Потребности и их классификация. Закон возвышения потребностей.
Потребность - это состояние неудовлетворенности, нужда в чем-либо, необходимом для поддержания жизнедеятельности индивида, социальной группы, общества. Существуют различные классификации потребностей. Согласно одной из них выделяют: - первичные потребности - жизненно необходимые материальные потребности (в пище, одежде, жилье, здоровье). Эти потребности связаны с выживанием человека, поэтому их также называют физиологическими потребностями. Первичные потребности являются незаменимыми. - вторичные потребности – заданы уровнем развития общественного производства и выражаются через социальные и духовные потребности. Социальные потребности связаны с существованием человека в обществе, это потребность в общении, дружбе, любви, досуге. Духовные потребности обусловлены интеллектуальным развитием человека – это потребности в творчестве, самовыражении. Выделяют также экономические потребности – те, для удовлетворения которых необходимо производство. Наиболее известной является классификация потребностей, предложенная американским психологом и социологом Абрахамом Маслоу. Он выделил пять групп потребностей: · физиологические потребности (голод, жажда, кров, тепло, сон, продолжение рода и т.п.), · потребности в безопасности (безопасность семьи, здоровье, трудоустройство, стабильность), · потребности в принадлежности и любви (дружба, семья, принадлежность группе, общение), · потребности в уважении, признании (самооценка, отношение окружающих), · потребности самоактуализации, или потребности личного совершенствования (самовыражение, персональное развитие). Эти группы составляют иерархию (см. Рис. 2.1), т. е. как только человек удовлетворяет потребности одного уровня, для него становятся актуальными потребности более высокого уровня.
Иерархия потребностей по А.Маслоу демонстрирует закон возвышения потребностей: по мере удовлетворения потребностей, роста доходов, развития культуры, прогресса технологий происходит видоизменение потребностей, появление новых, более сложных и богатых по проявлению. Термин возвышение подчеркивает, что потребности растут не только количественно, но и изменяются качественно, появляются новые потребности. При осознании потребностей возникает мотивация к деятельности, потребности приобретают форму экономического интереса. Экономический интерес -это побудительный мотив к деятельности.
2.2 Ресурсы и факторы производства, их классификация и характеристика. Труд, земля, капитал и предпринимательские способности.
Экономические ресурсы — это все, что может быть использовано в процессе производства товаров и услуг. Виды ресурсов: · трудовые ресурсы - трудоспособное население в возрасте с 16 до 55 лет у женщин и 60 лет у мужчин; · природные — земля, ее недра, полезные ископаемые, леса и воды и т.п.; · материальные — средства производства, созданные человеком, включая средства труда и предметы труда; · финансовые - денежные средства, направленные в производство; · информационные – наука, технологии, информация. Факторы производства – это те ресурсы, которые вовлечены в процесс производства. В современной экономической теории выделяют пять основных факторов производства: земля, труд, капитал, предпринимательский талант и информация/знания. Земля - блага природы, используемые человеком в процессе производства: земля, недра, водные, лесные, биологические, агроклиматические и все другие виды природных ресурсов. Труд – совокупность умений, навыков, физических и интеллектуальных возможностей человека, то есть его рабочая сила, которую он использует в процессе производства
Капитал – все средства производства, созданные человеком: производственные помещения, оборудование, машины, материалы, инструменты, полуфабрикаты, а также заемные средства, то есть денежный капитал, предназначенный для организации производства. Предпринимательство – особый фактор производства, заключающийся в способности наиболее эффективно комбинировать все факторы производства. Функции предпринимательства включают: инициатива комбинации факторов производства с целью получения прибыли, организация процесса производства, ответственность за результаты производства, новаторство (внедрение новых технологий, разработка новых продуктов), риск. Информация – система знаний о производстве (достижения науки, информация, технология, научно-технический прогресс). Уровень развития технологии определяет эффективность использования факторов производства, их производительность.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|