Регулирование отрасли государством
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
В 2001 году в Японии на правительственном уровне был сформулирован план на XXI век, который расставил все общенациональные приоритеты в развитии. Автомобильный рынок тоже вошел в число приоритетных отраслей, которым японцы придают серьезное значение. Как и до сих пор, большое значение придается инновационности, наукоемкости и технологичности процесса производства, которые гарантируют оптимальную производительность труда, снижение издержек и высокое качество продукции[11]. Еще один приоритет – экологичность. После трагедии на атомной АЭС, вызванной цунами, японцы придают этому фактору особенное значение. В данной связи необходимо упомянуть «Базовый закон о науке, технике и технологиях», который прямого отношения к автомобилестроению не имеет, однако, именно благодаря ему производство в Японии осуществляется на высоком уровне внедрения инновационных разработок. Сегодня на государственном уровне в Японии оказывается преимущественная поддержка следующих направлений, которые могут быть реализованы в рамках отрасли автомобилестроения: 1. Системы производства энергии из солнечного света. 2. Экологически чистые производственные процессы. 3. Выпуск транспортных средств, оснащенных гибридными двигателями. 4. Сенсорная техника, применимая как в производстве, так и в транспортных средствах[12]. На государственном уровне в Японии предусмотрен целый ряд мер, которые прямо и косвенно стимулируют внедрение инновационных технологий в автомобилестроение. Система выглядит следующим образом: 1. Все инновационные разработки консолидируются Советом по научно-технической политике Японии, который дает им оценку с точки зрения применимости, полезности и т.д.
2. Результаты экспертных оценок инновационных предложений регулярно издаются официальным документом, который публикуется в широком доступе в прессе, что дает возможность предпринимателям выбирать оптимальные ноу-хау. 3. При использовании инноваций предприятия имеют право на льготное налогообложение в течение нескольких лет, когда окупаются затраты на нововведение (смета подсчитывается применительно к каждому предприятию)[13]. Еще одна важная деталь: некоторые субсидии автомобилестроительной отрасли выдаются не прямо, а опосредованно. Так, правительство очень активно стимулирует спрос японцев на автомобили, «дружественные окружающей среде», то есть максимально экологичные. С апреля 2009 года был полностью отменены налоги на покупку автомобиля (он составлял 5% от цены авто) и на мощность двигателя при условии соответствия приобретаемого автомобиля следующим критериям: 1. Автомобили на биотопливе. 2. Автомобили с гибридным двигателем. 3. ТС с чистыми газовыми и дизельными двигателями. Обычные автомобили попадают под сокращение налога, при условии, если они экономично расходуют топливо и выделяют минимальное количество выхлопных газов. При замене старого авто на новое японцам выдаются субсидии, в долларовом эквиваленте составляющие около 3 тыс долларов. Это приводит к повышению спроса на новые автомобили, которые производятся по инновационным и экологически чистым технологиям, а значит – стимулирует внедрение инноваций и развитие автомобилестроения в целом[14]. Машиностроительная продукция в Японии производится и продается по типу торговли добавленной стоимости (импорт сырья и экспорт станков, автомобилей, судов и т.д.). В практике ведения экономической деятельности в Японии имеется серьезный арсенал методов: 1. Законодательные. 2. Административно-правовые.
3. Экономические. 4. Неформальные. Используя их в комплексе, японское правительство осуществляет регулирование автомобилестроительной отрасли, а также стимулирует желательные процессы в ней. В рамках международных договоренностей, Японией используются нетарифные методы регулирования. Это стандарты, сертификация, нормы ТБ. Кроме вышеуказанных, методами стимулирования развития машиностроения являются нетарифные методы лицензирования и квотирования, которые позволяют защитить рынок Японии от «лишнего» экспорта. Так, например, повышенные требования к экологичности автомобилей (приняты в 2010 году) привели к тому, что автомобили иностранного производства часто не отвечают нужным требованиям, в связи с чем не могут получить лицензию. Квотирование используется в Японии для установления количественных ограничений, которые позволяют стране удерживать «здоровый» баланс в экономике. Как правило, квоты используются таким образом, чтобы сальдо баланса было положительным, то есть экспорт преобладал над импортом. В русскоязычных исследованиях информации об автомобилестроении в структурированном виде нет, хотя тенденция вполне понятна: экспорт автомобилей значительно превосходит импорт. Государственный заказ как таковой в Японии в централизованном виде не существует. Он осуществляется на рыночных основаниях путем объявления тендеров, а также госзакупок при необходимости. Японский таможенный тариф предусматривает использование большого разнообразия пошлин, дифференцирующихся в зависимости от метода определения тарифной ставки. Такое положение обеспечивает более надежный уровень защиты внутренней продукции перед лицом мировых ценовых колебаний или внезапных наплывов дешевого импорта. В то же время, на продукцию автомобилестроения таможенная ставка отличается от средней ставки в мире в меньшую сторону: 3,9%, тогда как средневзвешенная мировая – 6,3%. Такая политика связана с тем, что в данной отрасли количество импорта значительно меньше в соотношении с экспортом.
Заключение
Таким образом, изучив имеющиеся в доступе данные, касающиеся развития автомобильного рынка Японии, можно сделать следующие выводы.
Во-первых, автомобилестроение играет ведущую роль в экономике Японии. Японское качество славится во всем мире благодаря уникальному сочетанию чисто японских факторов: высокий технологический уровень производства, уникальный производственный процесс, уникальная рабочая сила и т.д. Во-вторых, для Японии характерна корпоративность, серьёзные капиталовложения в инновационность производства, а также постоянное обучение персонала, который занят на производственном предприятии определенной отрасли, как правило, пожизненно. Динамика развития японского автомобилестроения во многом зависит от конъюнктуры на мировых рынках. В связи с тем, что Япония традиционно испытывает дефицит в энергоресурсах, там на государственном уровне поощряется энергосбережение. Государство с помощью субсидий и налоговых льгот поощряет экологически чистое, энергосберегающее производство, а также покупку населением автомобилей с двигателями, не приносящими вреда окружающей среде. Автомобильный рынок тоже вошел в число приоритетных отраслей, которым японцы придают серьезное значение. Как и до сих пор, большое значение придается наукоемкости и технологичности процесса производства, которые гарантируют оптимальную производительность труда, снижение издержек и высокое качество продукции.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|