Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Цели и стратегия экономического и социального развития Казахстана.

 

Нередко говорят, что республика не имеет собственной эко­номической концепции, ее экономика развивается хаотично, из-за этого Казахстан находится в глубоком кризисе, катится в пропасть. Да, не все на пути к рынку получается гладко, допус­кается множество перекосов и ошибок, вызывающих недоволь­ство. И все-таки такая концепция есть.

Послания Президента страны народу Казах­стана — «Казахстан-2030», в котором он отмечает: «Мы должны четко знать и понимать, что хотим построить, какой должна быть траектория, магистраль нашего развития, которая приве­дет к выбранной цели. Правильно определив наши приоритет­ные цели, выбрав соответствующие стратегии, проявив волю и терпение при движении по этому пути, мы обезопасим себя от зигзагообразных шараханий, непроизводительной растраты энер­гии, времени и ресурсов. Имея сильную стратегию и целеуст­ремленность, мы сможем успешно преодолеть любые большие препятствия, стоящие на нашем пути»[58].

При этом надо иметь в виду, что переход к рыночной эконо­мике — длительный, сложный и противоречивый процесс. Мировой опыт свидетельствует, что социально-экономические реформы, связанные с коренной перестройкой всей хозяйствен­ной системы, ведут к значительному снижению уровня произ­водства, а следовательно и уровня жизни населения.

С обретением полного государственного суверенитета перед Казахстаном встала сложная задача определения самостоятель­ного пути экономического развития с учетом специфики рес­публики и мирового опыта.

В связи с этим надо отметить, что особенностью экономи­ческой политики Республики Казахстан является то, что разра­ботка стратегии реформ была начата заблаговременно, еще в 1989 г. Эта стратегия определялась очень широким кругом спе­циалистов и ученых Казахстана. После провозглашения суве­ренитета эта работа выполнялась во всех органах управления и научных организациях. Общее же направление реформ и не­посредственное личное участие в разработке программ осуще­ствлял Президент Республики Казахстан.

Исходные положения реформы были сформулированы в Программе стабилизации экономики и перехода к рынку (1990 г.) и Программе совместных действии Кабинета мини­стров и областных Советов народных депутатов по выходу из кризиса (1991 г.). В мае 1992 г. Президент НА. Назарбаев изло­жил основные направления реформы в обобщающей статье «Стратегия становления и развития Казахстана как суверенно­го государства». В середине 1994 г. правительство Республики Казахстан приняло «Программу действий правительства по уг­лублению реформ и выводу из экономического кризиса»[59] сро­ком до 1996 г. Затем эта программа была продолжена на после­дующий период в виде Среднесрочной программы экономичес­ких реформ в Казахстане на 1996—1998 гг[60]. и Программы прави­тельства до 2000 г[61], Ежегодных посланиях Президента РК.[62]

Основная мысль во всех этих документах — переход к рынку и становление Казахстана как суверенного государства. При этом в сфере экономики были выделены следующие приоритеты:

1) формирование рыночной экономики, основанной на кон­курентных началах, то есть сочетании и взаимодействии госу­дарственной и частной форм собственности (при этом доля го­сударственной собственности будет постоянно уменьшаться и составит в перспективе 30—40%);

2) создание правовых норм и других необходимых условий для реализации принципа экономического самоопределения человека;

3) насыщение потребительского рынка в целях усиления мотивации к труду, повышения качества жизни каждой казах­станской семьи и создания социальной стабильности;

4) завоевание конкретных позиций на мировых товарных рынках на базе природных ресурсов Казахстана и реконструк­ции его экономики;

5) привлечение и эффективное использование иностранных инвестиций для развития Казахстана;

6) введение и обеспечение внешней конвертируемости на­циональной валюты (тенге).

Спустя 5 лет, в октябре 1997 г., в Послании Президента страны народу Казахстана «Казахстан-2030, процветание, безопасность и улучшение благосостояния казахстанцев»[63] были подведены некоторые итоги работы государства и намечены дальнейшие перспективы экономического и социального развития. В част­ности, было отмечено, что достигнуты следующие положитель­ные результаты:

1) заложены основы независимого суверенного государства;

2) начаты широкомасштабные социальные, политические и экономические реформы, «работает совершенно иная полити­ческая и экономическая система»;

3) происходит смена «государственно-коллективного миро­воззрения на частно-индивидуалистическое»;

4) оказывается поддержка со стороны иностранных государств и донорских организаций в проведении реформ.

К этому следовало бы добавить, что за истекшие пять лет практически завершена малая и массовая приватизация, насы­тился потребительский рынок товаров, созданы нормативно-правовая база и условия для развития предпринимательства, введена национальная валюта тенге, Казахстан напрямую вы­шел на мировые рынки по продаже своей, пусть пока сырье­вой, продукции.

И если все прошедшие годы переход к рыночной системе в Казахстане сопровождался жесточайшей инфляцией — от 2265% в 1993 г., 60% в 1995 г., 28,7 в 1996 г., то в 1997 г. она составила 11%. Мировой опыт показывает, что процесс подъема экономи­ки возможен на уровне до 10% инфляции в год, и сегодня, ис­ходя из анализа состояния экономики, можно сказать, что низ­шая точка падения производства пройдена, и она переходит с инфляционной ступени в инвестиционную. Снижение дефици­та бюджета в 1998 г. намечалось до 3%, принимались меры по увеличению реальных доходов госбюджета, предусматривалось привлечение внешних займов, выпуск и размещение государ­ственных ценных бумаг. Уменьшению дефицита способ­ствовало разделение финансов предприятия и государства, от­каз от практики списания долгов и безвозвратного кредитова­ния предприятий.

И в то же время современное состояние экономики говорит о том, что для осуществления поставленных задач у Казахстана есть все по­тенциальные возможности.

Во-первых, довольно выгодное географическое, геополити­ческое и геоэкономическое положение.

Во-вторых, высокообразованное население с высоким уров­нем научного и творческого потенциала, довольно богатый и невостребованный арсенал научных идей, открытий и изобре­тений.

В-третьих, богатейшие запасы природных ресурсов, прежде всего рудных и топливных полезных ископаемых, которые, ко­нечно, необходимо рационально использовать.

В-четвертых, большие площади сельхозугодий и пашни, по­зволяющие республике стать на мировой арене заметным экс­портером продовольствия.

Наконец, относительно устойчивая политическая стабиль­ность и единство в обществе.

Если говорить о конкретных задачах экономики Казахстана в сфере материального производства, то к ним следует отнести:

1) насыщение рынка продовольствием и товарами народного потребления собственного производства;

2) наращивание базы строительства и стройиндустрии, в пер­вую очередь для возведения жилья;

3) преодоление сырьевой направленности экономики;

4) развитие наукоемких производств и машиностроения;

5) внедрение экологически чистых технологий;

6) формирование современной инфраструктуры (транспор­та, связи, энергетики, туризма и т.д.).

Предполагалось всю эту работу осуществить в три этапа. Первый этап охватывал 1992—1995 гг. и характеризовался дву­мя процессами: активным разгосударствлением, приватизацией собственности и насыщением потребительского рынка товара­ми.

На втором этапе (до 2005 г.) будет продолжаться работа по постепенному преодолению сырьевой направленности эконо­мики и ускоренному вхождению Казахстана в мировую эконо­мику. В этот период должны заработать полнокровные рыноч­ные механизмы, обеспечиться подлинная свобода всех товаро­производителей, рациональное природопользование, высокий уровень технологий.

Третий этап продолжительностью до 2030 г. будет характе­ризоваться ускоренными темпами развития экономики откры­того типа и вступлением Казахстана в разряд новых индустри­альных стран мира.

Для достижения данной цели Н.А. Назарбаев[64] выделил в сво­ем послании народу семь долгосрочных приоритетов:

Приоритет 1. Национальная безопасность.

Приоритет 2. Внутриполитическая стабильность и кон­солидация общества.

Приоритет 3. Обеспечение экономического роста.

Приоритет 4. Здоровье, образование и благополучие граж­дан.

Приоритет 5. Энергетические ресурсы.

Приоритет 6. Инфраструктура, в особенности транспорт и связь.

Приоритет 7. Профессиональное правительство. (Подробнее см. Приложение №1.)

При соблюдении всех этих принципов государство берет на себя функции социальной защиты, становясь действительно социальным государством, снимает с себя многие контрольные функции, децентрализуя власть, отдавая ее на места. Централь­ные органы будут осуществлять надзорные и контрольные фун­кции. И в этом случае госслужащий будет отвечать требовани­ям, вытекающим из Послания Президента: «чиновник новой генерации — это слуга нации, патриотичный, справедливый преданный своему делу и профессиональный». Только создав эффективный и современный корпус государственных служа­щих Казахстана, преданных делу и способных выступать пред­ставителями народа, общество сможет реализовать стратегию, концентрируя усилия на конкретных действиях, намеченных в годовых планах.

Решение же социальных вопросов в концепции развития неразрывно связано с экономикой, и практически она должна обеспечить их осуществление. При этом предусматривается:

1) создание общества, в котором наделе было бы обеспечено благосостояние всех слоев населения;

2) обеспечение каждому желающему предпринимательской свободы и возможности приложения сил в любой сфере дея­тельности;

3) развитие этнической самобытности и сохранение нацио­нально-культурного многообразия Казахстана;

4) повышение трудовых доходов, пенсий и пособий по мере роста и стабилизации экономики, но не допуская незаконного обогащения.

В центре же стратегии социального развития в переходный период находится социальная защита населения Казахстана в основе, которой:

1) государственная поддержка нетрудоспособных и малоиму­щих слоев (пенсионеров, инвалидов, учащихся, многодетных семей);

2) государственная поддержка науки, культуры, образова­ния и здравоохранения;

3) обеспечение социальных гарантий по безработице. Об этом свидетельствуют и задания, данные Президентом государства правительству на 1998 г. Среди них:

4) обеспечение полной и своевременной выплаты пенсий, пособий и заработной платы в бюджетных организациях;

5) выдача микрокредитов не менее чем 30 тыс. наименее обес­печенных граждан;

6) выдача кредитов на развитие малого и среднего бизнеса, фермерских хозяйств на сумму не менее чем в 100 млн. долл.;

7) компьютеризация школ, на что уже в 1998 г. выделяется 22 млн. долл. США;

8) начало реализации программы жилищного строительства и выделение на эти цели в 1998[65] г. 40 млн. долл.;

9) обеспечение удешевления кредитов для крестьянских и фермерских хозяйств на 2,5 млрд. тенге;

10) обеспечение полной посещаемости детьми школ;

11) начало общественной кампании за здоровый образ жизни.

Таким образом, можно сделать вывод, что опыт шести лет экономических реформ дал неоднозначные результаты. С од­ной стороны, процесс трансформации социально-экономичес­кой системы, перевода ее на рыночные принципы функциони­рования принял необратимый характер и на этом пути осуще­ствлены важные системные преобразования. С другой стороны, налицо ряд нерешенных проблем в области вывода экономики из кризиса и оживления производства. Состояние экономики продолжает оставаться весьма сложным и напряженным, хотя и сделаны определенные шаги по приватизации и реструктуриза­ции государственной собственности, повышению уровня ры­ночной экономики, снижению темпов инфляции, сокращению и регулированию бюджетного дефицита и т.д. В числе наиболее же важных проблем текущего этапа реформирования экономи­ки можно выделить такие как: макроэкономическая стабилиза­ция, реструктуризация предприятий и развитие предпринима­тельства, формирование и развитие национальных производи­тельных сил, инвестиционная политика, развитие фондового рынка, проблемы регионального развития, а также социальная защищенность населения.

Важной особенностью экономического курса РК является стремление ее руководства к сохранению общего экономичес­кого пространства со странами Содружества. Это желание чет­ко прослеживается на всех совещаниях глав государств и пра­вительств СНГ.

Все документы, представленные казахстанской стороной на этих совещаниях, говорят о стремлении к укреплению эконо­мических связей, созданию межгосударственных органов, коор­динирующих экономические действия Содружества. Не вина, а беда Казахстана, что эти предложения не всегда принимаются, прежде всего Российской Федерацией.

Таким образом, разработка стратегии реформ, постоянное обновление этих разработок действительно являются неоспо­римым обстоятельством, особенностью экономической поли­тики Казахстана. Другое дело, что не всегда намеченное выпол­няется и соответствует реальной практике. Хотя значительная часть задач, как мы отметили, уже решена.

Как уже отмечалось, присоединение Казахстана к ВТО может стимулировать создание правовых рамок для цивилизованного рыночного развития, привлечение иностранного предпринимательского капитала, а также повышение в перспективе конкурентоспособности и модернизацию[66] нашей экономики, улучшение структуры экспорта и импорта товаров и услуг. Однако это не придет автоматически. Нам надо учиться новым правилам игры, как на внешнем, так и на внутреннем рынке. Мы получим преимущества при вступлении в ВТО только при скорейшей реструктуризации промышленности и проведения правильной индустриальной, инвестиционной политики в рамках требований ВТО. Нам необходимо провести широкомасштабные мероприятия в области ликвидации белых пятен в проблемах присоединения Казахстана к ВТО на всех уровнях - предприятий, отраслей, ведомств и регионов. Несомненно одно, присоединение Казахстана к ВТО потребует от нас всех большой совместной, кропотливой работы.

Нынешнее Послание Президента народу Казахстана[67] охватывает самые животрепещущие актуальные проблемы современного казахстанского общества и основные направления его развития.

В Послании указаны пути решения узловых экономических и социальных проблем. А именно: обеспечение сбалансированности экономики, опережающее развитие перерабатывающей промышленности, высокотехнологических и наукоемких производств, производственной структуры агропромышленного сектора. Это верные направления укрепления нашей экономики и, соответственно, независимости Казахстана. Решительное изменение структуры производства в стране, пристальное внимание к решению задач по возрождению и развитию аула, поворот к его социально-экономическим проблемам.

Сегодня с уверенностью можем сказать, что Казахстан сумел решить задачу строительства самостоятельного, суверенного государства, избрал правильные векторы демократии и рыночных отношений, заложил фундаментальные базовые институты демократического государства. Мы сумели перейти от классовой политической культуры, идеологии противоборства к становлению гражданской демократической культуры.

В Послании Президента четко определены принципы и подходы к национальной модели модернизации Казахстана на ближайшую историческую перспективу. Важно отметить, что они Главой государства определены комплексно и системно.

Сегодня архиважной проблемой нашего общества является обеспечение социальной защиты населения, обеспечение достойного уровня жизни казахстанцев.

Разделы Послания, касающиеся социального блока развития нашего общества, нашли у всех самый благожелательный отклик. Повышение пенсии почти миллиону пенсионеров, увеличение размера минимальной заработной платы, рост заработной платы государственных служащих - все это новые меры по решению сложных социальных проблем.

Программа "Культурное наследие", вошедшая в Послание Президента, несомненно, послужит укреплению духовной консолидации, межнациональному согласию в полиэтническом и многоконфессиональном Казахстане. Это, в свою очередь, создаст здоровую атмосферу национального единства, будет способствовать усилению чувства патриотизма и безопасности государства.

Интегрирующей основой культур различных этнических групп страны должно стать овладение языком, культурой, традициями и обычаями государствообразующего казахского народа при обязательном обеспечении условий для развития языков, культуры всех этнических групп, проживающих в Казахстане.

Отрадно, что в Послании нашли свое отражение вопросы модернизации политической сферы, демократизации и повышения эффективности государственного управления. Здесь ключевой проблемой является необходимость совершенствования избирательной системы, главной чертой которой должны стать прозрачность и открытость избирательных процессов[68].

В Послании четко определены роль и место политических партий и неправительственных организаций в политическом устройстве республики. Своевременно предложение о проведении гражданского форума представителей общественных объединений, который станет еще одним шагом по дальнейшей демократизации общества.

Устанавливается, что только политические партии могут выдвигать своих кандидатов в представительные органы власти, при этом, важно, сохраняется институт самовыдвижения. Это, несомненно, не только повышает роль политических партий, но и накладывает на них большую ответственность.

Кроме того, в Послании Президента народу Казахстана четко обозначены акценты функционирования средств массовой информации, как на уровне требований сегодняшнего дня, так и будущего. При этом отмечена важность подготовки и принятия нового закона о СМИ.

Общество осознало, что проблемы коррупции невозможно решить только силами правоохранительных органов, поэтому содержащиеся в Послании[69] положения о процессе гуманизации в уголовной сфере, о совершенствовании деятельности судебных органов, о введении института присяжных и переходе к институту судебного санкционирования арестов, актуальны и своевременны

В совокупности указанные факторы и разработанные социальные программы приведут к улучшению демографической ситуации и к укреплению здоровья нации, особенно подрастающего поколения.

Можно отметить, что Президент в своем Послании определил цели, созвучные чаяниям нашего народа и их осуществление послужит дальнейшему увеличению благосостояния всех казахстанцев и укреплению независимости Казахстана.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...