Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Мотивация при занятиях физической культурой




ПРЕДИСЛОВИЕ

Психологические знания прочно вошли в состав необходимой теоретической подготовки специалистов по физической культуре, спорту и туризму. Эффективность работы учителя физической культуры, тренера в значительной степени зависит от наличия у них психологических знаний и умений. Организовать тренировочный процесс тренеру, процесс физического воспитания преподавателю физической культуры, обеспечить успешное выступление спортсменов на соревнованиях невозможно без знаний психологических закономерностей в поведении человека в различных ситуабабушкинциях. Все это говорит о необходимости систематического изучения психологии как важного предмета для специалистов, работающих с людьми.

Изучение дисциплины психологии в физкультурных вузах предусматривает: 1) содействие развитию у студентов профессионального сознания и мышления; 2) вооружение будущих специалистов по физической культуре и спорту психологическими знаниями о процессе физического воспитания и спортивной деятельности; 3) проявление творческого подхода к будущей деятельности; 4) формирование у студентов необходимых умений при использовании психологического знания в области обучения и воспитания.

Настоящее издание является учебником по психологии для высших учебных заведений физкультурного профиля и состоит из двух разделов: психология физической культуры; психология спорта.

Каждая глава завершается темами для написания рефератов и списком рекомендованной литературы.

При подготовке учебника использованы материалы: Е. П. Ильина (главы 2, 4, 6, 21); Ю. Л. Ханина (глава 14); А. А. Белкина (глава 15); Г. Д. Горбунова (глава 20); В. Ф. Сопова (главы 21, 22); В. П. Некрасова, Н. А. Худадова (глава 23).

Авторский коллектив учебника: доктор педагогических наук, профессор Г. Д. Бабушкин; доктор психологических наук, профессор В. Н. Смоленцева; доктор психологических наук, профессор Е. А. Науменко; доктор педагогических наук, профессор В. А. Сальников; кандидат педагогических наук, доцент Е. Г. Бабушкин.


ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

ПСИХОЛОГИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

ГЛАВА I ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ

 

 

Цель и задачи физического воспитания

 

Физическое воспитание – педагогический процесс, направленный на всестороннее физическое развитие личности, формирование потребности в занятиях физическими упражнениями и положительного отношения к физической культуре и спорту.

Исходя из общепсихологической теории деятельности как специфической активности личности, занятия физической культурой включают следующие три компонента: мотивацию; упражнения; результаты деятельности. Мотивацию образуют потребности, цели, мотивы, интересы. Спортивные упражнения, составляющие основное содержание занятий по физической культуре, включают общеразвивающие упражнения с предметами, без предметов и на различных тренажерах; упражнения на гимнастических снарядах; легкоатлетические упражнения (бег, прыжки, метания); лыжный спорт; плавание; туризм; спортивные игры (волейбол, баскетбол, ручной мяч, футбол). В качестве результата в процессе занятий физической культурой выступают:

1) биологический – прирост мышечной массы, повышение функциональных возможностей организма и т. д.;

2) педагогический – воспитание нравственных и волевых качеств, формирование характера и т. д.;

3) психологический – развитие психических процессов: ощущений, представлений, мышления, восприятия и т. д.

Цели, решаемые в процессе физического воспитания, сводятся к физическому совершенствованию личности и формированию физической культуры личности.

Первая цель понятна учащимся. Сложнее обстоит дело со второй. Формирование физической культуры личности – это создание у занимающихся определенной, постоянно действующей установки на физическое самосовершенствование.

Задачами физического воспитания являются:

1) укрепление здоровья, гармоническое развитие личности

2) формирование необходимых двигательных навыков прикладного характера;

3) соревновательная деятельность способствует эффективности занятий физической культурой, укрепляет спортивную мотивацию;

4) соревнование выступает как метод, а не как обязательный компонент деятельности при развитии физических качеств и волевых усилий;

5) в системе народного образования занятия физической культурой носят обязательный характер;

6) развитие у школьников интереса к физической культуре и спорту;

7) формирование потребности в физических упражнениях.

 

 

Мотивация при занятиях физической культурой

 

Мотив – это побудитель к действию, поступку, деятельности. Он не только определяет поведение человека (например, выбор вида спорта), но и во многом обусловливает конечный результат. Школьник, занимаясь физической культурой, имея к ней мотивированное отношение (например, хочет стать сильным, ловким), проявляет максимум усилий и не нуждается во внешней мотивировке. Он осознает, что занятия физической культурой нужны, прежде всего, для него.

Мотив как внутренняя побудительная сила возникает под влиянием внешних воздействий. В качестве внешних воздействий могут выступать: 1) привлекательность конкретных физических упражнений, преломляемая через двигательные способности, темперамент и другие свойства личности. Поэтому одних ребят привлекают упражнения на гимнастических снарядах, других – упражнения игрового характера (футбол, волейбол, баскетбол и др.), третьих – силовые упражнения; 2) высокая активность занятий физическими упражнениями товарищей по классу, двору, в семейном кругу; 3) разнообразие и доступность спортивной базы в микрорайоне (спортивные площадки, бассейны, стадионы и т. д.); 4) высоко развитая пропаганда физической культуры и спорта; 5) умело организованные занятия физической культурой в школе, способные увлечь ребят заниматься ею не только в учебное, но и в свободное время. Все эти факторы, воздействующие на школьников, создают благоприятные условия для возникновения у них мотивов к занятиям физической культурой.

Классификация мотивов занятий физической культурой представлена на рис. 1.

 

 

 


Рис. 1 Классификация мотивов занятий физической культурой

 

По степени проявления возникшие мотивы могут быть как постоянно проявляющимися и носить устойчивый характер, так и ситуативными (временными). Чтобы мотивы закрепились и были устойчивыми, школьник должен получать удовольствие от занятий и определенные (планируемые) результаты.

По характеру направленности мотивы занятий физическими упражнениями подразделяются на процессуальные и результативные (Е. П. Ильин, 2000). Процессуальные мотивы реализуются в процессе занятий физической культурой: школьник удовлетворяет потребность в движениях, получает наслаждение от процесса деятельности (азарт, соперничество, мышечные ощущения, приподнятость настроения, чувство удовлетворения от выполнения сложных упражнений и от победы). Формированию именно этой мотивации должно быть уделено постоянное внимание на уроках физической культуры.

Результативные мотивы направлены на результат деятельности. В процессе занятий как физической культурой, так и спортом школьники стремятся к какому-то результату, достигнуть который можно в течение длительных и систематических тренировок. Мотивы этой группы могут быть направлены на: 1) самосовершенствование (укрепление здоровья, улучшение телосложения, устранение дефектов в фигуре, развитие физических и волевых качеств); 2) самовыражение и самоутверждение (стремление стать ловким и сильным, быть не хуже других, выступать в спортивных соревнованиях и т. п.). Мотивы, направленные на результат деятельности, возникают под влиянием внутренних факторов (самооценки, убеждения, желания и др.). Укрепление их обусловлено достигаемыми результатами. Формированию таких мотивов в большей мере способствуют занятия в спортивных секциях, где спортивное соревнование является необходимым компонентом.

По степени осознанности мотивы занятий физической культурой и спортом могут быть осознаваемые и неосознаваемые. Школьники младших классов, занимаясь физической культурой, спортом, зачастую не осознают зачем им это нужно (неосознаваемые мотивы). По мере взросления учащихся мотивы приобретают определенную осознанность.

По локализации мотивы подразделяются на внешние и внутренние. Внешние мотивы лежат за пределами субъекта деятельности. В качестве внешних мотиваторов учащихся могут быть учителя физкультуры, родители, друзья по классу и т. п. Эффективность воздействия внешних мотивов не высокая. Внутренние мотивы исходят непосредственно из процесса занятий физическими упражнениями. Школьник, занимаясь физическими упражнениями, получает удовольствие от двигательной активности, и это побуждает (выступает внутренним мотивом) на дальнейшие занятия. Учитель физкультуры, тренер должны стремиться к формированию внутренней мотивации у учащихся, спортсменов.

Учитывая всю важность влияния физических упражнений на организм человека, необходимо с первых лет обучения в школе формировать у детей мотивы к занятию физической культурой. Для формирования и закрепления мотивов рекомендуется: 1) пропагандировать физическую культуру всем преподавательским коллективом школы; 2) повышать престиж уроков физической культуры, превращая их в праздничное, радостное, эмоциональное занятие; 3) содержание уроков, физической культуры сделать динамичным, отдавая предпочтение, различным видам спорта, полагаясь на инициативу учителей и учащихся.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...