Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

В 2012 году документы, регламентирующие разработку КИМ ЕГЭ по обществознанию, в целом не претерпят существенных изменений по сравнению с 2011г.




Методические рекомендации для учителей и учащихся

По подготовке к ЕГЭ по обществознанию

В 2011-2012 учебном году

Нормативно-правовой раздел

На сегодняшний день в современном образовательном процессе приоритетную роль играют историко-обществоведческие предметы, так как именно они направлены на усвоение современного понимания миссии образования в информационном обществе, особенностям новой информационно-образовательной среды. Предметы обществоведческого цикла направлены на формирование всесторонних представлений об изучаемом времени, на развитие умений и ценностных установок, необходимых для формирования исторического мышления, гражданской самоидентификации личности и опыта жизни в поликультурном мире, формирование национально-государственной идеологии России.

Методическую помощь учителю и учащимся при подготовке к ЕГЭ призваны оказать материалы с сайта ФИПИ (www.fipi.ru):

§ документы, определяющие структуру и содержание КИМ ЕГЭ 2012 г. (кодификатор элементов содержания, спецификация и демонстрационный вариант КИМ);

§ открытый сегмент Федерального банка тестовых заданий;

§ учебно-методические материалы для председателей и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ;

§ аналитические отчеты о результатах экзамена и методические письма прошлых лет;

§ перечень учебных изданий, разработанных специалистами ФИПИ или рекомендуемых ФИПИ для подготовки к ЕГЭ.

 

Содержательные линии Единого государственного экзамена по обществознанию.

 

Комплекс заданий ЕГЭ по обществознанию характеризуется разноуровневым характером и многообразием и нацелен на выявление в рамках стандартизированной проверки уровней подготовки выпускников по предмету и их дифференциацию на этом основании.

Разнообразие типов, разновидностей и моделей заданий, предусмотренных ЕГЭ, убедительно свидетельствует, что для того, чтобы написать его на максимально возможный балл, необходимы комплексные знания и целый ряд специальных умений по осуществлению познавательной деятельности. Среди них решение проблемных задач, анализ и интерпретация оригинальных текстов, выражение и аргументация собственных оценок и суждений. При этом результаты выполнения заданий на все эти виды деятельности находятся в зависимости от освоения того или иного предметного содержания, на котором каждое задание выполняется. Самые сложные задания ЕГЭ предполагают как глубокие знания отдельных составляющих курса, так и установление интегральных связей между его отдельными разделами.

Модель КИМ ЕГЭ по обществознанию отражает интегральный характер предмета – в совокупности задания охватывают базовые положения различных областей научного обществознания. Контролируемые элементы, отражающие знаниевый компонент курса, объединены в пять блоков: «Человек и общество», «Экономика», «Социальные отношения», «Политика», «Право».

Среди проверяемых КИМами умений: умения характеризовать с научных позиций основные социальные объекты, анализировать актуальную социальную информацию, устанавливать соответствие между существенными признаками социальных явлений и обществоведческими понятиями, раскрывать на примерах изученные положения, осуществлять поиск социальной информации, представленной в разных знаковых системах, извлекать из неадаптированных текстов знания по заданным темам, формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам, систематизировать, анализировать и обобщать социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы, применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам. Комплексный характер проверки стимулирует освоение всех компонентов содержания, предполагает отказ от распространенного ранее подхода, при котором основное внимание сосредоточено лишь на отдельных разделах курса. Реализация требований, выдвигаемых ЕГЭ, возможна лишь при систематических занятиях и эффективной организации учебного процесса в течение всех лет обучения в старших классах на той базе, которая заложена в основной школе.

Опыт проведения ЕГЭ показывает, что кратковременная форсированная подготовка к экзамену не может привести к успешному результату.

Высокий уровень знаний и умений выпускников может быть обеспечен при условии, что

· доминирующим в процессе обучения станет компетентностный подход,

· будут применяться методики, соответствующие принципам личностно-ориентированного обучения.

· необходимо развивать у старшеклассников различные виды познавательной деятельности на продуктивном и творческом уровне,

· ориентировать учебный процесс на развитие самостоятельности, ответственности ученика за результаты своего труда.

При ознакомлении с демонстрационным вариантом контрольных измерительных материалов ЕГЭ 2012 года следует иметь в виду, что задания, в него включённые, не отражают всех вопросов содержания, которые будут проверяться с помощью вариантов КИМ в 2012 году. Полный перечень вопросов, которые могут контролироваться на едином государственном экзамене 2012 года, приведён в кодификаторе элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для единого государственного экзамена 2012 года по обществознанию.

Назначение демонстрационного варианта заключается в том, чтобы дать возможность любому участнику ЕГЭ и широкой общественности составить представление о структуре будущих КИМ, количестве заданий, их форме, уровне сложности. Приведённые критерии оценки выполнения заданий с развёрнутым ответом, включённые в этот вариант, дают представление о требованиях к полноте и правильности записи развёрнутого ответа. Эти сведения позволят выпускникам выработать стратегию подготовки к ЕГЭ.

 

Изменения в ЕГЭ по обществознанию 2012 г.

 

Среди стратегических направлений совершенствования ЕГЭ можно выделить

· расширение в экзаменационной работе комплекса заданий по выявлению умений применять полученные знания для ориентации в социуме, для анализа и оценки типичных ситуаций и практик.

· Разработка в рамках этого блока заданий, где в качестве источника информации используются наряду с научными и учебными текстами отобранные материалы СМИ по актуальным вопросам жизни общества. Это позволит выявлять главное - способность использовать "теорию" в качестве средства решения реальных собственных жизненных задач.

В 2012 году документы, регламентирующие разработку КИМ ЕГЭ по обществознанию, в целом не претерпят существенных изменений по сравнению с 2011г.

Ниже перечислены изменения, которые планируются в КИМ ЕГЭ 2012 г.

1. Сокращено число заданий с выбором ответа в части А (с 22 до 20). При этом количество и набор проверяемых элементов остаются неизменными.

Итоги ЕГЭ показывают, что некоторые задания на выявление признака указанного понятия теряют свою дифференцирующую силу. Поэтому усвоение учащимися отдельных позиций по социологии и праву будет теперь выявляться с помощью заданий с кратким и развернутым ответами.

В то же время, в полном объеме сохраняются задания, требующие оценить с научных позиций истинность того или иного положения (задания на два суждения), а также задания на связь теории с социальными реалиями.
2. Усложнено задание В2. Предполагается выбор двух (ранее – одного) позиций, выпадающих из представленного ряда.

3. На позицию В8 предполагается ввести новое задание на выбор обобщающего понятия для всех остальных понятий, представленных в перечне. Данный тип заданий продолжает линию, представленную заданиями В2, на работу с понятийными рядами, но проверяет иное познавательное умение.

4. Уточнены критерии оценивания выполнения задания С8. Полное правильное выполнение этого задания теперь оценивается 3 баллами. Повышение балла позволяет более глубоко дифференцировать критерии оценивания, в частности учесть предъявление в качестве ответа простого плана раскрытия темы.

Анализ результатов экзамена позволяет выделить отдельные направления совершенствования измерителей. В частности, представляется целесообразным усиление части В новыми заданиями повышенного уровня сложности.

Сохраняет свое значение дальнейшее уточнение критериев оценивания заданий С8 и С9. Для повышения объективности оценки необходимо совершенствовать критерии оценивания и других заданий части С, в частности, осуществляя постепенный переход от иллюстрирования отдельных критериальных положений единичными примерами к указанию класса объектов, явлений, процессов, видов связей, которые могут быть использованы учеником в ответе.

 

 

Подготовка к ЕГЭ.

В 2011-2012 учебном году учителям обществоведческих дисциплин следует обратить особое внимание на подготовку выпускников к сдаче единых государственных экзаменов по обществознанию. В течение учебного года изучить нормативные документы, спецификацию и кодификатор.

На сайте www.fipi.ru. размещены модели ЕГЭ по обществознанию в 2012 г. (кодификаторы элементов содержания и требований для составления контрольных измерительных материалов, демонстрационный вариант, система оценивания экзаменационной работы).

Для подготовки к итоговой аттестации рекомендуем использовать пособия, которые прошли экспертизу ФИПИ. Список литературы, имеющих гриф ФИПИ, можно найти на сайте указанного института (www.fipi.ru).

Особенность ЕГЭ - многоплановый характер подготовки школьников, комплекс входящих в нее содержательных и деятельностных компонентов, который предопределяет принципы отбора заданий, проверяемые уровни владения материалом, исходящие из таких дидактических категорий, как знание, понимание, умение. В экзаменационной работе проверяются все виды элементов подготовки школьников, названные в образовательных стандартах по обществознанию.

При подготовке обществоведческого курса следует уделять пристальное внимание объективно сложным теоретическим вопросам, недостаточно отраженным в отдельных учебниках для старшей школы, используя при этом различные материалы учебно-методических комплектов (УМК). К таким вопросам относятся:

общество как динамичная система (распознание признаков и проявлений динамизма и системности);

проблема общественного прогресса (понимание свойств);

целостность современного мира, его противоречия (понимание основных тенденций развития современного мира);

культура и духовная жизнь (социальные функции, тенденции развития);

мораль, ее основные категории; человек как индивид, индивидуальность, личность; деятельность человека (определение значения понятий и их контекстное использование, анализ примеров и ситуаций, формулирование собственных суждений и аргументов);

социализация личности (определение признаков понятия, оценка суждений, решение проблемных задач);

научное познание (распознавание методов научного познания, анализ научной информации);

анализ и иллюстрирование примерами налоговой, бюджетной политики государства;

характеристика понятия социальный конфликт;

оценка различных суждений о неравенстве и социальной стратификации, о социальных ролях с позиции общественных наук;

характеристика понятий политический процесс, политический институт, парламентаризм;

функционирование гражданского общества; раскрытие понимания политических явлений на конкретных примерах, обоснование собственных суждений с привлечением теоретического содержания курса и примеров из истории и социальной практики; правоотношения, система права, правовые акты, международное гуманитарное право.

Нужно работать над умением:

· систематизации научной информации о человеке и обществе, общественном и индивидуальном сознании,

· потребностях и интересах современного человека, проявлениях его индивидуальных и личностных качеств,

· систематически работать с фрагментами текстов, содержащих научную информацию, обращать более пристальное внимание на отработку умений находить, интерпретировать, комментировать информацию, полученную из текста,

· источниковедческий анализ (внешняя и внутренняя критика источника, классификация источника информации по определенным основаниям),

· постоянно обращаться к материалам СМИ, их анализу и интерпретации,

· на уровне теоретического обобщения путем отработки признаков и характерных черт ведущих понятий, овладение умениями объяснять смысл, распознавать и сравнивать признаки понятий, применять обществоведческие знания для анализа информации,

· самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...