Реформа образовательной сферы
В 1982 году Министерство Образования утвердило программу, в которой целью образовательного процесса объявило воспитание «нового поколения, которое будет обладать идеалами, добродетелью, культурой и дисциплиной». Предполагается, что воспитание будет основано на коммунистической идеологии. Его основными принципами станут «5 любить»: «любить страну», «любить народ», «любить труд», «любить науку», «любить социализм». [38; 156] В «Постановлении относительно реформы системы народного образования» 1985 г. говорилось о том, что ответственность за начальное образование полностью ложится на местные власти; говорилось также о содействии развитию среднего профессионально-технического образования; о введении 9-летнего образовательного обучения, увеличении финансирования образования; изменении планирования набора в вузы и распределении на работу после окончания учебных заведений; передаче больших прав университетам и вузам ускоренного обучения. Для обеспечения быстрых сдвигов в системе образования вместо Министерства Образования ВСНП в 1985 г. учредил Государственный Комитет по образованию, придав ему более широкие полномочия. [8; 32] За 50 лет со времени образования КНР и в особенности за 20 лет осуществления в Китае политики реформ и открытости китайское образование (исключая образование на Тайване и в особых административных районах Гонконга и Макао) достигло грандиозных успехов, став крупнейшим в масштабах всего мира. В настоящее время китайский гражданин в среднем получает образование в течение примерно 8 лет, численность образованного населения составляет 340 млн. человек, его удельный вес – 27,5% всего населения. К концу 2000 г. в КНР работало 1590 тыс. учебных заведений всех ступеней и категорий, среди них 860 тыс. обычных учебных заведений, более 730 тыс. учебных заведений для взрослых. Учащихся насчитывалось свыше 230 млн. человек. В учебных заведениях всего было занято 16 млн. преподавателей, рабочих и служащих, из них 12280 тысяч – преподаватели. [8; 33]
Китайское правительство уделяло большое внимание дошкольному образованию. В 2000 г. в стране было 181100 детских садов, которые посещали 23262600 детей. Огромное внимание уделялось также всеобщему и обязательному 9-летнему образованию, а также работе по ликвидации неграмотности среди молодежи. В 1999 году поступающих в начальные школы с примерно 20% в 1949 году увеличилось до 99,1%. Процент учащихся неполной средней школы достиг 88,6%. Начальных школ насчитывалось 582300, их посещали 135479600 человек, из которых 94,37% по окончании школы продолжали учиться. В начальных школах по всему Китаю преподавателями работали 5860500 человек. Неполных средних школ насчитывалось 64400 (из них 1319 – профессиональные неполные средние школы), их посещали 58116500 учащихся (900800 – учащиеся профессиональных неполных средних школ), 50% выпускников неполных средних школ продолжали учиться дальше. Преподавателей в этих школах насчитывалось по всей стране 3187500 человек. Распространение обязательного образования достигло исторического процесса. К концу 1999 года районы, где прожило 80% населения КНР, в основном были охвачены обязательным образованием. [8; 33-34] Серьезное внимание уделялось также работе по ликвидации «неграмотности». До 1949 г. свыше 80% населения в старом Китае было неграмотным. После образования нового Китая благодаря последовательным и постоянным усилиям неграмотность была ликвидирована у 230 миллионов человек. В 1999 г. во всем населении страны неграмотных осталось менее 14,5%, а в возрасте 15-50 лет неграмотными были менее 5,5%. [8; 34] Вопрос о гарантиях получения образования специфическим населением также не остался без внимания руководства страны. Следуя принципам, определенным Конституцией и Законом об образовании, правительство обращало большое внимание и обеспечивало равные права граждан на получение образования. Для людей, испытывавших различные трудности, предпринимались специальные меры в порядке оказания помощи. Женщины и девочки обрели гарантии на получение образования. В старом Китае 90% женщин были неграмотны. В 1949 году лишь примерно 15% девочек ходили в школу, а в 1999 году процент поступающих в школу девочек достиг 99%. Разрыв между учащимися мужского и женского пола снизился до 0,1%, в сравнении с мальчиками численность девочек в целом уравнялась. В 1949 г. девочки в начальных школах составляли лишь 23% учеников, а в 1999 г. их было уже 47,64%, что выше мирового уровня девочек-учениц начальных школ, который был равен 45,7%. На этапе среднего образования пропорция девочек-учащихся учебных заведений в 1999 г. превысила 50%, а в обычных университетах эта доля в 1999 г. достигла 40%. Китайская женщина в среднем учится 6,5 лет. [8; 35]
В 1999 г. количество учебных заведений по стране с неординарным образованием достигло 1520. В этих учебных заведениях и обычных учебных заведениях получали образование 371600 студентов-инвалидов. Колоссальны успехи в развитии просвещения для национальных меньшинств. В 1999 г. во всем Китае функционировали 12 национальных институтов (университетов), в пяти автономных национальных районах (Синьцзян, Тибет, Нинся, Внутренняя Монголия и Гуанси) имелось 74 обычных высших учебных заведения, 150 средних национальных профессиональных училищ, 158 национальных профессиональных средних школ, 3500 с лишним национальных средних школ, более 20 тысяч национальных начальных школ и около одной тысячи детских садов. Количество учащихся в национальных учебных заведениях различных ступеней и категорий достигло 5 миллионов человек, а преподавателей в них насчитывалось свыше 300 тысяч человек. В 1999 г. студентов из среды национальных меньшинств обучалось в университетах 250 тысяч человек, что составляло 6,06% студентов университетов во всей стране. В настоящее время все 55 нацменьшинств Китая имеют своих студентов в университетах.
Быстро развивается образование на этапе средней школы. К 2000 г. в Китае насчитывалось 14100 средних школ с 10497100 учащимися, 21800 специализированных средних школ со 14427500 учащимися. Поступающие учиться на этапе средней школы составляют 41,5% учащихся, выпускников, которые продолжают образование – 63,8%. Преподавателей в обычных полных средних школах насчитывается 692400 человек.
Были созданы также благоприятные условия для наращивания и поддерживания общественных сил, создающих организаций, занимающиеся обучением. В 2000 г. по всей стране было открыто 50 тысяч с лишним общественных учебных заведений различной ступени и различных категорий и учреждений образования, в них числилось свыше 10 млн. учащихся. Среди этих учебных заведений 37 тысяч детских садов, которые посещали около 2220 тысяч детей; 3264 начальные школы с контингентом 980 тысяч учащихся; 2593 обычные средние школы, в которых учились 1070 тысяч человек; 950 профессиональных средних школ с контингентом 270 тысяч учащихся. 37 вузов, функционирующих на общественные фонды, выдают дипломы и свидетельства в них обучалось 46 тысяч студентов; 157 экспериментальных учебных заведений с получением свидетельств и дипломов о получении высшего образования, в них обучалось 258 тысяч человек; 1240 других организаций высшего образования. Контингент учащихся составлял 1184 тысячи человек. Общественные организации высшего образования становятся важной силой в армии китайского образования. [45; 321-322] В Китае заметно прогрессирует информатизация образования, активно развивается дистанционное образование. В 1979 году был открыт университет Центрального радио и телевидения Китая, в 1986 году начало функционирование китайское телевидение образования со спутниковым вещанием. К середине 90-х годов в КНР сформировалась крупнейшая в мире по масштабам в рамках национальной территории система дистанционного образования, главным звеном которой являются радио и телевизионные передачи, более 2000 тыс. преподавателям и директорам начальных и средних школ предоставляли возможность продолжать образование и переподготовку, оставаясь на своих постах. Благодаря этой форме обучения было выпущено 2310 тыс. человек, получивших 3-летнее образование. В настоящее время в учебных заведениях радио и телевидением обучается 1100 тыс. человек. Кроме того, учебные заведения радио и телевидения предоставил и десяткам миллионам крестьян знания по агротехнике.
В КНР активно развивается пожизненное образование. Китайское правительство разработало политику всестороннего продвижения вперед воспитания качественных характеристик, пролагая и укрепляя связи и контакты для получения образования разных ступеней и категорий, помогая учебным заведениям открываться обществу и стимулируя людей поэтапно завершать образование и продолжать учиться. В настоящее время быстро развивается система образования в социумах. [45; 324] В марте 1985 г. Китай принял решение провести реформу системы управления в области науки и техники для их скорейшей модернизации в соответствии с требованиями научно-технической революции. В решении ЦК КПК были определены основные направления реформы. Они предусматривали изменения в финансировании научно-исследовательских учреждений и внедрение подрядной и контрактной систем; замену передачи технологических новшеств чисто административными методами рынком технологии; поощрение сотрудничества между исследовательскими, учебными и проектными институтами; всемирное развитие контактов в области науки и техники с другими странами и обеспечение большей самостоятельности исследовательских институтов в принятии решений, в частности при организации исследовательской работы или при создании технических служб. [63;76] Как видно из приведенных данных, процесс развития образовательной сферы КНР идет интенсивными темпами с самых разных социальных аспектов, с использованием передовых возможностей науки и техники. Улучшалась жизнь народа, в целом был достигнут среднезажиточный уровень. Чистые среднедушевые доходы сельских жителей и среднедушевые доходы городского населения, находящиеся в его непосредственном распоряжении, составили в 2000 году соответственно 2253 и 6280 юаней при среднегодовом приросте на 4,7 и 5,7 %%. На рынке большой выбор товаров, потребительский уровень населения непрерывно возрастал, и общий объем розничной торговли предметами общественного потребления ежегодно поднимался в среднем на 10,6 %. Значительно улучшились условия жизни городского и сельского населения в смысле жилья, использования средств связи, потребления электроэнергии. Более чем в два раза возросли за последнее пятилетие остатки банковских сбережений населения. Быстро росли его финансовые средства в виде акций, облигаций займа и т. д. Значительно сократилось число бедствующих на селе, задачи семилетнего плана избавления от нищеты 80 млн. населения в основном выполнены. Разумеется, в условиях трансформации прежней командно-административной системы в систему социально-ориентированного государства с регулируемой рыночной экономикой, сопровождающейся появлением новых и обострением старых противоречий, при отсутствии позитивного опыта такой трансформации, невозможно избежать сопутствующих этому процессу негативных явлений, таких как рост имущественного расслоения общества, коррупции и эрозии традиционных и социалистических морально-этических ценностей, условия для которого объективно воспроизводятся самой рыночной средой и открытостью страны внешнему миру. Поэтому здесь речь может идти лишь о политической воле и способности власти противодействовать этим явлениям, ограничивая масштабы их проявления и степень воздействия на экономику, общество и саму государственную власть. Подводя итог второй главе, важно отметить, что изменения в китайском обществе, связанные с модернизацией экономики, не были однозначными. С одной стороны, был зафиксирован стабильный рост уровня благосостояния народа, а с другой – усиление его классовой дифференциации. Положительным явлением стала социальная политика КНР, включающая развитие программ социального обеспечения, медицинской сферы, образования. В целом же социально-экономические результаты реформы свидетельствуют об успешности ее проведения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|