Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методические указания студентам по подготовке к самостоятельной работе студентов (СРС).




В ходе изучения дисциплины применяется такая форма учебного процесса как самостоятельная работа студентов.

Самостоятельная работа – это планируемая работа студентов, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.

Роль преподавателя при этом заключается в планировании, организации и контроле самостоятельной работы студентов, в обучении их методам самостоятельного изучения теоретических вопросов.

Ориентируясь на четыре компонента содержания образования – знания, умение решать традиционные задачи, опыт творческой деятельности, – целесообразно для дисциплины произвести тщательный отбор фундаментального ядра знаний и специальных задач, выделить в этом материале круг проблем для самостоятельной работы.

При разработке заданий для СРС преподаватель должен руководствоваться требованием профилирования своей дисциплины в соответствии со специальностью обучаемых. При разработке заданий для СРС необходимо выполнять следующие требования:

· отбор и изложение материала должны обеспечивать достижение целей, изложенных в квалификационной характеристике, и понимание прикладного значения данной дисциплины для своей профессии;

· материал заданий должен быть методологичен, осознаваем и служить средством выработки обобщенных умений;

· при составлении заданий следует формулировать их содержание в контексте специальности.

Основными видами самостоятельной работы являются: работа с печатными источниками информации (конспектом, книгой, документами), работа с компьютерными автоматизированными курсами обучения. При изучении дисциплины основную долю отводимого на самостоятельную работу времени занимает работа с конспектом лекций и другой печатной информацией. При этом роль преподавателя заключается в обучении студентов методике работы с литературой.

Преподаватель на первом занятии должен ознакомить студентов с целями, средствами, трудоемкостью, сроками выполнения, формами контроля и самоконтроля СРС. При организации самостоятельной работы необходимо в процессе консультирования помогать студентам в овладении всеми приемами самостоятельной работы, способствовать повышению ее качества.

Основные критерии, которые можно предъявить к СРС по предмету:

1 СРС должна быть разнообразна;

1.2 она должна побуждать студентов проявлять самостоятельность при изучении дисциплины;

1.3 она должна иметь практическую направленность, т.е., прежде всего, помочь студенту подготовиться к экзамену.

2. Студентам предлагается составить свой «словарь». При этом приветствуется не копирование существующих словарей, а творческий подход, отражение в словаре связей

2.1 Студентам необходимо в рамках СРС подготовиться к практическим занятиям, составляя конспект основных положений, отражая все понятия по данной теме дисциплины;

2.2 Прежде, чем составить схему или таблицу, нужно внимательно изучить предлагаемый материал, относящийся к теме дисциплины;

2.3 Презентации должны отвечать всем требованиям (шрифт, количество слов, схемы, сочетание цветов и проч.)

2.4 Одним из важнейших заданий, входящих в систему СРС, является написание реферата или научной статьи на предложенную преподавателем тему в рамках исследования социально-педагогических проблем, либо на самостоятельно выбранную студентом, либо на тему, согласованную с преподавателем.

2.5 В рамках СРС выполняется и подготовка устных сообщений на практических занятиях. Студентам предлагается самостоятельно выбрать тему для сообщения и согласовать ее с преподавателем.

Все вышеназванные задания выполняются в течение семестра и сдаются преподавателю для проверки по заранее оговоренному графику.

Для выполнения СРС знать содержание художественных текстов, подготовить выборку статей из журналов «Новый мир», «Новое литературное обозрение», «Мысль», «Литература» (на кафедре, у лаборанта, в библиотеке филиала), что даёт возможность непосредственно ознакомиться с критическими статьями по данной теме и совершенствовать умение составлять тезисы статьи. Суть самостоятельной работы студентов, которые проводятся по общепрофессиональным дисциплинам, заключается в том, что они должны быть приближены к самостоятельной работе специалиста на производстве, в школе и в других сферах, куда они будут распределены после окончания вуза.

Такое пристальное внимание к самостоятельной работе обусловлено тем, что специалист по окончании вуза трудно входит в трудовой ритм, что на первых порах сказывается не только на работе, но и на правильности выбора своей профессии.

Поэтому будущий специалист должен уже со студенческой скамьи иметь навыки самостоятельной работы. Такая работа должна проводиться через организацию самостоятельной работы.

Со стороны преподавателя даётся график выполнения СРС, где по определённым дням проверяются домашние задания, конспекты и другие виды самостоятельные работы.

В итоге проводится рейтинг по всем видам работы студентов, которые проводятся в аудиторные часы и в часы самостоятельные работы. По достижении определённой суммы баллов ставится допуск к зачёту или к экзамену.

Тема Возникновение и развитие сентиментализма в русской литературе. Н.М. Карамзин. А.Н. Радищев.

Цель: определить особенности сентиментализма в русской литературе. Проанализировать творчество Н.М. Карамзина и А.Н. Радищева.

Задание к выполнению СРС №1 подготовка к экзамену, тезисный конспект по теме (письменно ответить на вопросы)

Вопросы:

  1. Русский сентиментализм и идеология Просвещения.
  2. Интерес к «обыкновенному» человеку, культ чувств.
  3. Новые жанры сентиментализма.
  4. Художественное новаторство поэзии Н.М. Карамзина.
  5. «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева (идейно-художественное своеобразие, жанр, стиль и композиция).

Методические указания:

Изучить материал по теме, а затем написать важные моменты по данной теме.

для поиска необходимой информации можно использовать следующие способы:

– поиск через систематический каталог в библиотеке;

– просмотреть специальные журналы;

– выявить материалы, размещенные в сети Интернет.

Литература

Основная литература

1. Анненкова, Е.И., Акимова, Н.Н., Кошелев, В.А. История русской литературы X1X века [Текст]: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования. В 3 т. 2 т. / Е.И. Анненкова, Н.Н. Акимова, В.А. Кошелев и др.; под ред. Е.И. Анненковой (Сер.: Бакалавриат). – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 448 с.

2. Анненкова, Е.И., Акимова, Н.Н., Кошелев, В.А. История русской литературы X1X века [Текст]: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования. В 3 т. 3 т. / Е.И. Анненкова, Н.Н. Акимова, В.А. Кошелев и др.; под ред. Е.И. Анненковой (Сер.: Бакалавриат). – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 400 с.

3. Серафимова, В.Д. История русской литературы ХХ века: Учебник. + Доп. материалы [электронный ресурс]. – (Высшее образование: Бакалавриат). – М.: ИНФРА-М, 2013. – 540 с. - Режим доступа: htt p: www. Znanium. com.

Дополнительная литература

  1. Мескин, В.А. История русской литературы «серебряного века» [Текст]: учебник для бакалавров / В.А. Мескин. – Серия: Бакалавр. Базовый курс. – 385 с. – М.: Издательство Юрайт, 2014.
  2. Кусков, В.В. История древнерусской литературы [Текст]: учебник для бакалавров / В.В. Кусков. – 9-е изд., испр. и доп. – Серия: Бакалавр. Базовый курс. – М.: Издательство Юрайт, 2012. – 336 с.
  3. Кусков, В.В. История древнерусской литературы [Текст]: учебник для бакалавров / В.В. Кусков. – 9-е изд., испр. и доп. – Серия: Бакалавр. Базовый курс. – М.: Издательство Юрайт, 2015. – 336 с.
  4. Лисичкина, О.Б. Русская литература и культура 18 века [Текст]: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / О.Б. Лисичкина (Серия: Бакалавриат). – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 318 с.

Тема Литература первой четверти XIX века. Русский романтизм. В.А. Жуковский. К.Н. Батюшков.

Цель: выявить особенности литературы первой четверти XIX века. Русский романтизм.

Задание к выполнению СРС №2 составление тестового задания, подготовка к экзамену

Вопросы:

  1. Литературные направления и их взаимодействия. «Беседа любителей русского слова» Шишкова, литературное общество «Арзамас», «Зеленая лампа»; деятельность «Общества любомудрия»..
  2. Основные течения русского романтизма. Национальное своеобразие и этапы исторического развития русского романтизма.
  3. Определяющая роль В.Л. Жуковского в зарождении и развитии отечественного романтизма. Поэзия раннего периода творчества («Совет друзьям», «Веселый час»).

Методические указания:

Составление тестовых заданий позволяет студенту глубоко рассмотреть и изучить предложенный материал. При подготовке написания тестовых вопросов следует ознакомиться с темой, данной в учебниках, учебных пособиях.

Вопросы в тестовых задания даются четко и ясно, с пятью вариантами ответов (А, В, С, D, Е). В вариантах ответах не должно быть следующих формулировок: «все ответы правильные», «нет правильных ответов», «все ответы верны».

Тестовые вопросы могут составляться в различных формах, например:

– укажите, кто относится к …?

– продолжите определение …;

– вставьте пропущенное слово в следующем понятии «…»;

– и т.п.

Правильный ответ в тесте отмечаем полужирным начертанием. Необходимо составить 15 вопросов.

Литература

Основная литература

1. Анненкова, Е.И., Акимова, Н.Н., Кошелев, В.А. История русской литературы X1X века [Текст]: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования. В 3 т. 2 т. / Е.И. Анненкова, Н.Н. Акимова, В.А. Кошелев и др.; под ред. Е.И. Анненковой (Сер.: Бакалавриат). – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 448 с.

2. Анненкова, Е.И., Акимова, Н.Н., Кошелев, В.А. История русской литературы X1X века [Текст]: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования. В 3 т. 3 т. / Е.И. Анненкова, Н.Н. Акимова, В.А. Кошелев и др.; под ред. Е.И. Анненковой (Сер.: Бакалавриат). – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 400 с.

3. Серафимова, В.Д. История русской литературы ХХ века: Учебник. + Доп. материалы [электронный ресурс]. – (Высшее образование: Бакалавриат). – М.: ИНФРА-М, 2013. – 540 с. - Режим доступа: htt p: www. Znanium. com.

Дополнительная литература

  1. Мескин, В.А. История русской литературы «серебряного века» [Текст]: учебник для бакалавров / В.А. Мескин. – Серия: Бакалавр. Базовый курс. – 385 с. – М.: Издательство Юрайт, 2014.
  2. Кусков, В.В. История древнерусской литературы [Текст]: учебник для бакалавров / В.В. Кусков. – 9-е изд., испр. и доп. – Серия: Бакалавр. Базовый курс. – М.: Издательство Юрайт, 2012. – 336 с.
  3. Кусков, В.В. История древнерусской литературы [Текст]: учебник для бакалавров / В.В. Кусков. – 9-е изд., испр. и доп. – Серия: Бакалавр. Базовый курс. – М.: Издательство Юрайт, 2015. – 336 с.
  4. Лисичкина, О.Б. Русская литература и культура 18 века [Текст]: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / О.Б. Лисичкина (Серия: Бакалавриат). – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 318 с.

 

Тема Гражданский романтизм. К.Ф. Рылеев. И.А. Крылов.

Цель: выявить характерные черты гражданского романтизма, рассмотреть и проанализировать творчеств К.Ф. Рылеева.

Задание к выполнению СРС №3 письменный анализ текста (одно произведение на выбор)

Вопросы:

  1. Отражение пафоса жертвенного служения родине и свободе в «Думах» и поэме «Войнаровский» К. Рылеева.
  2. Идейно-художественное содержание басен И.А. Крылова.
  3. Лиро-эпический жанр поэзии.

Методические указания:

Изучить материал по теме, а затем написать важные моменты по данной теме.

для поиска необходимой информации можно использовать следующие способы:

– поиск через систематический каталог в библиотеке;

– просмотреть специальные журналы;

– выявить материалы, размещенные в сети Интернет.

Общая схема литературоведческого анализа текста:

1. Время и обстоятельства написания произведения.

2. Место произведения в творчестве писателя.

3. Литературный род (эпос, лирика, драма).

4. Жанр произведения.

5. Основная проблематика произведения.

6. Тема.

7. Композиция.

8. Основной пафос произведения и эмоциональная тональность.

9. Образный строй.

10. Идея.

11. Художественные особенности (тропы, фигуры, приемы).

Литература

Основная литература

Основная литература

1. Анненкова, Е.И., Акимова, Н.Н., Кошелев, В.А. История русской литературы X1X века [Текст]: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования. В 3 т. 2 т. / Е.И. Анненкова, Н.Н. Акимова, В.А. Кошелев и др.; под ред. Е.И. Анненковой (Сер.: Бакалавриат). – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 448 с.

2. Анненкова, Е.И., Акимова, Н.Н., Кошелев, В.А. История русской литературы X1X века [Текст]: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования. В 3 т. 3 т. / Е.И. Анненкова, Н.Н. Акимова, В.А. Кошелев и др.; под ред. Е.И. Анненковой (Сер.: Бакалавриат). – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 400 с.

3. Серафимова, В.Д. История русской литературы ХХ века: Учебник. + Доп. материалы [электронный ресурс]. – (Высшее образование: Бакалавриат). – М.: ИНФРА-М, 2013. – 540 с. - Режим доступа: htt p: www. Znanium. com.

Дополнительная литература

  1. Мескин, В.А. История русской литературы «серебряного века» [Текст]: учебник для бакалавров / В.А. Мескин. – Серия: Бакалавр. Базовый курс. – 385 с. – М.: Издательство Юрайт, 2014.
  2. Кусков, В.В. История древнерусской литературы [Текст]: учебник для бакалавров / В.В. Кусков. – 9-е изд., испр. и доп. – Серия: Бакалавр. Базовый курс. – М.: Издательство Юрайт, 2012. – 336 с.
  3. Кусков, В.В. История древнерусской литературы [Текст]: учебник для бакалавров / В.В. Кусков. – 9-е изд., испр. и доп. – Серия: Бакалавр. Базовый курс. – М.: Издательство Юрайт, 2015. – 336 с.
  4. Лисичкина, О.Б. Русская литература и культура 18 века [Текст]: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / О.Б. Лисичкина (Серия: Бакалавриат). – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 318 с.

 

Тема А.С. Грибоедов.

Цель: определить особенности творчества А.С. Грибоедова

Задание к выполнению СРС №4 подготовка к экзамену, тезисный конспект по теме (письменно ответить на вопросы)

Вопросы: Литературная деятельность А.С. Грибоедова. 2. В.Г. Белинский и И.А. Гончаров о комедии «Горе от ума».

Методические указания:

Необходимо подготовить тезисный (краткий) конспект по вопросам темы.

Изучить материал по теме, а затем написать важные моменты по данной теме.

для поиска необходимой информации можно использовать следующие способы:

– поиск через систематический каталог в библиотеке;

– просмотреть специальные журналы;

– выявить материалы, размещенные в сети Интернет.

Литература

Основная литература

1. Анненкова, Е.И., Акимова, Н.Н., Кошелев, В.А. История русской литературы X1X века [Текст]: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования. В 3 т. 2 т. / Е.И. Анненкова, Н.Н. Акимова, В.А. Кошелев и др.; под ред. Е.И. Анненковой (Сер.: Бакалавриат). – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 448 с.

2. Анненкова, Е.И., Акимова, Н.Н., Кошелев, В.А. История русской литературы X1X века [Текст]: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования. В 3 т. 3 т. / Е.И. Анненкова, Н.Н. Акимова, В.А. Кошелев и др.; под ред. Е.И. Анненковой (Сер.: Бакалавриат). – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 400 с.

3. Серафимова, В.Д. История русской литературы ХХ века: Учебник. + Доп. материалы [электронный ресурс]. – (Высшее образование: Бакалавриат). – М.: ИНФРА-М, 2013. – 540 с. - Режим доступа: htt p: www. Znanium. com.

Дополнительная литература

  1. Мескин, В.А. История русской литературы «серебряного века» [Текст]: учебник для бакалавров / В.А. Мескин. – Серия: Бакалавр. Базовый курс. – 385 с. – М.: Издательство Юрайт, 2014.
  2. Кусков, В.В. История древнерусской литературы [Текст]: учебник для бакалавров / В.В. Кусков. – 9-е изд., испр. и доп. – Серия: Бакалавр. Базовый курс. – М.: Издательство Юрайт, 2012. – 336 с.
  3. Кусков, В.В. История древнерусской литературы [Текст]: учебник для бакалавров / В.В. Кусков. – 9-е изд., испр. и доп. – Серия: Бакалавр. Базовый курс. – М.: Издательство Юрайт, 2015. – 336 с.
  4. Лисичкина, О.Б. Русская литература и культура 18 века [Текст]: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / О.Б. Лисичкина (Серия: Бакалавриат). – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 318 с.

 

Тема Литературное движение 30-х годов. А.С. Пушкин

Цель:

Задание к выполнению СРС №5 подготовка к практическому занятию, подготовка к экзамену, составление тестового задания

  1. Вопросы:
  2. Литературно-критическая деятельность В.Г. Белинского (ст. «Литературные мечтания», «О русской повести и повестях Гоголя»).
  3. «Маленькие трагедии» А.С. Пушкина. Единство нравственно-философской проблематики и драматургического стиля.

Методические указания:

Составление тестовых заданий позволяет студенту глубоко рассмотреть и изучить предложенный материал. При подготовке написания тестовых вопросов следует ознакомиться с темой, данной в учебниках, учебных пособиях.

Вопросы в тестовых задания даются четко и ясно, с пятью вариантами ответов (А, В, С, D, Е). В вариантах ответах не должно быть следующих формулировок: «все ответы правильные», «нет правильных ответов», «все ответы верны».

Тестовые вопросы могут составляться в различных формах, например:

– укажите, кто относится к …?

– продолжите определение …;

– вставьте пропущенное слово в следующем понятии «…»;

– и т.п.

Правильный ответ в тесте отмечаем полужирным начертанием. Необходимо составить 15 вопросов.

Литература

Основная литература

1. Анненкова, Е.И., Акимова, Н.Н., Кошелев, В.А. История русской литературы X1X века [Текст]: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования. В 3 т. 2 т. / Е.И. Анненкова, Н.Н. Акимова, В.А. Кошелев и др.; под ред. Е.И. Анненковой (Сер.: Бакалавриат). – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 448 с.

2. Анненкова, Е.И., Акимова, Н.Н., Кошелев, В.А. История русской литературы X1X века [Текст]: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования. В 3 т. 3 т. / Е.И. Анненкова, Н.Н. Акимова, В.А. Кошелев и др.; под ред. Е.И. Анненковой (Сер.: Бакалавриат). – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 400 с.

3. Серафимова, В.Д. История русской литературы ХХ века: Учебник. + Доп. материалы [электронный ресурс]. – (Высшее образование: Бакалавриат). – М.: ИНФРА-М, 2013. – 540 с. - Режим доступа: htt p: www. Znanium. com.

Дополнительная литература

  1. Мескин, В.А. История русской литературы «серебряного века» [Текст]: учебник для бакалавров / В.А. Мескин. – Серия: Бакалавр. Базовый курс. – 385 с. – М.: Издательство Юрайт, 2014.
  2. Кусков, В.В. История древнерусской литературы [Текст]: учебник для бакалавров / В.В. Кусков. – 9-е изд., испр. и доп. – Серия: Бакалавр. Базовый курс. – М.: Издательство Юрайт, 2012. – 336 с.
  3. Кусков, В.В. История древнерусской литературы [Текст]: учебник для бакалавров / В.В. Кусков. – 9-е изд., испр. и доп. – Серия: Бакалавр. Базовый курс. – М.: Издательство Юрайт, 2015. – 336 с.
  4. Лисичкина, О.Б. Русская литература и культура 18 века [Текст]: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / О.Б. Лисичкина (Серия: Бакалавриат). – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 318 с.

 

Тема Поэты пушкинской поры. А.И. Полежаев. А.В. Кольцов.

Цель: Выявить характерные черты произведений пушкинской поры. А.И. Полежаев.

Задание к выполнению СРС №6: написание тезисного конспекта, подготовка к практическому на тему «Литературное движение 30-х годов. А.С. Пушкин»,

подготовка к экзамену

Вопросы:

  1. Поэзия Д. Давыдова. Поэзия Вяземского. Лирика А. Дельвига.
  2. Творчество Н.М. Языкова. Творчество Д.П. Баратынского.
  3. Традиции гражданского романтизма поэзии декабристов в творчестве А. Полежаева («Рок» и др.).
  4. Поэтизция жизни крестьян и их труда («Урожай»), тема нужды («Дом бедняка»), любви («На заре юности туманной») А.В. Кольцовым.

Методические указания:

Изучить материал по теме, а затем написать важные моменты по данной теме.

для поиска необходимой информации можно использовать следующие способы:

– поиск через систематический каталог в библиотеке;

– просмотреть специальные журналы;

– выявить материалы, размещенные в сети Интернет.

Литература

Основная литература

1. Анненкова, Е.И., Акимова, Н.Н., Кошелев, В.А. История русской литературы X1X века [Текст]: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования. В 3 т. 2 т. / Е.И. Анненкова, Н.Н. Акимова, В.А. Кошелев и др.; под ред. Е.И. Анненковой (Сер.: Бакалавриат). – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 448 с.

2. Анненкова, Е.И., Акимова, Н.Н., Кошелев, В.А. История русской литературы X1X века [Текст]: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования. В 3 т. 3 т. / Е.И. Анненкова, Н.Н. Акимова, В.А. Кошелев и др.; под ред. Е.И. Анненковой (Сер.: Бакалавриат). – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 400 с.

3. Серафимова, В.Д. История русской литературы ХХ века: Учебник. + Доп. материалы [электронный ресурс]. – (Высшее образование: Бакалавриат). – М.: ИНФРА-М, 2013. – 540 с. - Режим доступа: htt p: www. Znanium. com.

Дополнительная литература

  1. Мескин, В.А. История русской литературы «серебряного века» [Текст]: учебник для бакалавров / В.А. Мескин. – Серия: Бакалавр. Базовый курс. – 385 с. – М.: Издательство Юрайт, 2014.
  2. Кусков, В.В. История древнерусской литературы [Текст]: учебник для бакалавров / В.В. Кусков. – 9-е изд., испр. и доп. – Серия: Бакалавр. Базовый курс. – М.: Издательство Юрайт, 2012. – 336 с.
  3. Кусков, В.В. История древнерусской литературы [Текст]: учебник для бакалавров / В.В. Кусков. – 9-е изд., испр. и доп. – Серия: Бакалавр. Базовый курс. – М.: Издательство Юрайт, 2015. – 336 с.
  4. Лисичкина, О.Б. Русская литература и культура 18 века [Текст]: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / О.Б. Лисичкина (Серия: Бакалавриат). – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 318 с.

Тема М.Ю. Лермонтов.

Цель: проанализировать творчество М.Ю. Лермонотова

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...