Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Виды речи как средство общения и орудие мышления.




Речевая деятельность может осуществляться человеком как на основе воспроизведения речевых образов во внешнем, так и во внут­реннем плане. В связи с этим принято различать внешнюю и внутрен­нюю речь. Внешняя речь адресована к другим людям, внутренняя -к самому себе. Внешняя речь может быть устной и письменной. Посредством этих видов речи люди общаются между собой, обме­ниваются информацией, воздействуют друг на друга.

Устная речь осуществляется посредством воспроизведения зву­ковых образов слов. Устная речь может быть монологической, диало­гической и эгоцентрической. Монологическая и диалогическая речь обращены к другим людям, эгоцентрическая - к самому себе.

Монологическая речь является самым сложным видом уст­ной речи. Она адресована, как правило, к группе слушателей, ее предметом является определенная тема. Для того, чтобы тема была раскрыта, монологическая речь должна быть развернутой, четкой, ясной, логически последовательной и доступной для восприятия слу­шателей. Монологическая речь заранее планируется и подготавли­вается. Она сопровождается вспомогательными неязыковыми сред­ствами (мимикой, жестами, интонацией, паузами), которые дают возможность ввести в монологическую речь дополнительную ин­формацию и более понятно раскрыть ее содержание. Монологичес­кая речь может осуществляться в форме рассказа, доклада, лек­ции. Посредством монологической речи сообщается определенная информация, формируются взгляды у слушателей на те или другие явления, вызывается определенное отношение к объектам, собы-


тиям и людям, формируется установка осуществлять определен­ные действия и поступки в соответствии с усвоенными принципами и идеалами.

Монологическая речь является одним из важнейших средств осуществления педагогической деятельности учителем. Косноя­зычный учитель не может успешно осуществлять обучение и вос­питание учащихся. Каждый учитель должен совершенствовать и развивать свое речевое мастерство, для чего должен активно овладевать системой навыков и умений речевого искусства.

Диалогическая речь представляет собой более простой вид устной речи, так как она предполагает активное речевое обще­ние между несколькими людьми, находящимися в определенной ситуации. Поскольку ее тема связана с ситуацией, то каждое высказывание собеседников определяется предыдущими репли­ками и имеет, в связи с этим, контекстуальный характер.

Диалогическая речь является свернутой, заполненной па­узами, восклицаниями, мимикой и жестами. Кроме того она очень экспрессивна, эмоциональна и динамична. Для того, чтобы диалог поддерживался, надо не только понятно, четко и ясно говорить, но и уметь слушать партнера. Это было очень хорошо подмечено М.Ю. Лермонтовым в его произведении “Герои нашего времени”. Печорин, от имени которого идет повествование, пишет, что с Грушницким невозможно было разговаривать, так как он не слушал собеседника и отвечал не на его реплики, а на свои собственные мысли.

Диалогическая речь может протекать в форме разговора и бесе­ды. Целью разговора может являться желание обменяться мнениями, высказать свое отношение к партнеру и другим людям, узнать их отно­шение к самому себе, сообщить какие-то сведения и т. п. Тема разго­вора и количество партнеров может все время меняться. Разговор может продолжаться длительное время, если он ведется свободно, доверительно, душевно. В противном случае он быстро прекращается. В разговоре проявляется личность человека, его взгляды, убеждения, намерения, отношение к жизни, его мечты и идеалы. Иногда человек говорит одно, а думает и делает другое. За его красивыми словами прячется эгоизм, индивидуализм, жадность и подлая сущность его души. Так в рассказе Оскара Уальда “Преданный друг” толстый мельник уверял маленького Ганса, что он его самый верный и преданный друг,


что он только и думает о его благе. На самом же деле он его нещадно эксплуатировал, а маленький Ганс, дорожа его дружбой, не смел отка­заться от выполнения его эгоистических требований, которые станови­лись все более жестокими. В конце-концов маленький Ганс, вынуж­денный пойти ночью под проливным дождем без фонаря, так как тол­стый мельник пожалел дать ему новый фонарь, за доктором для его больного сына попал в болото и погиб.

Специально осуществляемый диалог, направленный на обсужде­ние какой-либо определенной темы называется беседой. В зависимос­ти от темы и цели беседа может быть бытовой, дидактической, эти­ческой, эстетической, диагностической и терапевтической. Каждая беседа выполняет свою задачу. Бытовая беседа направлена на полу­чение информации прагматического характера, на обсуждение собы­тий и явлений, имеющих утилитарное значение. Дидактическая беседа широко применяется в учебном процессе с целью сообщения учащим­ся учебного материала, изучения предметов и явлений, текстов и на­глядных пособий, а также для закрепления усвоенных знаний, выясне­ния степени их понимания. Этическая беседа применяется для форми­рования нравственных взглядов и убеждений, моральных качеств и свойств личности, для предотвращения безнравственных поступков и поведения, для поощрения высокогуманных действий и устремлений. Эстетическая беседа дает возможность сформировать понятия о пре­красном и безобразном, возвышенном и низменном, о трагическом и комическом, вызвать эстетические чувства при восприятии произве­дений искусства и картин природы, вызвать восхищение о действиях героев и негодование к силам зла, погубивших их. Диагностическая беседа дает возможность установить степень нарушения психических функций, выявить пути их восстановления, понять причины их возник­новения. Терапевтическая беседа помогает осознать характер психи­ческих расстройств, выявить условия их возникновения, помочь изба­виться от навязчивых мыслей и чувств, создать условия для восста­новления нормальных психических функций.

Письменная речь, так же как и устная, является одним из видов внешней речи. Осуществляется она посредством воспро­изведения и восприятия графических образов слов, которые яв­ляются продуктом трансформации звуковых и моторных обра-


может быть адресована как к конкретному человеку, так и вообще ко всем людям.

Человек, осуществляющий письменную речь, не имеет контакта с людьми, к которым она обращена, и не знает как она будет восприни­маться и оцениваться ими. Для того, чтобы содержание письменной речи было правильно воспринято, необходимо уметь в развернутой фор­ме описывать его. Это также связано и с тем обстоятельством, что письменная речь лишена всяких дополнительных средств сообщения информации, как это имеет место в устной речи. В то же время воз­можность работать над письменной речью неограниченное время, из­менять и переделывать изложение ее содержания, что является боль­шим ее преимуществом, по сравнению с устной речью.

Письменная речь оказывает огромное влияние как на жизнь всего общества, так и на отдельного человека. Она дает возмож­ность каждому человеку приобщиться к мировой культуре, усвоить общечеловеческие ценности, необходимые для формирования его духовного мира. Через многие столетия и даже тысячелетия дохо­дят до нас идеи Сократа и Платона, Иисуса Христа и его апосто­лов, Шекспира и Пушкина, Лермонтова и Л. Толстого.

Письменная речь излагается, как правило, в форме определенно­го текста. Для правильного восприятия и понимания текста имеет боль­шое значение его структура и характеристика. Характеристика может быть внешняя и внутренняя. Внешняя характеристика зависит от фор­мы изложения текста, его структуры и объема. Внутренняя характери­стика связана со смысловым содержанием текста, которое включает в себя теоретические положения, факты, их анализ и отношение к ним. Понимание текста связано с его интерпретацией, в основе которой ле­жит сложная мыслительная деятельность. Существует несколько ви­дов интерпретации: эмпирико-наглядная, теоретико-наглядная, теоретико-эмпирическая, теоретико-семантическая.

Динамика понимания текста имеет в своей основе систему ум­ственных операций: ориентировка в тексте, структурирование матери­ала (смысловое разграничение, установление системы информации, семантическое взвешивание), переконструирование (переход от внеш­ней структуры к внутренней), свертывание и развертывание информа­ции. Существуют внутренние и внешние причины непонимания текста: внутренние причины имеют психологический характер: низкий уровень


развития интеллекта читателя, пассивность и неэкономичность его мышления, несформированность операционных основ чтения, неумение организовать чтение и т. п. Внешние причины связаны с особенностями текста: сложность текста, его громоздкость, несовершенство описания его содержания, отсутствие логики изложения и т. п.

Как видим, письменная речь даёт возможность развить интел­лектуальные способности, стать образованным и духовно богатым человеком, познать природу и общество, быть в курсе всех собы­тий, происходящих в мире.

Внутренняя речь является особым видом речевой деятель­ности. В отличие от внешней речи она обращена не к другим людям, а к самому себе. В связи с этим она осуществляется во внутреннем плане и существует в форме мыслей и моторных об­разов слов, которые возникают в результате скрытых речевых движений артикуляционного аппарата, исследованием которых занимался А.Н. Соколов.

Внутренняя речь может предшествовать внешней речи (уст­ной и письменной) и являться фазой планирования при ее осуще­ствлении. Структура внутренней речи имеет существенные особенно­сти, по сравнению с внешней. Поскольку она обращена к самому себе, то нет надобности в развернутом виде осуществлять высказывание. Отсюда внутренняя речь является свернутой, сжатой, фрагментарной и может существовать на основе мысленного воспроизведения отдель­ных слов, несущих основную смысловую нагрузку. Слова, которые при­меняет человек во внутренней речи отличаются от слов внешней речи, тем что они фрагментарны, сокращены и могут сливаться с другими сло­вами.

На основе внутренней речи осуществляется интеллекту­альная и духовная жизнь личности, проявляются ее нравствен­ные взгляды и убеждения, мечты и идеалы, желания и стрем­ления, сомнения и верования.

Рассуждая сам с собой, человек убеждается в истинности или ложности своих духовных ценностей, осуждает или оправ­дывает самого себя, пытается понять смысл жизни, принимает решение, как жить дальше, чему верить, каким следовать идеа­лам и какие цели ставить. Словом, внутренняя речь - это “голос совести” человека, это внутренний голос, который удерживает его от аморальных поступков, от осуществления низменных желаний


ния низменных желаний и влечений, от использования сомнительных средств для достижения своих целей.

Посредством внутренней речи личность, осуществляя самовну­шение, вызывает у себя определенные желания и стремления, настра­ивает свою душевную жизнь на определенный лад, стремится проявить твердость духа, непоколебимость своих взглядов, верований, планов, решений, убеждений. На основе внутренне речи осуществляется ауто­генная тренировка, благодаря которой человек приобретает такие пси­хические качества и физические состояния, которые страстно желал бы иметь у себя. Под влиянием самовнушения личность может проявить такую силу духа, что казалось бы это превосходит все возможности и ресурсы человеческой психики.

В качестве доказательства можно привести множество приме­ров. Вот один из них. Это случилось в древнем Риме в IV веке до н. э. Этрусский царь Порсена, видя каким могущественным становится Рим, решил уничтожить его. С этой целью он собрал огромное войско и на­пал на Рим. Римляне отбили штурм войск Порсены. Тогда он решил взять город осадой. Шло время, а римляне не думали сдаваться. Тогда Порсена приказал воинам схватить во время очередного штурма кого-нибудь из защитников города. В их руки попал молодой римлянин Му-ций. Его привели к царю. Порсена стал спрашивать у Муция о том, какие потери несут римляне, много ли еще осталось воинов, хватает ли оружия, на сколько времени хватит продовольствия, где они берут воду и, самое главное, собираются ли они сдаваться. Муций стоял и не от­вечал на вопросы Порсены. Увидев это, Порсена сказал Муцию, что ели он добровольно не ответит на все вопросы, то скажет все под пыт­кой. При этом показал на костер, где лежали раскаленные орудия пы­ток, и на палача у костра. Услышав эти слова, Муций посмотрел на Порсену, потом на костер, подошел к нему и положил на костер правую руку. Она стала гореть и обугливаться. Увидев это, изумленный Порсе-на воскликнул: “Остановись юноша. Я все понял!” Он позвал воинов и велел им отвести Муция на то место, где его схватили и отпустить его. Что понял Порсена? Он понял, что ему никогда не взять Рим, так как его защищают такие сильные духом люди, как Муций. Порсена снял осаду и ушел со своим войском. Рим был спасен. Муций остался жи­вым, но лишился правой руки и получил прозвище - Муций Сцевола, т. е. Муций леворукий.


Наряду с внешней и внутренней речью существует так называе­мая эгоцентрическая речь, которая занимает промежуточное место между ними. По форме своего существования ее можно отнести к внеш­ней речи, так как она может проявляться или в форме устного выска­зывания, или в письменном виде, но в отличие от внешней речи она обращена не к другим людям, а к самому себе. Эгоцентрическая речь проявляется и у детей, и у взрослых. Дети во время игры часто начина­ют говорить вслух, фиксируя последовательность совершаемых ими действий. Взрослые тоже начинают рассуждать вслух, когда у них воз­никают в процессе осуществления умственных или практических дей­ствий какие-либо затруднения. Эгоцентрическая речь широко приме­няется при подготовке к устному выступлению с целью предваритель­ного проговаривания его содержания и наиболее правильного подбора и применения языковых средств. Применяется она также и для зак­репления усвоенной информации и для письменного фиксирования со­бытий, мыслей, чувств и всего сокровенного, что происходит в духов­ном мире человека. Эти записи ведутся в форме дневника и имеют сугубо личный характер.

Все виды речи связаны между собой, между ними существу­ют переходы и превращения одного вида в другой. Чаще всего внутренняя речь переходит во внешнюю, так как она является фазой планирования устной и особенно письменной речи. Эти переходы являются очень сложными и не всегда осуществляют­ся легко и свободно. Это связано с трудностями перехода от внут­ренней к внешней речи, структура и форма проявления которой коренным образом отличается от последней. Внутренняя речь существует на основе моторных образов слов, в то время как устная речь проявляется в виде звуковых образов слов, а пись­менная - в виде графических образов.

Для того, чтобы перейти от внутренней речи к внешней, надо изменить структуру высказывания и найти новые формы выра­жения ее содержания. Для этого надо перейти от сжатого и свер­нутого во внутренней речи высказывания к развернутому, пове­ствовательному высказыванию, понятному для других людей. Но это не всегда удается. Известно, например, какие муки испы­тывает человек, пытаясь найти наиболее подходящие слова для выражения своих мыслей, знаний, чувств и других психических состояний. Очень часто ученик испытывает большие затрудне-


или объяснить то или иное явление, описать события и т. п. В этих слу­чаях ученики часто говорят, что они понимают и знают содержание того, что они должны выразить, но не могут этого сделать, так как не находят нужных слов. Это так называемые муки слова, которые име­ют место не только у учеников, но и у взрослых людей.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...