Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Глава 1. Факультативные курсы в российской школе в начале XXI века и их перспективы





Оглавление

 

Введение

Глава 1. Факультативные курсы в российской школе в начале XXI века и их перспективы

История факультативных курсов

1.2 Треугольник «Цели образования – школьное образование – факультативные курсы»

Диагностирование способностей и склонностей

Глава 2. Экология водной среды

2.1 Круговорот воды

2.2 Поверхностные воды

2.3 Грунтовые воды

2.4 Проблемы водоснабжения

2.5 Загрязнение водных ресурсов

2.5.1 Загрязнение поверхностных вод

2.5.2 Загрязнение подземных вод

Глава 3. Методические разработки

Занятие №1. Водные ресурсы планеты

Занятие №2. Исследование качества воды

Занятие №3. Определение качества воды методами химического анализа

Тестовые задания

Обсуждение результатов

Выводы

Литература

Приложение


Введение

Исключительное строение и свойства, а также роль воды в жизни человека и всего живого на Земле обуславливает большое и постоянно возрастающее внимание к изучению гидросферы, режиму водных объектов, и, к сожалению, проблем и последствий деятельности в XX веке индустриальной цивилизации. Острота современной экологической ситуации с гидросферой привела к пониманию необходимости экологизации наук и производства, международного сотрудничества в этой сфере, а главное – формирование нового, уже экологического типа мышления, переосмысления проблемы взаимодействия природы и общества в структуре мировоззрения. Для достижения этого существует много путей; один из наиважнейших – посредством образования. Актуальность этой работы видится в том, что в воспитании у школьников экологического мышления тесная связь преподавания с содержательной, целенаправленной, оригинальной внеклассной работой, приобщающей учащихся к экологическому восприятию окружающего мира. Одним из путей реализации целей школьного экологического образования являются элективные курсы. Они способствуют развитию познавательных интересов учащихся, помогают формировать личность с глубоким экологическим мировоззрением и психологической готовностью к про-экологической деятельности в отношении защиты гидросферы, помогают профессиональной ориентации в рамках модернизации современного образования. В соответствии с выявленной актуальностью выдвигаем цель - исследование на основе теоретических разработок возможности создания такой программы проведения элективных занятий для изучения экологических аспектов водных объектов, чтобы ее претворение способствовало воспитанию личности с высоким уровнем экологической культуры, сознание и поведение, готовности к соответствующей, в том числе профессиональной деятельности, мотивы которой определяются мировоззрением, основывающемся на экологической картине мира сформированной в течение курса занятий. Для выполнения этой цели в работе были поставлены и решены следующие задачи:



ü сделать обзор и критический разбор литературных данных по состоянию элективных курсов данного экологического содержания;     с учетом результатов этого анализа разработать собственную программу проведения факультативных занятий по теме «Экологический мониторинг водных объектов»;

ü апробировать среди учащихся 10-х классов МОУ СОШ №14 некоторые формы организации элективных занятий;

ü оценить повышение уровня познавательной активности, сформированности экологического мировоззрения, а также профессиональной ориентации методами наблюдения, тестирования, анкетирования.

Объектом в нашем исследовании стала реализация целей школьного экологического образования путем введения в практику обучения специализированных, обобщающих элективных курсов, отбора эффективных методов и форм их проведения, для раскрытия и решения вопросов экологии и защиты окружающей среды будущими специалистами.

Предметом этого исследования, в свою очередь, оказался поиск особенностей организации элективных занятий «Экологический мониторинг водных объектов». Было предположено, что разработанная нами программа элективных занятий поможет заметно повысить уровень экологической культуры, уверенности в своих способностях и склонностях к профессиональной деятельности в области защиты гидросферы исходя из переосмысленного взгляда на мир – и эту гипотезу мы попытались доказать


Глава 1. Факультативные курсы в российской школе в начале XXI века и их перспективы

 

Важнейшее требование к организации процесса обучения – формирование положительной мотивации к изучению предмета, а одно из условий формирования мотивов и интереса – наличие образовательных потребностей. Практика обучения показывает, что большой интерес у учащихся вызывают глобальные, социально и личностно значимые проблемы, а прежде всего экологические[4;12]. При том, А.С. Макаренко отмечал, что создание профессиональной перспективы есть «ведущий метод педагогического стимулирования, который обеспечивает налаживание общественно полезной деятельности путем выдвижения перед учащимися увлекательных, значительных целей, трансформирующихся в личные стремления и желания молодых людей»[5;32], тем не менее, несмотря на понимание важности топологических проблем «…только тысяча человек готова к действию, тогда как двадцать миллионов остаются пассивными» [6;18] и пока что работать в сфере охраны окружающей среды не очень престижно.

Меж тем, к 15-16 годам у большинства учащихся складывается ориентация на сферу будущей профессиональной деятельности[8], направленность же современной профильной школы подтверждает востребованность профессий и склада ума скорее утилитарного в то время как уровень экологического сознания каждого выпускника в дальнейшем окажется небезразличным для природы, даже если он не станет впоследствии руководителем, принимающим глобальные решения, а будет простым рабочим[9;19]. В России и мире, однако, трудно отыскать достаточно учебных заведений, где присутствовало бы профильное обучение экологии, не привязанное к дисциплинам школьного курса ввиду ее межпредметного характера, что не способствует, конечно же, ни удовлетворению потребностей страны в компетентных специалистах-экологах, ни углублению разработки и использования методов диагностики способностей и склонностей к экологической деятельности, ни формированию нового типа мышления.

Поэтому, пока профессиональная ориентация в области экологии, в частности – экологии гидросферы, выносится за пределы класса, перекладывается на факультативы (отчасти – на элективные курсы), хотя изначально первые имели иную направленность.

Сегодня, когда процесс развития школы запаздывает, отстает от быстроменяющихся требований обновляющегося общества, проходит слишком много времени от осознания необходимости в применениях до реализации новых педагогических идей на практике[9;5]. Однако, будучи более «свободными», «гибкими» по природе в сравнении с классно-урочной системой факультативные курсы скорее отвечали и отвечают запросам времени и это хорошо прослеживается в их истории.





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2019 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.