Цели и стратегия экономического и социального развития Казахстана.
Нередко говорят, что республика не имеет собственной экономической концепции, ее экономика развивается хаотично, из-за этого Казахстан находится в глубоком кризисе, катится в пропасть. Да, не все на пути к рынку получается гладко, допускается множество перекосов и ошибок, вызывающих недовольство. И все-таки такая концепция есть. Послания Президента страны народу Казахстана — «Казахстан-2030», в котором он отмечает: «Мы должны четко знать и понимать, что хотим построить, какой должна быть траектория, магистраль нашего развития, которая приведет к выбранной цели. Правильно определив наши приоритетные цели, выбрав соответствующие стратегии, проявив волю и терпение при движении по этому пути, мы обезопасим себя от зигзагообразных шараханий, непроизводительной растраты энергии, времени и ресурсов. Имея сильную стратегию и целеустремленность, мы сможем успешно преодолеть любые большие препятствия, стоящие на нашем пути»[58]. При этом надо иметь в виду, что переход к рыночной экономике — длительный, сложный и противоречивый процесс. Мировой опыт свидетельствует, что социально-экономические реформы, связанные с коренной перестройкой всей хозяйственной системы, ведут к значительному снижению уровня производства, а следовательно и уровня жизни населения. С обретением полного государственного суверенитета перед Казахстаном встала сложная задача определения самостоятельного пути экономического развития с учетом специфики республики и мирового опыта. В связи с этим надо отметить, что особенностью экономической политики Республики Казахстан является то, что разработка стратегии реформ была начата заблаговременно, еще в 1989 г. Эта стратегия определялась очень широким кругом специалистов и ученых Казахстана. После провозглашения суверенитета эта работа выполнялась во всех органах управления и научных организациях. Общее же направление реформ и непосредственное личное участие в разработке программ осуществлял Президент Республики Казахстан.
Исходные положения реформы были сформулированы в Программе стабилизации экономики и перехода к рынку (1990 г.) и Программе совместных действии Кабинета министров и областных Советов народных депутатов по выходу из кризиса (1991 г.). В мае 1992 г. Президент НА. Назарбаев изложил основные направления реформы в обобщающей статье «Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства». В середине 1994 г. правительство Республики Казахстан приняло «Программу действий правительства по углублению реформ и выводу из экономического кризиса»[59] сроком до 1996 г. Затем эта программа была продолжена на последующий период в виде Среднесрочной программы экономических реформ в Казахстане на 1996—1998 гг[60]. и Программы правительства до 2000 г[61], Ежегодных посланиях Президента РК.[62] Основная мысль во всех этих документах — переход к рынку и становление Казахстана как суверенного государства. При этом в сфере экономики были выделены следующие приоритеты: 1) формирование рыночной экономики, основанной на конкурентных началах, то есть сочетании и взаимодействии государственной и частной форм собственности (при этом доля государственной собственности будет постоянно уменьшаться и составит в перспективе 30—40%); 2) создание правовых норм и других необходимых условий для реализации принципа экономического самоопределения человека; 3) насыщение потребительского рынка в целях усиления мотивации к труду, повышения качества жизни каждой казахстанской семьи и создания социальной стабильности;
4) завоевание конкретных позиций на мировых товарных рынках на базе природных ресурсов Казахстана и реконструкции его экономики; 5) привлечение и эффективное использование иностранных инвестиций для развития Казахстана; 6) введение и обеспечение внешней конвертируемости национальной валюты (тенге). Спустя 5 лет, в октябре 1997 г., в Послании Президента страны народу Казахстана «Казахстан-2030, процветание, безопасность и улучшение благосостояния казахстанцев»[63] были подведены некоторые итоги работы государства и намечены дальнейшие перспективы экономического и социального развития. В частности, было отмечено, что достигнуты следующие положительные результаты: 1) заложены основы независимого суверенного государства; 2) начаты широкомасштабные социальные, политические и экономические реформы, «работает совершенно иная политическая и экономическая система»; 3) происходит смена «государственно-коллективного мировоззрения на частно-индивидуалистическое»; 4) оказывается поддержка со стороны иностранных государств и донорских организаций в проведении реформ. К этому следовало бы добавить, что за истекшие пять лет практически завершена малая и массовая приватизация, насытился потребительский рынок товаров, созданы нормативно-правовая база и условия для развития предпринимательства, введена национальная валюта тенге, Казахстан напрямую вышел на мировые рынки по продаже своей, пусть пока сырьевой, продукции. И если все прошедшие годы переход к рыночной системе в Казахстане сопровождался жесточайшей инфляцией — от 2265% в 1993 г., 60% в 1995 г., 28,7 в 1996 г., то в 1997 г. она составила 11%. Мировой опыт показывает, что процесс подъема экономики возможен на уровне до 10% инфляции в год, и сегодня, исходя из анализа состояния экономики, можно сказать, что низшая точка падения производства пройдена, и она переходит с инфляционной ступени в инвестиционную. Снижение дефицита бюджета в 1998 г. намечалось до 3%, принимались меры по увеличению реальных доходов госбюджета, предусматривалось привлечение внешних займов, выпуск и размещение государственных ценных бумаг. Уменьшению дефицита способствовало разделение финансов предприятия и государства, отказ от практики списания долгов и безвозвратного кредитования предприятий.
И в то же время современное состояние экономики говорит о том, что для осуществления поставленных задач у Казахстана есть все потенциальные возможности. Во-первых, довольно выгодное географическое, геополитическое и геоэкономическое положение. Во-вторых, высокообразованное население с высоким уровнем научного и творческого потенциала, довольно богатый и невостребованный арсенал научных идей, открытий и изобретений. В-третьих, богатейшие запасы природных ресурсов, прежде всего рудных и топливных полезных ископаемых, которые, конечно, необходимо рационально использовать. В-четвертых, большие площади сельхозугодий и пашни, позволяющие республике стать на мировой арене заметным экспортером продовольствия. Наконец, относительно устойчивая политическая стабильность и единство в обществе. Если говорить о конкретных задачах экономики Казахстана в сфере материального производства, то к ним следует отнести: 1) насыщение рынка продовольствием и товарами народного потребления собственного производства; 2) наращивание базы строительства и стройиндустрии, в первую очередь для возведения жилья; 3) преодоление сырьевой направленности экономики; 4) развитие наукоемких производств и машиностроения; 5) внедрение экологически чистых технологий; 6) формирование современной инфраструктуры (транспорта, связи, энергетики, туризма и т.д.). Предполагалось всю эту работу осуществить в три этапа. Первый этап охватывал 1992—1995 гг. и характеризовался двумя процессами: активным разгосударствлением, приватизацией собственности и насыщением потребительского рынка товарами. На втором этапе (до 2005 г.) будет продолжаться работа по постепенному преодолению сырьевой направленности экономики и ускоренному вхождению Казахстана в мировую экономику. В этот период должны заработать полнокровные рыночные механизмы, обеспечиться подлинная свобода всех товаропроизводителей, рациональное природопользование, высокий уровень технологий.
Третий этап продолжительностью до 2030 г. будет характеризоваться ускоренными темпами развития экономики открытого типа и вступлением Казахстана в разряд новых индустриальных стран мира. Для достижения данной цели Н.А. Назарбаев[64] выделил в своем послании народу семь долгосрочных приоритетов: Приоритет 1. Национальная безопасность. Приоритет 2. Внутриполитическая стабильность и консолидация общества. Приоритет 3. Обеспечение экономического роста. Приоритет 4. Здоровье, образование и благополучие граждан. Приоритет 5. Энергетические ресурсы. Приоритет 6. Инфраструктура, в особенности транспорт и связь. Приоритет 7. Профессиональное правительство. (Подробнее см. Приложение №1.) При соблюдении всех этих принципов государство берет на себя функции социальной защиты, становясь действительно социальным государством, снимает с себя многие контрольные функции, децентрализуя власть, отдавая ее на места. Центральные органы будут осуществлять надзорные и контрольные функции. И в этом случае госслужащий будет отвечать требованиям, вытекающим из Послания Президента: «чиновник новой генерации — это слуга нации, патриотичный, справедливый преданный своему делу и профессиональный». Только создав эффективный и современный корпус государственных служащих Казахстана, преданных делу и способных выступать представителями народа, общество сможет реализовать стратегию, концентрируя усилия на конкретных действиях, намеченных в годовых планах. Решение же социальных вопросов в концепции развития неразрывно связано с экономикой, и практически она должна обеспечить их осуществление. При этом предусматривается: 1) создание общества, в котором наделе было бы обеспечено благосостояние всех слоев населения; 2) обеспечение каждому желающему предпринимательской свободы и возможности приложения сил в любой сфере деятельности; 3) развитие этнической самобытности и сохранение национально-культурного многообразия Казахстана; 4) повышение трудовых доходов, пенсий и пособий по мере роста и стабилизации экономики, но не допуская незаконного обогащения. В центре же стратегии социального развития в переходный период находится социальная защита населения Казахстана в основе, которой: 1) государственная поддержка нетрудоспособных и малоимущих слоев (пенсионеров, инвалидов, учащихся, многодетных семей); 2) государственная поддержка науки, культуры, образования и здравоохранения; 3) обеспечение социальных гарантий по безработице. Об этом свидетельствуют и задания, данные Президентом государства правительству на 1998 г. Среди них:
4) обеспечение полной и своевременной выплаты пенсий, пособий и заработной платы в бюджетных организациях; 5) выдача микрокредитов не менее чем 30 тыс. наименее обеспеченных граждан; 6) выдача кредитов на развитие малого и среднего бизнеса, фермерских хозяйств на сумму не менее чем в 100 млн. долл.; 7) компьютеризация школ, на что уже в 1998 г. выделяется 22 млн. долл. США; 8) начало реализации программы жилищного строительства и выделение на эти цели в 1998[65] г. 40 млн. долл.; 9) обеспечение удешевления кредитов для крестьянских и фермерских хозяйств на 2,5 млрд. тенге; 10) обеспечение полной посещаемости детьми школ; 11) начало общественной кампании за здоровый образ жизни. Таким образом, можно сделать вывод, что опыт шести лет экономических реформ дал неоднозначные результаты. С одной стороны, процесс трансформации социально-экономической системы, перевода ее на рыночные принципы функционирования принял необратимый характер и на этом пути осуществлены важные системные преобразования. С другой стороны, налицо ряд нерешенных проблем в области вывода экономики из кризиса и оживления производства. Состояние экономики продолжает оставаться весьма сложным и напряженным, хотя и сделаны определенные шаги по приватизации и реструктуризации государственной собственности, повышению уровня рыночной экономики, снижению темпов инфляции, сокращению и регулированию бюджетного дефицита и т.д. В числе наиболее же важных проблем текущего этапа реформирования экономики можно выделить такие как: макроэкономическая стабилизация, реструктуризация предприятий и развитие предпринимательства, формирование и развитие национальных производительных сил, инвестиционная политика, развитие фондового рынка, проблемы регионального развития, а также социальная защищенность населения. Важной особенностью экономического курса РК является стремление ее руководства к сохранению общего экономического пространства со странами Содружества. Это желание четко прослеживается на всех совещаниях глав государств и правительств СНГ. Все документы, представленные казахстанской стороной на этих совещаниях, говорят о стремлении к укреплению экономических связей, созданию межгосударственных органов, координирующих экономические действия Содружества. Не вина, а беда Казахстана, что эти предложения не всегда принимаются, прежде всего Российской Федерацией. Таким образом, разработка стратегии реформ, постоянное обновление этих разработок действительно являются неоспоримым обстоятельством, особенностью экономической политики Казахстана. Другое дело, что не всегда намеченное выполняется и соответствует реальной практике. Хотя значительная часть задач, как мы отметили, уже решена. Как уже отмечалось, присоединение Казахстана к ВТО может стимулировать создание правовых рамок для цивилизованного рыночного развития, привлечение иностранного предпринимательского капитала, а также повышение в перспективе конкурентоспособности и модернизацию[66] нашей экономики, улучшение структуры экспорта и импорта товаров и услуг. Однако это не придет автоматически. Нам надо учиться новым правилам игры, как на внешнем, так и на внутреннем рынке. Мы получим преимущества при вступлении в ВТО только при скорейшей реструктуризации промышленности и проведения правильной индустриальной, инвестиционной политики в рамках требований ВТО. Нам необходимо провести широкомасштабные мероприятия в области ликвидации белых пятен в проблемах присоединения Казахстана к ВТО на всех уровнях - предприятий, отраслей, ведомств и регионов. Несомненно одно, присоединение Казахстана к ВТО потребует от нас всех большой совместной, кропотливой работы. Нынешнее Послание Президента народу Казахстана[67] охватывает самые животрепещущие актуальные проблемы современного казахстанского общества и основные направления его развития. В Послании указаны пути решения узловых экономических и социальных проблем. А именно: обеспечение сбалансированности экономики, опережающее развитие перерабатывающей промышленности, высокотехнологических и наукоемких производств, производственной структуры агропромышленного сектора. Это верные направления укрепления нашей экономики и, соответственно, независимости Казахстана. Решительное изменение структуры производства в стране, пристальное внимание к решению задач по возрождению и развитию аула, поворот к его социально-экономическим проблемам. Сегодня с уверенностью можем сказать, что Казахстан сумел решить задачу строительства самостоятельного, суверенного государства, избрал правильные векторы демократии и рыночных отношений, заложил фундаментальные базовые институты демократического государства. Мы сумели перейти от классовой политической культуры, идеологии противоборства к становлению гражданской демократической культуры. В Послании Президента четко определены принципы и подходы к национальной модели модернизации Казахстана на ближайшую историческую перспективу. Важно отметить, что они Главой государства определены комплексно и системно. Сегодня архиважной проблемой нашего общества является обеспечение социальной защиты населения, обеспечение достойного уровня жизни казахстанцев. Разделы Послания, касающиеся социального блока развития нашего общества, нашли у всех самый благожелательный отклик. Повышение пенсии почти миллиону пенсионеров, увеличение размера минимальной заработной платы, рост заработной платы государственных служащих - все это новые меры по решению сложных социальных проблем. Программа "Культурное наследие", вошедшая в Послание Президента, несомненно, послужит укреплению духовной консолидации, межнациональному согласию в полиэтническом и многоконфессиональном Казахстане. Это, в свою очередь, создаст здоровую атмосферу национального единства, будет способствовать усилению чувства патриотизма и безопасности государства. Интегрирующей основой культур различных этнических групп страны должно стать овладение языком, культурой, традициями и обычаями государствообразующего казахского народа при обязательном обеспечении условий для развития языков, культуры всех этнических групп, проживающих в Казахстане. Отрадно, что в Послании нашли свое отражение вопросы модернизации политической сферы, демократизации и повышения эффективности государственного управления. Здесь ключевой проблемой является необходимость совершенствования избирательной системы, главной чертой которой должны стать прозрачность и открытость избирательных процессов[68]. В Послании четко определены роль и место политических партий и неправительственных организаций в политическом устройстве республики. Своевременно предложение о проведении гражданского форума представителей общественных объединений, который станет еще одним шагом по дальнейшей демократизации общества. Устанавливается, что только политические партии могут выдвигать своих кандидатов в представительные органы власти, при этом, важно, сохраняется институт самовыдвижения. Это, несомненно, не только повышает роль политических партий, но и накладывает на них большую ответственность. Кроме того, в Послании Президента народу Казахстана четко обозначены акценты функционирования средств массовой информации, как на уровне требований сегодняшнего дня, так и будущего. При этом отмечена важность подготовки и принятия нового закона о СМИ. Общество осознало, что проблемы коррупции невозможно решить только силами правоохранительных органов, поэтому содержащиеся в Послании[69] положения о процессе гуманизации в уголовной сфере, о совершенствовании деятельности судебных органов, о введении института присяжных и переходе к институту судебного санкционирования арестов, актуальны и своевременны В совокупности указанные факторы и разработанные социальные программы приведут к улучшению демографической ситуации и к укреплению здоровья нации, особенно подрастающего поколения. Можно отметить, что Президент в своем Послании определил цели, созвучные чаяниям нашего народа и их осуществление послужит дальнейшему увеличению благосостояния всех казахстанцев и укреплению независимости Казахстана.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|