Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Профессиональные качества личности.




Человеческая деятельность сложна и многообразна. Суще­ствует множество различных видов деятельности, которыми дол­жны заниматься люди для того, чтобы общество жило и развива­лось. Конкретный вид деятельности, которым может заниматься человек для того, чтобы принести пользу обществу и проявить себя как личность, называется профессией.

Существует огромное количество профессий, благодаря ко­торым каждый человек может принимать активное участие в раз­нообразных сферах жизнедеятельности общества. Одни профес­сии связаны с производительным трудом, другие - с обслужива­нием, третьи - с управлением, четвертые - с экономикой, пятые -с политикой, шестые - со сферой образования и т.д.

Все профессии, связанные с производственным трудом, имеют свои специфические особенности и все они предъявля­ют определенные требования к человеку и к тем условиям, в которых протекает его деятельность. Но есть одно требова­ние, которое предъявляют все профессии - это надежность. Надежными должны быть все орудия труда, приборы, ап­параты и предметы, которыми пользуется человек данной профессии, надежными должны быть все психофизические свойства и качества его личности.

Проблема надежности возникла давно, но особенно актуальной она стала в индустриальном обществе, так как отсутствие надежнос-


ти в работе человека и машины приводила к браку, к поломкам и даже к человеческим жертвам. Надежность профессиональной деятельнос­ти человека зависит от способности его точно и безошибочно выпол­нять свои профессиональные обязанности в определенное время и в заданных условиях.

В результате специально проведенных исследований были изучены психологические механизмы надежности профессиональ­ной деятельности, которые как оказалось связаны с определен­ными внутренними и внешними факторами, обусловленными осо­бенностями психики человека и условиями, в которых осуществ­ляется его профессиональная деятельность.

Одним из основных психологических механизмов, обеспе­чивающих безошибочное и своевременное выполнение профес­сиональной деятельности, является способность к самоконтро­лю и к его совершенствованию. Самоконтроль - это способность личности правильно оценивать выполнение профессиональной де­ятельности, своевременно замечать и устранять допущенные ошибки. Осуществляться самоконтроль может только в том слу­чае, если известно, что должно контролироваться и по какому эталону это должно делаться. Если нечетко указаны эти пара­метры, то самоконтроль затрудняется и личность не может сво­евременно установить в какой мере совпадает то, что должно быть с тем, что имеет место. Совершенствование самоконтроля предполагает непрерывное стремление овладевать наиболее эф­фективными приемами и способами выполнения профессиональ­ной деятельности.

Способность к самоконтролю и его совершенствованию не­разрывно связана с таким свойством личности как ответствен­ность, которая проявляется в том, что человек старается так осу­ществлять свое профессиональную деятельность, чтобы принес­ти наибольшую пользу обществу. Безответственный человек халатно относится к своим обязанностям, допускает просчет в своей деятельности и тем самым наносят вред самому себе и дру­гим людям.

Ответственность может быть профессиональной, нравствен­ной и правовой. В современных профессиях деловые и нравствен­ные качества являются взаимосвязанными. Одним из важнейших ус­ловий проявления ответственности является чувство долга и сове-


влиянием которых человек старается добросовестно выполнять свои профессиональные обязанности вопреки тем личным желаниям, ко­торые противоречат требованиям общества. От чувства долга во многом зависит надежность профессиональной деятельности спе­циалиста. Другим качеством личности, от которого зависит надеж­ность профессиональной деятельности является дисциплинирован­ность, которая предполагает сознательное и добровольное подчи­нение личности требованиям общества и её способность самосто­ятельно и добросовестно выполнять свои обязанности.

Таковы наиболее общие профессиональные качества, ко­торые должны быть у каждого человека, занимающегося ка­кой-либо деятельностью. В то же время каждая профессия пред­полагает наличие специальных качеств, необходимых для ус­пешного её осуществления.

Одной из престижных профессий, привлекающих внимание молодежи, является профессия менеджера, т.е. человека, занято­го управлением людьми в процессе производства. Необходимость этой профессии связана с наличием коллективных форм труда. Первоначально главное внимание в этой профессии отводилось надзорной и распределительной функции администратора. В на­стоящее время эффективность трудовой деятельности стали свя­зывать не только с материальными стимулами, но и с психоло­гическими и социальными факторами. В связи с этим управле­ние стало рассматриваться не только как администрирование, но и как сотрудничество руководителей с работниками. При та­ком подходе некоторые функции администрации стали переда­ваться непосредственным исполнителям, такие как, например, корректировка норм выработки, текущее планирование, конт­роль, самоуправление и др.

Ставка на сотрудничество, на развитие инициативы и са­модеятельности работников потребовала от менеджера про­явления новых качеств. Обязанности руководителя стали сложными и многообразными. Он разрабатывает стратегию развития производства, определяет цели и задачи в деятель­ности предприятия, планирует как текущие, так конечные ре­зультаты работы предприятия, организует и корректирует эффек­тивную работу всех подчиненных, информирует, контролирует и поощряет действия работников, устанавливает с ними доброжела-


фессиональном росте, стимулирует их активность и ответственное отношение к своим обязанностям.

Сложность профессиональных функций руководителя тре­бует наличия у него целого ряда деловых и нравственных ка­честв. Прежде всего важнейшим профессиональным качеством менеджера является компетентность, позволяющая ему быстро принимать правильные решения, даже при отсутствии должной информации. Другим важным качеством является способность правильно обрабатывать полученную информацию и уметь про­гнозировать пути дальнейшего развития деловой жизни.

Следующим существенным качеством руководителя явля­ется способность к оправданному риску, когда в условиях дефи­цита информации должны приниматься взвешенные решения, ис­ключающие поспешные и необдуманные действия. Большое зна­чение для успешного руководства имеет уверенность в себе, ос­нованная на умении владеть собой, критически оценивать соб­ственные недостатки и своевременно исправлять допущенные ошибки.

Большую роль в деятельности руководителя оказывают организаторские способности, дающие ему возможность наи­более правильно расставить своих подчиненных и мобилизо­вать их на успешное решение поставленных задач, проявляя при этом деловитость, распорядительность и даже жесткость, если это необходимо для выхода из сложившейся неблагопри­ятной для предприятия ситуации.

Для того, чтобы быть признанным лидером и иметь попу­лярность и пользоваться уважением среди подчиненных руково­дитель должен иметь соответствующие нравственные качества. Прежде всего ему должно быть присуще чувство долга и от­ветственности при выполнении своих профессиональных обя­занностей, он должен быть честным, правдивым и справедли­вым по отношению к своим подчиненным.

Руководитель должен быть общительным и коммуникабель­ным, проявлять уважение, внимательность и готовность помочь всем, кто нуждается в этом. Он должен иметь чувство собственного достоинства, быть порядочным, искренним и обаятельным человеком, не лишенным чувства юмора. Его внешность должна располагать к себе, ему должны быть присущи хорошие манеры, интеллигентность и


гантность, живая и яркая речь, отсутствие педантизма и навязчивос­ти. Он также должен уметь владеть собой, быть стресоустойчиным, сильным и терпеливым человеком.

Во многом сходные черты личности имеют также люди, за­нимающиеся деятельностью в сфере экономики. Экономическая деятельность субъекта протекает в сфере хозяйственных отно­шений, возникающих между людьми в процессе производства и потребления в условиях рынка и предпринимательства.

Центральной фигурой в хозяйственных отношениях в усло­виях рынка является предприниматель (бизнесмен), который яв­ляется посредником между производителем и потребителем. Ос­новные параметры в деятельности предпринимателя: опреде­ление наиболее выгодной сферы деятельности в условиях рын­ка, ведение переговоров с производителями и торгующими организациями, заключение сделок, сохранение коммерческой тайны, сбор информации о деятельности конкурентов, прогно­зирование ситуации на рынке и т.д.

Предпринимательство является особой сферой человеческой деятельности. Одни считают, что предпринимателями могут быть все люди, другие - что это удел избранных, что нужно иметь пред­принимательскую “жилку” и обладать особыми деловыми каче­ствами. Действительно, предприниматель должен иметь ряд психических свойств, которые дадут ему успешно осуществлять коммерческую деятельность. К этим свойствам можно отнести: компетентность, дающую ему возможность хорошо ориентиро­ваться в различных сферах хозяйственной деятельности, широ­ту мышления, позволяющую правильно определить в какой сфе­ре рыночных отношений можно получить наибольшую прибыль, богатое воображение, помогающее видеть перспективу в ком­мерческой деятельности, творческое мышление, дающее ему воз­можность по новому, более продуктивно вести предприниматель­ство, интуитивное мышление, позволяющее избежать “подвод­ных камней” в предпринимательской деятельности, склонность к риску и т.д.

Кроме этого предпринимателю должны быть присущи такие коммуникативные качества как общительность, лояльность, уступ­чивость, внимательность, способность располагать к себе людей, вызывать у них доверие, умение организовывать и мобилизовать


своих сотрудников на достижение высоких результатов в их дея­тельности.

Отношение общества к предпринимателю скорее негативное, чем позитивное. В нем часто видят спекулянта, дельца, собствен­ника, стяжателя, эгоиста, способного на преступление ради выгоды и т.д. В то же время предприниматель выглядит в своих собствен­ных глазах положительно как преуспевающий человек, неординар­ный, волевой, удачливый, рисковый, предприимчивый и т.п.

Что побуждает человека стать предпринимателем, какими мо­тивами он руководствуется? Основными мотивами, которые побуж­дают человека стать предпринимателем, являются: интерес к дея­тельности предпринимателя, желание реализовать себя как лич­ность, стремление самостоятельно вести собственное дело, стрем­ление к накоплению и к “шикарной жизни”, желание выделиться среди остальной массы людей, зависть к удачливым предпринима­телям и т.д.

Предприниматель является необходимым субъектом в ры­ночных отношениях, но смотрят на него в обществе часто отри­цательно. Это объясняется тем, что предпринимательство пред­полагает получение прибыли и в погоне за нею предпринимате­ли устанавливают монополию, взвинчивают цены, рекламиру­ют и стараются часто сбыть недоброкачественные товары, объе­диняются с криминальными элементами и совершают экономи­ческие преступления, расправляются с конкурентами, нечестно ведут себя при заключении сделок и т.д. Кроме того некоторые из них ведут недостойный образ жизни, пренебрежительно отно­сятся к другим людям, обособляются от общества, создавая раз­личного рода клубы, проводят время в игорных домах, ночных заведениях, ресторанах и т.д.

Наряду с экономической многих людей привлекает поли­тическая деятельность. Люди, занимающиеся политикой, осу­ществляют связь между обществом, экономикой, государ­ством и властью. Политические деятели - это функционеры, т.е. люди, проявляющие политическую активность, имеющие склон­ность к политической работе и способные осуществлять полити­ческую пропаганду среди населения.

Политическая активность начинает проявляться у челове­ка под влиянием возникшего интереса к политической жизни об-


с желанием принять активное участие в ней. Политическая работа осу­ществляется профессионалами, т.е. лицами, которые состоят на служ­бе у государства, в правительственных учреждениях, в армии, в поли­тических партиях и различного рода политических объединениях. Их деятельность специально направляется, регламентируется, оплачи­вается и оценивается соответствующими властными структурами в зависимости от достижения политических результатов.

Продуктом политической деятельности в идеале является созда­ние такой системы власти, которая может обеспечить нормальное су­ществование всех членов общества. Для этого власть должна регулиро­вать, контролировать и прогнозировать экономическую, политическую, социальную и культурно-образовательную деятельность всех субъектов, образующих госу дарственную систему власти.

Главной целью политики государства является благосостояние народа, его экономическое благополучие, здоровое психическое и фи­зическое состояние, высокая нравственность и общее процветание во всех сферах жизни.

Политическая жизнь общества является динамичной. Она то повышается, то понижается, а иногда застывает на одном уров­не. Так как общество по своему социальному составу неодно­родно, то отдельные группы людей всегда недовольны полити­кой власти и стараются настроить, посредством пропаганды ос­новную массу людей против существующего режима. Если сто­ящие у власти политики не выполняют своих предвыборных обе­щаний, то их противники стараются скомпрометировать прави­тельство, а те в свою очередь их. В результате политическая борь­ба обостряется, начинается “война компроматов”, обливание “грязью”, обвинение в мыслимых и в немыслимых грехах поли­тических противников. Все это делается для того, чтобы при­влечь на свою сторону основную массу избирателей.

Отношение населения к политическим идеям, как отмечают ис­следователи, часто лишено всякого здравого смысла. Иногда народ с восторгом встречал гибельные впоследствии реформы и отвергал це­лесообразные преобразования. Это объясняется тем, что народ как большой доверчивый ребенок иногда начинал верить в те воздушные замки, которые обещали построить бессовестные политики. А так как новые политики, приведшие к власти, не имели опыта в управлении го­сударством и чувствовали, что недолго продержатся у власти начина-


ли заботиться не о народе, а о своих собственных интересах и как вся­кие временщики окружали себя нечистоплотными коррумпированны­ми людьми, падким до наживы. Действительное процветание народа происходят только в том случае, когда к власти приходят честные, высокоодаренные политики, а не интриганты, которые заботятся толь­ко о собственном благополучии, а не о благе народа.

Популярность политика, его рейтинг зависит от того как оценивает общество его политические проекты, способы их осу­ществления и его личные качества. Очень часто оценка челове­ка как политика бывает более высокой, по сравнению с оценкой его как личности. Профессиональные качества политика тесно связаны с особенностями его личности. Выбирая политику в ка­честве основной сферы деятельности человек так не рискует, как ни в одном виде труда. В случае неудачи его ждет политичес­кая смерть и негативная историческая оценка его деятельнос­ти и личности. Зато в случае успеха он остается в памяти людей как видный исторический деятель.

Труд политика является очень сложным и напряженным и поэтому часто имеет стрессовый характер. Основная задача в деятельности политика заключается в том, чтобы удержать об­щество в состоянии психологической и политической стабильно­сти. Для этого политик должен уметь правильно оценивать со­стояние общества и применять наиболее целесообразные мето­ды управления. В противном случае психологическое и поли­тическое состояние общества дестабилизируется и в стране начинается смута, мятежи и революция.

Для того, чтобы политик мог эффективно осуществлять свою деятельность он должен иметь целый ряд профессиональ­ных качеств, он должен быть энергичным, компетентным в по­литике человеком, иметь высокую выдержку и самообладание, уметь осуществлять самоконтроль и саморегуляцию, непрерывно совершен­ствовать свою личность и свои деловые качества.

Отношение общества к политикам неоднозначно. Очень мало таких политиков, которые имели бы положительную оценку и как общественные деятеля и как личности, в большинстве слу­чаев у многих из них была противоречивая оценка их политичес­кой деятельности. С одной стороны они способствовали разви­тию общества, а с другой стороны их методы правления принес-


Были и такие политики, которые своими эгоистическими действиями разоряли страну и вызывали экономическую и духовную деградацию общества.

Среди всех видов деятельности особое место занимает пе­дагогический труд. От того как поставлено образование в стра­не зависит подготовка молодежи к жизни, к труду. В современ­ном обществе человек без образования не может заниматься ни­какой более или менее сложной деятельностью и не может занять достойное место в обществе.

Образованный человек - это культурный, духовно богатый, морально воспитанный и компетентный во всех сферах жизни че­ловек. Если правительство не заботиться о развитии системы об­разования в своей стране, то она становится отсталой, а её на­род малокультурным и невежественным. В систему образова­ния входят: начальная и средняя школа, профессиональные учи­лища, техникумы, колледжи, лицеи, высшие учебные заведения, институты повышения квалификации и т.д.

Каждое учебное заведение ставит своей задачей обучение и воспитание учащихся, которое должно обеспечить формирова­ние образованной и высоко нравственной личности. К сожале­нию часто главное внимание уделяется обучению, в результате чего формируется однобокая личность “интеллектуала” с дефек­тами в нравственном и духовном плане.

В настоящее время с целью преодоления этого недостатка возникла идея о гуманизации образования, которая предполага­ет смещение акцента с обучения на формирование личности уча­щихся. В связи с тем, что формирование личности происходит под влиянием социального фактора, то новый подход к обуче­нию предполагает переход от индивидуальных форм обучения к кооперативным. При такой форме обучения ученики не конкурируют и не соревнуются друг с другом, а сотрудничают и оказывают помощь своим товарищам. Кооперативные группы, которые создаются с этой целью, функционируют не только в учебное, но и во внеучебное вре­мя.

Совместное обучение способствует формированию навы­ков социального общения, в процессе которого у каждого чле­на группы возникает чувство доверия, уважения, привязан­ности и любви друг к другу.


Педагогическая деятельность является сложной и трудной. Она связана с большим нервно-психическим напряжением и требует от педагога проявления целого ряда профессиональных и моральных ка­честв. В процессе педагогической деятельности возникают все время проблемные ситуации, для выхода из которых педагог должен уметь применить специальные знания и умения. Прежде всего педагог дол­жен быть хорошим психологом, способным понять в каком психи­ческом состоянии находятся учащиеся и что от них можно ожи­дать.

Деятельность педагога является творческой, так как усло­вия, в которых он работает, все время изменяются и требуют от него применения все время новых приемов и способов обучения и воспитания. Для того, чтобы успешно осуществлять педагоги­ческую деятельность педагог должен иметь хорошо развитые ди­дактические, организаторские и коммуникативные способности.

Дидактические способности обеспечивают хорошее знание учебного материала и умение применять наиболее эффективные приемы обучения учащихся. Организаторские способности дают возможность преподавателю наиболее рационально организовы­вать индивидуальную и групповую учебную и внеучебную дея­тельность учащихся, планировать, направлять и контролировать все их действия. Коммуникативные способности позволяют пе­дагогу устанавливать доброжелательные отношения с учащи­мися, правильно осуществлять педагогическое общение, соче­тать требовательность с уважительным отношением к учащим­ся, соблюдать такт, проявлять чуткость и внимательность во взаимоотношениях с ними.

Кроме того педагогу должны быть присущи такие высоко­нравственные качества как доброта, честность, правдивость, справедливость, любовь к детям, преданность своей профессии и др. Большое значение в педагогической деятельности имеют волевые ка­чества педагога такие как выдержка, самообладание, терпеливость, настойчивость и упорство.

Таковы основные профессиональные качества, которые дол­жен иметь субъект для того, чтобы успешно заниматься одним из выше рассмотренных видов деятельности: управленческой, коммерческой, политической, педагогической.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...