Сердечно-сосудистая система
Стр 1 из 3Следующая ⇒
Цель занятия: изучить и определить физиометрические показатели, характеризующие особенности сердечно-сосудистой системы.
Примерные вопросы по теме
1. Система кровообращения. Функции сердечно-сосудистой системы. Круги кровообращения. 2. Строение сердца. Клапаны сердца и принцип их работы. 3. Сердечный цикл, его фазы, возрастные особенности. 4. Проводящая система сердца. 5. Классификация и роль различных кровеносных сосудов. Строение сосудистой стенки артерий, вен, капилляров. 6. Кровяное давление, факторы, его обусловливающие. Методы определения кровяного давления. Возрастные изменения величины кровяного давления, скорости движения крови и времени кругооборота. 7. Показатели сердечной деятельности: частота сердечных сокращений, систолический объем, минутный объем крови, их изменение с возрастом. 8. Регуляция деятельности сердца. Рефлекторная и гуморальная регуляция тонуса сосудов. 9. Система крови. Функции и физические свойства крови. 10. Форменные элементы крови и их характеристика. 11. Плазма крови и характеристика. 12. Учение о группах крови. 13. Лимфатическая система, строение и функции. Самостоятельная работа
1. Определение частоты сердечных сокращений (ЧСС) по пульсу методом пальпации. Методом пальпации пульс наиболее часто определяют на лучевой артерии у основания большого пальца. Для чего второй, третий и четвертый пальцы кисти наложите в проекции лучевой артерии. Прижмите ее к кости до ощущения пульсовых толчков. Произведите подсчет частоты сердечно-сосудистых сокращений по пульсу за 10, 30 и 60 секунд. Сравните полученные данные и занесите один из показателей в таблицу. Для получения достоверных данных студент (статист) должен находиться в покое в течение 3 – 5 минут, кроме тех ситуаций, когда показатель определяется при выполнении определенных физических нагрузок.
Определение длительности сердечного цикла по пульсу. На лучевой артерии студента (статиста) нащупайте пульс. Несколько раз в течение 3 минут подсчитайте число пульсовых ударов за 5 секунд. Определите продолжительность одного сердечного цикла, разделив 5 секунд на каждое найденное число. Это будет средняя продолжительность цикла за 5 секунд подсчета. Определите число пульсовых ударов за 1 минуту. Найдите среднюю продолжительность цикла, разделив 60 секунд на найденное число. Результаты занесите в таблицу. Отметьте, имеется ли разница в продолжительности сердечного цикла при разных способах подсчета.
3. Измерение артериального (АД) давления аускультативным методом Н. С. Короткова. Ознакомьтесь с устройством тонометра, применяемого для измерения кровяного давления. Обнажите руку испытуемого. Плотно оберните манжету вокруг середины плеча испытуемого так, чтобы ее нижний край находился на 1–1,5 см выше локтевого сгиба. В области локтевого сгиба или чуть выше него, на плечевой артерии установите фонендоскоп. Сжимая и отпуская грушу, нагнетайте воздух в манжету до тех пор, пока манометр не покажет давление, на 40–60 мм рт. ст. выше предполагаемого у испытуемого. Поворачивая винтовой клапан, медленно выпускайте воздух из манжеты, выслушивая сосудистые тоны. Момент появления тонов зафиксируйте по показанию прибора. Это будет величина максимального (систолического) давления, т. е. в этот момент только во время систолы кровь проталкивается через сдавленный участок сосуда. Продолжайте снижать давление в манжете и слушайте сначала нарастающую силу тонов, а затем их ослабление и исчезновение. Зафиксируйте показание прибора в момент исчезновения тонов, которое соответствует диастолическому давлению.
Не снимая манжеты, повторите измерение АД через 5 минут. Результаты запишите. Рассчитайте пульсовое давление. Для расчета пульсового давления используйте следующую формулу:
ПД = СД – ДД, где
ПД – пульсовое давление, СД – систолическое давление, ДД – диастолическое давление; все в мм рт. ст.
5. Рассчитайте должные величины АД (для лиц моложе 20 лет) по формулам: СД = 1,7 ´ В + 83, ДД = 1,6 ´ В + 42, где
В – возраст (полных лет). Запишите полученные результаты в рабочую таблицу. Определите систолический и минутный объемы крови расчетным методом. А) Для расчета систолического объема крови используйте формулу Старра: СО = 100 + 0,5 ´ ПД – 0,6 ´ ДД – 0,6 ´ В, где
СО – систолический объем, в мл; ПД – пульсовое давление, в мм. рт. ст.; ДД – диастолическое давление, в мм рт. ст.; В – возраст испытуемого, в годах.
Б) Рассчитайте минутный объем крови по формуле: МОК = СО ´ ЧСС, где
МОК – минутный объем крови, в мл, СО – систолический объем, в мл, ЧСС – частота сердечных сокращений, в уд/мин. Сделайте 10 приседаний и определите ЧСС, продолжительность сердечного цикла, СД, ДД, ПД, СО, МОК.
Полученные результаты внесите в таблицу. Таблица 1 Показатели деятельности сердечно-сосудистой системы (Ф. И. О.)__________________________________________
Сделайте общий вывод по своим данным, полученным на занятии, в сравнении с должными величинами.
Литература:
1. Анатомия и физиология человека: Учебное пособие. Изд. 2-е. — Ростов н/Д: изд-во: «Феникс», 2003. - 416 с. 2. Ванханян В. Д., Лебедева Е. А. Руководство к практическим занятиям по гигиене питания. – М.: Медицина, 1987. – 256 с. 3. Воробьева Е. А., Губарь А. В., Сафьянникова Е. Б. Анатомия и физиология. – М.: Медицина, 1981. – С. 203–217. 4. Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма): Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 3-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 448 с
Занятие 3 Дыхательная система Цель занятия: изучить и определить физиометрические показатели, характеризующие особенности дыхательной системы. Примерные вопросы по теме
1. Строение и функции системы дыхания. 2. Расположение и строение легких. Респираторный отдел легких. Ацинус, его структура. 3. Понятие о дыхании и дыхательном гомеостазе. Стадии дыхания. 4. Внешнее дыхание. Вдох и выдох. 5. Обмен газов в легких. 6. Транспорт газов кровью. Обмен газов в тканях. 7. Характеристика легочной вентиляции. 8. Состав вдыхаемого, выдыхаемого и альвеолярного воздуха. «Мертвое» пространство и его физиологическое значение. 9. Регуляция дыхания. Дыхательный центр. Факторы, поддерживающие тонус дыхательного центра. Гуморальная регуляция дыхания. 10. Показатели внешнего дыхания. 11. Гигиена дыхания. Значение дыхания через нос. Воспитание правильного дыхания у детей и подростков. 12. Дыхание на большой высоте (горная болезнь). 13. Дыхание при повышенном давлении (кессонная болезнь).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|