Обеспечение информационной безопасности в правоохранительной сфере и при возникновении чрезвычайных ситуаций
Доктрина информационной безопасности РФ в правоохранительной (и судебной) сфере к наиболее важным объектам обеспечения информационной безопасности относит: информационные ресурсы органов власти, реализующих правоохранительные функции, судебных органов, их информационно-вычислительных центров, научно-исследовательских учреждений и учебных заведений, содержащие специальные сведения и оперативные данные служебного характера; информационно-вычислительные центры, их информационное, техническое, программное и нормативное обеспечение; информационную инфраструктуру (информационно-вычислительные сети, пункты управления, узлы и линии связи). На информационную безопасность в правоохранительной (и судебной) сфере могут влиять следующие внешние угрозы: разведывательная деятельность специальных служб иностранных государств, международных преступных сообществ, организаций и групп, сбор сведений, раскрывающих задачи, планы деятельности, техническое оснащение, методы работы и места дислокации специальных подразделений и органов внутренних дел РФ; деятельность иностранных государственных и частных коммерческих структур, стремящихся получить несанкционированный доступ к информационным ресурсам правоохранительных и судебных органов. Внутренними угрозами, представляющими опасность для данной сферы, являются: нарушение установленного регламента сбора, обработки, хранения и передачи информации, содержащейся в картотеках и автоматизированных банках данных и использующейся для расследования преступлений; недостатки законодательного и нормативного регулирования информационного обмена в правоохранительной и судебной сферах;
отсутствие единой методологии сбора, обработки и хранения информации оперативно-разыскного, справочного, криминалистического и статистического характера; отказ технических средств и сбои программного обеспечения в информационных и телекоммуникационных системах; преднамеренные действия, а также ошибки персонала, непосредственно занятого формированием и ведением картотек и автоматизированных банков данных. В правоохранительной (и судебной) сфере наряду с общими приемами защиты информации применяется также ряд специфических методов и средств обеспечения информационной безопасности: создание защищенной многоуровневой системы интегрированных банков данных оперативно-разыскного, справочного, криминалистического и статистического характера на базе специализированных информационно-телекоммуникационных систем; повышение уровня профессиональной и специальной подготовки пользователей информационных систем. В современных условиях особое значение имеет осуществление эффективной информационной политики при чрезвычайных ситуациях техногенного, социального и природного характера. Наиболее уязвимыми объектами обеспечения информационной безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций Доктрина информационной безопасности называет: систему сбора и обработки информации о возможном возникновении чрезвычайных ситуаций; систему принятия решений по оперативным действиям (реакциям), связанным с развитием таких ситуаций и ходом ликвидации их последствий. Особое значение для нормального функционирования указанных объектов имеет: обеспечение безопасности информационной инфраструктуры страны при авариях, катастрофах и стихийных бедствиях; отсутствие сокрытия, задержки поступления, искажения и разрушения оперативной информации; исключение несанкционированного доступа к ней отдельных лиц или групп лиц.
Несоблюдение этих условий может привести как к человеческим жертвам, так и к возникновению разного рода сложностей при ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, связанных с особенностями информационного воздействия в экстремальных условиях: к приведению в движение больших масс людей, испытывающих психический стресс; к быстрому возникновению и распространению паники и беспорядков на основе слухов, ложной или недостоверной информации. К специфическим для данных условий направлениям обеспечения информационной безопасности относятся: разработка эффективной системы мониторинга объектов повышенной опасности, нарушение функционирования которых может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций, и прогнозирования чрезвычайных ситуаций; совершенствование системы информирования населения об угрозах возникновения чрезвычайных ситуаций, об условиях их возникновения и развития; повышение надежности систем обработки и передачи информации, обеспечивающих деятельность федеральных органов исполнительной власти; прогнозирование поведения населения под воздействием ложной или недостоверной информации о возможных чрезвычайных ситуациях и выработка мер по оказанию помощи большим массам людей в условиях этих ситуаций; разработка специальных мер по защите информационных систем, обеспечивающих управление экологически опасными и экономически важными производствами. Исследования, проведенные сотрудниками МЧС России, показывают, что в начальный период чрезвычайных ситуаций общественное настроение, как правило, больше негативное, нежели конструктивное. У такого положения много причин. Но его доминантой является неготовность населения к адекватному восприятию происходящего. Корни такой неготовности – в системе информационного обеспечения населения. Эту неготовность предопределяют: отсутствие прогностической информации и оповещения людей о времени возможного начала чрезвычайной ситуации (например, подземных толчков и сейсмических волн, их силе, характере и продолжительности). Отсюда – неожиданность и уникальность большинства чрезвычайных ситуаций для населения;
отсутствие у большей части людей информации о том, как действовать в той или иной критической обстановке, ведущее к растерянности при возникновении чрезвычайной ситуации; недостаточная информированность населения об особенностях действий на разных этапах чрезвычайной ситуации и при разных сценариях ее развития; повышенное повседневное стрессовое состояние массового сознания как фоновая характеристика нашего времени и скрытая предпосылка быстрого и резкого эмоционально-психологического срыва людей в критической обстановке; слабая отработанность алгоритмов управления населением в условиях чрезвычайной ситуации и, как следствие, отсутствие доступной информации о действиях местных органов власти, сил МЧС, порядке аварийно-спасательных работ и эвакуации населения; отсутствие у большинства людей знаний об особенностях развития различных видов техногенных и природных чрезвычайных ситуаций. Формирование адекватных мнений и настроений, особенно в экстремальных условиях – сложный и трудный процесс. Специалисты отмечают, что он тем эффективнее, чем лучше этот процесс организован, чем яснее руководители представляют его элементы, структуру, прямые и обратные связи с населением на разных его этапах. Снизить негативное влияние чрезвычайных ситуаций на общественное мнение могут только хорошо поставленное, в том числе упреждающее, информирование и быстрые, четкие и грамотные действия как местных руководителей, так и сил МЧС. Очень важно избежать вакуума в информационном поле, взять информационную инициативу в свои руки. В противном случае, и это характерно как для регионального, так и для федерального уровня, начинают работать домыслы, распаленные эмоциями фантазии и процесс управления информационной средой значительно усложняется. Информационное обеспечение чрезвычайных ситуаций необходимо готовить заблаговременно и на регулярной основе. По мнению специалистов, целесообразно улучшить обучение населения действиям при техногенных и природных катастрофах. Неоценимый вклад в подготовку граждан к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций могут и должны внести местные и региональные СМИ. В массовой печати, на радио и телевидении полезно в игровой форме моделировать различные чрезвычайные ситуации и правильные действия людей, попавших в бедственную природную или социальную стихию. Все комментарии специалистов должны носить четкий, ясный и однозначный характер. Не следует забывать и о такой форме, как выпускаемые массовым тиражом красочные памятки для населения о поведении в условиях чрезвычайных ситуаций.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|