Водоемы и их население. Популяции. Биоценозы. Гидроэкосистемы
61. Территория, с которой сток воды поступает в отдельную реку или речную систему,... а) гидрографическая сеть; б) речной бассейн; + в) речная сеть. 62. Линия, идущая по наибольшим глубинам реки, есть... а) урез; б) стрежень; в) фарватер. + 63. Линия – граница между сушей и водой, есть... а) рипаль; + б) стрежень; в) фарватер. 64. Глубокий участок реки, расположенный между перекатами, –... а) плес; + б) стрежень; в) рипаль; г) фарватер. 65. Мелкие участки реки между меандрами –... а) отмелями; б) перекатами; + в) плесами. 66. Высокий обрывистый берег реки –... а) пляж; б) яр; + в) рипаль; г) фарватер. 67. Пойменный водоем – результат спрямления рекой своего русла –... а) закосье; б) затон; в) рукав; г) старица. + 68. Объем воды в реке, протекающий через живое сечение в единицу времени, есть... а) расход воды; + б) модуль стока; в) объем стока. 69. Период в реке с устойчивыми низким уровнем и расходом –... а) стрежень; б) межень; + в) тальвег. 70. Система придаточных водоемов горных рек наиболее выражена в... а) верхнем течении; б) среднем течении; в) нижнем течении. + 71. Водная толща озер подразделяется сверху вниз на... а) гиполимнион, металимнион, эпилимнион; б) эпилимнион, металимнион, гиполимнион; + в) металимнион, гиполимнион, эпилимнион. 72. Прямая температурная стратификация в озере имеет место... а) летом; + б) зимой; в) осенью; г) весной. 73. Обратная температурная стратификация в озере имеет место... а) летом; б) зимой; + в) осенью; г) весной. 74. Неглубокие хорошо прогреваемые равнинные озера с обильным поступлением биогенов называются... а) эвтрофными; + б) олиготрофными; в) дистрофными. 75. Высокогорные озера с холодной водой называются...
а) эвтрофными; б) олиготрофными; + в) политрофными. 76. В бентосе горных рек преобладают... а) пелореофильные формы; б) литореофильные формы; + в) псаммореофильные формы. 77. На песчаных участках дна реки поселяются... а) пелореофильные формы; б) литореофильные формы; в) псаммореофильные формы. + 78. Организмы, обитающие в озерах, называются... а) амфибионтами; б) лимнобионтами; + в) мерогидробионтами. 79. Прозрачность воды определяют … а) диском Секки; + б) трубкой Пито; в) шкалой Вудивисса. 80. Озерный планктон состоит почти исключительно из... а) автохтонных элементов; + б) аллохтонных элементов; в) убиквистов. 81. Планктон горных рек состоит почти исключительно из... а) автохтонных элементов; б) аллохтонных элементов; + в) убиквистов. 82. Бентос озер наибольшего видового разнообразия и количественного богатства достигает в... а) профундали; б) сублиторали; в) литорали. + 83. Причина не выраженности межпопуляционных различий планктонных и нейстонных видов –.... а) перенос особей течением на большие расстояния; б) интенсивное перемешиванием особей в пределах ареала вида; в) оба фактора. + 84. У многих планктонтов географическая изменчивость отсутствует из-за … а) однородных условий существования; б) исходного генетического однообразия; в) отсутствия в пределах вида локальных популяций. + 86. Основной фактор, ограничивающий нарастание популяций гидробионтов, –... а) дефицит пищи; + б) выедание хищниками; в) дефицит кислорода; г) зараженность паразитами. 87. Наиболее важным механизмом регуляции плотности популяции, роста и развития особей является... а) выедание другими организмами; б) миграция; в) выделение в воду метаболитов. + 88. Смена однополых популяций на двуполые у ряда гидробионтов происходит... а) в благоприятных условиях; б) в неблагоприятных условиях; + в) независимо от условий. 89. Р/В – коэффициент отражает...
а) удельную биопродукцию популяции; + б) чистую продукцию биомассы; в) валовую продукцию. 90. Из перечисленных рыб эврифагом не является... а) ручьевая форель; б) белый амур; + в) гамбузия [38]. Обсуждение результатов Апробацию разработанного элективного курса проводили в 10 классах средней школы №14. Совокупность выборки составила 32 человек. Было проведено анкетирование и тестирование учащихся до, и после проведения элективных занятий. Анкеты и тесты содержали вопросы, как экологического характера, так и личностного. Результаты исследований показали, что после проведения занятий у учебной группы заметно увеличилось «сопереживание», появилось более экологичное отношения к миру, заинтересованность в получении информации в области защиты гидросферы, что говорит в пользу формирования познавательного интереса и самоответственности. Заключительная беседа, оценка собранных анкет, наблюдение за учащимися позволяют утверждать, что у 58% учеников повышается познавательная активность и мотивация к предмету (диаграмма 1).
Таким образом, проведённые нами теоретические изыскания и экспериментальные исследования выявили как реальную эффективность использования в школе элективных занятий по разработанной программе для изучения экологических аспектов водных объектов, так и многие сложности практического воплощения, которые способствовали ее совершенствованию. Избранная тематика оказалась не только полезной в смысле интеграции и систематизации материала, умений, навыков из предметов школьного курса и различных областей знания, не только способствовала формированию самоответственности, экологического мировоззрения и обратила интересы способных учащихся в плане выбора профессии в свою сферу, а главное сплотила членов групп в дружные команды. Мы питаем надежду, что зёрна экологической культуры, гуманности любви и стремлению к Зелёной планете как к лучшему из миров, которые мы старались вложить в сознание при проведении факультативных занятий дадут свои всходы, когда выпускники этого года станут перед первым серьёзным выбором в жизни – выбором будущей профессии. Выводы
1. В результате исследования выявлено, что создание эмоционального настроя у учащихся на элективных занятиях пробуждают не только интерес к экологическим проблемам, но и острое желание их разрешить и соответственно потребность в экологических знаниях определенной профессии. 2. Показано, что проведение элективов по новой программе изучение экологических аспектов темы «Гидросфера Земли» формируется у учащихся – экологичный и весьма оригинальный взгляд на мир, а кроме того более гуманные отношения к окружающим. 3. На основании данных в работе был сделан вывод, что создание эмоционального настроя способствует воспитанию у учащихся не только экологического сознания, нравственных качеств, самоответственности, но совершенствует образность, выразительность, грамотность речи. 4. Кроме того, несомненным условием успешного проведения элективных занятий экологического содержания является совершенствование и углубление экологических знаний и мировоззрения учителя. 5. Анализ работы, тестирование и наблюдение позволяют сделать вывод о перспективности применения разработанной программы элективных занятий и заключающихся в них идей в практическом обучении. Литература 1. Демина Т.Б. Предпрофильная подготовка как одно из условий профессионального самоопределения школьника // Профильная школа, № 1, 2006. 2. Кузнецова Н.Е., Майш Е.Г. О развитии познавательного интереса к изучению эколого-химического материала// Химия в школе, № 3, 2003. 3. Андреева М.П. Профильное обучение: конструирование модулей регионального содержания// Химия в школе, № 5, 2004. 4. Бодрийяр Ж. В тени молчаливого большинства, или конец социального.-Екатеринбург: изд-во Уральского ун-та, 2000. - 96 с. 5. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования (утверждена приказом министра образования РФ от 18.07.2002, № 27-83). 6. Коробейникова А.В. Профориентационная работа и профессиональная консультация// Химия в школе, № 3, 1990. 7. Бершадский М.Е., Гузеев В.В. Социометрический и психологический мониторинг в образовательном процессе// Химия в школе, № 1, 2003.
8. Бершадский М.Е. Исследования в предметном обучении// Химия в школе, № 3, 2003. 9. Табуева Э.М. экологическое образование как фактор формирования культурного потенциала личности // Химия в школе, № 2, 2003. 10. Афанасьева Т.П., Немова Н.В. Профильное обучение: педагогическая система и управление. Кн. 1. Система обучения старшеклассников. – М.: АПК и ПРО, 2005. – 73 с. 11. Чернобельская Г.М. Методика обучения химии в средней школе. – М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 2000. – 335 с. 12. Семенов В.А. Мониторинг гидросферы // Соросовский образовательный журнал, № 11, 1997. 13. Логинова О.Б. От «углубленки» к профильному обучению// Химия в школе, № 1, 2004. 14. Делёз Ж. Платон и симулякр// Новое литературное обозрение, № 5,1993. 15. Делёз Ж. Складка. Лейбниц и Барокко. – М.: Изд-во Логос, 1997. – 264 с. 16. Ковриженко М. Креатив в рекламе. – СПб.: Питер, 2004. – 253 с. 17. Елесеев О.П. Практикум по психологии личности. – СПб.: Питер, 2001.- 560 с. 18. Теория и практика организации предпрофильной подготовки/ под ред. Новиковой Т.Г. – М.: АПК ПРО, 2005. – 110 с. 19. Черникова Т.В. Выбор профиля обучения// Профильная школа, № 1, 2006. 20. Эволюция, экономика и «мэйнстрим». - М.: Наука, 2001. - 224 с. 21. Юнг К.Г. Сознание и бессознательное: сборник. – СПб, Университетская книга, 1997. – 544 с. 22. Черникова Т.В. Ценность здоровья школьников в контексте профильного обучения // профильная школа, № 4,2005. 23. Методики изучения личности школьников в целях профессиональной консультации/ авт. сост. А.А. Коробейникова. – М., 1989. 24. Воскобойникова Н.П., Галыгина Н.В. Логико-смысловые модели в развивающем обучении // Химия в школе, №5, 2005 25. Комплексное использование и охрана водных ресурсов. Под ред. О. А. Юшмана. – М.: Агропромиздат, 1985г. – 317 с. 26. Кудаева А.А. Религиозно-нравственное просвещение в общеобразовательных учреждениях России// Педагогика, № 8, 1998. 27. Гликман Н.З. Образование и религия // Химия в школе, № 3, 2004. 28. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. – М., 1997. 29. Кулиев С.И., Степанов Н.А. Развитие химических способностей при использовании экспериментальных задач// Химия в школе, № 10, 2005. 30. Зазнобина Н.С. О возможности использования в обучении имитационных игр// Химия в школе, №5, 1989. 31. Грибанова К.Е., Журин А.А. Учебные экскурсии: настоящее, прошлое, будущее// Химия в школе, № 8,2005. 32. Боровский В.И.Экологические проблемы промышленых сточных вод // Химия в школе, № 5, 2005 33. Колязин В.Ф. От мистерии к карнавалу. – М.: Наука, 2002 г. – 208 с. 34. Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. - М., 1999. – 479 с. 35. Кузнецова Л.В. Воспитание в свете саногенного мышления// Воспитание школьников, № 1, 1993.
36. Берн Э. Игры, в которые играют люди: психология человеческих взаимоотношений; люди, которые играют в игры: психология человеческой судьбы. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002. – 480 с. 37. Титова И.М. Химия, история, искусство: перекрестки взаимодействия// Профильная школа,№4,2005. 38. Хатухов А. М., Якимов А. В. Экология пресноводных животных. Методические указания. Нальчик: КБГУ, 1999. 44с. 39. Данилова А.Г. Креативная педагогика: побуждение к творчеству// Химия в школе, № 5, 2003. 40. Керимов Т. Постмодернизм. Современный философский словарь. – Минск, 2001. 41. Коупленд Д. Поколение икс.- М., 2004. – 357 с. 42. Литературный энциклопедический словарь. – М.: Сов. энц-я, 1987. – 572 с. 43. Рабинович В.Л. Образ мира в зеркале алхимии. От стихий и атомов древних до элементов Бойля. – М., 1981. Приложение
Пояснительная записка
Содержание настоящего спецкурса составляет изучение пресноводных водоемов и их животного населения. Он включает физико-географическое и экологическое описание рек, озер, прудов и некоторых других водоемов, рассматривает жизненные формы гидробионтов, основы жизнедеятельности водных организмов, пути и способы решения проблемы их взаимоотношения со средой. Следующий раздел посвящен систематическому обзору наиболее распространенных пресноводных животных, проводимому с морфолого-экологическим уклоном. Наконец, третий раздел содержит сведения об особенностях популяций водных животных, образуемых ими биоценозах и экосистемах, а также экологические аспекты проблемы чистой воды и охрана водных экосистем. Рабочая программа рассчитана на студентов 4 курса ОП биологического отделения биологического факультета.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|