в условиях соревнований и тренировочной деятельности; § психология религии – изучает психологические проблемы религиозного сознания, представления и чувства верующих людей; § психология искусства – изучает психологические особенности творческой деятельности в различных видах искусства (литература, музыка, живопись и т.д.), особенности восприятия человеком произведений искусства, дает психологический анализ их влияния на развитие личности; 2) по развитию: § возрастная психология – исследует онтогенез различных психических процессов и психологических качеств личности развивающегося человека; § специальная психология – изучает отклонения в развитии психики. Специальная психология разветвляется на патопсихологию, исследующую отклонения в процессе развития психики, распад психики при различных формах мозговой патологии; олигофренопсихологию, изучающую патологию психического развития, связанную с врожденными дефектами мозга; сурдопсихологию, исследующую психологию формирования ребенка при серьезных дефектах слуха, вплоть до полной глухоты; тифлопсихологию, изучающую психологию развития слабовидящих и незрячих людей; § сравнительная психология – исследует филогенетические формы психической жизни. В области сравнительной психологии осуществляется сопоставление психики животных и человека, устанавливается характер и причины существующих сходств и различий в их поведении. Разделами сранительной психологии являются зоопсихология, изучающая особенности и закономерности психики животных на разных этапах развития животного мира, и этология, исследующая врожденные механизмы поведения животных; 3) по принципу отношения личности и общества: § социальная психология – изучает психические явления, которые возникают в процессе взаимодействия людей в различных организованных и неорганизованных общественных группах. В структуру социальной психологии в настоящее время входят три круга проблем: социально-психологические явления в больших группах, социально-психологические явления в малых группах, социально-психологические проявления личности человека;
§ психология личности – изучает психологические особенности личности; § научная психология, которую можно условно разделить на фундаментальную, прикладную и практическую. Фундаментальная психологияизучает основополагающие проблемы психики, теоретический аспект этих проблем и осуществляет их эмпирическую проверку (общая психология, социальная психология и др.). Прикладная психологиястремится к получению новых знаний, но приоритет отдает изучению психических явлений в естественной обстановке и использованию полученных в фундаментальной науке знаний в конкретных ситуациях и условиях (психология рекламы, юридическая психология, организационная психология и т.д.). Практическая психология решает на научной основе конкретные задачи, возникающие в реальной жизни и деятельности людей и коллективов. Практическая психология – особый вид деятельности психолога, который предполагает получение психологической информации о конкретном человеке или группе людей, анализ этой информации на основе знаний, полученных в фундаментальной или прикладной психологии, разработку (планирование) и реализацию воздействия на них с целью изменения или измерения их поведения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|