Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Пути решения проблем занятости и трудоустройства инвалидов

Представленная в предыдущем параграфе работы картина, характеризующая проблемы занятости и трудоустройства инвалидов в современном российском обществе, к сожалению, не внушает оптимизма. Для того, что бы ситуация начала изменяться в лучшую сторону, требуется целый комплекс мер, направленных на изменение сложившихся общественных отношений. Никто не знает лучше проблемы инвалидов, чем сами инвалиды. Так же, видимо, целесообразно, узнать и их мнение относительно того, какие меры могут способствовать решению проблем инвалидов на рынке труда.

В рамках проведенного автором исследования, анкетируемым был задан вопрос: Какие из предложенных ниже мер, по Вашему мнению, окажутся наиболее действенными в решении проблем занятости и трудоустройства инвалидов? Предложено было указать не более трех наиболее эффективных мер.Результаты оказались следующими.

А. Меры по проектированию и приспособлению рабочих мест и рабочих помещений таким образом, чтобы они были доступны для лиц с различными формами инвалидности (69%)

Б. Меры поддержки в использовании новых технологий, в разработке и производстве вспомогательных устройств, приспособлений (21%)

В. Обеспечение надлежащего обучения и трудоустройства (49%)

Г. Государствам следует организовывать и поддерживать кампании, призванные способствовать преодолению негативного отношения и предрассудков к рабочим – инвалидам (7%)

Д. Государства как наниматели должны создавать благоприятные условия для трудоустройства инвалидов в государственном секторе (31%)

Е. Следует принимать меры для вовлечения инвалидов в разработку программ подготовки кадров и программ занятости в частном и неофициальном секторах (32%)

Ж. Государствам, организациям работников и нанимателям увеличение взаимодействия с организациями инвалидов и друг с другом (15%)

З. Размещение на предприятиях, применяющих труд инвалидов, социальных заказов с изменением существующей системы проведения тендеров и грантов (6%)

И. Создание и развитие системы дистанционного трудоустройства инвалидов (11%)

К. Создание механизма резервирования определенных рабочих мест и профессий (51%)

Л. Содействие самозанятости (5%)

М. Создание системы содействия сбыту продукции, производимой на предприятиях, применяющих труд инвалидов (1%)

Н. Уплощение системы налогообложения (2%) (Диаграмма 13)

 


Диаграмма 13 Какие из предложенных ниже мер, по Вашему мнению, окажутся наиболее действенными в решении проблем занятости и трудоустройства инвалидов? (укажите не более трех вариантов)

 

Таким образом, опрошенные инвалиды указали наиболее эффективные на их взгляд меры по улучшению ситуации в сфере занятости и трудоустройства лиц с ограниченными возможностями: в связи с этим, среди первоочередных мер следует признать проектирование и приспособление уже имеющихся рабочих мест и рабочих помещений таким образом, чтобы они были доступны для лиц с различными формами инвалидности; создание механизма резервирования определенных рабочих мест и профессий для лиц с ограниченными возможностями; меры по надлежащему обучению и трудоустройству.

Вероятно, все же необходимо возвращение в законодательство и активное использование системы квотирования рабочих мест для инвалидов с учетом того, что те предприятия, которые по тем или иным причинам не будут их выполнять, платили соответствующие суммы в бюджет и которые бы потом направлялись именно на решение проблем инвалидов, в том числе и на их трудоустройство. Причём все-таки непосредственной целью квотирования должно стать именно реальное трудоустройство людей с инвалидностью, а не штрафные санкции для работодателей.

Помимо этого, государство могло бы само поощрять, в том числе и финансово (льготное налогообложение, кредиты и т.п.) те организации, которые принимают к себе на работу инвалидов сверх установленных законодательством квот.

Установление специальных антидискриминационных законодательных актов, в том числе препятствующих ущемлению прав и созданию неравных условий по сравнению с другими гражданами при трудоустройстве, благоприятно воздействует на дальнейшую работу людей с инвалидностью. Необходимо активное отслеживание прокуратурой, органами внутренних дел и общественными объединениями нарушений в этой сфере, с дальнейшим преследованием виновных в административном и уголовном порядке, развитие Правительством новых государственных программ по решению проблем именно трудоустройства инвалидов с обязательным привлечением к их реализации и разработке общественных организаций инвалидов.

Следует предложить так же ведение в программу высших и средне-специальных учебных заведений курса по подготовке специалистов по трудоустройству инвалидов. Данные специалисты могли бы работать с индивидуальными потребностями людей с инвалидностью, с работодателями по изменению их стереотипных убеждений и созданию специальных условий труда для инвалидов, а также по разработке и реализации новых государственных подходов в решении этих вопросов.

Необходимы государственные инвестиции в создание рабочих мест для инвалидов.

Необходима современная система профессионального образования по конкурентоспособным профессиям и специальностям.

Как в сельской местности, так и в городских районах инвалиды должны иметь равные возможности для занятия производительной и приносящей доход трудовой деятельности на рынке труда.

Следует так же повышать грамотность инвалидов в сфере защиты своих прав в сфере занятости и трудоустройства, дать им уверенность в том, что их права реально защищаются государством и могут быть реализованы.

Проведя анализ действующей системы нормативно-правовых актов, следует так же остановиться на ужесточении ответственности за отказ при приеме на работу инвалидов, так как в настоящее время за данное деяние предусмотрено только административное наказание, а в Уголовный кодекс эту проблему обходит стороной (но в то же время, в УК содержится санкция за необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет (Статья145УК).[52] Кроме того, нужно менять саму психологию наших сограждан. Необходимо, что бы они видели в инвалидах людей равных с ними в правах, не считали их ущербными и неполноценными. Этому должна способствовать, в частности, социальная реклама, пропаганда в обществе уважительного отношения людей к инвалидам. Это в свою очередь непосредственно скажется на том, что случаев дискриминации инвалидов, в том числе и в сфере занятости и трудоустройства, станет значительно меньше и проблема потеряет ту остроту, которую она имеет сейчас. Для Российского государства необходима последовательная социальная политика в отношении людей с инвалидностью, которая должна быть построена на общих принципах и единых социальных стандартах для всех групп граждан, проживающих на территории Российской Федерации. Здесь же встает и проблема демократии в целом, потому, что "только общество, основанное на соревновании и сотрудничестве свободных людей, может быть эффективным и конкурентоспособным Кроме того, необходимо привлекать к участию в разработке соответствующих законов самих инвалидов, так как никто кроме них самих не знает все их трудности. Для того, что бы решить проблемы инвалидов в сфере занятости и трудоустройства, или хотя бы минимизировать их, определенно, не достаточно просто какого-то набора соответствующего законодательства (путь и отвечающего всем современным и гуманным требованиям). Оно должно формировать психологию мировосприятия всего российского общества, которое должно видеть в инвалидах обычных людей. Проблемы занятости и трудоустройства инвалидов в Российской Федерации носят комплексный характер и достаточно обширны. Они связаны и с колоссальной коррупцией и бюрократизмом, свойственным нашей стране, и с безграмотностью самих инвалидов в сфере защиты своих прав. Кроме того, в связи с недостаточно благоприятной экономической обстановкой, государство не в состоянии выделять достаточное количество средств на создание специальных рабочих мест (имеется ввиду как создание специализированных предприятий для инвалидов с аналогичными проблемами со здоровьем, то есть для слепых, глухих и т. д., так и устройство рабочих мест на предприятиях, специально не приспособленных для работы инвалидов, где трудятся здоровые люди). В нашей стране еще очень долго будет сильно отношение к инвалидам (в том числе и со стороны работодателей), как к неполноценным людям, которые приносят больше хлопот, чем пользы. Эти устаревшие взгляды, которые противоречат всем принятым нормам цивилизованного общества, надо жестко искоренять. Предложения, которые даются для улучшения положения инвалидов в сфере занятости и трудоустройства должны тщательно рассматриваться. Общество не может уходить от них и одной из задач вновь избранной Государственной Думы должно быть именно создание необходимых условий для беспрепятственного вхождения инвалидов в процесс общественного разделения труда.

Как следует из вышесказанного, невозможно эффективно осуществлять профессиональную реабилитацию инвалидов без внедрения системы создания и сохранения совокупности рабочих мест для их трудоустройства, а это требует особого внимания со стороны государства и общественных организаций, а также применения всей совокупности мер по формированию рынка труда инвалидов.


Заключение

В Российской Федерации в целом, создана довольно неплохая и отвечающая современным условиям нормативная база, касающаяся сферы занятости и трудоустройства инвалидов. Помимо Конституции, Федеральных законов, Законов субъектов РФ, в нашей стране признаются и международные правовые акты. Все они детально регламентируют права и обязанности инвалидов в сфере труда, устанавливают им определенные гарантии (в том числе и конституционные), которые защищают их от дискриминации в трудовых отношениях и отношениях, предшествующих трудовым. Конечно, мир не стоит на месте и законы, принятые более десяти лет назад, в частности, Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", который был принят в 1995 году, тем не менее, устаревают и требуют пересмотра и добавления отдельных статей. А в целом взгляд на проблему занятости и трудоустройства инвалидов в нашей стране соответствует нормам демократии, гуманизма и справедливости.

Таким образом, законы, которые регулируют социальную защиту инвалидов, существующие в нашей стране, очень схожи с подобными законами многих стран мира. Естественно, что у каждого государства своя специфика развития и оно идет по свойственному ему пути, опираясь на свои исторические, культурные, идеологические, религиозные и прочие ценности. Это дает право каждому государству по-своему решать проблемы занятости и трудоустройства инвалидов. Но, тем не менее, есть такие общечеловеческие ценности как гуманизм, сострадание, справедливость, равенство, свобода, равноправие, которые являются естественным достоянием каждого народа и каждого человека в отдельности, в том числе и инвалидов. И мировая практика свидетельствует о том, что, не смотря на специфику каждого государства в отдельности, можно заимствовать отдельные наиболее удачные подходы к проблеме занятости и трудоустройства инвалидов. Так же, международные организации пытаются выработать такие подходы, которые были бы приемлемы для всех государств, дать людям те права, которые признавались бы всем мировым сообществом. Соответственно, есть и различия российского законодательства, определяемые спецификой нашего недавнего прошлого, где-то наши законы более жесткие по отношению к работодателям, где-то - наоборот, силен бюрократический контроль государства, однако наличие многих схожих моментов говорит о справедливости применяемого в России подхода, уже долгое время действующего во многих странах мира. В целом, законодательство нашей страны довольно органично вписывается в общемировую картину практики трудоустройства инвалидов, хотя, как уже было сказано, решения данной проблемы подлежат постоянной коррекции, с целью наиболее полного исполнения права на труд инвалидов, так как подавляющее большинство из них не виновато в своей физической несамостоятельности и государство должно всеми средствами добиваться обеспечения им достойной жизни, на основе их равноправия со здоровыми людьми.

Однако, учитывая все вышесказанное, следует оговориться, что отечественная правоприменительная практика далека от того, что установлено законом, а установленные им гарантии соблюдаются далеко не всегда.

Каждый человек с ограниченными возможностями при решении проблем занятости и трудоустройства может использовать несколько основных вариантов действий:

- Поиск работы через родственников и знакомых;

- Трудоустройство через государственную службу занятости;

- Ярмарки вакансий;

- Трудоустройство через кадровые агентства и агентства по трудоустройству;

- Самостоятельный поиск работы через объявления в средствах массовой информации.

В настоящее время в науке им практике социальной работы в аспекте помощи инвалидам при трудоустройстве и занятости применяются несколько технологий.

По функциям применения следует выделить следующие технологии:

· Психологические;

· Медико-социальные;

· Социально-психологические;

· Финансово-экономические.

2. По области применения выделяются следующие технологии:

· Диагностика;

· Коррекция;

· Реабилитация инвалидов;

· Профилактика;

· Адаптация.

Проведенное автором работы исследование дало следующую картину проблем занятости и трудоустройства инвалидов.

7. Основными препятствиями для трудоустройства считаются (кроме невозможность быстро и без посторонней помощи добраться до места работы) отсутствие опыта работы по специальности и инвалидность. Как уже сказано, основная проблема - отсутствие подходящих рабочих мест на рынке труда.

Работа для трудоспособного инвалида является важным источником материального существования.

Инвалиды предпочитают скрывать, при возможности, инвалидность из-за опасений получить отказ, что подтверждает игнорирование общества инвалидов как успешных работников.

Проведенное исследование показало, что инвалиды не всегда обладают достаточными знаниями и навыками, для того чтобы быть конкурентоспособными на рынке труда. Переквалификация инвалидов выступает важным средством получения нового рабочего места.

Большинство инвалидов имеют определенный уровень образования. Достаточно большое число инвалидов обладают профессиональной подготовкой в сфере взаимодействия "человек-техника", владеют навыками общения на иностранных языках.

Работа для инвалидов, в первую очередь, источник дохода. Большинство из них предпочитают работать в частной структуре, что связано с традиционно более высокой оплатой труда в коммерческих организациях.

Работа для инвалида выступает, в том числе, и как одна из возможностей общения.

Работа для инвалида это - способ реализации своего потенциала, своих способностей

Основной причиной неудовлетворенности инвалида своим рабочим местом является низкая заработная плата.

На степень удовлетворенности инвалида рабочим местом влияет возможность профессионального роста.

Выполнение монотонной и неквалифицированной работы значительно влияет на степень удовлетворенности инвалида своим рабочим местом.

Большая часть инвалидов предпочли бы работать в коллективе со здоровыми людьми

За помощью в трудоустройстве инвалиды чаще всего обращаются в общественные организации инвалидов. Органы службы занятости населения меньше способствуют занятости инвалидов, чем общественные организации, созданные по их инициативе. Предлагаемые службой занятости населения рабочие места для инвалидов не соответствуют их интересам.

Как следует из вышесказанного, проблемы занятости и трудоустройства инвалидов в Российской Федерации носят комплексный характер и достаточно обширны. Они связаны и с колоссальной коррупцией и бюрократизмом, свойственным нашей стране, безграмотностью самих инвалидов в сфере защиты своих прав на занятость и трудоустройство. Кроме того, к сожалению, в связи с недостаточно благоприятной экономической обстановкой, государство не в состоянии выделять достаточное количество средств на создание специальных рабочих мест (имеется ввиду как создание специализированных предприятий для инвалидов с аналогичными проблемами со здоровьем, то есть для слепых, глухих и т. д., так и устройство рабочих мест на предприятиях, специально не приспособленных для работы инвалидов, где трудятся здоровые люди). В нашей стране еще очень долго будет сильно отношение к инвалидам(в том числе и со стороны работодателей), как к неполноценным людям, которые приносят больше хлопот, чем пользы. Эти устаревшие взгляды, которые противоречат всем принятым нормам цивилизованного общества, надо жестко искоренять.

В результате проведенного исследования, первоочередными следует считать следующие меры по улучшению ситуации в сфере занятости и трудоустройства лиц с ограниченными возможностями:

1. Меры по проектированию и приспособлению рабочих мест и рабочих помещений таким образом, чтобы они были доступны для лиц с различными формами инвалидности;

2. Меры поддержки в использовании новых технологий, в разработке и производстве вспомогательных устройств, приспособлений, оборудования и меры по облегчению доступа инвалидов к таким средствам и оборудованию, с тем, чтобы они могли получить и сохранять за собой рабочее место;

3. Обеспечение надлежащего обучения и трудоустройства, а также постоянной поддержки, например, индивидуальной помощи и услуг переводчиков.

4. Государствам следует организовывать и поддерживать кампании, призванные способствовать преодолению негативного отношения и предрассудков к рабочим - инвалидам.

5. Государства как наниматели должны создавать благоприятные условия для трудоустройства инвалидов в государственном секторе.

6. Государствам, организациям работников и нанимателям следует сотрудничать в реализации равноправной политики в области найма и продвижения по службе, улучшении условий труда, уровня заработной платы, в принятии мер по улучшению трудового окружения с целью недопущения травм и повреждений, ведущих к потере трудоспособности, и мер по реабилитации работников, получивших травму на производстве.

7. Следует принимать меры для вовлечения инвалидов в разработку программ подготовки кадров и программ занятости в частном и неофициальном секторах.

8. Государствам, организациям работников и нанимателям следует сотрудничать с организациями инвалидов во всех усилиях, направленных на создание возможностей для подготовки кадров и в области занятости, включая установление гибкого рабочего графика, неполного рабочего дня, разделение должностей, самостоятельную занятость инвалидов и соответствующий уход за ними.

Опрошенные инвалиды указали наиболее эффективные на их взгляд меры по улучшению ситуации в сфере занятости и трудоустройства лиц с ограниченными возможностями: в связи с этим, среди первоочередных мер следует признать проектирование и приспособление уже имеющихся рабочих мест и рабочих помещений таким образом, чтобы они были доступны для лиц с различными формами инвалидности; создание механизма резервирования определенных рабочих мест и профессий для лиц с ограниченными возможностями; меры по надлежащему обучению и трудоустройству.

Для того, что бы решить проблемы инвалидов в сфере занятости и трудоустройства, или хотя бы минимизировать их, определенно, не достаточно просто какого-то набора соответствующего законодательства (путь и отвечающего всем современным и гуманным требованиям). Только изменив менталитет людей можно надеяться на то, что проблемы занятости и трудоустройства инвалидов в современном обществе исчерпают всю свою остроту.

Вышеуказанные задачи и необходимо решить государству для того, что бы проблемы занятости и трудоустройства инвалидов в условиях современного общества были успешно решены.

Таким образом, первоначально выдвинутая гипотеза подтвердилась.


Литература.

 

1. Агапов А. Постатейный комментарий к кодексу Росссийской Федерации об административных правонарушениях. Расширенный, с использованием материалов судебной практики [Электронный ресурс]. – М., 2004. – CD-ROM "КонсультантПлюс: Высшая школа", выпуск 8

2. Белый М. Во власть по пандусу// "Новые известия". – Режим доступа: http://ulpressa.ru/news/2010/04/28/article115366/ - загл. с экрана.

3. Большая юридическая энциклопедия. - М.: Изд-во Эксмо, 2005.

4. Видмер, Т. Работа с инвалидами в Великобритании// Социальная работа. - 2009. - N 4. - С. 16-18.

5. Григорьев М. Демократия и конкуренция. – Режим доступа:

http://nashepravo.org/index.php?name=Pages&op=page&pid=100- загл. с экрана.

6. Денисов В.В. Обзор законодательства других стран в сфере трудоустройства инвалидов. – Режим доступа: http:// rabota.perspektiva-inva.ru/index.php?id=113&from=search&search_terms=&p=2- загл. с экрана.

7. Европейская социальная хартия (пересмотренная) (ETS N 163) [рус., англ.] (Вместе со "Сферой действия новой редакции Европейской социальной хартии с точки зрения охваченных ею лиц ") (Принята в г. Страсбурге 03.05.1996) [Электронный ресурс] – CD-ROM "КонсультантПлюс: Высшая школа",, выпуск 8

8. Закон Ульяновской области " О мерах государственной социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ульяновской области" от 30 ноября 2004 года № 086-ЗО (в ред. от 30.01 2007)// "Народная газета" от 01.12.2004

9. Закон Ульяновской области от 27.04.2009 N 41-ЗО " О квоте для приема на работу инвалидов на территории Ульяновской области и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Ульяновской области"// Ульяновская правда" от 06.05.09.

10. Карасаева, Л. А. Прикладные аспекты в деятельности отделения профессиональной и социальной реабилитации инвалидов// Российский медицинский журнал. - 2007. - N 4. - С. 3-4.

11. Киселев И.Я. Сравнительное и международное трудовое право: Учебник для вузов. - М.: Дело, 1999.

12. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (с изменениями на 9 марта 2010 года)//Российская газета. 2001. - 31декабря; "Российская газета". - 2010. - 12 марта.

13. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.93) (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ и от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)// Российская газета. – 2009. – 21 января.

14. Котов В. Варианты поиска работы и процедуры отбора персонала. – М, 2007.

15. Котов В. Поиск работы через государственные структуры. - М, 2004.

16. Котов, Присецкая Н.И. Трудоустройство людей с инвалидностью. – М, 2009

17. Красильников Д.П. Инвалиды на рынке труда. – Режим доступа: http:// zarplata.ru/book/news/6748/print.html- загл. с экрана.

18. Лунев, В. П. Общий накопленный контингент инвалидов трудоспособного возраста населения Российской Федерации и его социально-гигиеническая характеристика// Здравоохранение Российской Федерации. - 2007. - N 3. - С. 31-33.

19. Львова Е.Н, Солодовникова И.А. Проблема гендерных различий людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности Сибирский педагогический журнал. − №13. – 2007. – С.335-345.

20. Лысенко А.Е. Системный подход к решению проблем трудовой занятости инвалидов// Сборник материалов Научно-практической конференции "Социальное партнeрство государственных структур, общественных объединений и бизнес–сообщества в решении актуальных проблем трудовой занятости людей с инвалидностью в городе Москве". - М, 2008. - С. 23-26

21. Стрельцов Н. Инвалиды: не все проблемы решены// Дыхание земли. – Режим доступа: http://www.dyhanie.ru/content/view/56698/56/ - загл. с экрана.

22. Малева Т., Васин С., Голодец О., Бесфамильная С Инвалиды в России: причины и динамика инвалидности, противоречия и перспективы социальной политики. - М.: РОССПЭН, 1999

23. Молчанов Д.П. Трудоустройство инвалидов: интегрированный подход. – М, 2004

24. Накрайников М. В. Государственная социальная политика по отношению к вопросам инвалидности в Российской Федерации: текущие проблемы и рекомендации. – Режим доступа: http://rabota.perspektiva-inva.ru/index.php?id=454- загл. с экрана.

25. Нефедов А.Р. Клуб ищущих работу. Технология организации и проведения программы подготовки людей с инвалидностью к процессу трудоустройства. –М, 2008.

26. Никитин Д.А Трудоустройство инвалидов: интегрированный подход. – М, 2009

27. Новиков М., Присецкая Н., Котов В. Трудоустройство инвалидов Пособие для специалистов в вопросах и ответах. – М, 2007.

28. Новиков М. Присецкая Н, Котов В. Пособие для работодателей: трудоустройство инвалидов. - М, 2004.

29. Новиков М.Л. Веселов М.Ю Государственная политика в отношении трудовой занятости людей с инвалидностью: международный опыт и российская практика. – М, 2008.

30. Новиков М. Присецкая Н. Открытое письмо участников конференции "трудоустройство инвалидов: интегрированный подход. - М, 2004.

31. Новиков М. Л. Пособие для специалистов, работающих в сфере трудоустройства людей с инвалидностью. – М, 2008.

32. Новиков М. Четыре шага к успешному Трудоустройству. - М, 2008.

33. Новиков М. Возможности и условия расширения занятости инвалидов. - М. Новиков Человек и труд. - 2008. - N 10.

34. Новиков М. Л. Межсекторное взаимодействие как модель решения проблемы трудоустройства людей с инвалидностью// Вестник Московского университета. Сер. 21, Управление (государство и общество). - 2007. - N 1. - 68-77.

35. Новые законы и нормативные акты – приложение к Российской газете №40, 2005 год

36. Нукаев М.Л. 10 десять вопросов о формировании Индивидуальной программы реабилитации. Пособие для молодых инвалидов, ищущих работу. - М, 2006

37. Обергрен К., Моссберг К. Создание возможностей по трудоустройству для людей с особенностями развития в Швеции// Сборник материалов международной конференции "Новые возможности трудоустройства для людей с инвалидностью в России". – М, 2007. - 98-99

38. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений/ Российская АН.; Российский фонд культуры; - 3-е изд, стереотипное –М., 1996.

39. Павлов А. Рабочие места для инвалидов// Вопросы социального обеспечения. - 2009. - N 7. - С. 13.

40. Парягина О.А. Инвалиды: дискриминация и занятость// Трудовое право. - 2007. - N 4. - 8-12.

41. Парягина О.А. Концептуально-правовые основы и проблемы занятости инвалидов// Право и политика. - 2007. - N 4. - С. 119-126.

42. Петров К.С. Реабилитация инвалидов. – Режим доступа: http://bobych.ru/referat/72/17313/1.html - загл. с экрана.

43. Подгруша, В. В. Особенности регулирования труда инвалидов// Отдел кадров. - 2009. - N 5. - С. 76-82.

44. Постановление Правительства Российской Федерации от 19.12 2005 №832 "О федеральной целевой программе "Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010 годы"; "Собрание законодательства РФ", 09.01.2006, N 2, ст. 199

45. Присецкая Н.И. Изменения в законодательстве Российской Федерации, повлиявшие на возможности получения реабилитационных услуг и трудоустройства. - М, 2005.

46. Присецкая Н. И. Как найти работу. Пособие для молодых инвалидов, ищущих работу. – М, 2006.

47. Распоряжение Главы города Ульяновска "О квотировании рабочих мест для инвалидов в организациях города Ульяновска" от 30.09.2005 N 357-Р; "Ульяновск сегодня", N 44 (467), 07.10.2005

48. Реут, М. Н. Социальные ориентации молодых людей с ограниченными возможностями// Регионология. - 2007. - N 4. - С. 211-216.

49. Родичева, Е. П. Профориентация подростков с ограниченными возможностями// Социальная работа. - 2008. - N 3. - С. 40-41.

50. Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов (приняты Генеральной Ассамблеей ООН 20.12.1993 года) [Электронный ресурс] – CD-ROM "КонсультантПлюс: Высшая школа", выпуск 8

51. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. №197-ФЗ (с изменениями на 25 ноября 2009 года)// "Российская газета", N 256, 31.12.2001.

52. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.96 №63-ФЗ (с изменениями на 7 апреля 2010 года)//"Собрание законодательства РФ", 17.06.1996, N 25, ст. 2954; "Российская газета". 2010. - 09 апреля.

53. Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (с изменениями на 24.07.2009)// Собрание законодательства РФ, 27.11.1995, N 48, ст. 4563

54. Холостова Е.И. Глоссарий социальной работы.- М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К°", 2007.

55. Холостова Е.И. Социальная работа в схемах: Учебное пособие.- М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К°", 2006.

56. Шаронова В.Н. О некоторых проблемах трудоустройства работников-инвалидов// Справочник кадровика. - 2008. - N 11. - С. 71-74.

57. Шептулина, Н. Н. Работник-инвалид: особые требования и гарантии// Справочник кадровика. - 2008. - N 2 - С. 20-28.

 


Приложение

Анкета.

(составленная автором исследования)

Пожалуйста, укажите один из предложенных вариантов ответа

1. Что препятствует Вашему желанию устроиться на работу?

А. Физические, психологические недостатки и инвалидность

Б. Невозможность быстро и без посторонней помощи добраться до места работы

В. Отсутствие знаний и опыта работы

Г. Нежелание работать

Д. Иное (указать, что именно)____________________________

2. С какими проблемами Вы сталкивались чаще всего при приеме на работу?

А. Ограничения по труду

Б. Дискриминация

В. Иное (указать, что именно)____________________________

3. При поступлении на работу Вы предпочитаете (или предпочли бы) скрыть инвалидность?

А. Да

Б. Нет

4. Какие причины, на Ваш взгляд, дают людям с ограниченными возможностями основания быть недовольными своей работой?

А. Выполнение монотонной и неквалифицированной работы

Б. Отсутствие возможности профессионального роста

В. Низкая заработная плата

5. Какими из нижеприведенных навыков вы владеете

А. Знание иностранного языка

Б. Дополнительная профессиональная подготовка (укажите специальность)__________

В. Работа на компьютере

6. Будут ли трудные условия и сложная работа поводом для отказа от работы

А. Да

Б. Нет

7. Готовы работать "сверх положенного"

А. Да

Б. Нет

8. Считаете ли Вы свой уровень знаний достаточным при трудоустройстве?

А. Да

Б. Нет

9. Является ли переквалификация эффективным средством получения нового рабочего места?

А. Да

Б. Нет

10. Нуждаетесь ли Вы в профессиональной реабилитации?

А. Да

Б. Нет

11. Нуждаетесь ли Вы в профессиональной ориентации

А. Да

Б. Нет

12. Нуждаетесь ли Вы в профобучении

А. Да

Б. Нет

13. Нуждаетесь ли Вы в трудовой адаптации

А. Да

Б. Нет

14. Получали ли Вы рекомендации пройти профподготовку или получить профобразование?

А. Да

Б. Нет

15. Как вы оцениваете профессиональную подготовку с специальных учебных заведениях?

А. Специальные учебные заведения готовят качественных специалистов

Б. Специальные учебные заведения не обеспечивают подготовки инвалидов на уровне, гарантирующем их конкурентоспособность

В. Специалисты, подготавливаемые в учебных заведениях, оказываются заведомо невостребованными

Г. Специальные образовательные учреждения системы социальной защиты населения непрестижны и не дают перспектив для последующего трудоустройства;

16. Имеете ли Вы работу в настоящее время?

А. Да (по специальности/ не по специальности)

Б. Нет

17. Что для Вас значит работа и какое место в Вашей жизни она занимает (или будет занимать, должна занимать)?"

А. Способ самовыражения

Б. Повысить свой социальный статус, самооценку

В. Источник дохода

18. Государственной или частной организации Вы предпочли бы работать?

А. Государственной

Б. Частной

19. Допускаете ли Вы возможность успешных занятий политикой для лиц с ограниченными возможностями

А. Да

Б. Нет

В. Не знаю

20. Что по Вашему мнению является хорошей работой?

А. средство, для того чтобы пользоваться тем что дает жизнь

Б. долг перед обществом

В. интересные люди

21. Как проходит Ваша адаптация в новом коллективе?

А. Легко

Б. Трудно

В. Не знаю

22. Отели бы Вы работать в коллективе со здоровыми людьми7

А. Да

Б. Нет

23. Нравится ли Вам работать в команде?

А. Да

Б. Нет

24. Укажите, какое из ниженазванных утверждений относится к Вам (возможно несколько вариантов)

А. Признание коллег не является для меня особенно важным. Для меня важно признание родных, друзей, знакомых и признанию руководства.

Б. Я предпочитаю неформальные отношения

В. В случае возникновения конфликтной ситуации Я предпочитаю дипломатично обходить острые углы

Г. Я могу не справиться при возникновении неожиданных проблем в работе, но предпочитаю справляться с ними сам не прибегая к помощи других

Д. Я готов признать свою ошибку

25. Знаете ли вы о своих правах (льготах) при трудоустройстве?

А. Да

Б. Нет

26. Какие организации оказывают наиболее эффективную помощь в трудоустройстве?

А. государственных организаций

Б. общественные организации инвалидов

В. Иное (указать, что именно)___________________________________

27. Ваша группа инвалидности?

А. I

Б. II

В. III

28.Какие из предложенных ниже мер, по Вашему мнению, окажутся наиболее действенными в решении проблем занятости и трудоустройства инвалидов? (укажите не более трех вариантов)

А. Меры по проектированию и приспособлению рабочих мест и рабочих помещений таким образом, чтобы они были доступны для лиц с различными формами инвалидности

Б. Меры поддержки в использовании новых технологий, в разработке и производстве вспомогательных устройств, приспособлений

В. Обеспечение надлежащего обучения и трудоустройства

Г. Государствам следует организовывать и поддерживать кампании, призванные способствовать преодолению негативного отношения и предрассудков к рабочим – инвалидам

Д. Государства как наниматели должны создавать благоприятные условия для трудоустройства инвалидов в государственном секторе

Е. Следует принимать меры для вовлечения инвалидов в разработку программ подготовки кадров и программ занятости в частном и неофициальном секторах

Ж. Государствам, организациям работников и нанимателям увеличение взаимодействия с организациями инвалидов и друг с другом

З. Размещение на предприятиях, применяющих труд инвалидов, социальных заказов с изменением существующей системы проведения тендеров и грантов

И. Создание и развитие системы дистанционного трудоустройства инвалидов

К. Создание механизма резервирования определенных рабочих мест и профессий

Л. Содействие самозанятости

М. Создание системы содействия сбыту продукции, производимой на предприятиях, применяющих труд инвалидов

Н. Уплощение системы налогообложения

Спасибо!

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...