3.1. KAIZEN-проекты первого этапа: автоматизация работы с KAIZEN-предложениями на предприятиях Холдинга 7
3.1.1. Описание предложений 9
3.1.2. Оценка и доработка предложений 9
3.1.3. Проработка KAIZEN-предложений Членами Малых и Координационных советов 9
3.1.4. Планируемые результаты KAIZEN-проектов первого этапа 10
3.2. KAIZEN-проекты второго этапа: выявление рабочих практик на предприятиях Холдинга 10
3.2.1. Описание рабочих практик на предприятии 12
3.2.2. Оценка и доработка практик 12
3.2.3. Рассмотрение практик Членами Малых и Координационных советов 12
3.2.4. Планируемые результаты KAIZEN-проекта 13
3.3. KAIZEN-проекты третьего этапа: тиражирование KAIZEN-предложений и рабочих практик по всем предприятиям Холдинга 13
3.3.1. Описание предложений и практик, основанных на опыте других предприятий 15
3.3.2. Оценка и доработка предложений 15
3.3.3. Проработка KAIZEN-предложений Членами Малых и Координационных советов 15
6.3.4. Планируемые результаты KAIZEN-проектов 16
3.4. Апелляция по решениям Членов Малого совета и Координационного совета 16
Единая библиотека реализованных решений 17
4.1. Единая библиотека решений 17
4.2. Статус предложений в библиотеке 17
4.3. Размещение решений в библиотеку 18
4.4. Работа с решениями в библиотеке 18
Справочная информация 18
5.1. Существующий процесс работы с KAIZEN-предложениями 18
5.2. Анализ целесообразности проведения KAIZEN-проектов с гарантированной обратной связью без предварительной фильтрации предложений 19
5.2.1. Использование KAIZEN-методологии, а не работы с рационализаторскими предложениями 19
5.2.2. Целесообразность проведения KAIZEN-проектов в информационной системе с использованием методик краудсорсинга 20
5.2.3. Целесообразность работы с предложениями сотрудников без предварительной фильтрации (модерации) предложений 20
5.2.4. Целесообразность предоставления гарантированной обратной связи по предложениям сотрудников – участников KAIZEN-проекта 21
5.3. Схема мотивации участников 21
5.4. Схема геймификации 22
5.4.1. Уровни мотивации 22
5.4.2. Рейтинги в KAIZEN-проекте 23
5.4.4. Бейджи 24
5.4.4.1. Типы бейджей 24
5.4.4.2. Расчет начисления бейджей 25
5.5. Регламент фасилитации 25
5.5.1. Цели фасилитации 25
5.5.2. Задачи фасилитатора 26
5.5.3. Руководство по выполнению задач 26
5.5.3.1. Привлечение новых участников в KAIZEN-проект 26
5.5.3.2. Вовлечение зарегистрированных пользователей в проектную активность, поддержание уровня активности 26
5.5.3.3. Борьба с неконструктивной активностью 27
5.5.3.4. Подготовка оперативной и итоговой отчетности по KAIZEN-проекту 28
5.6. План коммуникации с участниками при старте KAIZEN-проекта 29
1. Назначение документа
Настоящий документ определяет методику, процесс и сроки проведения KAIZEN-проектов на предприятиях Холдинга в соответствии с Договором № ВР-19-0262-08-03 и Техническим Заданием к Договору.
Настоящий документ определяет регламент работы проектной команды по сопровождению KAIZEN-проектов (далее – Регламент).
2. Терминология
Термин
Определение
Автор
Подавший KAIZEN-предложение или практику работник предприятия.
Геймификация
Технология адаптации игровых методов к неигровым процессам и событиям для большей вовлеченности сотрудников предприятий Холдинга в KAIZEN-проекты, связанные с совершенствованием процессов Заказчика посредством сбора и экспертизы KAIZEN-предложений и лучших практик.
Краудсорсинг
(англ. crowdsourcing, crowd — «толпа» и sourcing – «использование ресурсов») – процесс сбора идей, поиска и/или экспертизы решений по заданной тематике большим количеством участников (сообществом клиентов и/или сотрудников), основанный на технологиях анализа данных и группового взаимодействия в сети интернет/интранет.
KAIZEN
Японская философия или практика, которая фокусируется на непрерывном совершенствовании процессов производства, разработки, вспомогательных бизнес-процессов и управления, а также всех аспектов жизни.
KAIZEN-предложение
Предложение работника по совершенствованию процессов на предприятии, которое предлагается внедрить и закрепить в нормативных документах. Отличительными особенностями KAIZEN-предложений являются:
● Эволюционное совершенствование процессов внутри организации небольшими шагами;
● Проверка опытом каждого маленького улучшения процесса;
● Отказ от построения умозрительных гипотез об изменении процесса в целом;
● Открытость процесса и развитие командного духа сотрудников;
● Непрерывность совершенствования процессов;
● Стандартизация процессов.
KAIZEN-проект
Перечень мероприятий, основанных на методиках краудсорсинга и направленный на решение конкретной бизнес-задачи заказчика KAIZEN-проекта.
В рамках договора № ВР-19-0262-08-03 от 16.05.19 KAIZEN-проекты проводятся на следующих предприятиях Холдинга:
ААК «Прогресс»
Роствертол
Улан-Удэнский авиационный завод
Кумертауское авиационное производственное предприятие
Казанский вертолётный завод
Московский вертолетный завод им. М.Л. Миля
Камов
Ступинское машиностроительное производственное предприятие
АО Вертолёты России
Редуктор ПМ
Оффтоп
Сообщение, комментарий, идея, предложение, выходящее за рамки заранее установленной темы.
Практика / рабочая практика
Успешно применяемое работником улучшение какого-либо процесса внутри Холдинга, не закрепленное в действующей нормативной документации.
Премодерация
Способ управления контентом, при котором сообщения пользователей изначально видны лишь узкому кругу модераторов, которые решают, публиковать ли их в открытом доступе.
Проект
Осуществление мероприятий по проведению KAIZEN-проектов в соответствии с договором № ВР-19-0262-08-03 от 16.05.19
Рационализаторское предложение (рацпредложение)
Предложение работника по изменению процесса на предприятии, которое предлагается внедрить и закрепить в нормативных документах. Отличительными особенностями рацпредложений являются:
● Часто несут не эволюционный, а революционных характер и касаются изменения всего производственного процесса;
● Рацпредложения могут основываться не только на реальном опыте, но и на гипотезах о том, что в новом виде производственный процесс будет более эффективным;
● Рацпредложения могут касаться закрытых процессов производства, что не влечет за собой эффективного внедрения и стандартизации процессов.
Система
Информационно-аналитическая система управления KAIZEN-предложениями в Холдинге «Вертолеты России».
Уполномоченный
Сотрудник, ответственный за организацию взаимодействия членов Малого совета и Координационного совета с Системой, в обязанности которого входит:
● передача информации о предложениях, поступивших через Систему, в Малый и/или Координационный совет посредством распечатки или направления им ссылок на предложения внутри Системы
● внесение в Систему решений, принятых членами Малого совета и/или Координационного совета;
● выгрузка из Системы журнала предложений, поданных в электронном виде, для внесения указанных предложений в существующую система учета Предложений в соответствии с Типовым положением О системе подачи предложений по совершенствованию процессов на предприятиях Холдинга «Вертолеты России»
Участник KAIZEN-проекта, Участник
Сотрудник Холдинга, работающий на одном из предприятий, где проводятся KAIZEN-проекты, имеющий доступ к персональному компьютеру на рабочем месте, доступ в Систему и возможность публиковать KAIZEN-предложения в Системе.
Фасилитатор
Специалист Исполнителя по договору № ВР-19-0262-08-03 от 16.05.19, поддерживающий конструктивную работу в информационной системе в соответствии с Регламентом фасилитации.
Члены Малого совета и Координационного совета
Сотрудники Холдинга, уполномоченные на рассмотрение поданных предложений в соответствии с Типовым положением «О системе подачи предложений по совершенствованию процессов на предприятиях Холдинга «Вертолеты России».
3. Порядок проведения KAIZEN-проектов
На каждом предприятии проводятся три этапа KAIZEN-проектов:
KAIZEN-проекты первого этапа: сбор KAIZEN-предложений на предприятиях Холдинга:
Подача KAIZEN-предложений сотрудниками;
Оценка и доработка KAIZEN-предложений всеми сотрудниками предприятий Холдинга;
Проработка KAIZEN-предложений членами Малых и Координационных советов, принятие решения об их принятии или отклонении, реализации на предприятиях Холдинга. В систему вносятся только итоговые решения по предложениям: “Принято” / “Отклонено” / “Реализовано”. Процесс согласований и реализации KAIZEN-предложений происходит вне Системы в соответствии с Типовым положением «О системе подачи предложений по совершенствованию процессов на предприятиях Холдинга «Вертолеты России»;
KAIZEN-проекты второго этапа: выявление рабочих практик на предприятиях Холдинга:
Описание сотрудниками рабочих практик, используемых на предприятиях Холдинга;
Оценка описанных практик всеми сотрудниками предприятий Холдинга;
Проработка описанных практик членами Малых и Координационных советов, принятие решении об их одобрении и нормативном закреплении или об их отклонении. В систему вносятся только итоговые решения по практикам: “Принято” / “Отклонено” / “Внедрено”. Процесс согласований и внедрения практик происходит вне Системы в соответствии с Типовым положением «О системе подачи предложений по совершенствованию процессов на предприятиях Холдинга «Вертолеты России»;
KAIZEN-проекты третьего этапа: тиражирование KAIZEN-предложений и рабочих практик по всем предприятиям Холдинга:
Подача сотрудниками KAIZEN-предложений, основанных на предложениях и практиках м других предприятий Холдинга;
Оценка и доработка KAIZEN-предложений всеми сотрудниками предприятий Холдинга;
Проработка KAIZEN-предложений членами Малых и Координационных советов, принятие решения об их принятии или отклонении, реализации на предприятиях Холдинга. В систему вносятся только итоговые решения по предложениям: “Принято” / “Отклонено” / “Реализовано”. Процесс согласований и реализации KAIZEN-предложений происходит вне Системы в соответствии с Типовым положением «О системе подачи предложений по совершенствованию процессов на предприятиях Холдинга «Вертолеты России»;
3.1. KAIZEN-проекты первого этапа: автоматизация работы с KAIZEN-предложениями на предприятиях Холдинга
Цели KAIZEN-проектов первого этапа:
Автоматизировать процесс подачи KAIZEN-предложений;
Вовлечь сотрудников предприятий Холдинга, у которых есть рабочие компьютеры, в процессы работы с KAIZEN-предложениями;
Повысить количество поданных KAIZEN-предложений;
Схема KAIZEN-проекта первого этапа[1]:
3.1.1. Описание предложений
Сотрудники предприятий Холдинга, имеющие рабочие компьютеры, авторизуются в Системе и подают с ее помощью KAIZEN-предложения[2] в KAIZEN-проекте своего предприятия;
После заполнения и отправки формы подачи предложения предложение публикуется в ленте предложений KAIZEN-проекта предприятия и становится доступным для просмотра, оценки и доработки всем сотрудникам предприятий Холдинга, авторизованным в Системе. Премодерация подаваемых через Систему KAIZEN-предложений не осуществляется.
3.1.2. Оценка и доработка предложений
Участники из всех предприятий Холдинга могут знакомиться с KAIZEN-предложениями, поданными через Систему;
Участники из всех предприятий Холдинга могут анонимно выражать поддержку чужим предложениям с помощью инструментов оценки, расположенных на карточке предложения;
Участники из всех предприятий Холдинга могут описывать доработки к чужим предложениям. В доработки могут входить уточняющие вопросы, предложения к улучшению или возражения, основанные на собственном опыте. Бессодержательные доработки будут удаляться;
Участники из всех предприятий Холдинга могут анонимно выражать поддержку доработкам, описанным к KAIZEN-предложениям.
3.1.3. Проработка KAIZEN-предложений Членами Малых и Координационных советов
Уполномоченный сотрудник, назначенный на предприятии Холдинга, передает информацию о предложениях, поступивших через Систему, в Малый и/или Координационный совет посредством распечатки или направления им ссылок на предложения внутри Системы.
Каждое KAIZEN-предложение, переданное в Малый и/или Координационный совет, Уполномоченный переводит в статус “На рассмотрении” в Системе.
Члены Малых и Координационных советов прорабатывают KAIZEN-предложения вне Системы согласно процессам, описанным в Типовом положении «О системе подачи предложений по совершенствованию процессов на предприятиях Холдинга «Вертолеты России».
Уполномоченный сотрудник, назначенный на предприятии Холдинга, вносит в Систему решения, принятые членами Малого совета и/или Координационного совета, указывая у соответствующего KAIZEN-предложения статус “Принято” / “Отклонено” / “Реализовано”.
Члены Малого совета и Координационного совета могут запросить дополнительную информацию / доработку KAIZEN-предложения от автора. В этом случае Уполномоченный пишет соответствующий комментарий (доработку) к KAIZEN-предложению от имени Членов Малого / Координационного совета. Об этом автор предложения будет уведомлен по электронной почте.
Члены Малого совета и Координационного совета, имеющие право принимать решения о принятии и реализации предложений, могут самостоятельно работать в Информационной системе, минуя Уполномоченного[3].
3.1.4. Планируемые результаты KAIZEN-проектов первого этапа
Количество поданных предложений не менее 80 процентов от среднемесячного количества предложений, поданных на бумажном носителе в пересчете на количество участников KAIZEN-проекта, запланированное для каждого предприятия Холдинга; процент реализованных предложений не менее процента, существующего при рассмотрении предложений на бумажном носителе в конкретном предприятии Холдинга;
Предложения получили обратную связь не только от Уполномоченного / Членов Малого совета и Координационного совета, но и от других работников предприятия;
Выявлены самые активные и конструктивные работники предприятия (уровень конструктивности участника считается по процентному соотношению поданных предложений к принятым предложениям).
3.2. KAIZEN-проекты второго этапа: выявление рабочих практик на предприятиях Холдинга
Цели второго этапа:
Выявить рабочие практики, пригодные для тиражирования на предприятиях Холдинга;
Получить обратную связь по выявленным практикам от сотрудников предприятий Холдинга
Принять решение о нормативной закреплении рабочих практик и их тиражировании на предприятиях Холдинга.
Схема KAIZEN-проекта второго этапа[4]:
3.2.1. Описание рабочих практик на предприятии
Сотрудники предприятий Холдинга, имеющие рабочие компьютеры, авторизуются в Системе и описывают с ее помощью полезные рабочие практики[5] в KAIZEN-проекте своего предприятия;
После заполнения и отправки формы описания практики практика публикуется в ленте KAIZEN-проекта предприятия и становится доступной для просмотра, оценки и доработки всем сотрудникам предприятий Холдинга, авторизованным в Системе. Премодерация описываемых в Системе практик не осуществляется.
3.2.2. Оценка и доработка практик
Участники из всех предприятий Холдинга могут знакомиться с практиками, поданными через Систему;
Участники из всех предприятий Холдинга могут оценивать применимость практик к своим процессам по шкалам “Применимость практики” (от 0 до 5) и “Полезность практики” (от 0 до 5). Оценки анонимны;
Участники из всех предприятий Холдинга могут описывать доработки к чужим практикам. Это позволит получить ценные замечания о применимости практик на других предприятиях Холдинга и рекомендации по адаптации практик на других предприятиях Холдинга;
Участники из всех предприятий Холдинга могут анонимно выражать поддержку доработкам, описанным к практикам.
3.2.3. Рассмотрение практик Членами Малых и Координационных советов
Уполномоченный сотрудник, назначенный на предприятии Холдинга, передает информацию о практиках, поступивших через Систему, в Малый и/или Координационный совет посредством распечатки или направления им ссылок на практики внутри Системы;
Каждую практику, переданную в Малый и/или Координационный совет, Уполномоченный переводит в статус “На рассмотрении” в Системе;
Члены Малых и Координационных советов прорабатывают практики вне Системы согласно процессам, описанным в Типовом положении «О системе подачи предложений по совершенствованию процессов на предприятиях Холдинга «Вертолеты России»;
Уполномоченный сотрудник, назначенный на предприятии Холдинга, вносит в Систему решения, принятые членами Малого совета и/или Координационного совета, указывая у соответствующей практики статус “Принято” / “Отклонено” / “Внедрено”;
Члены Малого совета и Координационного совета могут запросить дополнительную информацию / доработку практики от автора. В этом случае Уполномоченный пишет соответствующий комментарий (доработку) к практике от имени Членов Малого / Координационного совета. Об этом автор предложения будет уведомлен по электронной почте.
Члены Малого совета и Координационного совета, имеющие право принимать решения о принятии и внедрения практик, могут самостоятельно работать в Информационной системе, минуя Уполномоченного[6].
3.2.4. Планируемые результаты KAIZEN-проекта
Собраны полезные рабочие практики, применяемые на предприятиях Холдинга;
Собранные практики оценены сообществом работников предприятий Холдинга;
Проведен анализ собранных практик на предмет их нормативного закрепления и тиражирования в рамках предприятия;
Наиболее полезные и экономически эффективные практики внедрены;
Выявлены самые активные и конструктивные работники Предприятия.
3.3. KAIZEN-проекты третьего этапа: тиражирование KAIZEN-предложений и рабочих практик по всем предприятиям Холдинга
Цели третьего этапа:
Масштабирование KAIZEN-предложений и полезных рабочих практик на предприятиях Холдинга;
Получение обратной связи о применимости предложений и практик на различных предприятиях Холдинга.
Схема KAIZEN-проекта третьего этапа[7]:
3.3.1. Описание предложений и практик, основанных на опыте других предприятий
Сотрудники предприятий Холдинга, имеющие рабочие компьютеры, авторизуются в Системе и в KAIZEN-проекте третьего этапа своего предприятия подают KAIZEN-предложения, основанные на просмотренных KAIZEN-предложениях и полезных рабочих практиках с других предприятий[8];
После заполнения и отправки формы подачи предложения предложение публикуется в ленте предложений KAIZEN-проекта и становится доступным для просмотра, оценки и доработки всем сотрудникам предприятий Холдинга, авторизованным в Системе. Премодерация подаваемых через Систему KAIZEN-предложений не осуществляется.
3.3.2. Оценка и доработка предложений
Участники из всех предприятий Холдинга могут знакомиться с KAIZEN-предложениями, поданными через Систему;
Участники из всех предприятий Холдинга могут анонимно выражать поддержку чужим предложениям с помощью инструментов оценки, расположенных на карточке предложения;
Участники из всех предприятий Холдинга могут описывать доработки к чужим предложениям. В доработки могут входить уточняющие вопросы, предложения к улучшению или возражения, основанные на собственном опыте. Бессодержательные доработки будут удаляться;
Участники из всех предприятий Холдинга могут анонимно выражать поддержку доработкам, описанным к KAIZEN-предложениям.
3.3.3. Проработка KAIZEN-предложений Членами Малых и Координационных советов
Уполномоченный сотрудник, назначенный на предприятии Холдинга, передает информацию о предложениях, поступивших через Систему, в Малый и/или Координационный совет посредством распечатки или направления им ссылок на предложения внутри Системы;
Каждое KAIZEN-предложение, переданное в Малый и/или Координационный совет, Уполномоченный переводит в статус “На рассмотрении” в Системе;
Члены Малых и Координационных советов прорабатывают KAIZEN-предложения вне Системы согласно процессам, описанным в Типовом положении «О системе подачи предложений по совершенствованию процессов на предприятиях Холдинга «Вертолеты России»;
Уполномоченный сотрудник, назначенный на предприятии Холдинга, вносит в Систему решения, принятые членами Малого совета и/или Координационного совета, указывая у соответствующего KAIZEN-предложения статус “Принято” / “Отклонено” / “Реализовано”.
Члены Малого совета и Координационного совета могут запросить дополнительную информацию / доработку KAIZEN-предложения от автора. В этом случае Уполномоченный пишет соответствующий комментарий (доработку) к KAIZEN-предложению от имени Членов Малого / Координационного совета. Об этом автор предложения будет уведомлен по электронной почте;
Члены Малого совета и Координационного совета, имеющие право принимать решения о принятии и реализации предложений, могут самостоятельно работать в Информационной системе, минуя Уполномоченного[9].
6.3.4. Планируемые результаты KAIZEN-проектов
Сотрудниками предприятия проведен анализ применимости описанных на KAIZEN-проектах первого и второго этапа предложений и практик на различных предприятиях Холдинга;
Выявлены предложения и практики, пригодные в масштабированию и закреплению во внутренней нормативной документации Холдинга;
Лучшие по оценкам Членов Малого совета и Координационного совета предложения и практики реализованы на предприятиях Холдинга.
3.4. Апелляция по решениям Членов Малого совета и Координационного совета
Каждый участник, чье предложение или практика были отклонены, может подать на апелляцию решения Членов Малого совета и Координационного совета, описав свое возражение после заключения Членов Малого совета и Координационного совета через специальную форму.
О поданной апелляции Система автоматически уведомляет Уполномоченного по электронной почте;
Уполномоченный уведомляет Членов Малого совета и Координационного совета / Уполномоченного о поданной апелляции, и меняет статус предложения / практики на “На рассмотрении”. Уполномоченный также вправе ответить участнику, что решение не подлежит апелляции;
Если Члены Малого / Координационного совета сочтут, что апелляция имеет основания, то Уполномоченный снимает предложение / практику со статуса “На рассмотрении”, таким образом открывая автору предложения возможность редактирования предложения. Автор получает об этом автоматическое уведомление по электронной почте;
Автор вносит необходимые поправки в предложение / практику - для этого ему предоставлено 3 рабочих дня;
По истечении срока, указанного в п.5, Фасилитатор уведомляет Уполномоченного / Члена Малого совета и Координационного совета о новой версии предложения / практики или о том, что автор не внес правок;
По итогам рассмотрения апелляции Уполномоченный по согласованию с Членами Малого совета и Координационного совета либо выставляет статус «Принято», либо повторно отклоняет предложение / практику;
Участник получает автоматическое уведомление о результатах рассмотрения апелляции по электронной почте;
Повторной апелляции предложения / практики не подлежат, о чем фасилитатор сообщает участникам при необходимости.
4. Единая библиотека реализованных решений
4.1. Единая библиотека решений
Единая библиотека реализованных предложений представляет собой базу всех KAIZEN-предложений и внедренных рабочих практик, описанных в Системе в рамках KAIZEN-проектов и реализованных на предприятиях Холдинга.
4.2. Статус предложений в библиотеке
В библиотеке решений размещаются только реализованные на предприятиях KAIZEN-предложения или официально внедренные рабочие практики, изначально предложенные участниками. Информация о реализованных предложениях / практиках фокусируется на внедрении: этапы, сроки и затраты на реализацию, размер экономического эффекта, срок получения экономического эффекта, барьеры, встреченные в ходе реализации и рекомендации другим предприятиям при масштабировании данного предложения.
4.3. Размещение решений в библиотеку
Размещают решения в библиотеке не рядовые сотрудники, а Уполномоченный сотрудник, назначенный на предприятии Холдинга. Круг лиц, имеющих права на публикацию решений ограничен, права выдаются вручную администраторами системы. Таким образом в библиотеке информация размещается только теми сотрудниками, у кого есть реальные данные о реализации предложений / внедрении практик и их эффектах.
4.4. Работа с решениями в библиотеке
Библиотека служит внутренней базой знаний Холдинга. Сотрудники всех предприятий могут просматривать, комментировать и оценивать решения.
5. Справочная информация
5.1. Существующий процесс работы с KAIZEN-предложениями
В настоящее время процесс подачи и рассмотрения предложений по совершенствованию процессов на предприятиях Холдинга “Вертолеты России” регулируется Типовым положением «О системе подачи предложений по совершенствованию процессов на предприятиях Холдинга «Вертолеты России». Этот процесс успешно применяется уже несколько лет. Однако, время показало, что существующая схема подачи предложений имеет отдельные недостатки:
● Процесс привязан к бумажным носителям, что влечет задержки с получением и обработкой предложений, оперативным получением сводной информации по принятым и реализованным предложениям;
● Недостаточная открытость принятия решений по поданным заявкам;
● Отличие процессов работы с предложениями на разных предприятиях Холдинга;
● Недостаточная открытость поданных предложений для работников Холдинга, не участвующих в рассмотрении предложений, и, как следствие, отсутствие обмена опытом и проверки поданных предложений на других предприятиях Холдинга.
5.2. Анализ целесообразности проведения KAIZEN-проектов с гарантированной обратной связью без предварительной фильтрации предложений
5.2.1. Использование KAIZEN-методологии, а не работы с рационализаторскими предложениями
Ряд методологов отождествляет понятия KAIZEN-предложений и рационализаторских предложений, что не всегда верно. Концепции рацпредложений и KAIZEN-предложений имеют как сходства, так и различия. Основным сходством является факт предложения сотрудником идеи об изменении существующих процессов на предприятиях Холдинга.
● Эволюционное совершенствование рабочих процессов небольшими шагами;
● Проверка опытом каждого маленького улучшения рабочего процесса;
● Отказ от построения умозрительных гипотез об изменении рабочего процесса в целом;
● Открытость рабочего процесса и развитие командного духа сотрудников;
● Непрерывность совершенствования рабочих процессов;
● Стандартизация рабочих процессов.
Рационализаторские предложения не всегда могут соответствовать вышеуказанным критериям, так как:
● Рацпредложение чаще несет не эволюционный, а революционных характер и касаться изменения всего рабочего процесса;
● Рацпредложение может основываться не только на реальном опыте, но и на гипотезах о том, что в новом виде рабочий процесс будет более эффективным;
● Рацпредложения могут касаться закрытых процессов производства, что не влечет за собой эффективного внедрения и стандартизации процессов.
Таким образом, в рамках существующего процесса обработки предложений в Холдинге и в соответствии с целями данного Проекта, вводится разграничение между двумя понятиями, и устанавливается фокус на работе по KAIZEN-методологии.
5.2.2. Целесообразность проведения KAIZEN-проектов в информационной системе с использованием методик краудсорсинга
Использование информационной системы, позволяющей организовать пространство для совместной работы сотрудников Холдинга и членов Малых советов и Координационных советов, принимающих решение по предложениям, позволяет решить проблемы закрытости и инерционности существующего процесса, утвержденного Типовым положением.
Кроме того, процесс подачи и рассмотрения заявок в информационной системе позволит отказаться от существенной части работы с бумажными носителями, создать единую базу предложений сотрудников и принятых по ним решений, существенно упростить и ускорить процесс получения статистики по рассмотренным предложениям на всех предприятиях Холдинга.
5.2.3. Целесообразность работы с предложениями сотрудников без предварительной фильтрации (модерации) предложений
Опыт проведения как открытых, так и корпоративных краудсорсинговых проектов[10] по работе с предложениями показывает, что премодерация или иные сходные механизмы существенно снижают активность участников и их мотивацию в силу следующих причин:
● Такой подход заставляет участника тратить время на ожидание момента, когда его предложение появится в ленте KAIZEN-проекта;
● Кроме потерь времени, это ставит участника в зависимое положение и положение стресса от того, что его предложение могут пустить или не пустить в KAIZEN-проект;
● На подобное недоверие к участнику со стороны организаторов KAIZEN-проекта участник отвечает взаимностью, утрачивает доверие к организаторам и принимает позицию “тут все заранее предрешено, никакой реальной работы не происходит”.
5.2.4. Целесообразность предоставления гарантированной обратной связи по предложениям сотрудников – участников KAIZEN-проекта
Получение открытой обратной связи от организаторов KAIZEN-проекта и членов Малых советов и/или Координационных советов является базовым нематериальным мотиватором, который заставляет человека писать свои предложения – человек, прежде всего, хочет “быть услышанным и полезным”.
Кроме того, обратная связь повышает качество предложений в долгосрочной перспективе, потому что передает сотрудникам рамку качества, на которую Холдинг ориентируется при проектировании внутренних процессов, тем самым поднимая общее качество будущих предложений и профессиональный уровень сотрудников.
5.3. Схема мотивации участников
Вид мотиватора
Мотиватор
Текущая реализация
Реализация в системе
Внешний
Денежное вознаграждение за качественную активность.
Автор получает премию за реализованное предложение, описанное на бумажном носителе.
Автор получает премию за реализованное предложение, опубликованное в Системе..