Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Введение. Биография Г.С.Альтшуллера.




ТРИЗ-сложная наука, изучить ее не легко. В ней много инструментов, приемов, законов, стандартов – это целый мир. Все важно и одно не работает без другого. Тем не менее в ТРИЗ можно выделить вещи, которые будут полезны каждому – всегда и везде.

Эта теория учит междисциплинарному подходу и преодолению психологической инерции старых представлений; отказу от компромиссов, стремлению получить желаемое, ничего не теряя; постоянно стремиться к идеалу. ТРИЗ призывает каждого мыслить широко и не замыкаться на чем то одном. Свежие идеи можно искать где угодно- в справочнике по биологии, художественном фильме, томике стихов, или путешествуя в другие земли.

Каждое изобретение- это разрешение противоречия. Традиционное решение- компромисс, когда мы сознательно поступаемся одними параметрами в пользу других. ТРИЗ ориентирует мышление изобретателя в противоположном направлении. Необходимо не стремиться к компромиссу, а наоборот, сознательно усиливать противоречие. ТРИЗ доказала, что на определенном этапе усложнение условий задачи оборачивается ее эффектным решением. Идеальное решение в ТРИЗ называется идеальным конечным результатом (ИКР). Отличительная особенность ИКР в ТРИЗ- его «бесплатность», когда результат достигается без лишних затрат энергии, материалов, времени.

Мы привыкли, что за все надо платить. Изобретательское мышление по ТРИЗ должно быть ориентировано на идеальное решение: «Есть вредный фактор, с которым надо бороться. Идеально, что бы этот фактор исчез сам по себе. Пусть сам себя устраняет. Впрочем, его можно устранить, сложив с другим вредным фактором. Нет, пожалуй, самое идеальное- пусть вредный фактор начнет приносить пользу…»,-пишет Г. Альтшуллер в своей книге «Творчество как точная наука».

Генрих Саулович Альтшуллер (псевдоним Генрих Альтов) — автор ТРИЗ (теории решения изобретательских задач), автор ТРТЛ (теории развития творческой личности), изобретатель, писа-

тель.

Родился 15 октября 1926 г. в г. Ташкенте (СССР, Узбекистан) в семье журналистов. В 1931 г. семья переехала в г. Баку (СССР, Азербайджан). С отличием окончил среднюю школу. Поступил

в Азербайджанский индустриальный институт. С первого курса нефтемеханического факультета в феврале 1944 г. ушел добровольцем в Советскую Армию. Учился в 21-й Военно-авиационной

школе первоначального обучения пилотов (СССР, Грузия, Рустави). После окончания Великой Отечественной войны для продолжения службы направлен в Баку; служил в инспекции по

изобретательству Каспийской военной флотилии, был командиром отделения химической разведки в/ч 11513.

Изобретал с детства. Среди первых изобретений — катер с ракетным двигателем, пистолет-огнемет, скафандр. Первое авторское свидетельство на изобретение получил в 17 лет (приоритет заявки от 9 ноября 1943 г.). К 1950 г. число изобретений

превысило десять. Наиболее значительное из них — газотеплозащитный скафандр (а. с. № 111144).

В 1946-1948 гг. главной целью жизни стала разработка ТРИЗ (теории решения изобретательских задач). Основной постулат ТРИЗ: технические системы развиваются по определенным законам, эти законы можно выявить и использовать для создания алгоритма

решения изобретательских задач. Созданию и совершенствованию ТРИЗ, а в конечном счете созданию теории сильного мышления, Г. С. Альтшуллер посвятил свою жизнь — около 50 лет.

Образование — неоконченное высшее (Азербайджанский индустриальный институт). Со школьных лет занимался самообразованием.

Занятия по ТРИЗ вел с 1948 г. В эти годы он уже сформулировал идею выявления и преодоления технического противоречия, выявил некоторые закономерности (в частности, то, что теперь называют переходом в надсистему, а также закон согласования ритмики), приемы (один из первых — изменение агрегатного состояния), химэффекты (применение сильных окислителей, взрывчатых веществ), появился информфонд.

В 1948 г. написал письмо Сталину (вместе с Р.Б.Шапиро) с резкой критикой положения дел с изобретательством в СССР. 28 июля 1950 г. арестован бывшим МГБ СССР (Министерство

госбезопасности), без суда приговорен Особым совещанием МГБ к 25 годам лишения свободы и отправлен в Речлаг — один из лагерей Воркуты. В лагере сделал несколько изобретений. 22 октября 1954 г. реабилитирован КГБ при Совете министров СССР по Закавказскому военному округу.

После освобождения вернулся в Баку, где и жил до 1990 г. С 1990 г. до своей смерти в 1998 г. проживал в г. Петрозаводске (Республика Карелия).

В 1955-1956 гг. — корреспондент газет «Бакинский рабочий», «Вышка».

Первая публикация, посвященная теории изобретательства, — статья «О психологии изобретательского творчества» (Альтшуллер Г. С, Шапиро Р. Б. О психологии изобретательского творчества. В статье —первый опубликованный АРИЗ (алгоритм

решения изобретательских задач). Над совершенствованием АРИЗа Г. С. Альтшуллер работал около 40 лет. Автор модификаций: АРИЗ-59, АРИЗ-61, АРИЗ-64, АРИЗ-65, АРИЗ-68, АРИЗ-71,

АРИЗ-74, АРИЗ-75, АРИЗ-77, АРИЗ-82 (А, Б, В, Г), АРИЗ-85А, АРИЗ-85Б, АРИЗ-85В.

Устроиться на работу реабилитированному было практически невозможно. Г.С. Альтшуллер сформулировал проблему трудоустройства в виде изобретательской задачи: «Надо работать и нельзя

работать». Решение задачи нашел в виде: «Надо писать фантастику». Как писатель-фантаст дебютировал рассказом «Икар и Дедал» в 1958 г.

Первые фантастические рассказы составили цикл «Легенды о звездных капитанах» (1961 г.). Все научно-фантастические произведения печатал под псевдонимом Г. Альтов. В дальнейшем у Г. С. Альтшуллера возникали изобретательские идеи, граничащие с фантастикой, и фантастические идеи на грани с реальной техникой. В таких случаях приходилось спорить с экспертизой, доказывая, что изобретение все-таки реально. Однажды, не сумев убедить экспертов, он написал фантастический рассказ, использовав идею своего изобретения... Как писатель-фантаст Генрих Альтов ставил задачу: методами литературы показать развитие науки и техники в направлении идеала, считая в то же время главной целью фантастики как литературного жанра —человековедение.

Один из ведущих отечественных писателей-фантастов 1960-х годов. Автор «Регистра научно-фантастических идей и ситуаций» (своеобразного патентного фонда идей мировой фантастики), автор научно-фантастических очерков, а также очерков о судьбе предвидений Ж. Верна, Г. Уэллса, А. Беляева.

В 1957-1959 гг. работал в Министерстве строительства Азербайджана (Бюро технической помощи). Здесь в 1958 г. Провел самый первый семинар по обучению ТРИЗ, на котором впервые было сформулировано понятие ИКР (идеального конечного результата). Проводил семинары по ТРИЗ по всей стране (СССР). Число семинаров к 1970 г. составило 19, в том числе и первый семинар по подготовке преподавателей ТРИЗ в г. Дзинтари (Латвия) в 1968 г. Всего Г.С. Альтшуллер провел около 70 семинаров и курсов по обучению ТРИЗ и подготовке преподавателей в различных городах СССР.

В 1970 г. создал в Баку (СССР, Азербайджан) Школу молодого изобретателя, которая в 1971 г. переросла в АзОИИТ (Азербайджанский общественный институт изобретательского творчества) —первый в мире центр обучения ТРИЗ. Организовывал первые в стране школы изобретательского творчества, общественные университеты научно-технического творчества во многих городах. Общее число таких школ в 80-е годы превышало 500.

В 1974 г. о занятиях в Азербайджанском общественном институте изобретательского творчества (АзОИИТ), проводимых Г. Альтшуллером, был снят фильм «Алгоритм изобретений»

(«Центрнаучфильм»).

Преподавал ТРИЗ школьникам с 1970 г. С 1974 г. по 1986 г. вел изобретательский раздел в газете «Пионерская правда». За 12 лет проведения не имеющего аналогов в мире эксперимента по обучению ТРИЗ школьников 10-17 лет он проанализировал

полмиллиона писем с решениями изобретательских задач. На основе этого уникального опыта написана книга «И тут появился изобретатель» (1984 г., 1987 г.; дополненное и переработанное

издание в 1989 г.; 2000 г.).

В 1973 г. ввел в практику решения изобретательских задач вепольный анализ, а в 1975 г. —стандарты на решение изобретательских задач.

С конца 50-х годов собирал информационный фонд, на основе которого в 1985 г. (вместе с И.М. Вёрткиным) разработал концепцию становления и развития творческой личности, ставшую ядром теории развития творческой личности —ТРТЛ. С 1989 г. по 1998 г. —Президент Ассоциации ТРИЗ.

Знание ТРИЗ расширяет представление о мире и даёт возможность решать задачи, которые ранее казались неразрешимыми. Творческий подход к решению проблем требуется сейчас едва ли не в каждой области знаний, включая управление. Эффективное решение организационных задач, выбор стратегии, создание новых предприятий, выбор способа привлечения покупателей- везде требуются свежие и оригинальные идеи. А идеи - это и есть продукт изобретательского творчества, это и есть сфера, где так сильна ТРИЗ.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...