В чем революционность - то?
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Литературное расследование к 6 апреля - 205 - летию со дня рождения русского писателя, философа и революционера (1812-1870)
Принято считать, что в обществе, где утрачены ориентиры, единственным надежным компасом, указывающим, что добро находится в противоположной стороне от зла, остается история. Александр Герцен - один из первых «лондонских сидельцев», писатель, философ, революционер, чье 205-летие отмечается в 2017 году, прожил настолько бурную и насыщенную страстями жизнь, что в его биографиях, написанных в советское время, об этом предпочли умолчать. Я постаралась рассказать биографию писателя без лишнего официоза, но так, чтобы ни у кого из них не возникло ощущения, будто мы подглядываем за чужой личной жизнью. Итак…
Гордая душа – всегда душа возвышенная
Имя Александра Герцена, известно всем из курса школьной программы. Мне оно известно по высказыванию Виссариона Белинского о нем «У тебя страшно много, ужасно много ума, так много, что я право и не знаю, зачем его столько одному человеку...». Да еще, пожалуй, по шуточным стихам Наума Коржавина, написавшего «балладу об историческом недосыпе», или, по-другому, «жестокий романс по одноименному произведению В.И.Ленина».
«Романс» заканчивается словами:
И никуда не деться нам
Когда-то каждый знал, что Герцен уехал в Лондон, потому что гордость не позволяла ему остаться в России. Казалось бы, наша история так сложилась, что гордость Герцена - и не только его одного - уже давно пора перестать считать синонимом гордыни и греха. Но гордый «сын сердца» сегодня по-прежнему видится многим революционером, раскачавшим лодку. Хочется верить Цицерону - что «история есть учительница жизни», а не Василию Ключевскому, благодаря которому у нас все знают, что «история ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков». Кого-то ведь научила многому. Например, тому, как гордыню не путать с гордостью, которая в Европе уже 200 лет трактуется как человеческое достоинство. Ровно в тот год, когда родился Герцен, французский ученый Пьер Буаст выпустил в свет толковый словарь «Энциклопедия ума», в котором зафиксировал изречение: «Гордый ум всегда бывает умом мелочными; гордая душа - всегда душа возвышенная». Герцену очень нравилась эта книга.
В чем революционность - то?
Герцена принято называть революционером. Лев Толстой, в очередной раз срывая маски, как-то отметил: «Революционеры - это специальность, профессия, как всякая другая - как военная (аналогия полная)». Изучая биографию писателя, можно испытать некоторое недоумение: прокламации не писал, цареубийство не замышлял - в чем же его революционность? За что ссылали? От чего бежал из России? Ссылали за вольнодумие и смелые речи. После восстания декабристов достаточно было даже не доноса, а подозрения в том, что некий господин вел или даже просто слушал недозволенные речи, чтобы применить к нему меры пресечения. Высказывался же Герцен, как вслух, так и в своих произведениях. Преимущественно против крепостного права. Революционным оказался сам его отъезд. Он был воспринят как Поступок, доказывающий, что «ома жить нельзя» и что человек, «чуждый своему семейству», может и даже обязан разорвать с ним. Уехав за границу, Герцен «поставил первый станок вольной русской прессы». Целью издаваемого им «Колокола» было 1) освобождение крестьян от помещиков, 2) освобождение слова от цензуры. Девизом «Колокола» Герцен выбрал латинское выражение Vivos voco!- «Зову живых!». Этот призыв находил отклик в душах читателей… Но не у настоящих революционеров-разночинцев, появившихся в России к началу 60-х годов: для них идеи Герцена были недостаточно радикальными.
«Мое воспитание началось с упреков и оскорблений…» Мне думается, быть женой писателя, «специальность» которого обязательно включает нарциссизм, неврозы и т.п. - тяжелое бремя. Быть женой писателя - революционера - двойное бремя. Быть женой Александра Герцена - тройное. И вся эта тяжесть легла на хрупкие плечи Натальи Александровны Герцен - «Натали», «сестры», как звал ее муж. Братья Яковлевы - представители старинного рода, богачи, родственники всей грибоедовской Москвы - были широкими людьми. Они были счастливы в детях, но внебрачных. Младший - Иван Алексеевич Яковлев - имел замечательного внебрачного сына, которого звали Александр Герцен, а старший - Александр Алексеевич - имел внебрачную дочь, Наталью Захарьину. Сходство положения детей, однако, на этом исчерпывалось.
Александр Герцен рос как законный сын и, в конце концов, унаследовал отцовское состояние. Наталья Захарьина ютилась где-то возле любвеобильного папаши (который до самой смерти содержал крепостной гарем), а после его кончины была взята в дом тетушки, княгини Марьи Алексеевны Хованской. Тетушка была убеждена, что совершила образцовый поступок, ведь мать Натали - женщина из дворовых - с остальными детьми удалилась в Тамбов. Девочка существовала на неопределенном положении: считалось, что она должна быть и так навеки благодарна. Социологи давно констатировали, что пламенные революционеры формируются не из «бедных людей», не из представителей низов, а из тех, кто живет в благополучии, но ощущает семейный (или школьный) гнет. Жизнь «сироты» у княгини Хованской может служить наглядным примером. Принципы воспитания были «старинные». По словам Герцена, лучшего (хоть и пристрастного) биографа супруги, «ребенок должен быть с утра зашнурован, причесан, навытяжку; это можно бы было допустить в ту меру, в которую оно не вредно здоровью; но княгиня шнуровала вместе с талией и душу, подавляя всякое откровенное, чистосердечное чувство, она требовала улыбку и веселый вид, когда ребенку было грустно, ласковое слово, когда ему хотелось плакать, вид участия к предметам безразличным, словом - постоянной лжи». А сама Натали спустя десятилетия вспоминала: «Кругом было старое, дурное, холодное, мертвое, ложное, мое воспитание началось с упреков и оскорблений, вследствие этого - отчуждение от всех людей, недоверчивость к их ласкам, отвращение от их участия, углубление в самое себя...». «Сирота» сопротивлялась, протестовала. Она, во-первых, читала так называемую «неистовую словесность» - Гюго, Бальзака и т.д. Она, во-вторых, дружила с крепостной девушкой-ровесницей. Она, в-третьих, полюбила кузена-бунтаря Александра, который уже успел вступить в борьбу с правительством. Точнее: правительство Николая I, навсегда испуганное восстанием декабристов, решило, что Герцен с ним борется. В 1834 году члены кружка Герцена и его приятеля Николая Огарева были арестованы: пьяная студенческая посиделка показалась мятежом и основанием для посадки. Юных вольнодумцев отправили в ссылку. Родственники - старинное дворянство - были потрясены и возмущены, но Натали видела в Александре героя.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|