Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 4. Эволюционное развитие психики. Развитие психики в онтогенезе




Задания выполняются от руки, разборчивым почерком

Задания для самостоятельной работы студента

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

___ Б.3.Б.1.1 _______ ПСИХОЛОГИЯ __________________

(индекс дисциплины по учебному плану, название дисциплины)

Для очной формы обучения

1 семестр

 

Профиль: «Психология и педагогика дошкольного образования»

Направление подготовки: 050400 «Психолого-педагогическое образование»

 

ФИО студента_____________________________________________________________

Группа ____ ППДО-12-01 ________________________________________________________

 

 

Содержание стандарта (раздел 1)

Предмет и задачи общей психологии. Основные категории общей психологии, классификация психических явлений. Человек как объект психологического изучения. Понятие индивид, субъект, личность, индивидуальность. Этапы развития психологии как науки. Структура психологической науки. Общая характеристика основных методов психологического исследования. Истоки возникновения экспериментальной психологии как отрасли психологии. Классификация исследовательских методов. Общая характеристика экспериментального метода. Деятельностный подход А.Н. Леонтьева. Характеристика основных видов деятельности: внешняя и внутренняя деятельность. Структура деятельности. Общая характеристика действий и операций. Эволюционное развитие психики. Стадии развития психики у животных. Условия возникновения сознания, его основные характеристики.

 

Раздел 1Введение в общую и экспериментальную психологию

Тема 1: Общая характеристика психологии как науки

Задание 1.1: Каждый человек, не имея представлений о научной психологии, имеет представление о человеческой психологии, владея знаниями житейской психологии. Используя критерии таблицы 1, покажите различия житейской и научной психологии.

Таблица 1.1 Характеристика житейской и научной психологии.

 

критерии Житейская психология Научная психология
1. Время возникновения    
2. Объект познания    
3. Уровень обобщённости    
4. Методы и пути передачи    
5. Способы, пути передачи    
6. Сроки овладения материалом.    

 

  • Какое количество отличий житейской психологии от научной выделяет в учебнике «Введение в общую психологию» Гиппенрейтер Ю.Б.?

 

Дайте определение понятиям:

  • Индивид -

 

 

  • субъект деятельности –

 

 

  • Индивидуальность -

 

 

  • личность –

 

 

  • Психология -

 

 

  • психологические свойства -

 

 

  • психологические процессы -

 

 

  • психологические состояния -

 

 

  • психика -

 

 

  • душа -

 

 

Сочинение «Противоречия житейской психологии»

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема 2 Эволюция школ и направлений психологии на современном этапе её развития. Задания выполняются к семинарскому занятию 1 и 2: Предмет и структура современной науки.

Задание 2.1.

Определите место психологии в системе наук в нелинейной классификации академика Б.М. Кедрова. Зарисуйте схему, предложенную им, сделайте краткое пояснение.

 

 

Задание 2.2.

o Развитие науки связано с изменением взглядов на ее предмет. Используя критерии таблицы 2.1 и 2.1А (основные школы и направления психологии), покажите основные подходы к данной проблеме.

o Сформулируйте задачи психологии как науки, покажите их реализацию в отдельных отраслях психологической науки (общей, экспериментальной, социальной, возрастной, истории психологии и др. отраслей на ваш выбор). Характеризуя отрасль, можете использовать используя критерии таблицы 2.2. См. ниже.

Дайте определения понятиям:

o Бихевиоризм –

 

 

o Гештальтпсихология –

 

 

o Гуманистическая психология –

 

 

o Детерминизм –

 

o Детерминанта –

 

o Принцип единства сознания и деятельности –

 

o Когнитивная психология –

 

 

o Принцип развития –

 

 

o Стимул –

 

 

o Структурализм –

 

 

o Функционализм –

 

 

o Психоанализ –

 

 

o Поведение –

 

o Отрасль науки –

 

 

o Школа в психологии -


Таблица 2.1 Основные школы и направления психологии конца 19-го начала 20-го века

направления     критерии   Психология сознания Бихевиоризм Гештальтпсихология   Психоанализ  
Функционализм Структурная школа
Страна и условная дата возникновения направления                  
Обстоятельства, обусловившие появление направления          
Основоположники направления                      
Интеллектуальные предшественники                      
  Предмет (обоснование выбора категории, изучаемой в направлении)          
Методы исследования                      
  Прикладные методы (цель терапии)            
Последователи направления            
Принципы          

Таблица 2.1А Основные школы и направления психологии конца 19-го начала 20-го века

направления     критерии критерии Гуманистическое направление   Когнитивная психология Советская психология  
 
Страна и условная дата возникновения направления            
Обстоятельства, обусловившие появление направления            
Основоположники направления              
Интеллектуальные предшественники          
  Предмет (обоснование выбора категории, изучаемой в направлении)            
Методы исследования          
  Прикладные методы (цель терапии)          
Последователи направления          
Принципы        

Таблица 2.2. Характеристика отдельных отраслей психологической науки.

 

Отрасли психологии   критерии     Общая психология Социальная психология История психологии Возрастная психология
Определение общая характеристика отрасли психологии          
Предмет
задачи
методы
Время возникновение Обстоятельства способствующие выделению отрасли
Основополагающие работы
 
 

Тема 3. Методы и методология психологического исследования

Задания выполняются семинару №2

Задание 3.1. Приведите примеры классификации научных методов психологии, рассматриваемые авторами различных учебных пособий по общей психологии. Укажите автора и выходные данные учебного пособия. Зарисуйте схему, методов, которая на ваш взгляд полно или наиболее точно отражает систему методов научной психологии.

 

Используя критерии таблицы 3.1. покажите классификацию методов представленную в учебном пособии Слободчикова В.И., Исаева Е.И. Психология человека.

Таблица 3.1. классификация методов психологического познания.

 

критерии Методы объяснительной психологии Методы описательной психологии   Методы практической психологии
Требование к методам познания их общая цель          
Основные исследовательские методы      
Психологические школы/направления, использующие данные методы        

Понятия и термины по теме 3.

Беседа

 

Наблюдение

 

Эксперимент

 

 

Метод

 

Методика (исследовательская)

 

Методология

 

Психотерапия

 

Психоанализ как метод

 

Рациональная терапия

 

Клиент-центрированная терапия

 

Бихевиоральная терапия

 

Биографический метод

 

Идентификация как метод

 

Эмпатия как метод

 

Задание 3.2. Метод интроспекции в психологии. Охарактеризуйте интроспективный метод, используя критерии таблицы 3.2. Литеретура:

Таблица 3.2. Характеристика метода интроспекция.

критерии Метод интроспекции
1. определение метода  
2. роль метода в развитии психологии как самостоятельной науки  
3. идейный создатель метода  
4. школы научной психологии, использовавшие метод в качестве основного метода познания психической реальности.    
5. процедура интроспекции (содержание метода, как проводили интроспекцию, например, в лаборатории В. Вундта)  
6. трудности использования метода, его недостатки (почему этот метод не используется в современной психологии?)  

 

Задание 3.2. Дайте определение понятию «психологический эксперимент».Назовите виды психологического эксперимента.В чём заключается процедура психологического эксперимента? Этапы становления экспериментального метода. (Дружинин В. Н. Экспериментальная психология: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2000.)

 

 

Тема 4. Эволюционное развитие психики. Развитие психики в онтогенезе

Задание 4.1. Гипотеза А.Н. Леонтьева о происхождении психики и сознания. На основе работы – Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1982., ответьте на вопросы и заполните таблицу 4.1.

Вопросы:

  1. объективный критерий психики согласно гипотезы А.Н. Леонтьева.
  2. понятия «раздражимость», «чувствительность».
  3. основные линии / тенденции развития психики в филогенезе.
  4. базовые положения и периодизация эволюционного развития психики по А.Н. Леонтьеву К.Э. Фабри.

Понятия и термины по теме:

психика;

 

 

сознание;

 

 

раздражимость;

 

чувствительность;

 

 

интеллект;

 

научение;

 

таксисы;

 

 

абиотические стимулы

 

 

биотические стимулы

 

инстинкт.

 

коллективный труд;

 

 

язык;

 

 

речь;


Таблица 4.1 Стадии и уровни развития психики и поведения животных (по А.Н. Леонтьеву К.Э. Фабри)

Стадия Стадия элементарной сенсорной психики Стадия перцептивной психики Стадия интеллекта
Уровень психического отражения Низший уровень Высший уровень Низший уровень Высший уровень  
общая характеристика стадии      
виды живых существ          
формы поведения особенности поведения          
             

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...