Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Информационная психологическая безопасность




1. Информационная безопасность: определение угрозы информационной безопасности

2. Информационно-психологическая безопасность: определение угрозы и основные источники угрозы

3. Психологическая защита личности от информационных угроз

4. Деятельность библиотек по решению проблем информационной психологической безопасности

Проблемы информационной безопасности являются комплексные и межотраслевые. Ее рассматривают в юридической сфере, в сфере педагогике психологии, библиотековедения и других сферах. О научной значимости и актуальности проблемы свидетельствуют законы РБ, «об основах обеспечения информационной безопасности», «об информации и информатизации, защите информации» «концепции национальной безопасности РБ». А так же многочисленные научные публикации, монографии. Следует сказать, что понятие информационная безопасность трактуется в узком и широком смысле. В широком смысле информационная безопасность это состояние защищенности информационной среды общества, обеспечение ее формирования, использования и развития в интересах граждан, организаций и государства. Информационная среда это сфера деятельности субъектов по созданию преобразованию и потребления информации. Подобным образом информационная безопасность понимается и в концепции национальной безопасности РБ: информационная безопасность – это состояние защищенности сбалансированных интересов, личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз в информационной сфере. В данном случае информационная безопасность понимается и как защита информации и информационной системы и как защита психологической безопасности личности. Под информационной безопасностью в узком смысле понимается защищенность информации поддерживающей инфраструктуры от случайных и преднамеренных воздействий естественного или искусственного характера, которые могут нанести ущерб субъектом информационных отношений. Библиотека это тоже информационная система. При рассмотрении информационной безопасности используется такая категория как информационная угроза. Она определяется как потенциальная возможность определенным образом нарушить информационную безопасность. Угрозой информационной безопастности деляться на 2 типа:

1. Естественные угрозы, к которым относятся различные стихийные бедствия и явления, не зависящие от человека

2. Искусственные угрозы, делиться на непреднамеренные и преднамеренные. В свою очередь преднамеренные угрозы делиться на внутренние угрозы (отсутствие квалификации персонала и др.) преднамеренное действие структур, утечка конфиденциальной информации, внешние несанкционированный доступ к носителям информации и каналам связи.

Для нейтрализации угроз и обеспечения информационной безопасности в технологическом плане применяется комплекс мероприятий, который называется защита информации. Он направлен на обеспечения доступности, целостности и конфиденциальности информационных ресурсов и поддерживающей инфраструктуры той или иной системы.

Доступность – это возможность за приемлемое время получить требуемую информационную услугу. В библиотеке это получение информации о документе, получение самого документа, и получение фактографической информации.

Целостность информации – это актуальность и непротиворечивость информации, ее защищенность от разрушения и несанкционированного изменения.

Конфиденциальность это защита от несанкционированного доступа к информации (утечка информации, доступ к паролям пользователей, получение несанкционированного доступа к съемным накопителям информации, распространение конфиденциальных данных).

Концепция национальной безопасности РБ.

В этой концепции выделяются следующие источники внутренних угроз национальной безопасности в информационной сфере. Распространение недостоверной или умеренно искаженной информации, способно причинить ущерб национальным интересам РБ. Зависимости РБ от импорта информационных технологий средств информатизации и защиты информации, неконтролируемое их использование в системах. Несоответствие качества национального контента мировому уровню. Недостаточное развитие государственной системы регулирования процесса внедрения и использования информационных технологий. Рост преступности с использованием икт. Недостаточная эффективность информационного обеспечения государственной политики и несовершенство системы обеспечения безопасности критически важных объектов информатизации.

Внешние угрозы национальной безопасности в информационной сфере: открытость и уязвимость информационного пространства республики от внешнего воздействия, доминирование внешних государств в информационном пространстве, информационная деятельность отдельных лиц, наносящая ущерб республике, развитие технологии манипулирования информации, широкое распространение в мировом информационном пространстве образцов массовой культуры противоречащих общечеловеческих и национально-духовным ценностям и другие.

Информационно психологическая безопасность(ипб) состояние защищенности индивидуальной, групповой и общественной психологии от разрушительного воздействия на сознание негативных информационных факторов. Выделяют такие категории как:

1. Информационный вызов преднамеренное действие субъекта источника информации направленное на какой-либо социальный объект с целью его дестабилизации.

2. Информационная угроза – это потенциальная возможности информационного воздействия на социальный субъект с целью изменения его потребностей, интересов и ориентации.

3. Информационная опасность – это реальная информационное воздействие на личность, общество и государство в интересах определенных сил.

Источников угроз ипб могут проявляться через СМИ, различные направление массовой культуры, воспитания, общения, образовательные системы и культовые образования.

Выделяют несколько видов вредоносной информации:

1) Информация возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть или вражду.

2) Призывы к войне, распространение порнографической информации, посягательство на честь, доброе имя и репутацию людей, недобросовестную, недостоверную, неэтичную рекламу.

Источниками угроз в личности связанные с использованием информации, являются:

1. Внутриние угрозы:

А) низкая культура умственного труда

Б) низкая информационная культура

2. внешние:

А) вредоносная информация

Б) отсутствие необходимой информации

В) неполная, искаженная, ложная информация, хаотичная и противоречивая информация, нарушение прав и свобод человека в области доступа к информации.

Средства информационно психического воздействия на личность:

1) Устное воздействие с применением акустических средств усиления голоса, шума.

2) Воздействие с применением печатной продукции.

3) Воздействие с использованием телевидение и радиосвязи.

4) Воздействие связанно с применением интернет технологий.

Одним из высших способов информационно психологического воздействия способа манипулирования является информационная война это согласованная деятельность по использованию информации для воздействия в различных сферах, экономической, политической, социальной и военной.

Задачи и цели применения информационного оружия:

1. Подрыв международного авторитета государства его сотрудничество с другими странами

2. Манипулирование общественным сознанием внутри страны

3. Создание атмосферы безнравственности, негативное отношение к национальному наследию

4. Инициирование этнических и религиозных выступлений

5. Дезинформации населения об истории страны

6. В работе государственных органов

7. Дискрититация системы управления

8. Нарушение системы управления войсками, объектами повышенной опасности.

Негативные факторы приводят к решению необходимости следующих задач:

1) Создать систему экологического контроля глобальной информационной среды человека

2) Защитить психику человека с помощью формирования у него информационной культуры

 

Психологическая защита личности от информационных угроз это многоуровневая система социальных, социально-личностных механизмов и форм поведения, которая должна обеспечивать информационно – психологическую безопасность в обществе его психологическую защищенность в условиях действия негативных информационных факторов. Выделяют три уровня организации психологической защиты личности:

1. Социальный в масштабах общества в целом, в качестве субъектов- государство и общество, защита с помощью определенных социальных институтов

2. Социально-групповой, защита в рамах социальных групп и социальных организций. Субъекты – группы и организации (семья, производственные структуры, политические и общественные группы, и др.)

3. Индивидуально личностный уровень. Субъект защиты сама личность.

Обеспечение безопасности организация и осуществление следующих защитных мер:

1) Регулирование и ограничение информационных потоков, например введение процедур достоверности распространяемо информации, ограничение распространение определенных сведений в чрезвычайных ситуациях и другие

2) Инициирование распространение определенной информации и парировании и нейтрализация воздействия информационных факторов которые могут психологически негативно воздействовать на людей.

3) Формирование коллективной или групповой социально-психологической защиты

4) Формирование индивидуально психологической защиты личности

Информационно психологическая защита личности в библиотеке может осуществляться следующими способами (Леончиков):

1. Путем формирование соответствующими ресурсами своих фондов, отбирая в них только социально, научную и значимую информацию достоверную и психологически комфортную для читателя.

2. Путем создания полнотекстовых или вторичных библиографичных ресурсов

3. Путем индивидуально и массового библиотечно-библиографического обслуживания

Юшина предлагает следующие направления деятельности библиотеки по обеспечению информационно психологической безопасности читателя:

1) Обеспечение свободного, бесприпятсвенного доступа к информации

2) Совершенствование информационной группы читателей, как условие подготовки личности к жизни в информационном обществе

3) Информирование читателей об угрозах информационно психологической безопасности, направление защиты в возможностях библиотеки

4) Аналитико-синтетическая переработка электронных сетевых элементов

5) Библиотерапевтическая деятельность библиотеки с целью адаптации к информационной среде и снятия напряжения при избыточности информации.

6) Просветительская деятельность библиотеки направленная на диалог культур, распространение культурных ценностей.

7) Фильтрация интернет ресурсов при помощью специальных программ(исключительно по согласованию с читателем).

8) Психологическая поддержка читателей стимулирование конструктивного отношения к решению информационных проблем.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...