Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развитие речи и духовного мира человека.




Существует несколько теорий развития речевой деятельности. В их основе лежат три фактора: научение, созревание и умственное раз­витие. Все три фактора взаимосвязаны между собой, и от них зависит весь ход развития речевой деятельности, начиная с раннего детского возраста.

Научение начинается с первых дней жизни ребенка. Мать, ухажи­вая за ребенком, обращается к нему с ласковыми и нежными словами, и ребенок эмоционально реагирует на них. Хотя ребенок и не понимает обращенную к нему речь, но он привыкает к звукам членораздельной человеческой речи, и у него постепенно формируется фонематический слух.

Известно, что дети, лишенные человеческого общества и не слышавшие человеческой речи, не научатся говорить и понимать других людей. Существует множество случаев, когда дети, вырас­тая среди животных, не способны были к речевой деятельности.

Так, в 1946 г. английские солдаты, несшие на джипе патрульную службу а песках Аравии, увидели на далеком расстоянии стадо каких-то животных и среди них мальчика. Сначала они подумали, что маль­чик пасет скот, но патруль находился в диких местах, удаленных на несколько десятков километров от населенных пунктов. Солдаты на­правили джип к стаду. Когда они приблизились, то увидели, что это не домашние животные, а газели, среди которых находился мальчик. Уви­дев приближающийся джип, стадо вместе с мальчиком бросилось бе­жать. Джип развил скорость до 70 км в час, но стадо и мальчика невоз­можно было догнать. Солдаты измучились от полутора часов немыс­лимой гонки. Когда мальчик, загнанный почти насмерть, упал в песок, его связали и привезли в штаб.

На мальчике, которого солдаты назвали Мохамедом, не было ни­какой одежды, подошвы его ног покрылись настолько толстой коркой, что напоминали копыта. Он не говорил и не понимал того, что говорили ему. Ел он финики, травы и коренья. Английское командование решило приобщить его к цивилизации и подготовить к Олимпийским играм, где


он мог бы побить все мировые рекорды в беге. Но эти надежды не оправдались. Страх перед людьми и тоска по воле пагубно повлия­ли на мальчика. Он не прожил в неволе и одного месяца.

Ранее найденные среди животных дети жили в течение несколь­ких лет и даже, некоторые из них, могли научиться говорить. Так, в Индии доктор Синг обнаружил двух девочек, живших среди волков. Их называли Амалой и Камалой. Одна из них вскоре умерла, а другая про­жила почти десять лет. Она с трудом научилась говорить и понимать других людей. Все, что происходило с ней до этого, она не помнила. Сначала она ходила на четвереньках, ела пищу только на полу, воду пила, лакая. Потом она научилась ходить, сидеть за столом и пользо­ваться ножом и вилкой. Однако полноценным человеком она не стала. Ходила согнувшись, говорила медленно, с трудом подбирая слова. Ее словарный состав был очень скудным, а духовный мир ограничивался только теми предметами и явлениями, которые она непосредственно воспринимала.

Наиболее интенсивное развитие речи у нормального ребен­ка падает на возраст от одного до трех лет. Этот период являет­ся наиболее благоприятным (сензитивным) для развития речи. В течение первого года жизни у детей происходит созревание спе­цифических задатков, обеспечивающих их последующую рече­вую деятельность. В данном случае на развитие речи у детей ока­зывает влияние второй фактор, связанный с созреванием и разви­тием речевого аппарата и нервных центров, регулирующих его де­ятельность.

На быстрое развитие речевой деятельности у детей в этот период оказывает большое влияние также и третий фактор - ког­нитивный, связанный с умственным развитием ребенка. Извест­но, что прежде чем научиться произносить слова, ребенок снача­ла начинает понимать их смысловое значение.

Познание мира ребенком начинается с первых дней его жиз­ни. Действующие на его органы чувств стимулы отражаются в форме сенсорных образов, которые непосредственно связаны с врожденными биологическими реакциями организма. В дальней­шем по мере, общения со взрослыми, эти образы начинают ассо­циироваться со словами, произносимыми ими. В результате это­го образы отделяются от врожденных реакций и приобретают вместе со словами субъективный смысл, на основе чего у детей начинает проявляться предметное сознание и его духовное со­держание.


Так, с самого начала, под влиянием речевых стимулов у ребенка зарождается духовный мир, определяющий дальнейшее развитие че­ловека. В Евангелии от Иоанна сказано: “Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог”. Слово создает духовный мир челове­ка, оно делает его сильным или слабым, честным или лживым, одухот­воренным или бездушным, высоконравственным или безнравственным. Слово может убить человека, слово может спасти человека, слово может побудить совершить великие деяния, слово может склонить его к бесчестным поступкам.

Какие слова слышит ребенок с момента своего рождения, таким он станет в будущем. Если ему говорят ласковые слова, он улыбается, тянет к взрослому ручки, если же на него кричат по всякому поводу и без повода, он хмурится, заливается плачем, становится замкнутым, раздражительным и истеричным.

Первые слова, имеющие предметную соотнесенность, ре­бенок начинает произносить только к концу первого года жиз­ни. По своему значению отдельное слово ребенка заменяет фразу взрослого. Оно, как правило, дополняется действиями, мимикой и пантомимикой.

После первого года жизни у ребенка начинает быстро расти словарный состав, а после одного годя семи месяцев до трех лет он овладевает в процессе общения грамматической структурой язы­ка. В дальнейшем, в течение дошкольного возраста, происходит дальнейшее увеличение словаря и усложнение грамматических кон­струкций предложений.

Тот факт, что ребенок, прежде чем начать говорить, уже по­нимает слова, а потом начинает говорить с самим собой, побу­дил известного швейцарского психолога Ж. Пиаже высказать предпо0ложение, что у ребенка развитие речи происходит от эго­центрической (речи для себя) к социализированной (речи для дру­гих). Эгоцентрическую речь он рассматривал как рудиментар­ную форму речи, обеспечивающую переход от внутренней к внешней речи.

Другой психолог Л.С. Выготский выдвинул противополож­ную концепцию, в соответствии с которой эгоцентрическая речь рассматривается как переходной этап от первоначально социа­лизированной внешней речи к внутренней индивидуальной. Он экспериментально доказал, что внутренняя речь возникает в про­цессе интериоризации (превращения) внешней развернутой со­циальной речи во внутренний план индивидуальной свернутой речи. Его эксперимент заключался в том, что на стадии проявле-


глухонемых или иноязычных детей, общение с которыми исключалось. Казалось бы, в этих условиях эгоцентрическая речь должна была дальше развиваться, но практически в этой ситуации она не толь­ко не совершенствовалась, но и вообще исчезла.

Следовательно, с точки зрения этой концепции, эгоцент­рическая речь обслуживает не столько общение, сколько внут­реннюю умственную деятельность, и в процессе перехода от внешней речи к внутренней она постепенно свертывается, но не исчезает. Поэтому даже у взрослых, при наличии затруд­нений в умственной деятельности, она снова возникает и про­является в форме речи-размышления. Ж. Пиаже, познакомив­шись с концепцией и результатами эксперимента Л.С. Выгот­ского, должен был признать его правоту.

В дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие внеш­ней и внутренней речи, что оказывает огромное влияние на становле­ние духовного мира ребенка. Исключительно большое влияние, в этом отношении, оказывают наставления и поучения взрослых. На их осно­ве у детей формируются знания о моральных и нравственных ценнос­тях, о хороших и плохих поступках людей, о положительных и отрица­тельных качествах личности.

Особенно большое впечатление на детей оказывают сказ­ки. Они не только формируют нравственные идеалы, но и по­буждают детей коренным образом изменить свое поведение. А.П. Чехов в рассказе “Дома” показывает какое огромное влияние на семилетнего мальчика, замеченного в курении, оказала неза­мысловатая сказочка о смерти царевича, который тайно курил, хотя и знал о вреде и пагубных последствиях этой привычки. Сначала мальчик рассеянно слушал сказку, которую рассказы­вал ему отец, но когда узнал о смерти царевича, вздрогнул и упавшим голосом заявил, что он не будет больше курить.

В школьном возрасте наряду с дальнейшим развитием уст­ной речи происходит овладение письменной речью. Умение чи­тать и писать оказывает огромное влияние на умственное и ду­ховное развитие школьника. Однако, не все, что узнает ученик из разнообразных источников, становится его духовным достоя­нием. Одни слова он принимает как истину, другие отвергает, а третьи вызывают у него сомнения и раздумья. Главным здесь является то, от кого исходят эти слова, от того, какие люди ста­новятся его духовными наставниками. Одни сознательно выби­рают таких наставников, доверяют им, слепо верят их словам,


Сознательно и бессознательно выбранные образцы речевого поведения закрепляются и становятся привычными в речевой дея­тельности человека. Так рождается стиль речевой деятельности, характерный для каждого человека, который во многом определя­ет внутренний и внешний облик его личности. На стиль речи боль­шое влияние оказывает профессиональная деятельность человека. Для артиста характерна эмоционально-экспрессивная речь, для во­енного - командно-волевая, для делового человека - утилитарно-прагматическая, для писателя - образно-повествовательная, для ученого и преподавателя - понятийно-объяснительная.

По особенностям речевой деятельности можно судить о некото­рых психических особенностях личности. Так, графологи полагают, что по почерку письменной речи можно судить о характере человека. Если буквы, расположенные на одной линии, являются ровными, как по ве­личине, так и по высоте, то это свидетельствует об организованном характере. Буквы разные по величине или большие буквы со значи­тельными расстояниями, имеющие различный наклон - признак неор­ганизованного, беспорядочного и противоречивого характера. Сжатые, четкие и округлые буквы свидетельствуют об уравновешенном харак­тере и о преобладании у человека положительных эмоций. Заострен­ные иглы букв говорят о склонности человека к отрицательным эмоци­ональным переживаниям. Короткие хвосты букв свидетельствуют о нерешительном характере человека, длинные хвостики букв - о реши­тельном напористом характере. Постепенное уменьшение величины букв в слове или в предложении означает неопределенность и неустой­чивость характера. Четкий, прямой почерк - говорит о самостоятель­ном характере, наклон букв вправо - о склонности к подражанию, влево - об упрямом характере.

Как видим, развитие речевой деятельности оказывает ре­шающее влияние на психическое развитие и духовный мир чело­века. Усвоение устной речи приобщает ребенка к человеческо­му обществу, превращает его в разумное, одухотворенное су­щество, определяет весь дальнейший путь его психического и духовного развития. Овладение письменной речью дает возмож­ность человеку получить образование, приобщиться к миро­вой культуре, развить интеллектуальные способности, овла­деть духовным богатством, созданным человечеством на про­тяжении многих тысячелетий своего развития.

Литература Ахутина Т.В. Порождение речи. М., 1989. Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т. 2. М., 1982.


Жинкин Н.И. Механизмы речи. М., 1958.

Леонтьев А.А. Слово в речевой деятельности. М., 1965.

Лурия А.Р. Язык и сознание. М., 1974.

Немов Р.С. Психология. Книга 1. Общие основы психологии. М., 1994.

Соколов А.Н. Внутренняя речь и мышление. М., 1968.

Хомский Н. Язык и мышление. М., 1972.

Ушакова Т.Н. и др. Речь человека в общении. М., 1989.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...