Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

По освоению дисциплины «История русской литературы»




Костанайский филиал

Кафедра филологии

 

УТВЕРЖДЕНО

заседанием кафедры филологии

Протокол № 01 от «07» сентября 2015 г.

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

по преподаванию дисциплины

«История русской литературы»

 

Костанай, 2015г.

 

 

Методические указания студентам составлены: Кусаиновой А.М., канд. филол. наук, доцентом кафедры филологии _____________

 

Методические указания студентам обсуждены на заседании методической комиссии кафедры филологии

 

Протокол № 01 от «8» сентября 2015 г.

 

Председатель методической комиссии __________________ Н.Р. Гейко

 

 

 

Методические указания студентам

по освоению дисциплины «История русской литературы»

Лекция – форма обучения студентов, при которой преподаватель последовательно излагает основной материал темы учебной дисциплины.

Лекция – это важный источник информации по каждой дисциплине. Она ориентирует студента в основных проблемах изучаемого курса, направляет самостоятельную работу над ним. Для лекций по каждому предмету должна быть отдельная тетрадь для лекций. Прежде всего, запишите имя, отчество и фамилию лектора, оставьте место для списка рекомендованной литературы, пособий, справочников.

Будьте внимательны, когда лектор объявляет тему лекции, объясняет Вам место, которое занимает, новый предмет в Вашей подготовке и к чему новому Вы сможете научиться. Как правило, на первой лекции преподаватель обосновывает свои требования, раскрывает особенности чтения курса и способы сдачи зачета или экзамена.

Сделайте отступления на полях, которые понадобятся для различных пометок, замечаний и вопросов.

Запись содержания лекций очень индивидуальна, именно поэтому трудно пользоваться чужими конспектами.

Не стесняйтесь задавать вопросы преподавателю. Чем больше у Вас будет информации, тем свободнее и увереннее Вы будете себя чувствовать.

Воспользуйтесь некоторыми советами:

– не старайтесь дословно конспектировать лекции, выделяйте основные положения, старайтесь понять логику лектора;

– точно записывайте определения, термины, понятия и т.д.;

– передавайте излагаемый лектором материал своими словами;

– наиболее важные положения лекции выделяйте подчеркиванием;

– создайте свою систему сокращения слов;

– привыкайте просматривать, перечитывать перед новой лекцией предыдущую информацию;

– дополняйте материал лекции новой информацией;

– задавайте вопросы лектору;

– обязательно вовремя пополняйте возникшие пробелы.

Практические занятия – это важнейший элемент образовательного процесса. Наряду с развитием умственных способностей и накоплением знаний в ходе проведения этих занятий формируются необходимые будущему специалисту навыки работы с научной информацией, формируются необходимые поведенческие качества: ответственность и трудолюбие, дисциплинированность, прилежание. На занятиях осуществляется текущий контроль знаний в форме опроса на лекции и на практическом занятии, описания конкретных ситуаций.

Приступая к выполнению заданий, поставьте перед собой задачу: понять их значимость. В качестве исходного положения для подготовки к занятию предлагается использовать повторение терминологии: например, сюжет и его структурные элементы, композиция, текстология, палеография, рефрен и т.д., в зависимости от темы занятия. Проверьте, свободно ли вы оперируете этими понятиями. В случае необходимости обратитесь к КЛЭ, ЛЭС и откорректируйте записи в своих собственных словариках. Вторая рекомендация – знакомство с текстом. В ходе чтения рекомендуется выписывать слова и словосочетания, лексическое значение которых вам недостаточно ясно, например: окаянные, вежи половецкие, черные клобуки, берендеи и т.п. Только после этого приступайте к третьей рекомендации - чтению текста.Продолжайте выписывать незнакомые слова и выражения. Закончив чтение, ответьте на вопросы. Первый блок практического занятия, как правило, ознакомительный, желательно составить тезисный план ответа на 1 вопрос.Знакомство со вторым вопросом, как правило, требует какого-либо комментария к тексту. Вы должны представить себе, в какой обстановке жили герои, какую одежду они носили, каким оружием сражались, что они читали и почитали. При необходимости сделайте собственные комментарии. Свой ответ соотнесите с историческим и художественным временем.Для углубленного изучения проблемы обратитесь к работам исследователей-ученых в этой области. Скопируйте отдельные их положения для литературоведческой копилки. Используя материалы учебных пособий, специальной литературы и т.д., ответьте на вопросы, поставленные перед вами. Отрабатывайте навыки самостоятельного сопоставительного анализа, например, соотнесите сюжет с сюжетом, сравните композиции; выясните, какие художественные задачи решал народ в разных произведениях, сопоставьте содержание произведений поэтапно.Желательно составить план ответа каждого вопроса.Мысленно перескажите ответ в их причинно-временной последовательности, после пересказа вычлените сюжетные части и по необходимости внесите их в таблицу, например, элемент сюжета, фрагменты текста,экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка примечание: в таблице следует проставить номера страниц процитированных фрагментов текста по изданию, с которым вы работаете. Остается обобщить ваши знания. При необходимости коротко запишите созданные вами характеристики.Выберите направление, в котором вам интересно было бы рассмотреть прямые и ассоциативные связи данного вопросам с разными видами искусства. Решите, в какой форме будете отвечать. Это может быть: а) обзор литературы; б) единый доклад группы; в) система сообщений по вопросам; г) литературно-музыкальная композиция; д) викторина или кроссворд, устный ответ, и т.п. Одно из обязательных условий повышающих эффективность вашего ответа – оформление всех материалов в строгом соответствии с требованиями библиографии и использование иллюстративных материалов: аудиозаписей, репродукций, схем, таблиц, слайдов, выставок книг. Работая над вопросами практического занятия, если вы обнаружили ссылки, обратитесь к источникам. Исходным пунктом вашего ответа будет вывод.После выполнения этих видов работы еще раз обратитесь к тексту и обдумайте нерешенные вопросы. Свои выводы и наблюдения сопоставьте с изложенными в учебной литературе.

Для лиц с ограниченными возможностями здоровья предусмотрено использование электронного учебника, а также информации, размещенной на Интернет-сайтах, посвященных научным исследованиям, кроме того, преподавателем оказываются индивидуальные консультации, а самостоятельная работа студента может быть представлена в устной и электронной форме.

Практические занятия

Тема 1 Литературное движение 30-х годов. А.С. Пушкин

Цель: рассмотреть особенности литературного движение 30-х годов, проанализировать творчество А.С. Пушкина

Вопросы:

  1. Правительственная реакция после 14 декабря 1825 г. Развитие свободной мысли: увлечение философией Шеллинга и Гегеля.
  2. Полемика о романтизме в журналистике.
  3. Возрастание удельного веса прозы в литературе. Развитие жанра романтической повести: проза А.А. Бестужева – Марлинского, В. Одоевского («Русские ночи»), Н. Полевого («Блаженство безумия»), Н.Ф. Павлова («Три повести).
  4. Исторический роман (М. Загоскин, Л. Лажечников).
  5. Реалистические тенденции в прозе (А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, Павлов). Литературно-критическая деятельность В.Г. Белинского (ст. «Литературные мечтания», «О русской повести и поветях Гоголя»). Борьба романтических и реалистических стилевых тенденций в поэзии (поэты школы В.А. Жуковского, поэты кружка Н. Станкевича, В. Бенедиктов).
  6. Пушкин – родоначальник новой русской литературы и создатель современного русского литературного языка. «Евгений Онегин» - первый русский реалистический социально-психологический роман.
  7. Эволюция образа Петра I («Полтава», «Медный всадник»).
  8. Творчество Пушкина 30-х годов. Философская проблематика в лирике («Безумных лет угасшее веселье» и др.). «Маленькие трагедии».
  9. Единство нравственно-философской проблематики и драматургического стиля. Сказки Пушкина. «Повести Белкина», их новаторский характер.

Методические указания: необходимо подготовить краткий конспект по вопросам темы. Очень эффективным приемом является составление схем, презентаций. При ответе студента учитываются глубина знаний теоретических проблем, культура речи, система письменного изложения пройденного материала. Особое внимание обращается на умение самостоятельно критически мыслить, аргументировано обосновывать выводы и предложения.

Студенты могут составлять простые и сложные планы ответов, однако они всегда должны включать следующие составные части: вступление (определение места изучаемого вопроса в учебной дисциплины), основная часть (раскрытия сущности вопроса), заключение (краткий вывод по вопросу).

Положительным также будет стремление студента изложить различные точки зрения на рассматриваемую проблему, выразить свое отношение к ней, применить теоретические знания на практике.

Основная литература

1. Анненкова, Е.И., Акимова, Н.Н., Кошелев, В.А. История русской литературы X1X века [Текст]: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования. В 3 т. 2 т. / Е.И. Анненкова, Н.Н. Акимова, В.А. Кошелев и др.; под ред. Е.И. Анненковой (Сер.: Бакалавриат). – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 448 с.

2. Анненкова, Е.И., Акимова, Н.Н., Кошелев, В.А. История русской литературы X1X века [Текст]: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования. В 3 т. 3 т. / Е.И. Анненкова, Н.Н. Акимова, В.А. Кошелев и др.; под ред. Е.И. Анненковой (Сер.: Бакалавриат). – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 400 с.

3. Серафимова, В.Д. История русской литературы ХХ века: Учебник. + Доп. материалы [электронный ресурс]. – (Высшее образование: Бакалавриат). – М.: ИНФРА-М, 2013. – 540 с. - Режим доступа: htt p: www. Znanium. com.

Дополнительная литература

  1. Мескин, В.А. История русской литературы «серебряного века» [Текст]: учебник для бакалавров / В.А. Мескин. – Серия: Бакалавр. Базовый курс. – 385 с. – М.: Издательство Юрайт, 2014.
  2. Кусков, В.В. История древнерусской литературы [Текст]: учебник для бакалавров / В.В. Кусков. – 9-е изд., испр. и доп. – Серия: Бакалавр. Базовый курс. – М.: Издательство Юрайт, 2012. – 336 с.
  3. Кусков, В.В. История древнерусской литературы [Текст]: учебник для бакалавров / В.В. Кусков. – 9-е изд., испр. и доп. – Серия: Бакалавр. Базовый курс. – М.: Издательство Юрайт, 2015. – 336 с.
  4. Лисичкина, О.Б. Русская литература и культура 18 века [Текст]: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / О.Б. Лисичкина (Серия: Бакалавриат). – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 318 с.

 

Тема 2 М.Ю. Лермонтов

Цель: выявить характерные чертытворчества М.Ю. Лермонтова

Вопросы:

  1. Романтический герой ранней лирики. Драматургия Лермонтова. «Маскарад» как социально-философская драма романтического стиля.
  2. Лирика 1836-1841 гг.
  3. Реалистические тенденции в лирике Лермонтова («Сосед», «Завещание» и др.)
  4. Поэмы Лермонтова «Мцыри», «Демон». Роман «Княгиня Лиговская». Критическое изображение светского общества. Роман «Герой нашего времени» как философско-психологический роман.

Методические указания: необходимо подготовить краткий конспект по вопросам темы. Очень эффективным приемом является составление схем, презентаций. При ответе студента учитываются глубина знаний теоретических проблем, культура речи, система письменного изложения пройденного материала. Особое внимание обращается на умение самостоятельно критически мыслить, аргументировано обосновывать выводы и предложения.

Студенты могут составлять простые и сложные планы ответов, однако они всегда должны включать следующие составные части: вступление (определение места изучаемого вопроса в учебной дисциплины), основная часть (раскрытия сущности вопроса), заключение (краткий вывод по вопросу).

Положительным также будет стремление студента изложить различные точки зрения на рассматриваемую проблему, выразить свое отношение к ней, применить теоретические знания на практике.

Литература

Основная литература

1. Анненкова, Е.И., Акимова, Н.Н., Кошелев, В.А. История русской литературы X1X века [Текст]: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования. В 3 т. 2 т. / Е.И. Анненкова, Н.Н. Акимова, В.А. Кошелев и др.; под ред. Е.И. Анненковой (Сер.: Бакалавриат). – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 448 с.

2. Анненкова, Е.И., Акимова, Н.Н., Кошелев, В.А. История русской литературы X1X века [Текст]: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования. В 3 т. 3 т. / Е.И. Анненкова, Н.Н. Акимова, В.А. Кошелев и др.; под ред. Е.И. Анненковой (Сер.: Бакалавриат). – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 400 с.

3. Серафимова, В.Д. История русской литературы ХХ века: Учебник. + Доп. материалы [электронный ресурс]. – (Высшее образование: Бакалавриат). – М.: ИНФРА-М, 2013. – 540 с. - Режим доступа: htt p: www. Znanium. com.

Дополнительная литература

  1. Мескин, В.А. История русской литературы «серебряного века» [Текст]: учебник для бакалавров / В.А. Мескин. – Серия: Бакалавр. Базовый курс. – 385 с. – М.: Издательство Юрайт, 2014.
  2. Кусков, В.В. История древнерусской литературы [Текст]: учебник для бакалавров / В.В. Кусков. – 9-е изд., испр. и доп. – Серия: Бакалавр. Базовый курс. – М.: Издательство Юрайт, 2012. – 336 с.
  3. Кусков, В.В. История древнерусской литературы [Текст]: учебник для бакалавров / В.В. Кусков. – 9-е изд., испр. и доп. – Серия: Бакалавр. Базовый курс. – М.: Издательство Юрайт, 2015. – 336 с.
  4. Лисичкина, О.Б. Русская литература и культура 18 века [Текст]: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / О.Б. Лисичкина (Серия: Бакалавриат). – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 318 с.

 

Практические занятия

Тема 3 Н.В. Гоголь.

Цель: проанализировать творчество Н.В. Гоголя

Вопросы:

  1. Оригинальность гоголевского романтизма в «Вечерах на хуторе близ Диканьки».
  2. Повесть «Шинель», ее определяющее место в петербургских повестях.
  3. Драматургия Гоголя. Новаторство Гоголя – комедиографа в комедии «Ревизор». Социальная сатира Гоголя. Поэма «Мертвые души».
  4. Замысел и его воплощения. Гоголь – сатирик в изображении поместной, бюрократической и крестьянской Руси. Принципы сатирической типизации образов помещиков.
  5. Традиции великого писателя в русской литературе.
  6. Воздействие Гоголя на мировой литературный процесс.

Методические указания: необходимо подготовить краткий конспект по вопросам темы. Очень эффективным приемом является составление схем, презентаций. При ответе студента учитываются глубина знаний теоретических проблем, культура речи, система письменного изложения пройденного материала. Особое внимание обращается на умение самостоятельно критически мыслить, аргументировано обосновывать выводы и предложения.

Студенты могут составлять простые и сложные планы ответов, однако они всегда должны включать следующие составные части: вступление (определение места изучаемого вопроса в учебной дисциплины), основная часть (раскрытия сущности вопроса), заключение (краткий вывод по вопросу).

Положительным также будет стремление студента изложить различные точки зрения на рассматриваемую проблему, выразить свое отношение к ней, применить теоретические знания на практике.

Литература

Основная литература

1. Анненкова, Е.И., Акимова, Н.Н., Кошелев, В.А. История русской литературы X1X века [Текст]: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования. В 3 т. 2 т. / Е.И. Анненкова, Н.Н. Акимова, В.А. Кошелев и др.; под ред. Е.И. Анненковой (Сер.: Бакалавриат). – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 448 с.

2. Анненкова, Е.И., Акимова, Н.Н., Кошелев, В.А. История русской литературы X1X века [Текст]: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования. В 3 т. 3 т. / Е.И. Анненкова, Н.Н. Акимова, В.А. Кошелев и др.; под ред. Е.И. Анненковой (Сер.: Бакалавриат). – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 400 с.

3. Серафимова, В.Д. История русской литературы ХХ века: Учебник. + Доп. материалы [электронный ресурс]. – (Высшее образование: Бакалавриат). – М.: ИНФРА-М, 2013. – 540 с. - Режим доступа: htt p: www. Znanium. com.

Дополнительная литература

  1. Мескин, В.А. История русской литературы «серебряного века» [Текст]: учебник для бакалавров / В.А. Мескин. – Серия: Бакалавр. Базовый курс. – 385 с. – М.: Издательство Юрайт, 2014.
  2. Кусков, В.В. История древнерусской литературы [Текст]: учебник для бакалавров / В.В. Кусков. – 9-е изд., испр. и доп. – Серия: Бакалавр. Базовый курс. – М.: Издательство Юрайт, 2012. – 336 с.
  3. Кусков, В.В. История древнерусской литературы [Текст]: учебник для бакалавров / В.В. Кусков. – 9-е изд., испр. и доп. – Серия: Бакалавр. Базовый курс. – М.: Издательство Юрайт, 2015. – 336 с.
  4. Лисичкина, О.Б. Русская литература и культура 18 века [Текст]: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / О.Б. Лисичкина (Серия: Бакалавриат). – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 318 с.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...