Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Разделы дисциплин и виды занятий




Геоэкология Мордовии

 

Для направления подготовки

 

022000 – Экология и природопользовнаие

 

Профиль подготовки

Геоэкология

 

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

 

Форма обучения

очная

 

 

г. Саранск

2011 г.


1. Цели и задачи учебной дисциплины:

Целью дисциплины «Геоэкология Мордовии»является создание системы знаний о свойствах природных компонентов и природных территориальных комплексов на территории Республики Мордовия, умений и навыков комплексного геоэкологического исследования природы родного края.

Задачи:

- освоение информации о геологии, рельефе, климате, поверхностных и подземных водах, почвах, растительности, животном мире и ландшафтах Республики Мордовия;

- приобрести знания о закономерностях ландшафтной дифференциации территории республики;

- сформировать систему знаний о региональной геоэкологии, геоэкологических условиях и природно-ресурсном потенциале территории Республики Мордовия;

- усвоение умений и навыков комплексного анализа природно-ресурсного потенциала региона.

- заложить у студентов основы знаний проведения геоэкологических исследований территории регионального уровня, умений и навыков комплексного исследования ПТК и антропогенных ландшафтов региона

- дать представление о целях, задачах и содержании проведения геоэкологических исследований;

- формирование представлений о путях решения геоэкологических проблем.

- расширить и систематизировать экологические понятия на примере региона;

- ознакомить с основными геоэкологическими условиями и природно-ресурсным потенциалом территории Республики Мордовия;

- осветить вопросы, содержащие информацию о свойствах природных компонентов территории Мордовии и природно-ресурсном потенциале;

- познакомить с экологическими проблемами и вопросами природопользования и охраны природы региона;

- сформировать ответственное отношение к природе и готовность к активным действиям по ее охране на основе знаний региональных геоэкологических проблем;

- получить знания, умения и навыки в области геоэкологического анализа природных условий и ресурсов родного края.

 

2. Место учебной дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «Геоэкология Мордовии» является дисциплиной профессионального цикла ФГОВПО.

Дисциплина «Геоэкология Мордовии» базируется на знаниях, умениях и навыках, полученных в процессе изучения следующих учебных дисциплин: общая экология, геоэкология, биоразнообразие, учение об атмосфере, гидросфере, биосфере, социально-экономическая география, основы природопользования, геоэкологическое картографирование. В процессе изучения основной акцент делается на изучении взаимосвязей между природной, социальной и производственной составляющими геоэкосистем.

Полученные знания, умения и навыки анализа природных условий являются базовыми при изучении дисциплин: оценка воздействия на окружающую среду, экологический мониторинг, нормирование и снижение загрязнения окружающей среды, техногенные системы и экологический риск, прикладная экология, современные экологические проблемы, оценка воздействия на окружающую среду.

Основные принципы - принцип региональности, предполагающий изучение геоэкологических закономерностей, вопросов охраны природы на примере конкретного региона, принцип изучения от общего к частному, подразумевающий переход от наиболее глобальных вопросов экологии региона к экологическим проблемам города и отдельных районов.

 

3. Требования к результатам освоения дисциплины. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:

- владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);

- понимать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-3);

- иметь профессионально профилированные знания и практические навыки в общей геологии, теоретической и практической географии, общего почвоведения и обладать способностью их использовать в области экологии и природопользования (ПК-3);

- знать основы учения об атмосфере, о гидросфере, о биосфере и ландшафтоведении (ПК-5);

- знать теоретические основы биогеографии, экологии животных, растений и микроорганизмов (ПК-8);

- владеть методами прикладной экологии, экологического картографирования, экологической экспертизы и мониторинга; владеть методами обработки, анализа и синтеза полевой и лабораторной экологической информации и использовать теоретические знания на практике (ПК-9);

- знать и уметь решать глобальные и региональные геоэкологические проблемы; владеть методами ландшафтно-геоэкологического проектирования, мониторинга и экспертизы - (ПК-12);

- владеть методами общего и геоэкологического картографирования –
(ПК-13).

 

Студент должен знать:

особенности свойств природных компонентов и ландшафтов на территории Мордовии;

закономерности природной дифференциации на территории Мордовии,

особенности хозяйственного и информационного освоения территории Мордовии.

уметь:

выявлять и анализировать причинно-следственные связи влияющих на становление, развитие, структуру, функционирование и динамику ландшафтов;

выявлять и анализировать причинно-следственные связи влияющих на становление, развитие, структуру, функционирование и динамику ландшафтов Мордовии;

оценивать направленность и степень антропогенной трансформации природных территориальных комплексов.

владеть:

навыками проведения региональных геоэкологических, географических исследований;

способами практического применения знаний в области природопользования на территории Республики Мордовия.

 

4. Образовательные технологии:

Обучение предполагает следующие формы занятий:

– аудиторные групповые занятия под руководством преподавателя,

– обязательная самостоятельная работа студента по заданию преподавателя, выполняемая во внеаудиторное время, в том числе с использованием технических средств обучения,

– индивидуальная самостоятельная работа студента под руководством преподавателя,

– индивидуальные консультации.

Перечисленные формы занятий могут дополняться внеаудиторной работой разных видов, характер которой определяется интересами студентов (встречи со специалистами, проведение «круглых столов» и др.).

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки реализация компетентностного подхода предусматривается использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. Для лучшего усвоения материала по лекциям и на семинарских занятиях используются компьютерные презентации, обсуждение проблемных ситуаций, групповые дискуссии, организуются тематические семинары (внимание акцентируется на актуальной теме курса и наиболее важных и существенных ее аспектах), ориентированные семинары (предмет – новые аспекты известных тем или способов решения уже поставленных и изученных проблем, новые публикации в профессиональной печати); самостоятельная работа с книгой (публикациями, ресурсами Интернет).

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, должны составлять не менее 60 % аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более 40 % аудиторных занятий.

Структура дисциплины

5.1 Содержание учебной дисциплины. Объем дисциплины и виды учебных занятий:

Общая трудоемкость учебной дисциплины «Геоэкология Мордовии » составляет
4 зачетные единицы.

Вид учебной работы Всего часов Семестры
           
Аудиторные занятия (всего)           *  
В том числе:              
Лекции           *  
Практические занятия (ПЗ)           *  
Семинары (С)              
Лабораторные работы (ЛР)              
Самостоятельная работа (всего)           *  
В том числе:              
Реферат           *  
Подготовка к лекции, семинару и практической работе           *  
Подготовка устных докладов           *  
Подготовка презентаций           *  
Составление обзора литературы           *  
Конспектирование           *  
Текущий контроль успеваемости; Тесты / контрольная работа           *  
Итоговый контроль - экзамен           *  
Общая трудоемкость час. зач. ед.           *  

5.2. Содержание разделов учебной дисциплины:

  № п/п Наименование раздела дисциплины Содержание раздела Формы текущего контроля успеваемости
1. Природные компоненты Географическое положение. собеседование
Геологическое строение. собеседование
Рельеф и четвертичные отложения собеседование
Климат. собеседование
Поверхностные и подземные воды. собеседование
Почвы. собеседование
Растительность и животный мир Собеседование тесты
2. Ландшафты и зоны экологического равновесия Становление и развитие ландшафтов. Схемы физико-географического районирования. собеседование
Общая структура зон экологического равновесия собеседование
3. Исследование природы Мордовии Главнейшие этапы физико-географических исследований собеседование
Важнейшие направления физико-географических исследований Тесты. Дифференцированный зачет.
4. Сущность геоэкологического анализа территории. Геоэкосистемы как объекты изучения геоэкологии собеседование
Экологическое состояние геоэкосистем и его оценка собеседование
Конструктивные вопросы геоэкологии собеседование
  Региональная геоэкология Влияние хозяйственной деятельности на состояние ПТК Мордовии, их устойчивость к антропогенному воздействию. собеседование
Геоэкологическое районирование территории Мордовии, территориальные аспекты современных геоэкологических проблем и острота их проявления собеседование
Важнейшие проблемы развития культурного ландшафта, основные организационные мероприятия по его планированию. Природное наследие (ООПТ) и культурное наследие региона Собеседование (тестирование). Экзамен

Разделы дисциплин и виды занятий

 

№ п/п Наименование раздела дисциплины Лекц. Практ. зан. Лаб. зан. Семин. СРС Всего
  Природные компоненты            
1.1. Географическое положение.            
1.2. Геологическое строение.            
1.3. Рельеф и четвертичные отложения            
1.4. Климат.            
1.5. Поверхностные и подземные воды.            
1.6. Почвы.            
1.7. Растительность и животный мир            
2. Ландшафты и зоны экологического равновесия            
2.1. Становление и развитие ландшафтов. Схемы физико-географического районирования.            
2.2. Общая структура зон экологического равновесия            
3. Исследование природы Мордовии            
3.1. Главнейшие этапы физико-географических исследований            
3.2. Важнейшие направления физико-географических исследований            
  Сущность геоэкологического анализа территории.              
4.1 Геоэкосистемы как объекты изучения геоэкологии            
4.2 Экологическое состояние геоэкосистем и его оценка            
4.3 Конструктивные вопросы геоэкологии            
  Региональная геоэкология            
5.1 Влияние хозяйственной деятельности на состояние ПТК Мордовии, их устойчивость к антропогенному воздействию.            
5.2 Геоэкологическое районирование территории Мордовии, территориальные аспекты современных геоэкологических проблем и острота их проявления            
5.3 Важнейшие проблемы развития культурного ландшафта, основные организационные мероприятия по его планированию. Природное наследие (ООПТ) и культурное наследие региона            
  Общая трудоемкость (час.)            
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...