Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ЛЕКЦИЯ № 1. История развития психологии.




1. Цели, задачи, предмет и принципы науки. 2. Сравнение развития психики человека и животного.

3. Этапы развития психологии как науки. 4. Структуру науки. 5. Классификация методов исследования.

Психология - это наука о душе (psyche-душа + logos-знание). Существует несколько вариантов определения слова «психология». Несколько из них. Психология - это наука, которая изучает психические явления и механизмы их взаимодействия. Психология наука, описывающая душевные явления. Психология наука, изучающая и объясняющая поведение человека. Психические явления, которые изучает наука, являются о сновным предметом изучения науки, но не единственным. К «психическим явлениям» относятся: психические процессы, психич. свойства и психич. состояния. Что же это за психические явления? К психическим процессам относятся к примеру - Я решил, Я вспомнил, Я увидел, Я сказал… К психическим состояниям – Я растерян, Я возбужден, Я встревожен, Я уверен, Я сосредоточен…К психическим свойствам – темперамент, характер, способности, направленность личности(они явл-ся устойчивыми и закрепленными особенностями в структуре Личности). Психология изучает человека в различных планах, а именно: - изучение личности, - психических явлений, - видов деятельности человека, - личность в культурно-историческом плане, личность во взаимодействии с другими людьми и группой. Психология – наука о закономерностях возникновения, развития и проявления психики в общественном сознании человека как конкретно исторической личности. Психика - это субъективное отражение объективного мира (вся информация, которая есть в окружающем мире, отражается в нашем сознании). Психическое отражение – правильное отражение действительности, имеющее многократный характер (т.е. внешнее воздействие преломляется через внутренние особенности того кто отражает. Сознание - это высший уровень развития психики, характерный только для человека. Сознание и деятельность человека рассматриваются в единстве, разорвать их практически невозможно. Сознание выступает в качестве регулятора действий и поступков человека. У сознания есть высшая ступень - это самосознание, включающее в себя представление о самом себе (знание о себе) и отношение к себе (самооценка). Под самопознанием следует понимать изучение личностью собственных психических и физических особенностей. Самопознание происходит через: - самопознание себя путем анализа результатов собственной деятельности, - самонаблюдение, - самоконтроль и самовоспитание.

Цели науки: быстро и эффективно помогать людям в решении возникающих у них проблем.

Задачи науки:

·Понять сущность психики, психических явлений и их закономерности.

·Научиться управлять психическими явлениями.

·Предоставить теоретические данные для эффективного решения проблем на практике.

Принципы науки:

·Системности (все психические явления рассматриваются как элементы целостной психической организации).

·Единства теории и практики.

·Единства личности, деятельности и сознания.

·Развития психики (признание изменения псих. процессов, их динамики, перехода от одного уровня к другому).

·Личностного подхода(к конкретной личности адресное отношение, а не в общем виде).

·Детерминизма (любое психическое явление обусловлено объективным материальным миром).

·Рефлекторной и социально-исторической обусловленности психики человека.

Сравнение развития психики человека и животного.

Психика человека отличается от психики высших животных.

·1-й уровень - Элементарная чувствительность.

·2-й уровень - Предметное восприятие.

·3-й уровень - Отражение межпредметных связей.

Уровни развития психики животного:

·1-й уровень - Инстинкты (врожденные формы реагирования на окружающую среду).

·2-й уровень - Навык (приобретаемая форма поведения, которая не передается по наследству).

·3-й уровень - Элементарное интеллектуальное поведение (элементарное мышление) высших животных.

Этапы развития психологии как науки:

·с 3-й век до н.э. – до 12-15 век н.э. Психология - наука о душе. Философы трактовали душу как «сверхъестественное» и с ее помощью пытались трактовать все непонятное человеку (Сократ, Платон...). Гиппократ в этот период осуществил первую попытку объяснить темперамент человека. Он говорил, что сангвис - кровь, сангвиник. Мелано-холе - черная желчь, меланхолик. Холе - обычная желчь, холерик. Флегма - слизь, флегматик.

·С 15-18 века – до 19 века. Наука о сознании. Во втором этапе единственный метод познания человека назывался интроспекцией (самонаблюдение).

На стыке второго и третьего этапа (т.е. с половины 19 в.) наука становится самостоятельной, так как в Лейпциге в 1879 Вильгельм Вундт провел первые эксперименты с человеком. И с этого момента у науки есть методы познания человека. В дальнейшем его лаборатория переросла в целый Экспериментальный институт. Изучались: скорости реагирования человека, болевой порог и пороги чувствительности т.п. Вслед за экспериментом появляются и другие методы, такие как тесты, опросники и т. д.

· Начиная с 19 века меняется предмет, и наука становится наукой о поведении. Первый об этом заговорил Джон Уотсон. Он представитель бихевиоризма (поведения), который говорил о том, что надо изучать то, что можно увидеть – поступок, реакцию, поведение. Гештальт-подход, его основатель Курт Левин, говорит о том, что должна быть целостность психический явлений, нельзя разрывать окружающую среду и поведенческие реакции человека на эту среду. Психоанализ Фрейда - бессознательное движет поведением человека. Его ученики - Юнг и Адлер были с ним не согласны и говорили, что есть коллективное бессознательное. Независимо от эпох, национальности, мест, возраста у человека есть архитипы.

·20-й век – по настоящее время. Появляются отрасли психологии ориентированные на практику, психологические службы, чтобы в максимально в короткие сроки помочь людям адаптироваться к резко меняющимся условиям. Наука сосредотачивается в научно-исследовательских лабораториях. Обязательной становиться психологическая подготовка людей разных специальностей.

Рассмотрим структуру науки:

·Существует базовая или общая психология, цель которой выработать теоретические знания. В ней два блока: психология личности (характер, темперамент, способности, эмоции, воля и направленность личности), психология познавательных процессов (ощущение, восприятие, мышление, внимание, воображение, речь, память).

·Существует прикладная психология, цель которой внедрить теоретические знания в практику.

·Специальные отрасли (медицинская, педагогическая, возрастная, спорта, рекламы, труда, патопсихология...)

Классификация методов исследования.

Методы - это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, которые используют далее для построения научных теорий и практических рекомендаций.

Этапы психологического исследования (не зависимо от выбора методов эти этапы сохраняются):

·Изучение проблемы по литературе. Определение объекта исследования. Выдвижение рабочей гипотезы. Отбор и обоснование метода исследования (если есть необходимость, то разработка теста или опросника).

·Сбор эмпирических данных в ходе взаимосвязанных серий с целью проверки справедливости выдвинутой гипотезы.

·Количественная обработка данных.

·Анализ и интерпретация полученных данных.

·Теоретические выводы и практические рекомендации.

Классификация методов.

Есть методы строгоформализованные и малоформализованные.

К строго формализованным относят: эксперимент, тесты, опросники, методики проективной техники, психофизиологические методики.

К малоформализованным: беседа, интервью, наблюдение, анализ результатов деятельности.

Еще существуют методы: биографический метод, близнецовый метод, архивный метод, метод социометрии, метод моделирования.

Эксперимент - искусственное создание ситуации для изучения какого-либо явления. Бывает: лабораторный и естественный. Для него необходимо добровольное согласие испытуемого.

Тест слово перев. с англиск. как проба, испытание. Этот метод с помощью которого можно достаточно точно оценить степень развития определенных качеств у человека и сравнить их результатами у др. людей. Тесты по форме проведения тесты бывают индивидуальные и групповые; устные и письменные; бланковые, предметные, аппаратурные, компьютерные.

По содержанию тесты: тесты личности, достижений, интеллекта, способностей.

В тесте всегда есть правильный и неправильный вариант, а в опросниках нет. В опросниках есть вопросы открытого и закрытого характера.

По содержанию опросники бывают: личностные опросники и опросники-анкеты.

Проективные методики.

Методики проективной техники. В основе лежит механизм бессознательного проецирования (невольного приписывания) собственных качеств, особенностей, недостатков, мыслей другим людям. Пример: тест Люшера, Рисуночные – Несуществующее животное, Дом, дерево, человек, Кактус...

Психофизиологические методики позволяют выявить индивидуальные особенности человека, которые обусловлены свойствами нервной системы. Пример: Теппинг-тест, Проба Лачинса...

Анализ результатов деятельности - анализу подвергаются рисунки, сочинения, техническое творчество.

Наблюдение может быть внутреннее и внешнее. Самонаблюдение (внутреннее) может проводится через ведение дневников, автобиографий, автопортретов. Наблюдение может быть свободное и стандартизированное, включенное и стороннее, скрытое.

Социометрия – позволяет изучить взаимотношения в коллективе, положение человека в группе.

ЛЕКЦИЯ № 2.

Личность.

1. Сравнение понятий человек, личность, индивид, индивидуальность.

2. Социализация личности. Кризисы личностного развития по Эрику Эриксону.

3. Структура личности. Сравнительный анализ структур личности.

В понятии индивид зафиксирован факт принадлежности к человеческому роду. Человек - биосоциальнье существо, которое наделено сознанием, речью - высшие психические функции. Человек имеет определенный стиль деятельности, может создавать и улучшать условия своего проживания. Личность – это качество социальное, это конкретно взятый человек в системе таких психологических характеристик, которые социально-обусловлены, проявляются в общественных связях и отношениях, которые определяют нравственные поступки человека, которые имеют значение для него самого и для окружающих. Индивидуальность - отличие одной личности от другой. Определяется следующими параметрами: характер, темперамент, способности, направленность, индивидуальные качества познавательных процессов, индивидуальный стиль деятельности. Процесс становления личности имеет следующую цепочку: социально-экономическая формация, социальная среда, образ жизни (путь, который позволяет сформировать те или иные личностные особенности). Социализация личности - это процесс становления личности в определенных социальных условиях, в ходе которого человек перенимает определенные правила и нормы, которые устанавливает общество.

Этапы социализации:

·Этап адаптации (от рождения до подросткового периода).

·Этап индивидуализации (процесс заявления о себе обществу) К окончанию подросткового периода формируется образ я и я-концепция.

·Этап интеграции (желание вписаться в общество и отвоевать свое место в нем). В этот период может быть 3-и позиции:- позиция конформизма (внешнее соглашение с массой или группой); - агрессивные тактики поведения, защита своего я, своей непохожести на других; - стать таким как все.

·Трудовая стадия (человек воспроизводит тот опыт, который он накопил, до 55/60.

·Послетрудовой период (передача опыта и знаний следующим поколениям).

Крайние варианты (благополучного и неблагополучного) развития личности по Эрику Эриксону (8 возрастных кризисов):

·В 1 год. Доверие к миру / Страх и недоверие к миру.

·В 3 года. Автономности и самостоятельности / Чувство вины.

·В 5-6 лет. Проявление инициативности / Стыд.

·В 7-12 лет. Трудолюбие / Комплекс неполноценности.

·В 12-18 лет. Личностное самоопределение / Индивидуальная серость и позиция конформизма.

·В 16-30. Интимность. Общение с близкими / Психологическая изолированность.

·В 30-60. Забота и воспитание подрастающего поколения / Полное погружение в себя.

·>60. Полное удовлетворение прожитым / Полное отчаяние.

Структура личности по Платонову имеет следующие подструктруры:

·Биологическая обусловленность - пол, внешность, конституция, свойства нервной системы, высшая нервная деятельность, тип темперамента.

·Структура индивидуальных познавательных процессов – мышление, память, внимание, речь, способности.

·Подструктура социального опыта - знания, умения и навыки.

·Направленность личности (активный двигатель жизненных процессов человека). Существуют формы направленности: желания, влечения, интересы, идеалы, убеждения, мировоззрение, склонности.

Структура по Ковалеву:

·Система упражнений.

·Характер.

·Возможности.

·Направленность.

Структура по Рубинштейну:

·Индивидуально-типологические особенности.

·Знания, умения, навыки.

·Направленность.

Структура по Фрейду:

·Я - сознание. Работает по принципу реальности. Самосознание человека. Самооценка и отношение к себе.

·Оно - бессознательное.Работает по принципу удовольствия. Унаследовано человеком от природы.

·Сверх-Я - частично на сознательном, частично на бессознательном уровне. Руководствуется идеальным представлением и тем, как надо вести себя в обществе. Происходит воздействие общества и старших поколений на человека.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...