Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Природные свойства личности.




Развитие индивида, как и любого живого существа, его по­ведение и познавательные возможности определяются прежде всего теми генными структурами, которые присущи человеку как биологическому виду. Вопрос о влияния генного снаряжения на физическое и психическое развитие человека является чрез­вычайно важным для понимания движущих сил развития его лич­ности.

И в прошлом и в настоящее время этой проблеме было по­священо много исследований. Еще в прошлом веке была опубли­кована книга Ф. Гальтона “Наследственность таланта. Ее зако­ны и последствия”. В ней автор, на основе изучения родствен­ных связей многих сотен талантливых людей, пришел к выводу, что талант наследуется или по отцовской, или по материнской линии.

Начиная с 50-60 г.г. 20 столетия были проведены исследо­вания, направленные на изучение генетической обусловленнос­ти психики, поведения и их развития у различных видов живых существ. В связи с этим появились специальные разделы генети­ки: психогенетика, генетика поведения и генетика развития.

Без всякого сомнения в человеческом организме все его фун­кции и их развитие прежде всего связаны с генетическими фак­торами, которые определяют созревание всего организма, в том числе и головного мозга, и в связи с этим предопределяют психи­ческое развитие и поведение индивида.

Все прирожденные признаки организма, обусловленные ис­ключительно генетическим фактором, получили название гено­типа. Генотип определяет не только прирожденные признаки, но и является фундаментом для развития новых признаков, необхо-


ния организма в усложняющейся среде. Он не определяет автомати­чески эти признаки. Они появляются по мере созревания организма в процессе активного взаимодействия со средой. Так, одним из геноти-пических признаков человека является прирожденная способность к членораздельной речи. Но эта способность появляется не сразу, а по­степенно по мере созревания речевого аппарата и соответствующих нервных центров при активном общении ребенка со взрослыми. Хотя потребность в общении возникает у детей довольно рано, но ни один ребенок не в состоянии осуществлять речевую деятельность раньше одного года.

В то же время известно, что одни дети начинает говорить немного раньше одного года, а другие - гораздо позже. Это, оче­видно, объясняется тем, что в генотипе могут иметь место от­клонения, которые способствуют или более раннему, или более позднему появлению прирожденного признака.

Генотип, определяя прирожденные признаки в телесной орга­низации человека, является природной основой многих форм по­ведения и психической деятельности индивида, от генотипа за­висит проявление свойств темперамента, протекание простейших психических реакций, а также некоторые особенности познава­тельной и умственной деятельности.

В психологии все психические особенности человека, обус­ловленные генотипом, имеющие природную основу, входят в структуру “эндопсихики”. К эндопсихике относят такие психи­ческие свойства как впечатлительность, сообразительность, им­пульсивность, эмоциональность, выносливость, страстность, жиз­нерадостность, живость, хладнокровие, невозмутимость и др. Как видим, генотип может накладывать отпечаток на все сферы психической деятельности: на сенсорные, интеллектуальные, эмоциональные, волевые и другие свойства личности.

Генотип определяет типичные для данного вида существ признаки. Особенно заметным является влияние генотипа на динамику согревания всех функций организма, в том числе и головного мозга. Поскольку в генотипе могут иметь место отклонения как в лучшую, там и в худшую сторону, то уже в детском возрасте это оказывает большое влияние на инди­видуальное психическое развитие ребенка. У одних детей ум­ственное развитие задерживается, у других - идет ускоренным тем-


умственно отсталые дети, так и одаренные. Благотворное влияние генотипа, в данном случае, рассматривается как дар природы, как прирожденное свойство человека.

В дальнейшем это свойство или развивается, или исчезает. Вот почему некоторые люди, являясь вундеркиндами в детстве, затем ста­новятся обыкновенными людьми со средними способностями. Другие развивают свой талант и добиваются выдающихся результатов в твор­ческой деятельности. К сожалению наука не может дать исчерпываю­щее объяснение этому явлению.

С возрастом, при нормальном развитии человека, роль ге­нотипа постепенно уменьшается и возрастает влияние среды и приобретенного жизненного опыта. Причем, одни полагают, что ведущую роль в психическом развитии играет генотип, а среда только корректирует наследуемые признаки, другие, что разви­тие есть результат взаимодействия генотипа и среды, третьи по­лагают, что развитие всех форм поведения и психики обусловле­но исключительно воздействием среды. В действительности ни генотип, ни среда, отдельно взятые, не обеспечивают нормаль­ного развития всех человеческих свойств и качеств. В то же вре­мя при отсутствии нормального генотипа, как и при отсутствии человеческой среды, не может происходить нормальное разви­тие ни физических, ни психических свойств у индивида.

Какой же период развития зависит в наибольшей степени от генотипа, а какой от среды? Большинство исследователей скло­няются к тому, что генотип целиком и полностью определяет только те признаки, которые необходимы на начальной стадии развития.

У человека, как отмечает Р.С. Немов, генотип определяет целиком и полностью созревание организма и становление ос­новных форм поведения и психики только на начальном этапе развития. Так, в детском возрасте генотип определяет свойства темперамента, динамику проявления непроизвольных реакций и некоторые чисто человеческие формы поведения такие как плач, улыбка, хватательные движения, манипулирование предметами и др.

В дальнейшем заложенные в генотипе признаки представляют собой лишь некоторую возможность для их появления, которая может быть реализована только при наличии благоприятной среды и активно-


го взаимодействия индивида с ней. Известный патопсихолог Равич-Щербо, основываясь на данных современной генетики, полагает, что наследуется не сам признак, а некоторая способность иметь его и что в результате взаимодействия генотипа и среды проявляется фенотипи-ческое выражение этого признака.

Вновь сформированные признаки, возникшие на основе взаимо­действия генотипа и влияний среды, являющиеся прижизненным обра­зованием, получили название фенотипа. С образованием фенотипа пси­хология в настоящее время связывает психическое развитие человека и приобретение им социальных форм поведения.

При наличии нормального генотипа у любого индивида, в том числе и у дикаря, могут быть сформированы такие признаки фенотипа, кото­рые соответствуют той социальной среде, в которой происходит фор­мирование человека как личности. Так, французский ученый этнограф Вилар, путешествуя по Южной Америке, попытался изучить жизнь пле­мени гуайяков, которые избегали контактов со всеми посторонними людьми. Однажды обнаружив у костра группу гуайяков Вилар со свои­ми спутниками приблизился к ним, но те, увидев их, поспешно удали­лись, забыв в суматохе захватить с собой семимесячную девочку, ко­торая осталась лежать у костра. Надеясь, что индейцы вернутся за ней путешественники разбили лагерь в этом месте. Но гуайяки боль­ше не появлялись в этих местах и все попытки найти их оказались тщет­ными. Тогда Вилар взял девочку с собой во Францию. Там она воспи­тывалась в его семье вместе с другими детьми, ничем не отличаясь от них. Получив среднее образование она поступила в университет. Успешно окончив университет она, как и Вилар, стала этнографом. Ее же соплеменники, продолжая жить в примитивной культурной среде, так и остались на низкой стадии умственного развития.

Попытки сформировать у детенышей антропоидов фенотипичес-кие признаки, присущие человеку, посредством воспитания их в детс­кой среде, как известно, не увенчались успехом. Так, известный психо­лог Ладыгина-Котс в 30-х годах воспитывала своего ребенка и дитя шимпанзе, начиная с первых дней после рождения и до преддошколь-ного возраста, создавая им абсолютно одинаковые условия существо­вания. В течение первого года почти не было никакого различия меж­ду ними: ни в психике, ни в поведении. Зато после первого года ее ребе­нок стал развиваться как человек, а Парис (так она назвала шимпанзе) - как обезьяна. У ребенка с этого периода стало быстро развиваться


предметно-практическое и речевое поведение и на их основе высшая форма психики - сознание, тогда как у Париса психика и поведение по-прежнему имели чисто животный характер. Данный эксперимент был проведен Ладыгиной-Котс для того, чтобы подтвердить или опроверг­нуть выдвинутое некоторыми психологами того времени положение о том, что “обезьяна это почти человек”. Ответ Ладыгиной-Котс был однозначен: “Обезьяна никак ни человек”.

Невозможность сформировать у шимпанзе психику и пове­дение как у человека объясняется тем, что в генотипе антропои­дов закодированы признаки, обеспечивающие существование в природной среде, тогда как у человека в генотипе закодированы признаки, обеспечивающие существование не только в природ­ной, но и в социальной среде.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...