Тема 1. Слова со стечением согласных
При изучении данной темы учитывается, что: написание предлагаемых слов соответствует произношению; для правильного написания слов основную роль играет слуховое восприятие.
Учебная задача включает:
1) развитие фонематического восприятия;
2) развитие умения различать на слух звуки и уточнять звуко-буквенный состав слов;
3) формирование умения правильно записывать слова со стечением согласных.
Схемы уроков
Урок 1. Образование слов со стечением согласных.
1. Образование слов путем наращивания (рот— крот, вол —волк, сон — слон) и перемещения звуков в словах (кот — кто).
2. Работа с настенными таблицами образования слов со стечением согласных.
3. Графическое обозначение звукового состава слов.
4. Письмо слов со стечением согласных «по следам анализа».
Урок 2. Стечение двух согласных в начале слова.
1. Звуковой анализ и графическое обозначение количества звуков в словах со стечением двух согласных в начале слова.
2. Составление слов из букв разрезной азбуки, их запись в тетради.
3. Списывание текста с доски. Выделение слов со стечением согласных в начале слова.
Урок 3. Слова со стечением согласных в конце и середине слова.
1. Списывание слов с данного образца.
2. Придумывание аналогичных образцу примеров.
3. Составление слов со стечением согласных из букв разрезной азбуки. Запись этих слов.
4. Составление предложений, включающих слова со стечением согласных. Запись их в тетрадь после предварительного разбора и записи на доске.
Урок 4. Упражнения в написании слов со стечением согласных.
1. Запись под диктовку слов со стечением согласных «по сле
дам анализа».
2. Списывание предложений, в состав которых входят слова
со стечением согласных, с заданием вставить пропущенные бук
вы в этих словах.
Урок 5. Проверка усвоения написания слов со стечением согласных.
1. Запись под диктовку слов со стечением согласных.
2. Упражнения в дописывании предложений, вставлении вместо картинок слов со стечением согласных.
Приведем примерную разработку одного из уроков по данной теме.
Второй урок на тему «Стечение двух согласных в начале слова»
Оборудование урока. 1. У учителя — общеклассная буквенная касса, горизонтальное наборное полотно, кружки для обозначения количества звуков в слове, предметные рисунки, конверты с раздаточным дидактическим материалом, цветные мелки. 2. У каждого ученика— набор разрезной азбуки, цветные карандаши.
Примерный ход урока
1. Проверка домашнего задания.
2. Образование слов со стечением согласных путем наращивания звуков и букв. Учащиеся по заданию учителя составляют слова из букв разрезной азбуки (мех, сор) и преобразуют их, добав
ляя буквы в начале слова или после первой буквы. В результате получаются слова смех, спор.
Пары слов мех — смех, сор — спор анализируются по звуковому составу, записываются на доске и в тетради.
3. Анализ и запись слов с опорой на предметный рисунок. Всему классу предъявляются рисунки, на которых изображены стол, слон, кран.
Слова, названия изображенных предметов анализируются. На наборном полотне выставляется столько кружков, сколько звуков в слове.
Слова составляются из букв разрезной азбуки и записываются в тетради.
4. Анализ и запись слов на основе слухового восприятия. Работа проводится, как и предыдущая, но со словами, более сложными по составу — крыша, слива, без предъявления картинок, на
основе только слухового восприятия.
5. Упражнения на закрепление изученного.
На доске столбиком написан ряд предложений: Крот рыл яму. На дереве грач. В лесу грибы. У Саши книги.
Все предложения вначале прочитываются. Слова, на написание которых следует обратить особое внимание, подчеркиваются цветным мелом. После этого упражнение списывается в тетрадь.
6. Подведение итогов работы.
7. Задание на дом.
Коррекционная направленность урока. Дифференцированный подход к учащимся осуществляется на третьем и четвертом этапах. Основное внимание уделяется ученикам с нарушением фонематического восприятия и произношения.
Дети с недостаточным фонематическим восприятием анализируют слова, устанавливают количество и порядок звуков в слове. Для них обязательна графическая запись слов и составление их из букв разрезной азбуки с последующим чтением. После записи слов в тетради необходимо их сравнить с ранее составленными из букв разрезной азбуки.
Школьники с нарушенным произношением перед составлением и написанием каждого слова предварительно уточняют артикуляцию тех звуков, которые им трудны для произношения.
На пятом этапе большое внимание уделяется ученикам с нарушением фонематического восприятия и моторики. Так, первым из них перед списыванием каждого предложения дается задание составить подчеркнутые слова из букв разрезной азбуки, а вторым предлагается списать только два предложения или выписать из предложений слова со стечением согласных.
Подобное построение урока, когда один вид работы сменяется другим, стимулирует и организует внимание учащихся с нарушением работоспособности. Кроме того, некоторым из них можно дополнительно предложить выписать слова со стечением согласных, другим — вместо списывания сделать подписи под картинками, составить предложения со словами грач, книги и т. д.
ТЕМА 2. ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ
При прохождении данной темы учитывается, что: написание слов со звонкими и глухими согласными соответствует произношению; для правильного написания основную роль играет слуховое восприятие.
Учебная задача включает в себя следующее:
1) развитие фонематического восприятия;
2) выработку умения различать на слух особенности в звучании звонких и глухих согласных;
3) уточнение произношения звонких и глухих согласных (вибрация голосовых связок при произнесении звонких согласных и отсутствие вибрации при произнесении глухих);
4) формирование умения правильно писать слова со звонкими и глухими согласными.
Схемы уроков
Урок 1. Звонкие и глухие согласные.
1. Различение на слух и в произношении звонких и глухих согласных. Парные звонкие и глухие согласные.
2. Подбор слов с согласными звонкими и глухими. Определение местоположения данных звуков в словах.
3. Звуко-буквенные сопоставления (запись слов в два столбика после предварительного звукового анализа).
4. Составление предложений с этими словами.
Урок 2. Согласные б — п.
1. Сравнение пар слов, сходных по звуковому составу (бочка— почка). Звуковой анализ данных слов. Выявление сходства и различия в их звуко-буквенном составе.
2. Составление и запись предложений с этими словами.
3. Списывание текста с заданием найти слова, сходные по составу. Выделение парных звонких и глухих согласных (цветными карандашами или подчеркиванием, например, звонких согласных
двумя чертами, глухих — одной чертой или наоборот).
Урок 3. Согласные б — п.
1. Словарный диктант с предварительным звуко-буквенным анализом.
2. Списывание текста с заданием вставить пропущенные буквы (б или п). Выделение букв, обозначающих акустически сходные звуки.
Урок 4. Согласные д — т.
1. Сравнение слов-паронимов {дочка — точка, Дина — тина и др.). Выделение сходства и различия в их звуко-буквенном составе.
2. Записывание сходных по составу пар слов.
3. Составление предложений, например, со словами день —тень, удочка — уточка} кадушка — катушка. После предварительного звуко-буквенного анализа записывание этих предложений на доске и в тетради.
Урок 5. Согласные д — т.
1. Подбор к данным словам слов, сходных с ними по составу (например, к словам дачка, Дина, тело, тень подобрать соответственно слова тачка, тина, дело, день).
2. Словарный диктант «по следам анализа».
3. Списывание предложений с заданием вместо рисунков написать слова — названия изображенных предметов.
Урок 6. Согласные г —к.
1. Различение на слух слов со звуком г и со звуком к.
2. Словарный диктант «по следам анализа».
3. Записывание под диктовку на доске и в тетради предложенных слов в два столбика (гол — кол, угол — укол, гости — кости, деньки — деньги, Галина — калина).
4. Списывание текста. Выделение букв г, к.
Урок 7. Согласные в — ф.
1.
Подбор слов, в которых звуки в и ф встречаются в начале или середине слова перед гласной или сонорной согласной.
2. Сравнение слов сова — софа. Запись этих слов «по следам анализа».
3. Составление предложений со словами, в состав которых входит звук в или ф.
4. Составление подписей под картинками, написание слов с данными звуками.
Урок 8. Согласные з — с.
1. Уточнение артикуляции данных звуков.
2. Различение на слух звуков, слогов и слов с этими звуками.
3. Сравнение слов (коза — коса).
4. Подбор к данным словам их пары (роза — роса, Лаза — лиса, Сима — зима).
5. Запись предложений, в состав которых входят слова с данными звуками, после предварительного анализа и записи этих слов на доске.
Урок 9. Согласные з—с.
1. Словарный диктант после предварительного уточнения звуко-буквенного состава слов.
2. Выполнение упражнения с заданием вместо точек подобрать подходящее по смыслу слово из другого столбика.
Например:
Прошла.... | Сима
... идет в школу. | зима
Урок 10. Согласные ж— ш.
1. Уточнение произношения данных звуков.
2. Различение на слух слов со звуками ш и ж. Подбор слов со звуками ш и ж в начале и в середине слова перед гласной или сонорной согласной.
3. Сравнение слов (шар — жар). Различение ж и ш в сходных по составу словах (Саша — сажа, жил — шил, брожу —брошу).
4. Составление предложений с этими словами. Запись их на доске и в тетради.
Урок 11. Согласные ж— ш.
1. Составление подписей под рисунками, в названиях которых встречаются звуки ш и ж.
2. Списывание текста с заданием вставить в слова пропущенные буквы.
Урок 12. Слова с парными звонкими и глухими согласными.
1. Составление подписей под картинками, в названия которых входят звонкие и глухие согласные.
2. Списывание текста с дифференцированным обозначением звонких и глухих согласных.
Урок 13. Звонкие и глухие согласные, их дифференциация. 1. Выписывание слов со звонкими согласными в один столбик, с глухими — в другой.
2. Списывание текста с заданием вставить в предложения вместо рисунков слова — названия изображенных предметов. Выделение звонких и глухих согласных.
Урок 14. Проверочный диктант на усвоение написания слов со звонкими и глухими согласными.
Приведем пример разработки урока.
Воспользуйтесь поиском по сайту: