Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ЛЕКЦИЯ № 3. Индивидуально-типологические особенности личности: темперамент, характер, способности.




Вопросы по теме:

1. Понятие«темперамент», физиологическая основа темперамента, типы темперамента.

2. Понятие «характер», предпосылки формирования характера, классификация характеров, акцентуации характера.

3. Понятие «способности», предпосылки их формирования, виды способностей, уровни способностей.

1. Мы по-разному реагируем на одни и те же ситуации, со своей скоростью включаемся в работу, с определенной степенью активности строим отношения с людьми, все это означает, что мы обладаем различными темпераментами. Что это такое - темперамент?

Темперамент - природные особенности поведения человека, типичные для одного, которые обуславливают динамику психической деятельности и проявляются в интенсивности и скорости реагирования, в степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности, в скорости включения в различные виды деятельности, в особенностях приспособления к окружающей среде, а также они проявляются в различных видах деятельности и относительно постоянны в течение всей жизни человека.

Физиологическая основа темперамента. На протяжении веков исследования темперамент соотносили с качественными особенностями организма человека: Гиппократ соотносил темперамент с жидкостями в организме, И. Кант соотносил с особенностями крови человека, Э. Кречмер соотносил со строением тела человека.

Рассмотрим существующие подходы объясняющие физиологию темперамента:

· Гуморальный подход. Основателями являются Кант, Гиппократ. Первая древнейшая попытка объяснить темперамент была у «отца» медицины Гиппократа - с точки зрения жидкостей в организме человека. «Тemperamentum» с латинского - смесь, соотношение частей, жидкостей. Такое понимание связано с тем, что тип темперамента определяется соотношением в организме человека жидкостей, а точнее преобладанием. Гиппократ первым дал название 4 типов темперамента. «Сангвис» – кровь, то темперамент сангвиник: энергичный, жизнерадостный, быстрый, общительный, легко переносит трудности и неудачи. «Мелано-холе» - черная желчь, темперамент меланхолик: застенчивый, впечатлительный, склонен к грусти, робкий, быстро утомляется, чувствителен к невзгодам. «Холе» - обычная желчь, темперамент холерик: желчный, раздражительный, возбудимый, несдержанный, очень подвижный, с быстрой сменой настроения. «Флегма» - слизь, темперамент флегматик: спокойный, медлительны, уравновешенный, медленно и с трудом переключается с одного вида деятельности на другой, плохо приспосабливается к новым условиям.

Кант разделял темпераменты на 2 типа: темперамент чувства и темперамент степени активности деятельности. К темпераментам чувства относятся - сангвиник и меланхолик.

· С точки зрения свойств Нервной Системы. И. П. Павлов, Русалов, Теплов, Небылицин представители данного подхода. Павлов говорит о том, что основные нервные процессы возбуждение и торможение проявляются и соотносятся у разных людей по-разному от рождения. Были установлены 3 свойства нервных процессов: 1).Сила/Слабость (способность клетки выдерживать возбуждение, т.е. это работоспособность, выносливость нервной клетки), 2).Уравновешенность/Неуравновешенность (определенный баланс между процессами возбуждения и торможения), 3).Подвижность/Инертность, т.е. покой (быстрота смены одного процесса на другой, быстрота возникновения и прекращения нервного процесса на раздражение, быстрота возникновения условной связи, динамического стереотипа).

В дальнейшем Теплов, Небылицын и др. обнаружили в центральной нервной системе больше различных свойств и были внесены некоторые изменения, однако типология сохранилась в том виде, как предложил ее физиолог И. П. Павлов.

Типы темпераментов:

Тип Нервной системы Сильная Слабая
Свойства нервных процессов Сила сильный сильный сильный слабый
Уравновешенность неуравновешенный уравновешенный уравновешенный неуравновешенный
Подвижность подвижный подвижный Инертный малоподвижный или инертный
  Холерик Сангвиник Флегматик Меланхолик

На 100% «чистого» темперамента нет, например холерик на все 100%.

Так же нет хорошего или плохого темперамента. Каждый тип темперамента обладает особыми «плюсами» и «минусами».

 

 

Определение типа темперамента по свойствам:

Свойства темперамента Сангвиник Холерик Флегматик Меланхолик
Эмоциональная возбудимость Повышенная, но Только на на положительные воздействия Повышенная Пониженная Повышенная, но только на на отрицательные воздействия
Темп реакции Ускоренный Ускоренный Замедленный Замедленный
Активность Высокая Высокая Высокая Низкая
Реактивность Высокая, примерно равна активности Высокая, преобладает над активностью Низкая Невысокая
Экстраверсия/ интроверсия Экстраверт Экстраверт Интроверт Интроверт
Тревожность Низкая Низкая Низкая Тревожный
Общительность Высокая Высокая Низкая Низкая
Резистентность Высокая Высокая Высокая Низкая
Пластичность /ригидность Пластичность Ригидность Ригидность Пластичность

 

Интроверсия «обращенность внутрь себя» Экстраверсия «обращенность вовне»

Резистентность (степень – сопротивляемости утомлению и перегрузками)

Пластичность (способность адаптироваться к быстро и резко меняющимся условиям). Ригидность-Жесткость поведения, неспособность к гибкому поведению.

2. Характер (перевод - чеканка, слепок, отпечаток) - описывается чертами. Характер - определенное сочетание черт, которые обуславливают процессы общения и выполнения различных видов деятельности, стиль деятельности.

В основном структура характера формируется до 6-7 лет (закладывается основа характера), но в школьные годы появляется новый социальный статус - ученик. И эти годы может происходить изменение черт характера (черты становятся или ярче или в минимальном проявлении).

Предпосылки формирования характера:

·Природная - тип высшей нервной деятельности и тип темперамента, пол, телосложение (конституция).

·Социальная - стиль воспитания и стиль общения с ребенком (авторитарный, демократический, либерально-попустительский) в семье. Выполняемые социальные роли детей в семье: «кумир», «золушка», «болезненный ребенок», «козел отпущения»... Влияние оказывают социальные факторы: СМИ, национально-культурный аспект, социально-экономические условия, педагоги в Д/с, школах, кружках, секциях (с педагогич. методами и формами воспитания).

Структура характера определяется группами черт:

·Черты по отношению к самому себе: т. к. критичность, самолюбование, самоограничение..

·Черты по отношению к другим людям: доброта, коллективизм, чуткость, безразличие….

·Черты характера по отношению к делу или работе: лень, трудолюбие, усидчивость, инициативность, безответственность,….

·Черты по отношению к вещам и предметам: аккуратность, неряшливость, опрятность...

·Волевые черты характера: настойчивость, самостоятельность, решительность, трусость, дисциплинированность...

Классификация характеров:

1. Характер может быть по преобладанию: эмоций, воли или разума:

·Эмоциональный

·Волевой

·Рассудительный

2. Характер может быть по преобладанию: экстраверсии или интроверсии:

·Экстравертивный

·Интровертивный

3. Характер по сформированности может быть:

·Цельный, определенный, сформированный

·Непредсказуемый, противоречивый

4. Характер может быть:

·Самостоятельный

·Конформный


Способности

3. Способности - психологическая особенность человека, от которой зависит легкость и быстрота приобретения знаний, умений и навыков, необходимых для успешного осуществления какой-либо деятельности.

Что дает основание говорить о наличии у человека способностей к какой-либо деятельности?

Основанием служат два показателя: быстрота овладения деятельностью и качество достижений. То есть человека считают способным, если он: во-первых, быстро и успешно овладевает какой-либо деятельностью, легко в сравнении с другими людьми приобретает соответствующие умения и навыки; во-вторых, добивается достижений, значительно превосходящих средний уровень.

Почему при равных условиях одни люди быстрее и легче овладевают какой-либо деятельностью, и добиваются в ней успехов, чем другие? Т.к. каждая деятельность (конструктивная, математическая, музыкальная, педагогическая) предъявляет человеку определенные требования к его психическим процессам, скорости реакций, свойствам личности. Те люди, которые обладают ими способны к этой деятельности. Необходимо подчеркнуть, что эти качества личности представляют собой целый комплекс, систему качеств (особенностей) - это и особенности ощущений, восприятия, памяти, мышления, воображения, это и эмоционально волевая сфера; это и элементы отношения к деятельности и др.

Предпосылки формирования способностей: Способности являются врожденным образованием или формируются в процессе жизни? Исследованиями установлено, что способности – прижизненное образование, их развитие идет в процессе индивидуальной жизни, а среда и воспитание активно формируют их.

Первая предпосылка – природная. Б. М. Теплов отметил анатомно-физиологические и функциональные особенности человека, создающие определенные предпосылки для развития способностей, называемые задатками (особенности строения мозга, рост, темп реакций, нервной системы, особенности анализаторов др. которые зависят от скорости созревания организма).

Наряду с задатками существует вторая предпосылка к формированию способностей - социальная предпосылка, специально созданные условия обучения и воспитания.

Способности обязательно обнаруживаются, формируются и развиваются в специальной деятельности, поэтому важно знать к чему есть способности.

Классификация видов способностей по деятельности или по их направленности:

· Общие - отвечают требованиям широкого спектра (характерные для всех: умственные способности к обучению, общие двигательные способности (мелкая моторика), способности к общению, эстетические способности)

· Специальные - отвечают требованиям специальных видов деятельности, т.е. художественные, музыкальные, вокальные, лингвистические, математические, спортивные, танцевальные. Если человек выбирает профессию, требующую определенных способностей, то эти способности называются профессионально - важными качествами.

· Практические

· Теоретические

-Творческие ( способность к созданию чего-либо нового, нестандартного, оригинального или творческий компонент может быть в любой деятельности)

-Репродуктивные (обеспечивает высокое умение усваивать Знания, овладевать деятельностью, т.е. научившись чему-то, просто воспроизводит эти действия)

Уровни развития способностей:

Первый уровень - сами Способности.

Второй уровень - Одаренность: у детей или взрослых, обуславливает особенно успешную деятельность, в определенной деятельности выделяя их своей успешностью среди других людей.

Самый высокий уровень развития и проявления способностей обозначают термином талант.

- Талант – (понятие применяют ко взрослым людям) это высокая степень способности, в какой либо одной области, доведенная до совершенства (композитор, художник).

Третий - Гениальность - когда человек максимально успешен в нескольких областях одновременно.


 

ЛЕКЦИЯ Воля и Деятельность

Воля - это сознательная активная регуляция человеком своего поведения и своих поступков, а также деятельности, которая обеспечивает преодоление трудностей при достижении поставленных целей.

Этапы волевого действия:

·Мотивация - мотив, который побуждает к совершению каких-либо действий.

·Конфликт - борьба мотивов (мотивационный конфликт).

·Намерение. Происходит принятие решения, выбор цели и формирование личностного смысла.

·Поступок - совершение или исполнение принятого намерения, подчинение всех своих действий поставленной цели, контроль за полученным результатом.

Факторы, способствующие развитию воли:

·Игры с четкими правилами и инструкциями.

·Ролевые игры.

·Четкая и продуманная инструкция взрослого и главное - контроль взрослого за их исполнением со стороны ребенка.

·Определенная последовательность, график выполнения, режим дня.

·Занятия спортом, спортивные игры, эстафеты, состязания в командах, где от действий одного человека зависит результат целой команды.

·Преодоление препятствий, а не избегание их.

Воля, также как и характер, тренируется и формируется с детства.

Деятельность

Деятельность - специфический вид человеческой активности, который направлен на создание условий своего проживания и изменение условий окружающей среды.

Отличия деятельности человека от животного:

·Животные только потребляют. Человек и потребляет, и создает продукты или услуги.

·Человек создает предметы материальной и духовной культуры и эти предметы имеют для него значение. Для животных эти предметы - не имеют значения.

·Активность человека обусловлена культурно-историческим развитием. Активность животного обусловлена эволюцией.

·Для человека деятельность является средством личностного развития. Для животных - лишь способ адаптации и выживания.

Структура деятельности:

·Мотив - то, что побуждает к действию.

·Цель - результат, на который настраивается человек.

·Средство - помогает осуществлению деятельности.

·Действие - определенный этап, который имеет свою цель, и действие всегда является самостоятельной единицей.

У деятельности всегда есть предмет(как материальный так и не материальный – «знание») - это то, с чем непосредственно имеет дело человек. Операция - это способ выполнения действия в реальных условиях.

Виды деятельности:

·Игровая деятельность - отдохнуть, снять напряжение; для детей носит развивающий характер.

·Учебная - получение знаний, умений и навыков, как в специально организованных условиях, так и спонтанно.

·Трудовая - преобразовывать условия своего проживания, и за это человек может получать вознаграждение-спасибо, деньги и т.п..

·Общение - самый первый вид деятельности в жизни любого человека, ставит целью обмен информацией, способ воздействия и влияние на других людей, установление взаимоотношений и взаимопонимания.

В зависимости от возраста, одна из 4-х деятельностей является ведущей или основной в определенный возрастной пероид.

 

ЛЕКЦИЯ Психология познавательных процессов.

К познавательным процессам относятся:

·Ощущение

·Восприятие

·Внимание

·Память

·Мышление

·Речь

·Воображение

Память

Память - это процесс, который заключается в восприятии, переработке, сохранении и воспроизведении какой-либо информации.

Память включает в себя процессы:

·Заучивание

·Сохранение

·Воспроизведение

·Узнавание

·Забывание

У процесса памяти существуют количественные и качественные характеристики.

К количественным характеристикам относятся:

·Объем. V=7 2.

·Скорость запоминания.

·Точность и прочность запоминания.

·Длительность хранения информации.

Виды памяти по длительности хранения информации:

·Мгновенная (информация поступает через органы чувств, и нет необходимости ее хранить 0.5 сек)

·Кратковременная (от 20 до 30 сек)

·Оперативная память (от нескольких минут до нескольких дней)

·Долгосрочная (чем чаще человек пользуется этой информацией, тем она точней и прочней и хранится более долгий срок)

·Промежуточная (между оперативной и долгосрочной, информация за день, хранится в течении дня)

Виды памяти по волевым усилиям:

·Произвольная (когда есть волевое усилие и установка на запоминание)

·Непроизвольная (случайно запомненная)

Виды памяти по органам чувств:

·Слуховая

·Зрительная

·Осязание

·Обоняние

·Вкусовая

Виды памяти по качественным характеристикам:

·Образная

·Эмоциональная

·Логическая (рациональная) - на правила, теоремы, доказательства

·Опосредованная - сохраняем либо запоминаем с помощью каких-либо приемов (каждый охотник желает знать, где сидит фазан)

·Генетическая - память, в которой хранится информация о наборе ДНК, свойства нервной системы, тип темперамента, информация о физических особенностях и информация об эмоциональном состоянии.

Законы памяти:

·Объем кратковременной памяти V=7 2.

·Закон "края". Запоминается информация, которая предоставляется в начале и в конце информационного потока.

·"Не едят слона целиком" Информацию надо запоминать порциями, все сразу не запомнить.

30 повторов за месяц гораздо эффективнее, чем 100 повторов за день.

·Запоминается смысл или идея, а не слова или предложения.

·Закон реминисценции. Улучшение памяти после ее якобы ухудшения.

·Закон оптимальной длины. Чем длинней информация, тем меньший объем запомнится.

·Закон эмоционального характера в положительном или негативном эмоц. состоянии человек информацию запоминает легче и на долго.

Внимание

Внимание - это процесс сознательного или полусознательного отбора поступающей информации и игнорирование ненужной информации. Т.е. это избирательная направленность сознания на объект, имеющий ситуативную значимость.

Виды вниманияпо органам чувств:

·Слуховое

·Зрительное

Виды внимания по волевым усилиям:

·Произвольное –целенаправленное сосредоточение внимания, где есть приложение волевых усилий, после чего наступает утомление через 20 мин.

·Непроизвольное –нецеленаправленное внимание, возникает само собой, вызванное сильной контрастностью или неожиданной значимостью.

·Послепроизвольное – возникает через вхождение в деятельность, внимание восстанавливается благодаря большому интересу и в результате длительное время сохраняется целенаправленность, снимается напряжение и человек не устает.

Виды внимания:

·Социальное (тренируемое) - в результате обучения и связано с приложением волевых усилий.

·Природное (что-то новое) дана от рождения способность реагировать на объекты в которых есть элемент новизны.

Существуют следующие свойства внимания:

·Устойчивость – длительность сосредоточения на объекте, т.е. длительное время сохраняется внимание без ослабления концентрации.

·Переключаемость внимания (с одного объекта на другой или с одной деят-ти на другую)

·Распределение – расосредоточенность на значительном пространстве и удержание несколько объектов в поле внимания.

·Сосредоточенность или концентрация –степень сосредоточенности внимания на одном объекте и отвлечение от других.

·Объем внимания (5-6 единиц)

 

Закономерность - каждые 6-10 секунд внимание отключается от приема информации на долю секунды.

Ощущения

Ощущения - это самые простые психические явления в человеке, т.е. ощущения - это способность человека отражать в своем сознании простые свойства некоторых объектов.

Способность к ощущениям дана всем живым существам, однако, осознают ощущения только люди.

Ощущения имеют свою функцию или предназначение - своевременно и быстро довести до центральной нервной системы сведения из внешней или внутренней среды о наличии в ней биологически значимых факторов.

Все ощущения воспринимаются человеком через анализаторы или через органы чувств. Анализаторы воспринимают различные виды энергии в форме стимулов-раздражителей. Но!!! все виды энергий в организме человека вызывают определенные ощущения, например: радиоволны, инфракрасное излучение, радиационные лучи не вызывают какие либо ощущения.

Существуют виды ощущений в зависимости от органов чувств и анализаторов:

·Слуховое

·Зрительное

·Обоняние

·Вкус

·Осязание

Наряду с этими существует ощущение равновесия, интерцептивные и проприоцептивные ощущения.

Проприоцептивные – ощущения о состоянии мышечной системы.

Интерцептивные – от внутренних органов.

Глаза воспринимают электромагнитные волны. Ухо воспринимает колебания давления воздуха, колебания давления воздуха с определенной частотой и периодичностью дают звуки определения громкости. Нос, язык - химическое влияние. Осязание - комбинированное ощущение. Обонятельная зона занимает большой объем в коре мозга; чем ниже живое существо на лестнице эволюции, тем обонятельная зона в коре головного мозга больше. Для некоторых живых существ о боняние является не просто ощущением, а средством внутривидового общения.

Восприятие

Восприятие в отличие от ощущения - процесс целостного восприятия предмета или объекта, предполагает процесс построения образа предмета. Итог восприятия: образ предмета. Итог ощущения –некоторое чувство горячее, холодное и т.п. Для восприятия необходима слаженная работа всех органов чувств, для ощущения нужна работа только одного. В процессе восприятия также важна сложная работа мышления, а также следы в памяти. Для воспрития необходима двигательная активность, направленная на исследование и построение образа предмета или явления, для ощущения такой активности от человека не надо. Восприятие - объективно, а ощущения- субъективны. Влияние инд. опыта создает определенный установки и стереотипы, которые называются – Апперцепция.

Свойства восприятия:

·Целостность – когда по отдельным признакам или характеристикам человеческое сознание достраивает образ до целого.

·Константность – все зависимости от угла зрения или угла восприятия - цвет, размер, характеристики остаются постоянными.

·Категориальность – все предметы или явления обозначаем определенным понятием и относим к определенным категориям.

·Предметность.

Виды восприятие по формам существования материи:

·Времени.

·Движения, скорости и направления.

·Пространства (высота, ширина, размер, форма, удаленность, глубина).

Вид восприятия в зависимости от объектов: воспринимаем

·Предметы.

·Людей.

·Речь.

Иллюзии - несоответствие реальности. Существуют Виды иллюзий – Домашнее задание найти - все Виды.

Процесс мышления.

Это высший познавательные процесс, в результате которого происходит порождение нового знания, новых идей, мыслей, выводов.

Процесс мышления – это процесс опосредованного познания действительности, который свзан с решением поставленных задач или проблем. Процесс мышления всегда целенаправлен и логически построен. Процесс мышления тесно связан с речью. Речь для мышления является носителем мысли. Мышление для речи – как средство общения.

Существуют мыслительные операции:

·Сравнение – бывает по сходству и отличию.

·Анализ.

·Синтез.

·Конкретизация.

·Абстрагирование.

·Обобщение.

Формы логического мышления:

·Суждение – это высказывание, содержащее определенную мысль или идею.

·Умозаключение – это серия логически связанных высказываний. Осуществляется тремя способами: дедукция, индукция, аналогия.

·Определение понятий (молоко, хлеб, конфеты объединяем в продукты питания).

Виды мышления в зависимости от возрастных периодов:

·Наглядно-действенное (до 4-5 лет).

·Наглядно-образное (совершение действий в уме включая воображение, до начальных классов преобладает).

·Словесно-логическое и абстрактное (формируестя к 4- 5 клас.).

Мышление:

·Теоретическое.

·Практическое.

Речь и язык.

Речь-вид деятельн. человека связан. с использованием естественного языка(родного на котором говорим)а различных ситуациях для решения различных целей и задач.

Речь – полифункциональная, т.к. выполняет след. функции:

1) Является средством общения

2) Является средством мышления

3) Является носителем сознания

4) Является носителем памяти, информации (письмен. тексты)

5) Является средством управления поведением людей и собственным

6) Выражает психологическое состояние говорящего, его отношение к собеседнику

В основе речи лежит язык, который представляет собой одну из знаковых систем (естествен. язык)

К специальным знаковым системам относятся знаковые системы используемые в определ. видах деятельности- язык программирования, язык химии, физики, математики и т.д.

Отличие речи и языка:

Язык Речь

 

Я. – система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков имеющих для людей определенный смысл и значение.   Р. - это совокупность произносимых и которых передаются сочетания звуков имеющих для людей определенный смысл и значение, что соответствующая им система письменных знаков.  
Я. – един для всех кто пользуется им Р. – является индивидуально своеобразной
Я. - отражает в себе психологию народа, для которого он является родным В Р. – выражается психология отдельно взытого человека или общности людей для которых данные особенности речи характерны
Я. – может существовать и развиваться относительно самостоятельно независимо от человека, по законам ни связанным с психологией и поведением Р. – без усвоения языка не возможна

Связующим звеном между зыком и Речью является – Значение слова. Язык состоит из «понятий», в которых в обобщенном виде представлены самые разнообразные сведения.

Физиологическая основа речи:

Основу речи составляет деятел-ть 2-й сигнальной системы мозга, где раздражителем является – слово, которое существует в 3-х формах: слышимое, видимое, произносимое.

Речь имеет паралингвистические признаки:

*Интонация

*Громкость Они передают эмоциональное состояние говорящего

*Темп

 

*Телесные движения:

- жесты

- мимика

- пантомимика

Виды речи:

Внутренняя

Внешняя

Виды речи по кол-ву участвующих:

Диалог

Монолог

По форме:

- письменная

- устная

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...