Шестой урок на тему «Согласные г — к»
Оборудование урока. 1. У учителя — общеклассная буквенная касса, предметные рисунки, конверты с дидактическим материалом для отдельных учеников, цветные мелки. 2. У каждого ученика— набор букв разрезной азбуки, цветные карандаши. Примерный ход урока 1. Проверка домашнего задания. 2. Сообщение задачи урока. 3. Уточнение произношения звука г (с голосом) и к (без голоса). Тактильное ощущение вибрации при произнесении звука г. 4. Проведение игры. Учитель четко, в нормальном темпе произносит слова. Если в словах слышится звук г или /с, то ученики поднимают карточку с соответствующей буквой: курица, кожа, 5. Словарный диктант после предварительного уточнения звуко-буквенного состава слов: гусь, кубики, грибы, кукла, огурцы. 6. На доске прикреплены буквы г и к. Учитель диктует пары слов, ученики записывают их в соответствующий столбик (кол —гол, угол — укол, гости — кости, деньки — деньги, калина — Га 7. С одной из пар слов составляются предложения и записываются в тетрадь. (Мяч попал в угол. — Саше сделали укол.) Буква г подчеркивается одной чертой, к — двумя. 8. Списывание с доски стихотворения с заданием подчеркнуть буквы г и к соответственно одной и двумя чертами. Грибок Я родился в день дождливый Под осинкой молодой, Круглый, гладенький, красивый, С ножкой толстой и прямой. 9. Подведение итога урока. 10. Задание на дом. Коррекционная направленность урока. На третьем и четвертом этапах основное внимание уделяется ученикам с нарушением фонематического восприятия и произношения. Словарный диктант пишут все после звуко-буквенного анализа. Учащиеся с нарушением фонематического восприятия обязательно предварительно составляют очередное слово из разрезной азбуки, потом его убирают и записывают уже по памяти. Несложные по составу слова можно записывать сразу «по следам анализа». Дети с нарушением произношения обязательно перед написанием должны четко проговаривать каждое слово. Более сложные задания можно предложить учащимся с нарушением работоспособности, стимулируя и организуя их внимание.
Школьникам с нерезко нарушенным фонематическим восприятием для самостоятельного выполнения упражнения предлагается перед списыванием сложить слова со звуками г и к из букв разрезной азбуки. Дети с грубо нарушенным фонематическим восприятием вместо списывания получают другое задание: в конверте сложены рисунки, изображающие гуся, кота, кубик, грибок; ученикам предлагается из букв разрезной азбуки составить подписи под картинками и после проверки записать их в тетрадь. Для группы детей с нарушением моторики задание сокращается за счет объема (выполнить не до конца) или изменяется: например, предлагается написать слова с буквами г и /с. ТЕМА 3. ТВЕРДЫЕ И МЯГКИЕ СОГЛАСНЫЕ, КОГДА МЯГКОСТЬ ОБОЗНАЧАЕТСЯ БУКВАМИ Е, Ё, И, Ю, Я При прохождении данной темы учитывается, что: данное написание соответствует произношению и слоговому принципу русской графики; основную роль играет слуховое восприятие учащихся. Учебная задача заключается в следующем: 1) развитие фонематического восприятия; 2) формирование умения улавливать на слух разницу в звучании твердых и мягких согласных; 3) уточнение произношения твердых и мягких согласных; 4) развитие умения обозначать при письме мягкость согласных соответствующими гласными буквами. Схемы у р о к ов Урок 1. Различение твердых и мягких согласных. 1. Выделение твердых и мягких согласных из слов. Уяснение того факта, что после твердых согласных пишутся гласные а, о, у, ы, а после мягких — я, е, ё, ю, и.
2. Подбор учащимися слов с твердыми и мягкими согласными. Записывание в один столбик слов с твердыми согласными, в другой — с мягкими. 3. Выделение согласных цветным карандашом или подчеркиванием (например, твердые согласные — одной чертой, мягкие —двумя). Урок 2. Твердые и мягкие согласные. 1. Различение твердых и мягких согласных на слух. Уточнение артикуляции слов с твердыми и мягкими согласными. 2. Списывание текста после предварительного анализа слов с твердыми и мягкими согласными. Выделение мягких согласных. Урок 3. Буквы а—я для обозначения твердости и мягкости согласных. 1. Установление сходства и различия в восприятии на слух, произношении и написании пар слов с буквами а — я {мал — мял, мак — мяч). 2. Составление предложений с этими словами по вопросам учителя. После тщательного анализа записывание составленных предложений. Выделение мягких согласных. Урок 4. Буквы о — ё для обозначения твердости и мягкости согласных. 1. Сравнение слов (нос — нёс, вол— вёл), 2. Словарный диктант по следам анализа. Записывание слов нора, нёс, Лёша, лом. 3. Подбор предложений к картинкам. {Тома и Тема кормят кур. Лёва ловит рыбу.) Урок 5. Буква е для обозначения мягкости согласных. 1. Практическое усвоение написания слов с буквой е {лето, лента, Сева, Лена, семена, змей и др.) 2. Самостоятельный подбор учащимися слов с буквой е. Звуковой анализ этих слов и запись их на доске и в тетради. 3. Выполнение задания вставить пропущенную букву е в словах— подписях под рисунками {ветка, белка, лес, пень, орех), 4. Списывание текста. Подчеркивание мягких согласных с буквой е. Урок 6. Буквы у — ю для обозначения твердости и мягкости согласных. 1. Сравнение слов с согласными, твердость и мягкость которых соответственно обозначается гласными у — ю {лук — люк, суда — сюда). 2. Выписывание из текста слов с буквами у и ю в два столбика. 3. Списывание текста с заданием вставить пропущенные сло Урок 7. Буквы ы — и для обозначения твердости и мягкости согласных. 1. Сравнение по звуковому составу слов с согласными, твердость и мягкость которых обозначается гласными ы — и (Мила —мыла, мышка — мишка). Составление данных слов из букв раз
2. Списывание предложений с включением слов, данных для справок. Урок 8. Обобщающий урок по различению слов с твердыми и мягкими согласными при обозначении твердости и мягкости буквами а — я, о — ё, у — ю, ы — и, е. 1. Предупредительный диктант. 2. Составление и записывание коротких предложений по картинкам, в названия которых входят слова с твердыми или мягкими согласными. Урок 9. Проверочная работа. 1. Записывание по предложенным рисункам слов с твердыми и мягкими согласными. 2. Контрольный диктант.
ОБУЧЕНИЕ ПИСЬМУ ПО ПРАВИЛУ Проблема обучения грамотному письму умственно отсталых школьников младших классов особенно остро возникает при переходе к письму по правилу, когда написание расходится с произношением. Фонетически правильное письмо опирается на слуховые, зрительные, пространственные, речедвигательные и общедвигательные восприятия и представления при достаточно сохранном внимании. Затруднения связаны в основном с имеющимися у отдельных учеников психофизическими нарушениями. Усвоение правила правописания — сложный психический процесс, который осуществляется при достаточно развитом умении отвлечься от конкретного содержания, видеть сходство и различие, общее и закономерное и на этой основе делать определенные выводы, обобщения, что оказывает влияние на выработку ассоциаций орфографического рода. У детей с нормальным интеллектом сохранная познавательная деятельность и предшествующий речевой опыт способствуют формированию ряда грамматических обобщений до изучения грамматики. «...Так называемое чутье языка оказывает влияние на процесс усвоения орфографии благодаря тому, что помогает заметить в слове или словосочетании наличие определенных структурных элементов языка, не прибегая к грамматическому анализу»1. У умственно отсталых школьников этих ассоциаций не возникает без специально направленного обучения вследствие нарушения аналитико-синтетической деятельности и бедности предшествующего речевого опыта. Именно поэтому первые орфографические сведения во вспомогательной школе в программе отодвинуты на более поздний срок.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|