Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава восемьдесят седьмая 3 страница




 

В одном из своих стихов Шрила Шридхара Свами по этому поводу говорит: Верховный Господь, изначальный источник всего сущего, так безграничен и велик, что Его нельзя познать никакими материальными способами. Мы лишь должны молить Господа о том, чтобы Он позволил нам вечно служить Ему с любовью и преданностью, и тогда по милости Господа мы сможем постичь изначальный источник творения. Изначальный творец мироздания, Верховный Господь, открывает Себя лишь тем, кто предан Ему. В четвертой главе " Бхагавад‑ гиты" Господь говорит Арджуне:

 

‑ О Арджуна, поскольку ты ‑ Мой преданный и Мой близкий друг, Я открою тебе науку, позволяющую постичь Меня". Иными словами, изначального творца мироздания, Верховную Личность Бога нельзя понять собственными усилиями. Мы должны угодить Господу своим служением ‑ и Он откроется нам. Тогда мы сможем в какой‑ то мере познать Его.

 

Разные философы в разное время пытались познать изначальный источник мироздания умозрительным путем. Рассуждения представителей шести философских школ называются шад‑ даршана. Все эти философы ‑ имперсоналисты, майявади. Все они старались утвердить превосходство своих взглядов, но позднее пришли к компромиссу и объявили, что все их мнения ведут к одной цели и поэтому каждое мнение является верным. Однако Олицетворенные Веды в своих молитвах говорят, что ни одно из подобных мнений не верно, поскольку методы познания, к которыми прибегают спекулятивные философы, возникли и существуют в недолговечном материальном мире. Эти философы упускают самое главное ‑ то, что Верховную Личность Бога, Абсолютную Истину, можно познать только посредством преданного служения.

 

Мудрец Джаймини и другие последователи философии карма‑ мимамсы пришли к заключению, что люди должны заниматься благочестивой деятельностью и выполнять предписания Вед. Тогда они смогут достичь высшей ступени совершенства. Но в девятой главе " Бхагавад‑ гиты" Господь Кришна опровергает их мнение. Он говорит, что благие дела могут привести человека на райские планеты, но как только их запас истощится, человек лишится возможности наслаждаться жизнью в раю и снова окажется на земле, где продолжительность жизни невелика и возможности для наслаждений ограничены. Кшине пунйе мартйа‑ локам вишанти ‑ сказано в " Бхагавад‑ гите". Следовательно, заключение приверженцев философии мимамсы о том, что благие дела ведут к Абсолютной Истине, неверны. Хотя чистый преданный по самой своей природе склонен совершать благочестивые поступки, одними ими нельзя завоевать милость Верховной Личности Бога. Благочестие может очистить от скверны, порожденной гунами невежества и страсти, но преданный очищается от нее естественным образом, если постоянно слушает божественное послание Господа, заключенное в " Бхагавад‑ гите", " Шримад‑ Бхагаватам" или подобных священных писаниях. Согласно " Бхагавад‑ гите", даже тот, кто не достаточно благочестив, но кто полностью отдает себя преданному служению, успешно продвигается по пути, ведущему к духовному совершенству. В " Бхагавад‑ гите" сказано также, что, если человек с любовью и верой служит Верховной Личности Бога, Господь изнутри руководит его действиями. Верховный Господь как Параматма, духовный наставник в сердце, Сам дает преданному указания, следуя которым, он сможет постепенно вернуться к Богу. Заключения приверженцев философии мимамсы не являются истиной и не могут привести к истинному знанию.

 

Последователи философии санкхья ‑ метафизики и ученые‑ материалисты ‑ исследуют материальный космос научными методами, изобретенными ими самими, и не признают Бога верховным творцом мироздания. Они ошибочно считают, что материальный космос возник в результате взаимодействия материальных элементов. " Бхагавад‑ гита", однако, отвергает эту теорию. Там ясно сказано, что за всем происходящим в материальном мире стоит Верховный Господь и все совершается под Его надзором. Это подтверждается в Ведах: сад ва саумйедам агра асит ‑ источник мироздания существовал и до того, как мироздание было сотворено. Поэтому материальные первоэлементы не могут быть причиной его возникновения. Они могут быть непосредственной причиной, но изначальной причиной возникновения материального мира является Сам Господь, Верховная Личность Бога. Поэтому в " Бхагавад‑ гите" сказано, что материальная природа действует под надзором Кришны.

 

Последователи атеистической санкхьи приходят к такому выводу: поскольку следствия ‑ вещи и явления в материальном мире ‑ временны, а значит, иллюзорны, причина возникновения материального мира тоже иллюзорна. Последователи философии санкхьи склоняются к войдизму, однако в реальности изначальной причиной возникновения материального космоса является Верховный Господь, а сам материальный космос ‑ это временное порождение Его материальной энергии. Когда бренный материальный мир подвергается разрушению, его источник, вечное духовное бытие, остается неизменным. Поэтому духовный мир именуют санатана‑ дхамой, вечной обителью. Таким образом, заключение приверженцев философов санкхьи ошибочно.

 

Есть еще философы, возглавляемые Гаутамой и Канадой. Тщательно изучив материальные первоэлементы и результаты их взаимодействия, они пришли к заключению, что материальный мир возник в результате соединения атомов. Современные ученые‑ материалисты следуют за Гаутамой и Канадой, создавшими учение Параманувады. Однако их учение нельзя считать верным, ибо безжизненные атомы не могут быть изначальной причиной всего сущего. Это подтверждается в " Бхагавад‑ гите" и " Шримад‑ Бхагаватам", а также в Ведах, где сказано: эко нарайана асит: " До сотворения материального космоса существовал только Нараяна". " Шримад‑ Бхагаватам" и " Веданта‑ сутра" также утверждают, что изначальная причина обладает разумом и прямо или косвенно знает обо всем, что происходит в материальном мире. В " Бхагавад‑ гите" Кришна говорит: ахам сарвасйа прабхавах: " Я ‑ изначальный источник всего сущего" и маттах сарвам правартате: " Все исходит от Меня". Атомы могут образовывать соединения, составляющие основу того, что существует в материальном мире, но сами атомы созданы Верховной Личностью Бога. Поэтому философию Гаутамы и Канады нельзя признать верной.

 

Имперсоналисты во главе с Аштавакрой, а позднее Шанкарачарьей, считают источником всего сущего безличностное сияние Брахмана. Согласно их взглядам, материальный космос является временным и иллюзорным, а сияние Брахмана ‑ единственной реальностью. Но и эту теорию нельзя считать верной, поскольку в " Бхагавад‑ гите" Господь Сам говорит, что сияние Брахмана ‑ это лучи, исходящие от Его тела. То же самое подтверждается в " Брахма‑ самхите". Поэтому безличностный Брахман не может быть изначальным источником материального космоса. Его изначальный источник ‑ всесовершенная, обладающая разумом Личность Бога, Говинда.

 

Наиболее опасно утверждение имперсоналистов о том, что, когда Бог нисходит в материальный мир, Он облекается в материальное тело, созданное тремя гунами природы. Господь Чайтанья называл это утверждение философов‑ майявади самым тяжким оскорблением. Он говорил, что тот, кто считает духовное тело Личности Бога продуктом материальной природы, совершает величайший грех у лотосоподобных стоп Вишну. В " Бхагавад‑ гите" также сказано, что, когда Господь нисходит на землю в облике человека, насмехаться над Ним могут лишь люди злые и невежественные. Но такое действительно случалось, когда Господь Кришна, Господь Рама и Господь Чайтанья являлись среди людей как им подобные.

 

Олицетворенные Веды сказали, что представления философов‑ имперсоналистов грубо искажают истину. В " Брахма‑ самхите" сказано, что тело Верховной Личности Бога ‑ это ананда‑ чинмайя‑ раса. Верховный Господь обладает духовным, а не материальным телом. Любой частью Своего тела Он может сделать все что угодно, поэтому Его называют всемогущим. Органы материального тела могут выполнять только какую‑ то определенную функцию: так, руки могут держать что‑ либо, но не могут видеть или слышать. Однако тело Верховной Личности Бога состоит из ананда‑ чинмайя‑ расы и поэтому является сат‑ чид‑ ананда‑ виграхой. Господь может наслаждаться всем, чем угодно, и делать все, что угодно, любой частью Своего тела. Те, кто считает духовное тело Господа материальным, пытается таким образом уравнять Верховную Личность Бога с обусловленной душой. Обусловленная душа наделена материальным телом. И если допустить, что тело Господа тоже материально, можно без труда утвердить имперсоналисткое представление о том, что живые существа тождественны Верховной Личности Бога.

 

В действительности же, тело, в котором Верховный Господь нисходит в этот мир, не является материальным, поэтому нет разницы между Его детским телом, когда Он лежит на коленях матушки Яшоды, и Его " взрослым" телом, когда Он сражается с демонами. В облике ребенка Господь тоже сражался с демонами: Путаной, Тринавартой, Агхасурой и другими. При этом Он явил такое же могущество, какое явил много лет спустя, когда сражался с Дантавакрой и Шишупалой. Когда обусловленная душа, живущая в материальном мире, меняет тело, она тут же забывает о своем прежнем теле. Но из " Бхагавад‑ гиты" мы узнаем, что, поскольку тело Кришны сач‑ чид‑ ананда (вечно, исполнено блаженства и знания), Он не забыл о том, как миллионы лет назад поведал " Бхагавад‑ гиту" богу солнца. Господь запределен и материальному, и духовному бытию, поэтому Его называют Пурушоттама. Он источник и духовного, и материального мира, поэтому Он ‑ причина всех причин. Верховный Господь, Личность Бога, всемогущ и всеведущ. Это значит, что тело Господа не материально, ибо материальное тело не может быть ни всемогущим, ни всеведущим. Таким образом, утверждение философов‑ майявади о том, что Верховная Личность Бога нисходит на землю в материальном теле, нельзя признать верным.

 

Все теории философов‑ материалистов ‑ порождения временного, иллюзорного бытия. Они подобны порождениям сна. Такие теории, конечно же, не могут привести к Абсолютной Истине. Абсолютную Истину можно постичь только с помощью преданного служения. Как Господь говорит в " Бхагавад‑ гите": бхактйа мам абхиджанати: " Познать Меня можно только через преданное служение". Об этом замечательно сказано в одном из стихов Шрилы Шридхары Свами:

 

‑ О возлюбленный Господь, пусть другие предаются бессмысленным спорами и сухим рассуждениям о важных философских проблемах. Пусть скитаются во мраке невежества и иллюзии и мнят себя выдающимися учеными, хотя они не познали Верховную Личность Бога. Я же хочу обрести спасение, повторяя святые имена всепрекрасной Верховной Личности Бога: Мадхава, Вамана, Тринаяна, Санкаршана, Шрипати и Говинда. Повторяя Твои божественные имена, о Господь Мадхупати, я освобожусь от материальной скверны.

 

Олицетворенные Веды продолжали:

 

‑ О Господь, когда живое существо, по Твоей милости, узнает истину о Твоем высочайшем, трансцендентном положении, его уже не привлекают теории, созданные так называемыми философами и мыслителями.

 

Это в первую очередь относится к умозрительным теориям Гаутамы, Канады, Патанджали и Капилы (ниришвара). Есть два Капилы: один Капила, воплощение Бога, сын Кардамы Муни, другой ‑ атеист, живший в нынешнюю эпоху. Атеиста Капилу часто путают с Верховной Личностью Бога. Господь Капила, воплощение Бога, явился как сын Кардамы Муни очень, очень давно, во времена Сваямбхувы Ману, а нынешняя эпоха ‑ это эпоха Вайвасваты Ману.

 

Философы‑ майявади утверждают, что сотворенный, то есть материальный мир митхйя или майя ‑ ложен. Майявади провозглашают: брахма сатйам джаган митхйа: " Истинно лишь сияние Брахмана, материальный же мир иллюзорен, то есть ложен". Но согласно вайшнавской философии, материальный космос реален, ибо создан Верховной Личностью Бога. В " Бхагавад‑ гите" Господь говорит, что Он нисходит в одном из Своих всемогущих воплощений ‑ и тогда возникает материальный мир. Из Вед мы также узнаем, что асат, временно существующий материальный космос, есть порождение сат, высшей реальности. В " Веданта‑ сутре" сказано, что все изошло от Верховного Брахмана. Поэтому вайшнавы не считают материальный космос иллюзорным. Верховный Господь в Своем равномогущественном воплощении вступил в материальный мир, и из Него изошло все сущее. Поэтому вайшнавские философы видят, что все в материальном мире связано с Верховной Личностью Бога.

 

Это замечательно объяснил Шрила Рупа Госвами. Он сказал, что, когда люди отвергают материальный мир как нереальный или ложный, не зная, что он изошел от Верховного Господа, их отрешение не имеет ценности. Вайшнавы, однако, не привязаны к материальному миру. Обычные живые существа ищут в материальном мире удовольствий, но вайшнавы не стремятся к этому и не испытывают привязанности к материальной деятельности. Вайшнав воспринимает материальный мир в соответствии с предписаниями Вед и действует без привязанности. Поскольку Верховный Господь ‑ изначальный источник всего сущего, вайшнав видит, что даже в материальном мире все связано с Кришной. Для того, кто обладает совершенным знанием, все одухотворяется. Иными словами, все в материальном мире уже духовно, и мы воспринимаем вещи как материальные только потому, что не обладаем истинным знанием.

 

Олицетворенные Веды привели такой пример: те, кому нужно золото, не откажутся от золотых серег, браслетов и прочих золотых изделий только потому, что у них другая форма, нежели у золотого самородка. Все живые существа, неотъемлемые частицы Верховного Господа, качественно одинаковы, но они имеют разные тела, принадлежащие к 8 400 000 формам жизни, подобно тому, как различные украшения, сделанные из золота, имеют разную форму. Человек, которому нужно золото, не откажется от разнообразных золотых украшений. Так и вайшнав, знающий, что все живые существа качественно неотличны от Верховной Личности Бога, воспринимает их как вечных слуг Господа. Поэтому вайшнав имеет широкие возможности служить Верховной Личности Бога, спасая заблудшие обусловленные существа, помогая им развить в себе сознание Кришны и вернуться домой, к Богу. Сейчас умы живых существ возбуждены тремя гунами материальной природы и живые существа, словно во сне, переселяются из одного тела в другое. Но когда их сознание меняется и становится сознанием Кришны, они сосредоточивают мысли на Кришне, пребывающем в их сердцах, и перед ними открывается путь к освобождению.

 

Во всех ведических писаниях говорится, что Верховная Личность Бога и живые существа качественно одинаковы: они четана, то есть духовны. Это подтверждается и в " Падма‑ пуране", где сказано, что есть два вида живых существ: джива и Верховный Господь. Все живые существа, от Господа Брахмы до муравья, ‑ это дживы, тогда как Господь ‑ Верховный четверорукий Вишну, Джанардана. Строго говоря, слово атма приложимо лишь к Верховному Господу, но поскольку живые существа ‑ Его неотъемлемые частицы, иногда слово атма употребляется и по отношению к ним. Поэтому живых существ называют дживатмами, а Верховного Господа ‑ Параматмой. И Параматма, и дживатмы находятся в материальном мире, а это значит, что у материального мира есть и другое предназначение помимо того, чтобы давать живым существам возможность удовлетворять потребности своих чувств. Представление о том, что жизнь должна быть посвящена погоне за удовольствиями, иллюзия. Но то, что дживатма даже в материальном мире может служить Параматме, отнюдь не иллюзия. Человек, обладающий сознанием Кришны, полностью понимает это, поэтому он не считает материальный мир ложным, но действует в реальности трансцендентного преданного служения. Преданный повсюду в материальном мире видит возможность служить Господу. Он не отвергает ничего материального и использует все в преданном служении. Поэтому преданный всегда остается трансцендентным, и все, чем он пользуется, очищается и одухотворяется в его служении Господу.

 

Шридхара Свами замечательно сказал об этом в одном из своих стихов:

 

‑ Я поклоняюсь Верховному Господу, ибо даже в материальном мире, который некоторые считают иллюзорным, Он всегда остается реальностью.

 

Представление об иллюзорности материального мира вызвано отсутствием знания, но тот, кто обрел сознание Кришны, видит, что Верховная Личность Бога пребывает всюду. В этом истинный смысл ведического афоризма: сарвам кхалв идам брахма: " Все суть Брахман".

 

‑ О возлюбленный Господь, ‑ продолжали Олицетворенные Веды, ‑ люди не столь разумные прибегают к другим методам духовного самопознания, но очиститься от материальной скверны и разорвать череду рождений и смертей можно только став чистым преданным. О Господь, все покоится на Твоих многообразных энергиях, и Ты даешь каждому все необходимое для жизни. Поэтому в Ведах сказано: эко бахунам йо видадхати каман. Ты, о Господь ‑ хранитель всех живых существ: полубогов, людей и животных. Ты поддерживаешь всех и находишься в сердце каждого. Ты ‑ корень всего мироздания. Поэтому те, кто неустанно служит Тебе и всегда почитает Тебя, орошают корень вселенского дерева. Тот, кто посвятил себя преданному служению, радует не только Верховную Личность Бога, но и всех остальных, ибо Господь ‑ хранитель и опора каждого. Преданный, который знает, что Верховный Господь вездесущ ‑ самый лучший филантроп и альтруист. Чистые преданные, полностью посвятившие себя сознанию Кришны, с легкостью разрывают череду рождений и смертей и в действительности " наступают на голову смерти".

 

Преданный не боится смерти, не боится переселения в другое тело. Его сознание стало сознанием Кришны, и даже если он не вернется к Богу и получит новое материальное тело, у него нет причин для страха. Замечательный пример тому Махараджа Бхарата. Хотя он и был обречен родиться оленем, в следующей жизни он полностью очистился от материальной скверны и вознесся в царство Бога. Поэтому в " Бхагавад‑ гите" сказано, что преданный никогда не погибнет. Он непременно достигнет духовного царства, вернется домой, к Богу. Даже если в одной из жизней он сойдет с пути преданного служения, сознание Кришны, которое он в себе развил, даст ему возможность совершенствоваться в будущем до тех пор, пока он не вернется домой, к Богу. Чистый преданный способен очистить не только себя, но и своих учеников, и они в конце концов смогут без труда войти в царство Бога. Иными словами, чистый преданный не только сам легко преодолевает смерть, но и помогает в этом своим последователям. Сила преданного служения так велика, что чистый преданный своими трансцендентными наставлениями может воодушевить другого человека и помочь ему пересечь океан невежества.

 

Наставления, которые чистый преданный дает своим ученикам, очень просты, и каждый может без труда следовать примеру такого преданного. Если человек следует примеру прославленных преданных: Господа Брахмы, Господа Шивы, Кумаров, Ману, Капилы, царя Прахлады, царя Джанаки, Шукадевы Госвами, Ямараджи и их последователей в цепи духовных учителей, перед ним очень скоро откроется путь к освобождению. Те же, кто отверг преданное служение и обратился к менее действенным методам духовного самопознания ‑ гьяне, йоге или карме, все еще поражены материальной скверной. Даже если кажется, что такие люди достигли успеха на пути духовного самопознания, они не способны освободить ни себя, ни своих последователей. Такие непреданные подобны посаженным на цепь животным, ибо они лишь формально следуют избранной вере. В " Бхагавад‑ гите" они с осуждением названы веда‑ вада‑ рата. Они не понимают, что предписания Вед касаются деятельности, которая совершается под влиянием трех материальных гун ‑ благости, страсти и невежества. Но Господь Кришна велел Арджуне не ограничиваться выполнением предписанных обязанностей и встать на путь сознания Кришны, преданного служения. Господь говорит в " Бхагавад‑ гите": нистраи‑ гунйо‑ бхаварджуна: " О Арджуна, ты должен подняться над ведическими ритуалами". Подняться над ведическими ритуалами ‑ значит посвятить себя преданному служению. В " Бхагавад‑ гите" Господь ясно говорит, что люди, которые неукоснительно служат Ему, постигают Брахман. Постичь Брахман, в действительности, означает обрести сознание Кришны и с любовью и преданностью служить Господу. Поэтому преданные ‑ истинные брахмачари, ибо они всегда действуют в сознании Кришны, то есть в преданном служении.

 

Мы обращаемся к последователям всех религий и, опираясь на авторитет Вед, призываем их присоединиться к движению сознания Кришны, участвуя в котором, они научатся любить Бога и перестанут формально следовать религиозным заповедям. Человек, не способный преодолеть религиозные стереотипы, подобен животному, которое хозяин посадил на цепь. Цель всех религий ‑ постичь Бога и развить дремлющую в нас любвь к Нему. Тот, кто слепо держится за религиозные обряды, но не возвышается до любви к Богу, подобен животному, посаженному на цепь. Иначе говоря, если человек не разовьет в себе сознание Кришны, он не сможет очиститься от материальной скверны.

 

Шрила Шридхара Свами в одном из своих стихов по этому поводу говорит:

 

‑ Пусть другие занимаются суровым подвижничеством, бросаются вниз с горных вершин, путешествуют по святым местам в поисках спасения или глубоко изучают философию Вед. Пусть йоги‑ мистики предаются медитации, а приверженцы разных философских школ яростно спорят о том, какая из них лучше. Неоспоримо одно: пока человек не разовьет в себе сознание Кришны, не посвятит себя преданному служению и не получит милости Верховной Личности Бога, он не сможет пересечь океан материального бытия.

 

Поэтому разумный человек, чтобы обрести истинное освобождение, отказывается от стереотипов и присоединяется к движению сознания Кришны.

 

Олицетворенные Веды продолжали:

 

‑ О Господь, в Ведах описывается и Твоя безличностная ипостась. У Тебя нет рук, но Ты принимаешь все предлагаемые Тебе жертвенные дары. У Тебя нет ног, но Ты движешься быстрее всех. У Тебя нет глаз, но Ты видишь прошлое, настоящее и грядущее. У Тебя нет ушей, но Ты все слышишь. Не обладая материальным умом, Ты знаешь все обо всех, знаешь все их прошлые, настоящие и будущие дела и поступки. Тебя же не знает никто. Поэтому Ты ‑ изначальная и верховная личность.

 

В другой части Вед сказано:

 

‑ О Господь, Ты ничего не обязан делать. Твое знание и могущество столь совершенны, что одним Своим желанием Ты можешь создать все. Нет никого равного Тебе или более великого, чем Ты, и все живые существа ‑ Твои вечные слуги". Итак, согласно Ведам, у Абсолюта нет ни ног, ни рук, ни глаз, ни ушей, ни материального ума, и все же Он действует через Свои энергии, удовлетворяя потребности всех живых существ. Как сказано в " Бхагавад‑ гите": Его руки и ноги простираются всюду, ибо Он вездесущ. Руки, ноги, уши и глаза живых существ действуют по указанию Сверхдуши, пребывающей в сердце каждого. Не будь Сверхдуши, наши руки и ноги не смогли бы двигаться. Верховный Господь столь велик, независим и совершенен, что, даже не имея глаз, ног и ушей, Он может действовать без чьей‑ либо помощи. Напротив, другие нуждаются в Его помощи, чтобы их органы чувств могли действовать. Не вдохновляемые и не направляемые Сверхдушой, живые существа ничего не способны сделать.

 

В конечном счете, Абсолютная Истина ‑ это Верховная Личность. Но поскольку Господь действует через Свои разнообразные энергии, которые материалисты не видят, они убеждены в том, что Абсолютная Истина не может быть личностью. Так, рассматривая картину, на которой художник изобразил цветок, мы понимаем, что подбор красок, прорисовка контуров и т. д. потребовали от мастера кропотливой работы. На картине с изображением распустившихся цветов ясно видна работа художника. Но материалист не видит, с каким мастерством рука Господа создала настоящие цветы, и приходит к выводу, что Абсолютная Истина безличностна. В действительности же Абсолют ‑ личность, но Он независим. Ему не нужно Самому брать кисть и палитру, чтобы нарисовать цветы, ибо Его энергии действуют так удивительно, что кажется, будто цветы появились сами по себе, без участия художника. Лишь неразумные люди могут думать, что Абсолютная Истина безличностна, ибо тот, кто не служит Господу, не может понять, как действует Всевышний ‑ он даже не знает имени Господа. Деяния и качества Личности Бога открываются только преданному, который любит Господа и хочет служить Ему.

 

В " Бхагавад‑ гите" ясно сказано, бхоктарам яджна‑ тапасам: " Господь наслаждается всеми жертвенными дарами и всеми плодами подвижничества". Господь говорит: сарва‑ лока‑ махешварам: " Я властелин всех планет". Таково положение Верховного Господа. Сам Он пребывает на Голоке Вриндаване, наслаждаясь трансцендентным общением со Своими вечными возлюбленными ‑ гопи и Своими вечными друзьями ‑ пастушками, а в это время повсюду в материальном мире, послушные воле Господа, действуют Его энергии, ничуть не мешая Его вечным лилам.

 

Только посвятив себя преданному служению, можно понять, каким образом Верховный Господь одновременно действует в Своей безличностной и личностной ипостасях. Он подобен императору, чьи приказы исполняют тысячи царей и вождей. Верховная Личность Бога ‑ независимый верховный правитель, а Господь Брахма, Господь Шива, царь небес Индра, бог луны, бог солнца и другие полубоги ‑ послушные исполнители Его воли. В Ведах сказано, что из страха перед Верховным Господом светит солнце, дует ветер и горит огонь. Материальная природа наполняет сотворенный мир разнообразными движущимися и неподвижными существами, но ни одно из них не может действовать независимо или создавать что‑ либо без позволения Верховного Господа. Все они действуют как Его данники, подобно тому как подвластные императору цари ежегодно приносят ему дань.

 

Веды предписывают, чтобы каждое живое существо питалось остатками трапезы, предлагаемой Личности Бога. Согласно Ведам, на больших жертвоприношениях в качестве главного Божества должен присутствовать Нараяна, и после того как жертвоприношение завершится, остатки трапезы раздаются полубогам. Каждый полубог получает свою долю жертвенных даров, называемую йаджна‑ бхага, которую он принимает как прасад. Это значит, что полубоги не являются независимыми властителями: они действуют как исполнители воли Верховной Личности Бога и питаются прасадом, остатками жертвенных даров. Они выполняют приказы Верховного Господа в точном соответствии с Его замыслом. Верховный Господь находится как бы на заднем плане и только отдает повеления, которые исполняют другие. Поэтому создается впечатление, что Господь безличностен. Пораженные материальной скверной, мы не можем себе представить, каким образом Верховная Личность Бога повелевает безличностной деятельностью материальной природы. В " Бхагавад‑ гите" Господь говорит, что нет никого превыше Его, и что безличностный Брахман подвластен Ему, будучи сиянием Его тела. Об этом замечательно сказал Шрипада Шридхара Свами в одном из своих стихов:

 

‑ Я приношу дань своего почитания Верховному Господу, у которого нет материальных чувств, но по приказу и по воле которого действуют все материальные чувства. Он ‑ верховная энергия всех материальных чувств или органов чувств. Он всемогущ. Он ‑ верховный вершитель всего. Поэтому все поклоняются Ему. Этой Верховной Личности я и приношу дань своего почитания.

 

Сам Кришна говорит в " Бхагавад‑ гите", что Он превыше всех существ ‑ и разумных, и лишенных разума, поэтому Он известен как Пурушоттама, то есть Верховная Личность ( пуруша означает " личность", а уттама ‑ " верховный" или " трансцендентный" ). В другом месте Господь говорит, что, подобно тому как воздух заполняет собой всеобъемлющее пространство, все существа пребывают в Нем и действуют под Его надзором.

 

‑ О возлюбленный Господь, ‑ продолжали Олицетворенные Веды, ‑ Ты равно относишься ко всем и ни к кому не питаешь пристрастия. Живые существа из‑ за собственных материальных желаний попадают в разные условия жизни и наслаждаются или страдают. Будучи Твоими неотъемлемыми частицами, они подобны искрам огня. Как искры пляшут в пламени огня, так и живые существа пляшут, поддерживаемые Тобой. Ты даешь им все, чего они желают, однако Ты не несешь ответственности за то, радуются они или испытывают страдания. Есть разные виды живых существ: полубоги, люди, деревья, птицы, звери, микробы, черви, насекомые и обитатели вод ‑ и все они наслаждаются жизнью или страдают, поддерживаемые Тобой.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...