Способы координации хозяйственной жизни: традиции, команда, рынок. Натуральное и товарное хозяйство.
Традиции характеризуются тем, что экономическое поведение людей и решение всех вопросов общества осуществляется на основе первоначальных инстинктов выживания, обычаев, традиций. Примерами такой экономической системы могут служить общества людей в догосударственный первобытнообщинный период. В современных условиях – племена амазонских индейцев, австралийских аборигенов, африканцев. Команда характеризуется тем, что вопросы производства, распределения ресурсов и доходов решаются государством. Эта экономическая система была распространена в древней цивилизации инков и ацтеков, в восточных деспотиях, в странах социалистического лагеря. Для государственной централизованной системы характерна жесткая вертикальная иерархия управления, благодаря которой обеспечивается концентрация экономических ресурсов на главной задаче, выдвигаемой государством. Вертикальная иерархия приводит к отсутствию горизонтальных связей и потере эффективности на низовом уровне. Рынок основан на частной собственности и решении экономических проблем исходя из личных, частных интересов каждого производителя. Индивидуальные решения координируются в условиях рыночной конкуренции. В результате экономическая власть широко рассеяна. Рыночная система способствует эффективному использованию ресурсов и быстрому экономическому росту, но приводит к дифференциации общества по доходам. Исторически первым типом экономической организации производства было натуральное хозяйство. Натуральным является хозяйство, при котором люди производят продукты для удовлетворения своих собственных потребностей, а не для обмена, не на рынок.
Его признаки: - замкнутость, - ограниченность и разобщенность производства, - медленные темпы развития. Более сложным является товарное, рыночное хозяйство. Под товарным понимается такое хозяйство, при котором продукты производятся для продажи, а связь производителей и потребителей осуществляется посредством рынка («производство – обмен – потребление»). Простое товарное хозяйство – часть произведенных продуктов реализуется на рынке, отсутствует наемный труд, частная собственность, определенное общественное разделение труда, обмен продуктами. Продукты производятся отдельными, обособленными производителями. Рыночная система – развитая система общественного труда, связь производства и потребления через рынок, господство машинного производства, наличие рыночной инфраструктуры (банки, биржи и так далее).
В современных условиях выделяют следующие типы экономических систем: - чистый капитализм; - командная экономика; - смешанная экономика; - традиционная экономика.
«Чистый капитализм» или капитализм эпохи свободной конкуренции характеризует: 2. Рыночная система координации и управления хозяйственной деятельностью людей. 3. Мотивация поведения участников системы личными, эгоистическими интересами. Однако именно таким образом, через преследование собственных интересов, достигается обеспечение общественных интересов. 4. Соблюдение принципа свободы предпринимательства и выбора. Свобода вложения капитала куда угодно его владельцу (и когда, и где ему угодно). Свободный выбор потребителя (суверенитет потребителя). 5. Каждый хозяйствующий субъект стремится к получению максимальной прибыли, действуя на свой страх и риск. Хозяйственные решения принимает лично. 6. В системе действует множество производителей и потребителей одного и того же продукта. Свободный вход, выход из отрасли (чистая конкуренция).
7. Экономическая власть отдельных производителей и потребителей столь рассеяна, что каждый из них в отдельности не имеет реальной экономической власти, чтобы изменять ситуацию на рынке. 8. Производится то, что покупается. Господство покупателя над производителем. 9. Государственное вмешательство в экономику минимально: - производство общественных благ; - регулирование рынка путем обеспечения правовых условий и «общих правил игры»; - регулирование через механизм налогово-бюджетной, социальной политики. Чистого капитализма нигде нет. Командная экономика (западная терминология) или административно - хозяйственная система (наша терминология) характеризуется чертами: 1. Общественная собственность на средства производства. 2. Централизованное планирование экономической деятельности. Информацию несет не цена, а норматив или приказ. 3. Централизованное снабжение предприятий ресурсами для выполнения государственных планов (фондирование). 4. Установление народнохозяйственных пропорций между производством средств производства и производством предметов потребления централизованно. 5. Распределение предметов потребления также централизованно, а не через рынок. Уравнительное распределение. 6. Отсутствие конкуренции. 7. Монополизм производителей. 8. Отсутствие рыночной действенной системы стимулирования и мотивации производителей. 9. В итоге: господство производителя над потребителем. У потребителя нет выбора. Такая система, в «чистом» виде, не существовала. Но ее важнейшие черты господствовали в СССР и некоторых других странах Восточной Европы. «Смешанную экономику» можно определить как экономику, в которой определенная часть или сектор национального хозяйства принадлежит и управляется учреждениями правительства или местными органами государственной власти, а другая его часть – частными гражданами или коллективами. Тип смешанного управления имеет следующие специфические черты: Во-первых, органически соединяется устойчивость государственного управления, необходимая для удовлетворения общественных потребностей и гибкость рыночного саморегулирования.
Во-вторых, только тип смешанного управления позволяет оптимально сочетать важнейшие макроэкономические цели: - эффективность хозяйствования, - социальную справедливость и - стабильность экономического роста. В-третьих, данный регулятор способствует лучше всего сбалансировать совокупный спрос и совокупное предложение. В смешанную систему макрорегулирования «вмонтированы» два хозяйственных механизма. Каждый из них имеет зону своего преимущественного действия. Вместе с тем они взаимосвязаны друг с другом. Так, рынок сохраняет свое воздействие на уровень цен и прибыльность производства. Однако сам рынок нуждается в регулировании со стороны государства. Государство выполняет ряд регулирующих функций. 1. Для эффективной хозяйственной деятельности предприятий государство разрабатывает и контролирует «правила игры» всех экономических субъектов. 2. Создает регулирующие органы для наблюдения за выполнением антимонопольных законов. 3. Государство стремится стабилизировать экономическое развитие: сдерживать инфляцию и безработицу, поддерживать экономический рост. В период кризиса – использует одни меры, в период подъема – другие. 4. Важной государственной функцией стало регулирование социальных отношений: Основными специфическими чертами традиционной системы являются: 1) Производство, распределение и обмен, базирующиеся на обычаях, традициях, культовых обрядах. 2) Наследственность и кастовость отчетливо определяют экономическую роль индивидуума. 3) Социально-экономический застой четко выражен. 4) Технический прогресс резко ограничен, так как объективно несет угрозу устоям традиционного общества. 5) Религиозные, кастовые и культурные ценности первичны по отношению к новым формам экономической деятельности. 6) Существует устойчивое превышение темпов роста населения над темпами роста промышленного производства. 7) Неграмотность населения, перенаселенность, высокий уровень безработицы, низкая производительность труда. 8) Гигантская внешняя финансовая задолженность. Страны не смогут ее ликвидировать традиционными способами. 9) Исключительно высокая роль государства в экономике и политике этих стран.
Доцент, к.э.н.,Воробьева И.И.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|