Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Слухи, сплетни, паника




Явлением, противодействующим обеспечению безопасности в условиях чрезвычайной ситуации, часто оказываются слухи как особая форма массового обмена недостоверной или искаженной информацией в устном виде. Слухи обычно возникают при отсутствии полной и достоверной информации по актуальной для людей в данный момент проблеме. Информация, передаваемая в форме слухов, возникает, как правило, стихийно и имеет несанкционированный, неконтролируемый и неуправляемый характер. Необходимым и достаточным условием возникновения слухов чаще всего оказывается наличие неудовлетворенной актуальной потребности людей или угрозы безопасности их жизнедеятельности. В этих ситуациях даже самые невероятные сообщения, передаваемые неформально, как бы «по секрету», могут вызывать интерес и получить широкое распространение в виде слухов. Следовательно, главной причиной появления и распространения слухов является неудовлетворенная информационная потребность людей, своего рода «информационный голод», особенно в чрезвычайных жизненных ситуациях. Впрочем, «информационный голод» всегда чреват появлением слухов.

Роль такого «голода» образно подмечена Н. В. Гоголем в «Мертвых душах»: «В другое время и при других обстоятельствах подобные слухи, может быть, не обратили бы на себя никакого внимания; но город N уже давно не получал никаких совершенно вестей… что, как известно, для города то же, что своевременный подвоз съестных припасов».

На появление слухов влияют также недостаточная оперативность и объективность информации, ее ангажированность, излишняя закрытость (секретность), стремление сгладить в ходе информирования населения остроту происходящего. Как раз в ответ на такие действия слухи начинают представлять ситуацию в преувеличенно драматическом варианте. Они всегда являются эмоционально-компенсирующим следствием недостаточно полной или необъективной информации, предоставляемой официальными службами.

Характерный пример действия слухов – массовая скупка в начале 2006 г. населением Москвы и других городов России обычной поваренной соли. Неизвестные по своему источнику слухи о грядущем дефиците этого продукта за считанные дни привели к пустым прилавкам и десятикратному росту цен на соль. Никакие доводы руководителей торговли об отсутствии объективных предпосылок к нехватке соли на народ не действовали. Нормализовать ситуацию удалось только через несколько недель.

Задача профилактики слухов и купирования их в случае возникновения становится неотъемлемой частью всей программы действий в опасных для людей условиях, в частности, при различных природных и социальных бедствиях, техногенных катастрофах, во всех местах большого скопления людей. В таких условиях (как, впрочем, и в повседневной жизни) людям, прежде всего, нужна четкая и понятная информация, не только объясняющая причину слухов, но, главное, дающая объективный анализ складывающейся ситуации и снижающая тем самым меру эмоциональной напряженности при ее восприятии. Важно не просто опровергнуть тот или иной слух, но заполнить образовавшийся информационный вакуум максимально подробной и убедительной информацией. Кроме того, в условиях чрезвычайных ситуаций необходимо также выявлять распространителей слухов и добиваться снижения их влияния на толпу.

Одной из разновидностей слухов являются сплетни. В словаре С. И. Ожегова сплетня определена как слух о ком-нибудь или о чем-нибудь, основанный на неточных или заведомо неверных сведениях. Обычно сплетню составляет ложная или искаженная и неполная, но всегда пристрастная информация о личной жизни и поступках людей, известных и интересных значительной части населения.

Сплетни, как и слухи, тоже удовлетворяют определенную информационную потребность масс, не всегда социально добротную и пристойную. Нередко они муссируют интимные стороны жизни своих «героев» и даже носят откровенно неприличный характер. В итоге сплетня может не только выполнять некую информационно-познавательную функцию, но и быть средством борьбы за достижение определенных целей и в этом качестве представлять немалую социальную опасность. Она может использоваться для нечестной дискредитации своего противника, возбуждения против него негативных эмоций в обществе. Поэтому в процессе воспитания школьников требуется целенаправленное раскрытие сущности и роли сплетен, формирования у подростков внутренней готовности к отказу от передачи сплетен и осуждению сплетников.

Одна из задач информационного обеспечения действий в чрезвычайных ситуациях состоит в том, чтобы не допустить перерастания слухов в панику. Паника – очень опасное психологическое состояние толпы, требующее решительных, в том числе информационных, действий по предотвращению его нагнетания и распространения.

По мнению психологов, есть два основных обстоятельства, определяющих возникновение паники.

Первое связано с внезапностью появления угрозы для жизни, здоровья, безопасности (например, при пожаре, взрыве, аварии и т. п.).

Второе можно объяснить накоплением так называемого «психологического горючего» и, затем, срабатыванием, как «реле», того или иного психического катализатора. Длительные переживания, опасения, накопление тревоги, неопределенность ситуации, предполагаемые опасности и невзгоды – все это создает благоприятный фон для возникновения паники, а катализатором в этом случае может стать любое событие. Вызвать панику может не только сильный испуг, страх, но и отдельные слова, чье-то поведение, какие-то сигналы, даже не имеющие отношения к ожидаемым опасностям.

Следствием паники может быть значительная деформация оценок происходящего, снижение готовности к адекватным действиям, возрастание страха, повышенная подверженность внешним воздействиям. А в более выраженной форме это состояние может привести к полной невменяемости и утрате контроля над своим поведением. Человек может бежать, куда попало (иногда прямо в очаг опасности), бессмысленно метаться, совершать самые нелепые, хаотические действия и поступки. Есть немало примеров такого поведения во время землетрясений, ураганов, пожаров и т. д.

Основными причинами паники в большинстве случаев опять же оказываются информационные факторы:

информационно-психологическая неготовность людей к адекватному восприятию случившегося, недостаток конкретной информации и, как следствие, наличие своего рода «информационной анархии»;

уникальность каждой экстремальной ситуации, создающая чрезвычайное напряжение при столкновении с ней;

слабая подготовка большинства людей к рациональным действиям в случае опасности;

наличие в толпе людей эмоционально неустойчивых, оказывающихся в критической ситуации катализаторами негативных слухов и паники.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...