Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Не теряет актуальности задача усиления интеграции курса обществознания с курсами истории, литературы, биологии, географии, мировой художественной культуры.




Реализация требований, выдвигаемых ЕГЭ, возможна лишь при систематических занятиях в ходе учебного процесса на протяжении всего изучения курса. Это как занятия на уроках обществознания, так и дополнительные занятия по предмету при подготовке к ЕГЭ. Эти занятия предполагают овладение предметным содержанием, умениями, способами учебной познавательной деятельности.

Отметим также типы заданий, вызывающие наибольшие затруднения у выпускников:

Часть А: знание понятий, их признаков и определений; определение верного суждения.

Часть В: работа с графиками, таблицами, диаграммами; задания на классификацию (завершение схемы, распределение перечисленных позиций по определенным группам, определение соответствия).

Часть С: задания на конкретизацию теоретического положения примерами, составление предложений, содержащих обществоведческие понятия; анализ таблиц и гистограмм; решение познавательных задач; анализ текста; составление плана, написание сочинения-эссе.

Можно рекомендовать следующую последовательность действий при выполнении заданий с выбором ответа. Необходимо внимательно прочесть условие задания, уяснить вопрос или требование, установить, к какой области содержания относится вопрос и актуализировать соответствующую информацию, попытаться сократить объем необходимой информации до конкретной темы (проблемы, понятия), проанализировать все предложенные варианты ответа, выбрать верный и проверить его правильность. Возможно несколько путей выполнения подобных заданий. Во-первых, проектирование возможного правильного ответа и поиск его среди предложенных вариантов, во-вторых, анализ предложенных вариантов ответа применительно к условию и требованию. Возможен также анализ с целью отсечения заведомо неверных вариантов ответа и получения единственного правильного варианта. Выбор пути выполнения конкретного задания определяется особенностями мышления конкретного человека, глубиной его знаний и степенью развития предметных и общеучебных умений.

При выполнении заданий с развернутым ответом необходимо, прежде всего, прочитать внимательно условие и четко уяснить сущность требования, в котором указаны оцениваемые элементы ответа. Важно обратить внимание не только на то, что нужно назвать (указать, сформулировать), но и определить, какое количество данных элементов надо привести. Это требуется для того, чтобы получить максимальный балл, не совершая при этом лишней работы (вместо трех элементов не нужно приводить пять-шесть).

 

Результаты выполнения заданий части С показывают, что задания на извлечение нужной социальной информации (С1, С2) успешно выполняются большинством участников экзамена: выпускники владеют умением находить, опираясь на ключевые слова, нужные фрагменты текста. Вместе с тем, способность преобразовать эту информацию, привлекая контекстные обществоведческие знания и факты общественной жизни, личного социального опыта для правильного решения поставленной задачи (С3, С4) демонстрируют около 20%. Первое задание (С1) направлено на точность воспроизведения содержащейся в тексе информации. Второе задание (С2) – задание на преобразующее воспроизведение и интерпретацию текста без привлечения контекстных знаний (определение основной идеи, сходных и различных положений двух фрагментов). Третье задание нацеливает на характеристику текста в связи с изученным курсом, с опорой на собственные знания. Четвертое задание направлено на использование полученных из текста знаний в другой ситуации, собственную аргументацию относительно позиций, заявленных в тексте. Для грамотного выполнения этих заданий необходимо четко знать критерии, по которым оценивается каждое. Данные критерии представлены в сборниках тренировочных заданий ЕГЭ.

Приводим памятку-алгоритм по работе с текстом на ЕГЭ:

1. Внимательно прочитайте текст. Помните: прямые ответы на вопросы или подсказки для формулировки ответов содержатся в тексте.

2. Соотнесите предложенный текст с изученным курсом и определите, с какой содержательной линией связан данный текст. Это поможет опереться на изученный материал при выполнении заданий.

3. Дайте ответ на вопрос: «О чем текст?» - и определите его основную идею.

4. Отвечать на вопросы старайтесь по порядку, т. к. они сформулированы по принципу «от простого к сложному». Ответ на первый вопрос может быть основой для выполнения следующего.

5. Вопросы читайте вдумчиво, стремясь уяснить задание полностью.

6. Отвечайте точно на поставленный вопрос.

7. Помните, что выполнение задания требует опоры на текст, личный опыт, материал, изученный в курсе.

8. Старайтесь давать логически связный ответ, содержащий четкие формулировки.

9. Избегайте неполных ответов.

10. Не пользуйтесь излишними обобщениями и интерпретациями авторского текста там, где этого не требует задание.

11. Сформулировав ответ, проверьте его правильность: вернитесь к тексту и найдите в нем ключевые слова и фразы, подтверждающие ваши выводы.

 

Задания С5 – это задания на самостоятельное применение обществоведческих понятий в заданном контексте или на перечисление признаков какого-либо явления, объектов одного класса. За полное и правильное выполнение можно получить 2 балла.

Задания С5 среди заданий ЕГЭ представлены двумя моделями.

Первая разновидность задания С5 предполагает определение понятия и составления с ним двух информативных предложений, отражающих определённые теоретические или фактические обществоведческие данные. Типичные ошибки учащихся при выполнении данного задания:

1) составляют не три, а два предложения, неверно поняв, что одним из предложений является само определение;

2) составляют предложение с указанным термином бытового уровня, фактически игнорируя условие задания «с использованием этого понятия в контексте обществоведческого знания».

Предложения, составленные без привлечения обществоведческих знаний, оцениваются нулевыми баллами, хотя и дано правильное определение понятия. Поэтому нужно четко фиксировать в конспектах и памяти значение базовых понятий. Причём постараться добиваться при этом четких и прочных ассоциаций смыслов таких понятий с представляемыми ими фактами, явлениями, процессами социальной жизни.
Алгоритм выполнения заданий такого типа.

Начиная выполнять задание С5, уясните смысл требований:

1) при чтении задания обратите внимание, что и в каком количестве требуется назвать;

2) не приводите позиций больше, чем требуется в условии;
3) необходимо перепроверить свои ответы, отбросив сомнительные варианты ответа.

 

Трудным для учащихся является решение познавательных задач.

Приводим памятку-алгоритм для решения познавательных задач:

1. Внимательно ознакомьтесь с условием задачи и запомните вопрос.

2. Соотнесите вопросы (предписания), сформулированные в задаче, с ее условием: определите, какая полезная для решения задачи информация содержится в условии; подумайте, не противоречат ли друг другу данные условия задачи (именно это противоречие может подсказать путь решения).

3. Подумайте, какие дополнительные знания следует привлечь для решения: выявите область знаний, в контексте которой поставлен вопрос задачи; сократите эту область до конкретной проблемы, информацию по которой необходимо вспомнить; соотнесите эту информацию с данными условиями задачи.

4. Наметьте предполагаемый ответ в соответствии с вопросом.

5. Продумайте аргументы, подкрепляющие каждый этап вашего решения.

6. Убедитесь в правильности полученного вами ответа: соответствует ли ответ существу вопроса задачи; если в задаче поставлено несколько вопросов, то дан ли ответ на каждый из них; нет ли противоречия между вашими аргументами; нет ли в условии задачи данных, противоречащих вашему решению; можно ли считать предложены путь решения единственно возможным; не следуют ли из условия задачи какие-либо другие выводы, помимо тех, которые намечены вами.

 

Задание С8, впервые включенное в экзаменационную работу в 2010 году, призвано выявить умения охватить тему (проблему) комплексно, в единстве основных аспектов и представить такое видение в форме развернутого плана. Менее пятой части экзаменуемых продемонстрировали это умение на требуемом уровне, хотя основы умения составлять план закладываются на ранних ступенях обучения на уроках русского языка, литературы, истории.

Особо следует остановиться на особенностях сложного плана, на содержательно-логических связях соподчинения его пунктов и подпунктов. Необходимыми условиям составления плана по теме являются: правильное обозначение ее границ (включенность в более общий вопрос и обособленность в нём), достаточно полное представление о различных сторонах и аспектах темы. Важно предостеречь учащихся от составления так называемых формальных планов типа:

1. Введение: 1) актуальность темы, 2) значение вопроса.

2. Основная часть: 1) сущность проблемы, 2) разные точки зрения на проблему. 3. Заключение. Очевидно, что такую схему можно применить практически к любой теме. Смысл же составления плана в задании С8 – представить предложенную конкретную тему в целостности и соотнесении ее различных аспектов.

 

Методические рекомендации по составлению сложного плана:

1. Представьте содержание обществоведческого курса, раскрывающее предложенную тему;

2. Разделите это содержание на смысловые части, выделив в каждой из них главную мысль;

3. Озаглавьте каждую часть; в каждой части выделите несколько положений, развивающих главную мысль;

4. Проверьте, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, связан ли последующий пункт плана с предыдущим, полностью ли отражено в них основное содержание темы;

5. В случае необходимости внесите корректировки;

6. Помните, что план должен охватывать основное содержание темы;

7. В заголовках (пунктах и подпунктах) нежелательно повторять сходные формулировки.

При составлении сложного плана развернутого ответа можно воспользоваться универсальным алгоритмом:

 

1. Понятие, сущность…

2. Характерные черты, основные принципы….

3. Специфические признаки….

4. Важнейшие задачи, основные функции…

5. Формы, типы, виды, классификации…

6. Структура….

7. Основные этапы, стадии развития….

8. Особенности развития…

9. Тенденции развития в современном мире, в РФ…

10. Значение….в развитии общества, личности

 

Задание С9. Оценка умения формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам. Проверяет данное комплексное умение задание С9, требующее написания эссе.

Очевидно, что написание эссе по высказыванию, выбранному выпускником самостоятельно из числа предложенных, является одним из наиболее сложных заданий экзамена. По своему характеру это небольшое творческое сочинение, которое выявляет целый ряд общеучебных и предметных умений выпускников. Это задание требует с опорой на обществоведческий курс раскрыть смысл выбранного высказывания и изложить свою точку зрения на выдвинутое автором положение (свое отношение к нему). В контексте ответа необходимо привести аргументацию своей позиции. При этом необходимо использовать знания, полученные в курсе, оперировать обществоведческими понятиями, а также конкретизировать собственные суждения с помощью фактов общественной жизни и собственного опыта.

При оценке выполнения задания С9 в 2012 году будут учитываться следующие аспекты:

1) раскрытие смысла высказывания;

2) представление и аргументация своей позиции (с опорой на положения курса, факты из истории и современной жизни общества, собственный опыт);

3) уровень приводимых суждений и аргументов: теоретический (с опорой на знания, с обобщениями и выводами, при корректном использовании обществоведческих понятий и терминов)

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...