Реформа экономической системы
В течение значительного промежутка времени, начиная с 50-х гг., Китай осуществлял плановое ведение экономики, которое сыграло позитивную роль для концентрации финансовых и материальных ресурсов, технических средств на строительство объектов общегосударственного значения, в рациональном распределении ресурсов, изменении экономического облика регионов, создании исходной базы для их индустриализации. [54; 2] Однако по мере непрерывного увеличения объемов производства и появления полиструктурности экономики, недостатки планового хозяйства стали проявляться со все большей очевидностью. Так, например, чрезвычайно завышалось значение общественной собственности в ущерб иным формам собственности, что явно не соответствовало уровню развития производительных сил, находившихся лишь на первоначальной стадии социализма. Не было четкого разграничения функций между административным аппаратом и предприятием, что привело к произвольному вмешательству в дела предприятий, которые практически полностью утратили самостоятельность в хозяйствовании. Однобоко указывалась важность планов, и игнорировались закон стоимости и роль рыночной системы. В управлении экономикой царило голое администрирование, абсолютно не учитывающее возможности управления посредством экономических и юридических рычагов. В сфере распределения национальных благ главенствовал принцип уравниловки. Все это препятствовало развитию производительных сил общества. Вот почему возникла насущная необходимость планомерного и последовательного проведения реформы экономической системы. [54; 2-3] Такая реформа в Китае началась в 1979 г. Ее первым шагом был переход на различные формы подрядной ответственности крестьянских хозяйств. Постепенно были прекращены централизованные закупки и плановые поставки государству продуктов сельского хозяйства и подсобных промыслов, отменено большинство ограничений цен на сельхозпродукты. Проводилось упорядочение системы сельхозпроизводства, и оно стало ориентироваться на обобществленное товарное производство и специализацию; большое внимание уделялось развитию волостно-поселковых предприятий, способных взять на себя избыток рабочей силы. [6; 87] Начиная с 1984 года, главные усилия в проведении реформы экономической системы были перенесены на города. Это означало: 1) Регулирование структуры собственности, т. е. при сохранении общественной собственности как главного сектора многоукладной экономики давалась возможность создания и развития другим формам собственности. С 1979 по 1992 год в валовой промышленной продукции доля предприятий всенародной собственности снизилась с 78,5% до 48,1%, удельный вес продукции предприятий коллективной собственности возрос с 21,5 % процента до 38 %, а доля индивидуальных кооперативных предприятий и предприятий на иностранном капитале в общей сложности – до 13, 9 %. 2) Расширение прав государственных предприятий на самохозяйствование, укрепление и оживление их экономической деятельности. Предприятия в пределах действующего законодательства наделялись значительными правами самохозяйствования. Это, в частности, права на составление собственных планов производства, закупку сырья и сбыт торговой продукции, установление цен, распоряжение оставшейся частью прибыли и имущественными ценностями, увольнение и найм рабочих и служащих, определение уровня зарплаты и премий, решение вопросов экономического сотрудничества. Параллельно государственные предприятия внедряли систему подрядной ответственности, активно устанавливали связи между собой по горизонтали, создавали концерны и в опытном порядке проводили акционирование. 3) Осуществление реформы цен и развитие рынков всех категорий. По мере продвижения реформы цен законы рынка стали играть все большую роль в процессе ценообразования. В 1992 г. Товары, цены на которые формируются рынком, составили 85 % в общей массе закупаемой продукции сельского хозяйства и подсобных промыслов. 90 % объема промышленных потребительских товаров, поступающих в розничную продажу. 70 % средств производства по фабрично-заводской цене. 4) Проведение реформы системы планирования, финансовой системы и денежного обращения, постепенное усовершенствование макроуправления экономикой. Сузились рамки непосредственного планового управления, возросла роль рыночного урегулирования. Смягчение жестких административных методов способствовало укреплению экономических и юридических норм. Реформа финансовой системы подразумевала децентрализацию финансов в пользу регионов. Каждый регион получал возможность самостоятельно реализовывать выделенное ему государственное финансовое обеспечение, в результате единый госбюджет вышел в русло двойного госбюджета. Народный банк Китая, выполняющий функции центрального банка, создал специализированные банки с правом непосредственного ведения банковских операций; был создан также ряд небанковских финансовых структур. 5) Осуществление реформы внешней торговли исходя из реальной обстановки Китая и в соответствии с международными традициями. Один за другим были аннулированы дотации на экспорт и регулирующий налог на импорт, значительно сокращен перечень лицензионных товаров и товаров с квотой, аннулировано директивное планирование экспорта и импорта. Снижение таможенных тарифов открыло доступ иностранным товарам на китайский рынок. 6) Преобразование системы распределения общественных материальных благ, придание ей многообразия, но за основу этой системы принимается принцип оплаты по труду. На государственных предприятиях и в непроизводственных организациях устанавливается система структурной заработной платы на основе служебной ставки. Объем заработной платы любого предприятия должен увязываться с его экономической эффективностью, а размер зарплаты отдельного рабочего и служащего – с его личным трудовым вкладом. Помимо основного заработка, законными признаются и побочные доходы. Должны поощряться те люди, которые своим честным трудом или законной экономической деятельностью добились богатства. В реформе системы социального обеспечения главное внимание сосредоточивается на страховании по ожиданию трудоустройства и по старости. [48; 8-9]
XIV Всекитайский съезд КПК, исходя из проделанной работы по реформе экономической системы, установил основную цель реформ – создание системы социалистической рыночной экономики. [38; 243] В марте 1993 г. на первой сессии ВСНП восьмого созыва была принята поправка к Конституции, закрепляющая положение о том, что «Государство осуществляет социалистическую рыночную экономику». [38; 244] Система социалистической рыночной экономики увязана с социалистическим строем. В этих условиях при наличии общественной формы собственности, которая занимает доминирующее положение в народном хозяйстве, функционируют индивидуальный, частный сектора экономики и сектор с использованием иностранного капитала, которые рассматриваются как дополнение к общественной собственности. Все эти сектора экономики в течение длительного времени будут сосуществовать и совместно развиваться. В сфере распределения материальных благ превалирует принцип «каждому – по труду», который, естественно, дополняется и другими формами распределения; учитывается и справедливость, и эффективность работы. В области макрорегулирования и макроконтроля перспективные интересы населения должны увязываться с сегодняшними, частные – с общими, что поможет проявить преимущества как плановой экономики, так и рыночной. [59; 4] Таким образом, реформа, начавшаяся в 1979 г. с сельского хозяйства, благотворно сказавшись на уровне жизни сельского населения, явилась частью социальных преобразований, повлекла за собой ряд преобразований в промышленной, торговой, политической сферах.
2.1.1. Реформа сельской экономики
Первый этап аграрной реформы открыли решения III пленума ЦК КПК одиннадцатого созыва, состоявшегося в декабре 1978 г. В принятом на пленуме «Постановлении (проекте) относительно некоторых вопросов ускорения темпов развития сельского хозяйства» были выбраны следующие основные установки: уважать права собственности и право на хозяйственную самостоятельность производственных бригад; на основе общественной собственности на основные средства производства (землю) широко внедрять систему подрядной ответственности, при которой оплата труда производится по его конечному результату; восстанавливать и защищать приусадебные участки, подсобное домашнее хозяйство крестьян и открывать рыночную торговлю; осуществлять социалистический принцип распределения «каждому по труду»; покончить с уравниловкой; повысить закупочные цены на продукцию сельского хозяйства и подсобных промыслов и т. д. [41; 5] При системе семейного подряда крестьяне получают у кооперативно-хозяйственных единиц определенный участок земли для обработки. Рассчитавшись с государством по госзаказу, т. е. внеся сельскохозяйственный налог, а также производя отчисления от прибыли коллективу в общественные фонды, всей остальной продукцией они распоряжаются по собственному усмотрению и доходы от ее свободной реализации оставляют себе. При таком оптимальном сочетании общегосударственных, коллективных и личных интересов сельские товаропроизводители получили широкую самостоятельность и реальную заинтересованность в наилучших результатах хозяйствования. Тем более, что уже в 1979 г. государство значительно повысило закупочные цены на зерно и другие 18 главных видов продукции сельского хозяйства и подсобных промыслов, в результате чего общий уровень закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию вырос на 22,1 %, в 1980 – еще на 8,1 %, а впоследствии ежегодный прирост составил 3 %. [41; 5] Пресса по этому поводу отмечала: «Китайское руководство смогло пробудить в крестьянских массах заинтересованность в результативном труде с помощью вполне естественных, отвечающих здравому смыслу мер, но выглядевших разительным контрастом на фоне двух предшествующих десятилетий, когда, как горько шутили в стране, «только один человек в уезде – первый секретарь парткома – и знал, как надо заниматься сельским хозяйством». [48; 8] Наряду с этим с 1979 г. началась реформа системы народных коммун, которые служили как низовыми хозяйственными единицами, так и низовыми органами власти в деревне, которым подчинялись производственные бригады. Началось и к концу 1984 г. в основном закончилось разделение властных и хозяйственных функций. Функцию государственной власти на местах теперь выполняли новые волостные правительственные органы, а народные коммуны преобразованы в разнообразные кооперативно-хозяйственные единицы на уровне волости. [44; 12]
Семейный подряд дал мощный стимул крестьянам наращивать сельскохозяйственное производство. Он стал широко распространяться не только в земледелии, но и в лесном хозяйстве, животноводстве, морском и пресноводном промыслах и в других отраслях. Всеобщее освоение этой системы дало толчок преобразованию формы собственности на селе. В китайской деревне, кроме коллективного хозяйства, появились единоличные, частные хозяйства и разнообразные формы кооперативных хозяйств. В 90-х годах были созданы и успешно конкурировали, взаимно обогащая друг друга и содействуя развитию общественных производительных сил в деревне, различные экономические уклады. Правда, центральным, преобладающим оставалось коллективное хозяйство, вокруг которого они и интегрируются. [48; 8] В 1988 г. ЦК КПК И Госсовет разработали «10 положений относительно дальнейшего оживления сельской экономики» претворение их в жизнь открыло второй этап аграрной реформы в Китае. Главный смысл новых преобразований заложен в отмене системы централизованных заготовок сельхозпродукции и введении закупок по договорам контракции, урегулировании отраслевой структуры в деревне, в развитии волостных и поселковых предприятий, различных подсобных промыслов и т. д. [63; 274] Отмена госзаказов, введение системы контракции закупок и свободных цен на мясо, молоко, яйца, овощи и т. д., свободной торговли, альтернативной государственной, дали мощный толчок переводу аграрного комплекса на рыночные рельсы. Жесткая командно-административная система уступила место экономическому регулированию государством сельской экономики посредством цен на товары, налогов, кредита, законодательства, других мер макроконтроля и макрорегулирования под эгидой планового развития страны. Крестьяне стали постепенно переходить от производства продуктов главным образом по госзаказу к выпуску того, что пользуется наибольшим спросом на рынке. При этом создались небывало благоприятные условия для бурного развития неземледельческих отраслей, валовая продукция которых в китайской деревне уже в 1988 г. составила 53,5% в валовом общественном продукте на селе. [24; 14] Развитие сельской экономики невозможно без наращивания в нее государственных капиталовложений. Именно такая политика увеличения инвестиций в аграрный сектор проводилась в КНР. В основном за счет государственного финансирования и кредитования строились крупные ирригационные системы и сооружения, базы по производству товарного зерна, повышалось плодородие земель, вводились другие строительные объекты, имеющие стратегическое значение. Однако основную сумму капиталовложений в село долгое время составляли привлеченные собственные средства самих крестьян и их коллективов. Именно они стали главной опорой сельскохозяйственной экономики и важнейшей составной частью народного хозяйства. К 1991 г. валовая продукция таких сельских предприятий составила 1162,2 млрд. юаней, или 59, 2 % валового общественного продукта китайской деревни. Профиль таких производств включал переработку сельхозпродукции, выпуск промышленных товаров народного потребления и изделий производственного назначения, транспорт, строительство, торговлю, общественное питание, бытовое обслуживание и т. д. Они выпускали всевозможные предметы аграрного назначения, бытовые изделия, продукты питания, одежду, обувь и пр. Важным моментом являлось и то, что такие предприятия строились в сельской местности, в небольших глубинных городках и селах, что позволяло эффективнее использовать имеющиеся там излишки рабочей силы и за счет оживления местной экономики поднять на новый уровень коммунальное и социально-бытовое обустройство. [41; 5] Народное хозяйство продолжало идти по пути быстрого и здорового развития, совокупная мощь государства еще больше возросла. Валовой внутренний продукт в 2000 г. достиг 8940,4 млрд. юаней и ежегодно рос в истекшем пятилетии в среднем на 8,3%. Перевыполнены задания по учетверению валового национального продукта на душу населения по сравнению с 1980 г. На базе продолжавшегося роста экономики и улучшения экономической эффективности финансовые доходы государства в 2000 г. составили 1338 млрд. юаней, а это значит, что они ежегодно росли на 16,5 %. [20;6] По производству главных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции Китай вышел в первые ряды мира, с дефицитом товаров в основном покончено. Позитивные сдвиги произошли в упорядочении производственной структуры. Заметно возросли производственные мощности в области производства зерна и других главных видов сельхозпродукции, совершен исторический переход от длительного дефицита к сбалансированному в основном ее общему объему и избытку в урожайные годы. Таким образом, реформа вывела аграрный сектор из застоя, помогла ему вступить на путь специализации и повышения товарности. В деревне появились предприятия, созданные по инициативе крестьян, -- волостно-поселковые. Они создали новые рабочие места, способствовав решению проблемы излишней рабочей силы в сельском хозяйстве, повышению жизненного уровня крестьян, модернизации сельского хозяйства, а также развитию реформы в целом. 2.1.2. Реформа городской экономики Реформа городской экономики непосредственно связана с реформой китайской промышленности, которая почти полностью сконцентрирована в крупных городах. Система управления промышленностью в Китае в основном сложилась в начале 50-х годов и имела своим прототипом советскую систему. Данная система имела ряд недостатков, таких как: чрезмерная централизация управления, слияние хозяйственных и административных функций у руководства производства, частая несогласованность подходов ко многим вопросам территориального и ведомственного руководств. Реформа промышленности, таким образом, была вызвана несоответствием существовавших принципов управления промышленностью существующему уровню производственных отношений на селе и нуждами аграрной реформы, которое проявилось уже в первой половине 80-х годов. [24; 13] После III Пленума ЦК КПК одиннадцатого созыва начался большой эксперимент в государственном масштабе по проверке жизнеспособности и эффективности новых методов управления промышленностью по принятым Госсоветом КНР пяти документам (1979) – «Временное положение о расширении хозяйственной самостоятельности государственных промышленных предприятий», «Положение о делении прибылей на государственных предприятиях», «Временное положение на введение налога на основные фонды на государственных промышленных предприятиях», «Положения относительно нормы амортизации на государственных промышленных предприятиях и усовершенствования методов использования амортизационных средств», «Временные положения о кредитовании оборотных средств на государственных промышленных предприятиях». [38; 76] Для осуществления данного эксперимента каждое ведомство и административно-территориальная единица обязаны были выделить определенное число «подопытных» предприятий. Несмотря на не слишком охотное выполнение этого решения местными властями, к августу 1980 г. число участвующих в эксперименте предприятий возросло до более чем 6 тысяч, что составило около 16 % общего количества государственных промышленных предприятий и соответственно 60 и 70 %% в стоимости валовой продукции и промышленной прибыли. [11; 321] Для стимулирования реформы на этих предприятиях, а также с целью вовлечения в нее новых промышленных единиц госсектора, в одобренном в сентябре 1980 г. Госсоветом КНР докладе Государственного экономического комитета «О положении и перспективах в области расширения хозяйственной самостоятельности предприятий» указывалось на допустимость использования различных форм деления прибыли между госбюджетом и различными фондами предприятий. [11; 322] С 1981 г. эти права были значительно расширены также в сферах внутрикадровой политики, финансовой деятельности, самообеспечения материальными ресурсами, модернизации производственного процесса, закупки исходного сырья и сбыта продукции. Характерно, что уже тогда созданная весьма основательная научно-исследовательская база позволяла вести этот грандиозный эксперимент дальше параллельно с изучением результатов действия уже опробованных механизмов и полномасштабным внедрением в национальную промышленность тех из них, которые доказали свою дееспособность и эффективность. Завершилась эта практическая проверка новых методов хозяйственного управления в промышленности к концу 1983 г. экспериментами по расширению прав на увеличение спектра выпускаемой продукции, на либерализацию использования формируемых из доли прибыли фондов предприятий, права на распоряжение частью валютной выручки. [11; 323] Большинство указанных проверок и весь эксперимент в целом заняли период с 1979 по 1983 годы и зафиксировали положительный результат. Эти выводы были сделаны после подведения Госсоветом КНР итогов эксперимента в изданных им в мае 1984 года «Временных положениях о дальнейшем расширении хозяйственной самостоятельности государственных предприятий». [63; 346] Согласно этим положениям, государственные предприятия наделялись еще более широким спектром дополнительных прав, в том числе на планирование производства, реализацию продукции, установление цен на выпускаемую продукцию, на выбор поставщика материальных ресурсов, на использование собственных фондов, на распоряжение своим имуществом, на организационные перестройки, на управление рабочей силой, на начисление заработной платы и премий, на кооперацию с другими предприятиями. В результате проведения этих экспериментов и закрепления их результатов была создана благоприятная почва для создания в промышленности вслед за сельским хозяйством многообразной системы экономической ответственности. Точнее будет сказать, что к середине 80-х годов речь шла уже о совершенствовании этой системы, так как в октябре 1982 г. 80 % крупных и средних промышленных предприятий функционировали в рамках той или иной ее формы. [14; 110] Широкое распространение получила система производственной ответственности, впервые созданная на пекинском металлургическом комбинате «Шоуду», получившая название «гарантия, обязательство, проверка». Она содержала в своей основе принцип приоритета договорно-контрактных отношений между предприятием и вышестоящей организацией и между предприятиями. Пункт «проверка» предусматривал систему жесткого контроля за выполнением договоров и соответствующую систему административно-финансовых санкций. [14; 112] В некоторых других формах системы производственной ответственности в промышленности упор делался на конкретизацию требований к каждому технологическому звену, специализированной бригаде и отдельному работнику. Соответствие выполняемой работы этим требованиям более тесным образом увязывалось с механизмом начисления заработной платы и премий. Параллельно с этим возникла необходимость в смене системы управления на средних и крупных промышленных предприятиях Госсектора, раньше сочетавшую в себе директорскую ответственность и производственную деятельность партийных ячеек. На определенном этапе истории оправдывавшая свое существование, эта система к середине 80-х годов себя полностью изжила, и партийная часть руководства предприятиями была упразднена. [46; 98] Эксперименты по свободному использованию собственных фондов начались в Китае с 1979 года и явились частью реформы распределения доходов государственных промышленных предприятий. Другими составляющими реформы в том числе стали: 1) Переход 5 % фонда заработной платы в собственные фонды предприятия после выполнения им госплана по объему производства, качеству продукции, прибыли и договорным обязательствам. 2) В разных отраслях были установлены отчисления от прибыли 5,10 % и 15 %. Свободное использование формируемых из этих отчислений фондов предоставлялось предприятию в рамках развития производства, удовлетворения социальных нужд и премиальных выплат. 3) Эксперимент, включающий в себя множество других частных опытов, по делению прибыли: а) дифференцированное отчисление от прибыли в Госбюджет; б) деление сверхплановой прибыли; в) деление всей прибыли; г) фиксированный объем отчисления прибылей; д) прогрессивный объем отчислений прибыли; е) твердые пропорции деления прибылей и другое. [46; 111] Первый этап налогообложения не претерпел никаких законодательных изменений и функционировал по прежней схеме: после сдачи плановой прибыли оставшаяся ее часть облагалась подоходным налогом. Даже простое упорядочение этого важного механизма дало сразу несколько положительных эффектов: во-первых, для хозяйственников значительно усложнилась процедура припрятывания в различных собственных фондах подлежащей возврату государству прибыли. Для рентабельных предприятий переход от многообразных и запутанных способов деления прибыли к четкому налоговому механизму означал примерно то же, что и для крестьян полный подворный подряд. [6; 88] Второй этап налогообложения заключался в разделении торгово-промышленного налога на налоги на добавленную стоимость, на продукцию, соляной и промысловый налоги. В рамках этого же этапа были видоизменены подоходный и регулирующий налоги. Вводились новые налоги: на ресурсы, на городское строительство, на постройки, на пользование землей и транспортными средствами. [6; 88-89] III пленум ЦК КПК двенадцатого созыва (1984 г.) впервые выдвинул концепцию плановой товарной экономики, отбросив традиционное представление о несовместимости планового и товарного хозяйства. [38; 165] В городах в соответствии с принципом отделения права хозяйствования от права собственности отобран ряд предприятий, которым предоставили большую свободу действий. Постепенно они должны стать самостоятельными самофинансирующимися экономическими субъектами и выходить на рынок непосредственно в качестве товаропроизводителей. На предприятиях введен налог на прибыль вместо старой системы сдачи части прибыли, установлена система ответственности за результат предпринимательства на основе подряда, преобразована система планирования и ценообразования в целях усиления рыночных рычагов. Анализируя ситуацию, сложившуюся в промышленности страны, пленум пришел к выводу, что главными пороками существующей системы и методов хозяйствования являются: излишняя и жесткая централизация управления предприятиями, отсутствие разделения функций между правительственными органами и администрацией предприятия, игнорирование рыночных отношений, а также уравниловка в оплате труда и во всей системе распределения. [39; 121] Оживление деятельности предприятий было объявлено главным звеном реформы промышленности. С этой целью предлагалось значительно расширить права предприятий, предоставив им большую самостоятельность, освободить их от опеки со стороны правительственных органов. Предполагалось также не только сузить сферу директивного планирования, но сделать его более гибким, учитывающим требования рынка. Хозяйственная деятельность большинства предприятий должна была отныне определяться направляющим планированием и рыночным регулированием. Намечалось начать работу по созданию рациональной системы ценообразования. [31; 59] В ходе реформ, следуя примеру деревни, большинство предприятий перешло на подрядную систему. Кроме этого, практиковалась арендная и акционерная формы хозяйствования. Это до известной степени ослабило зависимость заводов и фабрик от бюрократического произвола, но полную свободу и самостоятельность они не получили. Не был решен ни теоретически, ни практически вопрос о разграничении права государственной собственности и права управления предприятиями; было не ясно, как отличить права хозяина собственности от прав распорядителя, управляющего этой собственностью. Китайские ученые ломали головы над тем, как обеспечить самостоятельность и юридические права руководителей предприятий, оставляя за государством верховные права собственности. [24; 12] Если вопрос о приватизации мелких предприятий решался относительно легко, то судьбу средних и крупных предприятий определить было гораздо сложнее. Мысль о возможности выпустить из рук государства эти предприятия многим представлялась еретической, ведущей к прорыву командных позиций социализма в экономике страны. В то же время не давала покоя идея их вовлечения в сферу рыночной конкуренции. Проблема использования рыночного механизма для оживления деятельности государственных предприятий и повышения эффективности их производства, вопросы о соотношении между планом и рынком, о возможности повсеместного распространения подрядной, арендной и акционерной форм в промышленности и торговле – все это вызвало жаркие споры, в ходе которых нередко идеологические соображения, заботы о сохранении социализма «в чистом виде» брали верх над мнениями тех, кто в первую очередь думал о научно-техническом прогрессе и модернизации промышленности. [31; 59] В целом углубление экономической реформы должно было разрешить следующие проблемы: разделение функций власти между правительственными органами и дирекцией (коллективом) предприятия; определение права собственности, принадлежащей всему народу (государству), от права управления; проведение четкой грани между налогом, который предприятия уплачивают государству, и прибылью, которой они могут распоряжаться сами. [31; 60] В результате трехлетних усилий по упорядочению и урегулированию хозяйственных процессов в стране, как заявило китайское руководство, была установлена политическая и социальная стабильность. Созданы условия для недопущения как спада производства, так и «перегрева». Обнадеживает положение в сельском хозяйстве, которое из года в год дает стране все больше зерна и хлопка. Внутренний рынок насыщен товарами. Цены стабильные, их рост в целом не выходит за пределы покупательной способности населения. Установлен контроль над инфляционными процессами. [2; 116] Однако последующее развитие показало, что принятые правительством меры, дав, несомненно, положительные результаты, все же не решили существа проблемы. Государственное регулирование оказалось недостаточным, поэтому снова пришлось пойти на либерализацию цен, сокращение сферы централизованного планирования и стимулирование рыночных отношений. XIV съезд КПК, поддержав тезис Дэн Сяопина об ускорении перехода к рыночной экономике, сделал вывод о том, что она будет носить социалистический характер, поскольку сохраняется общественная (государственная) форма собственности и принцип распределения по труду остается главным в экономической политике. Было подтверждено положение о допущении других форм собственности, включая частную, и иных методов распределения. В своем докладе генеральный секретарь КПК Цзян Цзэминь подчеркнул, что усиление роли рыночного механизма и поощрение свободной конкуренции государственных, коллективных и частных предприятий будет происходить при сохранении системы государственного контроля и регулирования на макроуровне. Переход к социалистической рыночной экономике не может быть завершен в короткие сроки. Его формирование – длительный процесс. [31; 63] За период с 1984 по 1990 гг. Госсовет КНР принял целый комплекс мер, общее назначение которых можно определить, как усилия по превращению национального промышленного потенциала, состоящего из производственных мощностей отдельных предприятий, в единый производственный механизм с максимальной эффективностью использования хозрасчетных внутрихозяйственных связей. Как и из сельского хозяйства к середине 80-х годов, так и из национальной промышленности к началу 90-х годов китайским реформаторам удалось создать единый, цельный и отлаженный механизм с чрезвычайно сложной, по причинам смешения рыночных и социалистических принципов функционирования и масштаба кооперирования, структурой, что и позволяет некоторым западным специалистам говорить о невообразимой сложности и нелогичности основных секторов китайской экономики и с пессимизмом отзываться о долговечности этой модели. [2; 117] Что же касается практической стороны вопроса, то после начала преобразований городской экономики темпы роста промышленности заметно ускорились. В 1978-1995 гг. среднегодовой прирост ВВП составлял 9%, при этом в 1991-1995 гг. -- 11%, 1995-2000 гг. – 16%. Эти показатели значительно опережают средний мировой уровень. Китай продолжает занимать 1-е место в мире по выпуску цемента, хлопчатобумажных тканей, угля. Страна вышла на 1-е место по производству зерна, хлопка, рапсовых семян, мяса, яиц, 2-е -- химических удобрений, 3-е -- сахара, 4-е -- электроэнергии, 5-е -- сырой нефти. По объему ВВП Китай и сейчас находится на одном из первых мест в мире. На его долю приходится 3,2% мирового валового продукта. [28; 27] Важные сдвиги произошли в реформе крупных и средних госпредприятий, переводящей их на режим современных корпораций. Большинство ведущих госпредприятий реформированы в компании, притом довольно значительная часть их вышла на внутренний и зарубежный фондовый рынок. Заметны успехи в ликвидации убыточности и повышении рентабельности предприятий. В 2000 г. прибыль государственных промышленных предприятий и промышленных предприятий с государственным контрольным пакетом акций составила 239,2 млрд. юаней. Это в 2,9 раза больше, чем в 1997 г. Наряду с дальнейшим развитием общественного сектора экономики довольно быстро шло развитие частного и индивидуального секторов, а также строительство рыночной системы. Стремительно развивались рынки таких компонентов, как капитал, техника и технологии, рабочая сила. Заметно усилилась базисная роль рынка в размещении ресурсов. [59; 4-5] Подводя итог вышесказанному, важно отметить следующее: блестящие успехи в модернизации сельского хозяйства послужили основой для коренных преобразований в городской экономике, ядром которой является промышленность. Был снят жесткий административный контроль за деятельностью предприятий, руководству которых предоставлялась большая свобода действий, снятие многих ограничений по производству и реализации продукции, возможность экспериментов в производительной сфере, право оставлять часть прибыли и распоряжаться ей самостоятельно, право свободной торговли, альтернативной государственной. Все эти изменения дали мощный толчок к развитию социалистической рыночной экономики. 2.1.3. Реформа финансовой системы КНР Реформа финансовой системы была проведена в Китае к середине 80-х годов. Чтобы иметь наглядное представление о ее результатах, можно буквально двумя фразами охарактеризовать сначала прежнюю китайскую финансовую систему и затем ныне существующую. Общим в обеих системах является госбюджет -- главный канал накопления и распределения финансовых средств, главным источником которых является чистая прибыль предприятий (в последние годы постепенно повышается роль внешней торговли). Однако сама система управления финансами после ее реформы приобрела, кроме существовавшего госбюджетного инструмента, еще один механизм -- хозяйственную деятельность предприятий. [42; 4] Преобразования в финансовой системе КНР проходили с 1976 по 1985 годы. Большинство китайских ученых выделяют три периода финансовой реформы. [42; 4] Первые три года были экспериментально-подготовительным этапом. В этот период проверялись на практике различные формы финансовых взаимоотношений. Основными формами были: 1. Формула первой системы финансовых взаимоотношений с городами центрального подчинения, провинций и автономных районов была следующей: «Фиксирование соотношения между доходами и расходами, деление их общей суммы». То есть при наличии хозяйственной прибыли часть ее оставлялась району, в убыточных местах или в убыточные для конкретного района годы часть убытков возмещалась из Госбюджета. 2. При второй форме – «деление прироста доходов, увязка доходов с расходами» -- внимание на положительный или отрицательный баланс не обращали. Сравнивали прирост доходов (+ или -) относительно предыдущего года и затем подтягивали доходы к расходам за счет или в пользу центрального бюджета. При этой системе хозяйственные стимулы для регионов были ниже, чем в первом случае. 3. Третья форма была довольно оригинальной. Она была применена в качестве эксперимента в 1977 году в провинции Цзянсу. Основывалась она на установке твердых отчислений в бюджет, определявшихся по исторически сложившейся доле расходов в доходах района. Полное название этой системы – «увязка доходов с расходами, деление общей суммы, нормативный коэффициент, действующий в течение нескольких лет». Эта форма нашла свое дальнейшее применение во взаиморас<
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|