Виды поведения и деятельности.
Возникновение и развитие различных видов поведения и деятельности происходят у человека постепенно в течение длительного времени. Первоначально у ребенка после рождения проявляется простейшее импульсивное поведение. При ярком свете или громком звуке ребенок проявляет двигательное беспокойство, поворачивает голову к раздражителю, следит за его передвижением и т.д. Затем в течение первого года начинает развиваться исследовательское поведение. Ребенок хватает предметы (игрушки), рассматривает их, тянет в рот, манипулирует ими. После первого года в результате воспитания и подражания у ребенка начинает формироваться предметно-практическое поведение. Он научается сидеть на стульчике, есть за столом, пользоваться ложкой и вилкой, есть из тарелки, умываться, одеваться, рисовать карандашом и т.д. Одновременно с этим у ребенка начинает развиваться коммуникативное и речевое поведение. Посредством этих видов поведения ребенок общается со взрослыми и своими сверстниками, совершает совместные действия, добивается удовлетворения своих желаний, усваивает информацию об окружающем мире. На основе усвоенных видов поведения ребенок получает возможность заниматься различными видами деятельности, под влиянием которых происходит его психическое развитие. Основными видами деятельности являются: игра, учение и труд. Простейшим, самым доступным видом деятельности является игра. В игре реализуется у ребенка потребность в активности и в познании окружающего мира. Игровые действия ребенка осуществляются на основе усвоения человеческих способов употребления вещей и человеческих форм поведения. В этом заключается коренное отличие игровой деятельности детей от игрового поведения детенышей животных.
Игра осуществляется посредством специально изготовленных игрушек, которые являются моделями настоящих вещей. Игрушки, моделирующие людей, называются куклами. Применяя игрушки в процессе игры, дети приобщаются к миру взрослых, усваивают знания и умения, необходимые для жизни в обществе. Игры бывают простые и сложные, индивидуальные и групповые, предметные и конструкторские, ролевые и сюжетные, подвижные и настольные. Все игры регулируются определенными правилами поведения участников. Чем сложнее игра, чем труднее выполнять правила игры, тем более сложные формы психической и физической активности должны проявляться. По мере усложнения игры все более усложняется двигательная, сенсорная, интеллектуальная, эмоциональная, волевая и речевая активность ее участников. Особенно большое значение для психического развития в процессе игры имеет речевая деятельность. Обозначая словами предметы и явления внешнего мира, а также свои действия и психические состояния, ребенок начинает осознавать окружающие предметы и свои действия с ними, учится управлять своим поведением в соответствии с правилами игры. Таким образом, в процессе игры дети усваивают житейские знания, приобретают практические умения и навыки обращения с вещами, учатся владеть своими физическими и психическими состояниями и управлять своим поведением. Более сложным видом деятельности является учение. Им начинают заниматься дети с 6-7 лет, когда их физическое и психическое развитие достигает требуемого для этой деятельности уровня. Учение направлено на усвоение научных знаний и приобретение учебных навыков и умений. Оно организуется и регламентируется обществом и осуществляется в специально создаваемых с этой целью учебных заведениях. Эффективность учения зависит от организации и стимулирования познавательной деятельности учащих-
познавательной деятельности учащихся в процессе их обучения учителями. Учение может иметь пассивный и активный характер. Пассивный характер оно имеет в том случае, если ученик ограничивается запоминанием учебной информации только в том виде, как он получает ее из уст учителя и из текста учебника. Такой самый простой способ усвоения научных знаний чаще всего применяется в общеобразовательных школах. Он является малоэффективным, но зато очень удобным и не требует больших усилий ни от учителя, ни от ученика. К тому же существующая в школе система оценок и контроля за усвоением знаний учениками побуждает их формально заучивать предусмотренную школьными программами учебную информацию. Нет нужды доказывать, что такой способ усвоения научных знаний в процессе обучения может способствовать только однобокому умственному развитию учащихся, при котором ведущую роль в интеллектуальной деятельности играет память, имеющая часто механический характер. Более эффективным является продуктивный способ организации учебной деятельности, при котором ученик не может ограничиться пассивным заучиванием учебного материала, а должен активно добывать нужную для усвоения научных знаний информацию из разных источников. Отсюда процесс познания, осуществляемый учеником в учебной деятельности, должен иметь не только репродуктивный, но и поисковый, творческий характер. Только в этом случае ученик может научиться самостоятельно приобретать новые знания и сознательно применять их в различных видах деятельности и заниматься самообразованием. Такая организация познавательной деятельности в процессе обучения будет способствовать полноценному умственному развитию учащихся и формированию у них высокоценных психических свойств личности. Наиболее важным видом человеческой деятельности является труд. В процессе труда создаются материальные и идеальные продукты, необходимые для жизни общества. Труд обеспечивает не только существование человеческого общества, но является также условием его непрерывного развития. Существует два основных вида труда: предметно-практический и абстрактно-теоретический, или первый часто называют физическим, а второй - умственным. Каждый вид труда осуществляется посредством различных физических и психических компонентов. Первый вид
хических компонентов. Первый вид труда направлен преимущественно на создание материальных продуктов, второй - идеальных. Предметно-практический вид труда осуществляется преимущественно на основе сенсомоторной активности, тогда как абстрактно-теоретический - на основе интеллектуальной. Между практической и теоретической деятельностью всегда существует тесная связь. Практическая деятельность опирается на теоретическую, а теоретическая находит свое воплощение в практической. Так, прежде чем изготовить материальный предмет, нужно создать его образ, воплотить его в чертеже, найти нужный материал, спланировать последовательность действий. Кроме того, сам процесс изготовления управляется, регулируется и контролируется сознательной интеллектуальной деятельностью. Поэтому любой вид трудовой деятельности связан с особенностями интеллектуальной деятельности человека. В предметной деятельности этот интеллект имеет нагляднодейственный характер, в теоретической -отвлеченный, абстрактный характер. Имеют место и такие виды тру да, которые связаны с функционированием образного интеллекта. Каждый вид труда может иметь как репродуктивный, так и продуктивный, творческий характер. Особенно важное значением имеет творческий труд, который является основным условием для неограниченного развития человека и человеческого общества. Таким образом, трудовая деятельность не только требует проявления чисто человеческих психических свойств и качеств, но и формирует их в процессе ее выполнения. Литература Асмолов А.Г. Деятельность и установка. М., 1979. Гиппенрейтер Ю.Б. Ведение в общую психологию. М., 1975. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. Миллер Д., Галантер Ю., Прибрам К. Планы и структура поведения. М., 1964. Немов Р.С. Психология. Кн. 1. Общие основы психологии. М., 1994. Общая психология. М, 1986. Эльконин Д. Б. Психология игры. М., 1972. Раздел II. Познавательные процессы и Способности человека
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|