Тема 1. Слова со стечением согласных
При изучении данной темы учитывается, что: написание предлагаемых слов соответствует произношению; для правильного написания слов основную роль играет слуховое восприятие. Учебная задача включает: 1) развитие фонематического восприятия; 2) развитие умения различать на слух звуки и уточнять звуко-буквенный состав слов; 3) формирование умения правильно записывать слова со стечением согласных. Схемы уроков Урок 1. Образование слов со стечением согласных. 1. Образование слов путем наращивания (рот— крот, вол —волк, сон — слон) и перемещения звуков в словах (кот — кто). 2. Работа с настенными таблицами образования слов со стечением согласных. 3. Графическое обозначение звукового состава слов. 4. Письмо слов со стечением согласных «по следам анализа». 1. Звуковой анализ и графическое обозначение количества звуков в словах со стечением двух согласных в начале слова. 2. Составление слов из букв разрезной азбуки, их запись в тетради. 3. Списывание текста с доски. Выделение слов со стечением согласных в начале слова. Урок 3. Слова со стечением согласных в конце и середине слова. 1. Списывание слов с данного образца. 2. Придумывание аналогичных образцу примеров. 3. Составление слов со стечением согласных из букв разрезной азбуки. Запись этих слов. 4. Составление предложений, включающих слова со стечением согласных. Запись их в тетрадь после предварительного разбора и записи на доске. Урок 4. Упражнения в написании слов со стечением согласных. 1. Запись под диктовку слов со стечением согласных «по сле 2. Списывание предложений, в состав которых входят слова
Урок 5. Проверка усвоения написания слов со стечением согласных. 1. Запись под диктовку слов со стечением согласных. 2. Упражнения в дописывании предложений, вставлении вместо картинок слов со стечением согласных. Приведем примерную разработку одного из уроков по данной теме. Второй урок на тему «Стечение двух согласных в начале слова» Оборудование урока. 1. У учителя — общеклассная буквенная касса, горизонтальное наборное полотно, кружки для обозначения количества звуков в слове, предметные рисунки, конверты с раздаточным дидактическим материалом, цветные мелки. 2. У каждого ученика— набор разрезной азбуки, цветные карандаши. Примерный ход урока 1. Проверка домашнего задания. 2. Образование слов со стечением согласных путем наращивания звуков и букв. Учащиеся по заданию учителя составляют слова из букв разрезной азбуки (мех, сор) и преобразуют их, добав Пары слов мех — смех, сор — спор анализируются по звуковому составу, записываются на доске и в тетради. 3. Анализ и запись слов с опорой на предметный рисунок. Всему классу предъявляются рисунки, на которых изображены стол, слон, кран. Слова, названия изображенных предметов анализируются. На наборном полотне выставляется столько кружков, сколько звуков в слове. Слова составляются из букв разрезной азбуки и записываются в тетради. 4. Анализ и запись слов на основе слухового восприятия. Работа проводится, как и предыдущая, но со словами, более сложными по составу — крыша, слива, без предъявления картинок, на 5. Упражнения на закрепление изученного. На доске столбиком написан ряд предложений: Крот рыл яму. На дереве грач. В лесу грибы. У Саши книги.
Все предложения вначале прочитываются. Слова, на написание которых следует обратить особое внимание, подчеркиваются цветным мелом. После этого упражнение списывается в тетрадь. 6. Подведение итогов работы. 7. Задание на дом. Коррекционная направленность урока. Дифференцированный подход к учащимся осуществляется на третьем и четвертом этапах. Основное внимание уделяется ученикам с нарушением фонематического восприятия и произношения. Дети с недостаточным фонематическим восприятием анализируют слова, устанавливают количество и порядок звуков в слове. Для них обязательна графическая запись слов и составление их из букв разрезной азбуки с последующим чтением. После записи слов в тетради необходимо их сравнить с ранее составленными из букв разрезной азбуки. Школьники с нарушенным произношением перед составлением и написанием каждого слова предварительно уточняют артикуляцию тех звуков, которые им трудны для произношения. На пятом этапе большое внимание уделяется ученикам с нарушением фонематического восприятия и моторики. Так, первым из них перед списыванием каждого предложения дается задание составить подчеркнутые слова из букв разрезной азбуки, а вторым предлагается списать только два предложения или выписать из предложений слова со стечением согласных. Подобное построение урока, когда один вид работы сменяется другим, стимулирует и организует внимание учащихся с нарушением работоспособности. Кроме того, некоторым из них можно дополнительно предложить выписать слова со стечением согласных, другим — вместо списывания сделать подписи под картинками, составить предложения со словами грач, книги и т. д. ТЕМА 2. ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ При прохождении данной темы учитывается, что: написание слов со звонкими и глухими согласными соответствует произношению; для правильного написания основную роль играет слуховое восприятие. Учебная задача включает в себя следующее: 1) развитие фонематического восприятия; 2) выработку умения различать на слух особенности в звучании звонких и глухих согласных; 3) уточнение произношения звонких и глухих согласных (вибрация голосовых связок при произнесении звонких согласных и отсутствие вибрации при произнесении глухих);
4) формирование умения правильно писать слова со звонкими и глухими согласными.
Схемы уроков Урок 1. Звонкие и глухие согласные. 1. Различение на слух и в произношении звонких и глухих согласных. Парные звонкие и глухие согласные. 2. Подбор слов с согласными звонкими и глухими. Определение местоположения данных звуков в словах. 3. Звуко-буквенные сопоставления (запись слов в два столбика после предварительного звукового анализа). 4. Составление предложений с этими словами. 1. Сравнение пар слов, сходных по звуковому составу (бочка— почка). Звуковой анализ данных слов. Выявление сходства и различия в их звуко-буквенном составе. 2. Составление и запись предложений с этими словами. 3. Списывание текста с заданием найти слова, сходные по составу. Выделение парных звонких и глухих согласных (цветными карандашами или подчеркиванием, например, звонких согласных Урок 3. Согласные б — п. 1. Словарный диктант с предварительным звуко-буквенным анализом. 2. Списывание текста с заданием вставить пропущенные буквы (б или п). Выделение букв, обозначающих акустически сходные звуки. Урок 4. Согласные д — т. 1. Сравнение слов-паронимов {дочка — точка, Дина — тина и др.). Выделение сходства и различия в их звуко-буквенном составе. 2. Записывание сходных по составу пар слов. 3. Составление предложений, например, со словами день —тень, удочка — уточка} кадушка — катушка. После предварительного звуко-буквенного анализа записывание этих предложений на доске и в тетради. Урок 5. Согласные д — т. 1. Подбор к данным словам слов, сходных с ними по составу (например, к словам дачка, Дина, тело, тень подобрать соответственно слова тачка, тина, дело, день). 2. Словарный диктант «по следам анализа». 3. Списывание предложений с заданием вместо рисунков написать слова — названия изображенных предметов. Урок 6. Согласные г —к. 1. Различение на слух слов со звуком г и со звуком к.
2. Словарный диктант «по следам анализа». 3. Записывание под диктовку на доске и в тетради предложенных слов в два столбика (гол — кол, угол — укол, гости — кости, деньки — деньги, Галина — калина). 4. Списывание текста. Выделение букв г, к. 1. Подбор слов, в которых звуки в и ф встречаются в начале или середине слова перед гласной или сонорной согласной. 2. Сравнение слов сова — софа. Запись этих слов «по следам анализа». 3. Составление предложений со словами, в состав которых входит звук в или ф. 4. Составление подписей под картинками, написание слов с данными звуками. Урок 8. Согласные з — с. 1. Уточнение артикуляции данных звуков. 2. Различение на слух звуков, слогов и слов с этими звуками. 3. Сравнение слов (коза — коса). 4. Подбор к данным словам их пары (роза — роса, Лаза — лиса, Сима — зима). 5. Запись предложений, в состав которых входят слова с данными звуками, после предварительного анализа и записи этих слов на доске. Урок 9. Согласные з—с. 1. Словарный диктант после предварительного уточнения звуко-буквенного состава слов. 2. Выполнение упражнения с заданием вместо точек подобрать подходящее по смыслу слово из другого столбика. Например: Прошла.... | Сима ... идет в школу. | зима Урок 10. Согласные ж— ш. 1. Уточнение произношения данных звуков. 2. Различение на слух слов со звуками ш и ж. Подбор слов со звуками ш и ж в начале и в середине слова перед гласной или сонорной согласной. 3. Сравнение слов (шар — жар). Различение ж и ш в сходных по составу словах (Саша — сажа, жил — шил, брожу —брошу). 4. Составление предложений с этими словами. Запись их на доске и в тетради. Урок 11. Согласные ж— ш. 1. Составление подписей под рисунками, в названиях которых встречаются звуки ш и ж. 2. Списывание текста с заданием вставить в слова пропущенные буквы. Урок 12. Слова с парными звонкими и глухими согласными. 1. Составление подписей под картинками, в названия которых входят звонкие и глухие согласные. 2. Списывание текста с дифференцированным обозначением звонких и глухих согласных. Урок 13. Звонкие и глухие согласные, их дифференциация. 1. Выписывание слов со звонкими согласными в один столбик, с глухими — в другой. 2. Списывание текста с заданием вставить в предложения вместо рисунков слова — названия изображенных предметов. Выделение звонких и глухих согласных. Урок 14. Проверочный диктант на усвоение написания слов со звонкими и глухими согласными. Приведем пример разработки урока.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|