Законодательство Российской Федерации и зарубежных стран в сфере занятости и трудоустройства инвалидов
Среди достаточно большого количества нормативных правовых актов, регулирующих занятость и трудоустройство граждан в Российской Федерации (в том числе и инвалидов), определяющее и наиболее важное значение принадлежит Конституции Российской Федерации, где в статье 37 сказано: "Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду". [13] Делая ударение, именно на слове "каждый", автор этой работы имеет в виду и инвалидов. Но, к сожалению, как это часто бывает, декларируемые в Конституции нашей страны основные права и свободы граждан, не находят полного отражения в реальной действительности. Этому препятствуют самые разные причины экономического, культурного характера. Следовательно, как утверждает ряд специалистов, "понятие "нетрудоспособен" противоречит Конституции, так как каждый из людей имеет право на труд". [30, с. 52-53] Следующим по юридической силе является Федеральный Закон. В статье первой Федерального Закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (который является документом, специально регулирующим положение этой категории населения, в том числе и их права, обусловленные их статусом) дается следующее определение понятия инвалида: "Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты".[53] В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается соответствующая степень инвалидности (I, II, III или "ребенок-инвалид").
Признание лица инвалидом осуществляется специальным органом - федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Органы государственной власти должны содействовать трудовой занятости инвалидов, в том числе стимулирования создания специальных рабочих мест для их трудоустройства. Как видно, вышеназванный Федеральный закон так же не лишен декларативных элементов, рассчитанных скорее на некий желаемый результат в будущем. Следует отметить, что в законе нет определения понятия занятости и трудоустройства. В толковом словаре даются их следующие понятия: Трудоустройство – "устройство кого-нибудь на работу, содействие в таком трудоустройстве" [38, с. 802]. Занятость – "наличие работы, обеспеченность работой" [38, с. 208]. Таким образом, становится заметной разница между двумя понятиями: категория "трудоустройство" шире категории "занятость". Оно начинается еще до того, как инвалид найдет подходящую работу и приступит к ней. Причинами инвалидности признаются: 1. Общее заболевание 2. Инвалидность с детства 3. Трудовое увечье 4. Профессиональное заболевание 5. Заболевание, которое было получено в связи с аварией на Чернобыльской АЭС, последствиями радиационных воздействий. 6. Ранение (увечье, контузия), полученные при защите государства или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо заболевание, связанное с пребыванием на фронте. [3, с. 230], [57, с. 22] Обеспечение занятости инвалидов регулирует статья 20 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". В соответствии с ней, инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем проведения следующих специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда:
1) установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов; 2) резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов; 3)стимулирования создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов; 4) создания инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов; 5) создания условий для предпринимательской деятельности инвалидов; 6) организации обучения инвалидов новым профессиям. Организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2% и не более 4%). Данная мера, безусловно, должна способствовать облегчению поиска работы инвалидами. Но вместе с тем, Законодатель не обращает внимания на возможность использования дополнительных методов стимулирования работодателей к приему на работу инвалидов: существенные налоговые льготы, материальное стимулирование и поддержку организаций, принимающих на работу большое число инвалидов и другие. В связи с вышесказанным, у работодателя в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов возникают следующие обязанности: 1) создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов; 2) создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида; 3) предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов. Следует заметить, что практика квотирования рабочих мест для инвалидов, подобно внедряемой в нашей стране, применяется и за рубежом. Так, "в Германии, Франции и Венгрии под законы о квотировании подпадают организации с более чем 20 сотрудниками, в Австрии и Польше - с 25 сотрудниками. В Испании минимальное число сотрудников - 50. Квота для людей с инвалидностью в Германии составляет 5%, во Франции - 6%, В Люксембурге квота варьируется от 2% до 5% в зависимости от формы собственности и от количества сотрудников предприятия. В Испании и Ирландии квота составляет 3%. В Японии квота составляет от 1,6% до 2%". [11, с. 221]
В некоторых странах за "незаполнение" квот организации выплачивают специальные взносы в целевые фонды, средства которых распределяются на создание рабочих мест для инвалидов и адаптацию существующих рабочих мест к нуждам людей с ограниченными возможностями. Некоторые государства стимулируют работодателей принимать на работу людей с тяжелыми формами инвалидности. Например, "принимая на работу человека, пользующегося инвалидной коляской, работодатель заполняет не одно, а два или даже три места в счет установленной квоты. Также подобное стимулирование применяется при приеме на работу инвалида, не имеющего опыта работы. Необходимо отметить, что работодатель должен стремиться создать необходимые специальные условия для людей с инвалидностью, которые работают в организации". [6] Общеизвестно, что в различных странах существует множество организаций и схем финансирования поддерживаемого трудоустройства. Эти различия могут оказывать влияние, как на практические аспекты каждодневной работы, так и на конечные результаты. Общепризнанно, что методы и подходы, используемые в поддерживаемом трудоустройстве, также отличаются. Разнообразен и состав участников программ этих служб. Несмотря на это, очевидно, что деятельность и результаты программ поддерживаемого трудоустройства в разных странах можно сравнивать. [31, с. 9] [43, с. 80] Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов создаются за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов РФ, за исключением рабочих мест тех инвалидов, которые получили трудовое увечье или профессиональное заболевание. Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов, получивших заболевание или увечье при исполнении своих обязанностей по военной службе или в результате стихийных бедствий и межнациональных конфликтов, создаются за счет средств федерального бюджета. Специальные рабочие места для лиц, ставших инвалидами вследствие несчастных случаев на производстве или профессиональных заболеваний, создаются за счет средств работодателей - причинителей вреда. [1]
Инвалидам, занятым в организациях независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, создаются необходимые условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. В большинстве стран (например, в США) существуют специализированные предприятия, применяющие труд инвалидов. Но такие предприятия расцениваются не как предпочтительное место работы для человека с инвалидностью, а как "запасной вариант" трудоустройства, когда не удается найти место работы на общих для всех условиях. Также такие предприятия используют труд людей, имеющих такие серьезные нарушения, для которых физически невозможно или затруднительно создать необходимые условия труда на обычном предприятии.[6] Говоря о ситуации с трудоустройством в стране, можно привести следующие цифры: работающие инвалиды составляют менее 10% их общей численности, занятость среди инвалидов трудоспособного возраста не превышает 15%, особенно она низка среди инвалидов I и II группы (8%). Для сравнения, в США из 54 миллионов инвалидов трудоустроено 29%, в Великобритании из 5 миллионов 40%, в Китае из 60 миллионов инвалидов трудоустроено 80%. [16, с. 9;] [4, с.16] Сейчас за рубежом "идет перевод государственных программ трудоустройства инвалидов от создания специализированных предприятий к индивидуальным программам адаптации типового рабочего места обыкновенного предприятия под конкретного инвалида. Государству невыгодно содержать специализированные предприятия, гораздо эффективнее вкладывать финансовые средства в программы индивидуальной поддержки, позволяющие инвалиду самостоятельно решать свои экономические проблемы".[17] Статья 5.42 Кодекса об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за нарушение прав инвалидов в области трудоустройства и занятости, а именно: 1. Отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты 2. Необоснованный отказ в регистрации инвалида в качестве безработного [12] Помимо данных положений закона, существует еще целый ряд нормативных правовых актов. В частности, это: Федеральный Закон "О занятости населения в Российской Федерации" от 19.04.1991 №1032-1, Закон Ульяновской области "О мерах государственной социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ульяновской области" [8], Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов (приняты Генеральной Ассамблеей ООН 20.12.1993)[50], "Европейская социальная хартия "(статьи 9 и 15 предусматривают создание условий труда инвалидов, адекватных их возможностям и равные права при устройстве на работу со здоровыми людьми) [7] (не смотря на то, что Россия подписала эту хартию, в силу в нашей стране она до сих пор не вступила) и другие.
Федеральная целевая программа "Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010 годы" предусматривает финансирование в размере около 2147 миллионов рублей.[44] Но очень важно, что бы такие, достаточно большие деньги были успешно освоены и принесли реальную помощь инвалидам, а не были, как это часто бывает в нашей стране, большей частью просто разворованы чиновниками, отвечающими за их использование. Если задачи, заложенные в целевой программе, будут успешно решены, то ежегодно в России будут возвращаться к активной жизни примерно 150-160 тысяч инвалидов.[35, с. 40] Это не только снизит нагрузку на бюджет страны, но и даст государству дополнительные рабочие руки. На уровне регионов власти тоже иногда пытаются реализовать различные инициативы, направленные на привлечение к труду и занятости инвалидов. Например, в Воронежской области принят закон "О квотировании рабочих мест для инвалидов", который предусматривает более широкий круг гарантий инвалидов в сфере занятости и трудоустройства, чем это предусмотрено федеральным законодательством [39, с. 13.]; В Мурманской области принята специальная программа "Профориентация детей-инвалидов"[49,с.40-41.] Что касается нашего региона, то одной из последних инициатив в этой области Ульяновских властей является заявление о намерении брать на госслужбу инвалидов-колясочников. Глава региона Сергей Морозов поручил подготовить правовой акт, регламентирующий трудоустройство в органы власти людей с ограниченными возможностями.[2] Кроме того, действует Закон Ульяновской области от 27.04.2009 N 41-ЗО "О квоте для приема на работу инвалидов на территории Ульяновской области и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Ульяновской области". Он указывает, что организациям, имеющим место нахождения на территории Ульяновской области и не являющимся общественными объединениями инвалидов и образованными ими организациями, в том числе хозяйственными товариществами и обществами, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, численность работников которых составляет более 100 человек (далее - организации), квоту для приема на работу инвалидов (далее - квота) в процентах к среднесписочной численности их работников в следующих размерах: 1) при среднесписочной численности работников организации от 101 до 200 человек включительно - 4 процента; 2) при среднесписочной численности работников организации от 201 до 500 человек включительно - 3 процента; 3) при среднесписочной численности работников организации свыше 500 человек - 2 процента.[9] В городе Ульяновске действует Распоряжение Главы города Ульяновска "О квотировании рабочих мест для инвалидов в организациях города Ульяновска" [47] Однако, учитывая все вышесказанное, следует оговориться, что отечественная правоприменительная практика далека от того, что установлено законом, а установленные им гарантии соблюдаются далеко не всегда. К недостаткам современного законодательства можно отнести и то, что государственные социальные выплаты (пенсии и компенсаций за отменённые льготы) поставлены в зависимость от такого критерия инвалидности как группы ограничения способности к трудовой деятельности. Этим шагом государство отняло право распоряжаться своим трудом у большого количества инвалидов, так как первая группа стала, по сути, означать понятие "нетрудоспособен". Вместе с тем, люди с инвалидностью практически лишились стимула к труду. Разница в размере выплат между разными группами получилась весьма значительной (почти 1000 рублей) и, конечно, большинство людей с инвалидностью предпочитают всяческими способами добиваться первой группы и иметь более высокую пенсию, чем потерять в выплатах за небольшую вероятность трудоустройства, как на открытом рынке труда, так и через госструктуры. Государство всячески стремится сэкономить на затратах, и отдельные проявления этого могут проявляться в том, что органы медико-социальной экспертизы, которые и устанавливают группу инвалидности, могут умышленно занижать ее, уменьшая тем самым размер компенсационных выплат инвалидам. Кроме того, необходимо менять саму психологию наших сограждан. Важно, чтобы они видели в инвалидах людей равных с ними в правах, не считали их ущербными и неполноценными. Этому должна способствовать, в частности, социальная реклама, пропаганда в обществе уважительного отношения людей к инвалидам. Это в свою очередь непосредственно скажется на том, что случаев дискриминации инвалидов, в том числе и в сфере занятости и трудоустройства, станет значительно меньше и проблема потеряет ту остроту, которую она имеет сейчас. Для Российского государства необходима последовательная социальная политика в отношении людей с инвалидностью, которая должна быть построена на общих принципах и единых социальных стандартах для всех групп граждан, проживающих на территории Российской Федерации. Здесь же встает и проблема демократии в целом, потому, что "только общество, основанное на соревновании и сотрудничестве свободных людей, может быть эффективным и конкурентоспособным"[5] Правительство не только не развивает программы по трудоустройству, но и сворачивает те небольшие гарантии для инвалидов, которые были до этого. Федеральным Законом"О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" утверждены положения, которые полностью исключают весь малый бизнес из-под действия норм квотирования рабочих мест для инвалидов (В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, субъектами малого предпринимательства считаются организации, численность сотрудников в которых не превышает 35 человек [51], а квотирование рабочих мест устанавливается в организациях, численность работников в которой превышает 100 человек). Установление специальных антидискриминационных законодательных актов, в том числе препятствующих ущемлению прав и созданию неравных условий по сравнению с другими гражданами при трудоустройстве, будет благоприятно воздействовать на дальнейшую работу людей с инвалидностью. Необходимо активное отслеживание прокуратурой, органами внутренних дел и общественными объединениями нарушений в этой сфере, с дальнейшим преследованием виновных в административном и уголовном порядке, развитие Правительством новых государственных программ по решению проблем именно трудоустройства инвалидов с обязательным привлечением к их реализации и разработке общественных организаций инвалидов. Образование влияет на возможность трудоустройства и на полноценную интеграцию в общественную жизнь. Во время обучения человек приобретает социальные навыки, учиться общаться с окружающими, входить в коллектив, ставить и добиваться поставленных целей. Причём значение имеет не только качество полученного образования, но и его форма,поэтому наряду с вопросами занятости, следует уделять внимание и образованию инвалидов, которое будет способствовать их наиболее полному и плодотворному вхождению в общественное разделение труда. Здесь следует сказать о том, что инвалиды с детства (например, с ДЦП) практически полностью лишены возможности получать образование, даваемое в общеобразовательных школах, ВУЗах. То есть большое число инвалидов с детства заранее ограничены в правах по трудоустройству ввиду их недостаточной квалификации и образования в целом.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|