Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 2.1. Принципы зачета ответов




СПОРТИВНЫЙ КОДЕКС И ЭТИКЕТ ИГРОКОВ В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ИГРЫ. ШТРАФНЫЕ САНКЦИИ ЗА НАРУШЕНИЕ СПОРТИВНОГО КОДЕКСА И ЭТИКЕТА.

Для каждого турнира оргкомитет составляет свой регламент. Но в основных пунктах этот регламент обязан соответствовать общепринятым правилам, которые были утверждены Международной Ассоциацией клубов.

КОДЕКС СПОРТИВНОГО «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?»

Подкомиссия по унификации правил турнирной комиссии МАК «Что? Где? Когда?»

Комиссия МАК «Что? Где? Когда?» по этике

2008 г.

Оглавление

ОГЛАВЛЕНИЕ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 1

ПРЕАМБУЛА _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 2

ХАРАКТЕРИСТИКА ИГРЫ ЧГК _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 3

ЧАСТЬ 1. ИГРА _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 3

Глава 1.1. Участники игры _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 3

1.1.1. Оргкомитет соревнования _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 3

1.1.2. Редакционная коллегия _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 4

1.1.3. Игровое жюри и Техническая комиссия _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 4

1.1.4. Апелляционное Жюри _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 5

1.1.5. Игроки и команды _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 5

1.1.6. Ведущий _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 6

1.1.7. Секунданты _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 7

1.1.8. Зрители _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 8

1.1.9. Совмещения _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 8

Глава 1.2. Материалы и оборудование для игры _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 9

1.2.1. Вопросы_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 9

1.2.2. Игровые материалы и оборудование _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 13

Глава 1.3. Формат игры _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 14

1.3.1. Разделение на туры _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 14

1.3.2. Игровой тур _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 14

1.3.3. Вопросный раунд _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 16

1.3.4. Перерыв между вопросными раундами _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 20

1.3.5. Перерыв между турами _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 21

1.3.6. Ограничение доступа _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 21

1.3.7. Обработка ответов команд _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 22

1.3.8. Подведение итогов тура _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 22

ЧАСТЬ 2. СУДЕЙСТВО СОРЕВНОВАНИ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 23

Глава 2.1. Принципы зачета ответов _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 23

2.1.1. Правильный ответ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 23

2.1.2. Неправильный ответ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 24

2.1.3. Оценка соответствия критериям зачета _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 24

2.1.4. Рекомендации по зачету спорных ответов _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 25

2.1.5. Особые случаи _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 26

Глава 2.2. Апелляции _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 27

2.2.1. Типы апелляций _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 27

2.2.2. Подача апелляций _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 28

2.2.3. Залог _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 28

2.2.4. Сроки подачи апелляций _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 28

2.2.5. Порядок рассмотрения апелляци _ _ _ _ _ _ __ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 29

2.2.6. Разбор апелляции на зачет ответа _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 30

2.2.7. Разбор апелляции на некорректность вопроса _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 30

2.2.8. Принятие решений в А _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 31

2.2.9. Результаты работы АЖ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 32

Глава 2.3. Дисциплинарные санкции _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 32

2.3.1. Виды дисциплинарных санкций _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 32

2.3.2. Замечание и предупреждение _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 33

2.3.3. Технический незачет ответа _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 33

2.3.4. Удаление до окончания тура _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 34

2.3.5. Отстранение от участия в соревновании _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 35

2.3.6. Дисквалификация _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 35

2.3.7. Смягчение и отмена дисциплинарных санкций _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 36

ЧАСТЬ 3. ОРГАНИЗАЦИЯ СОРЕВНОВАНИЙ ПО ЧГК _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 36

Глава 3.1. Общие положения _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 36

Глава 3.2. Регламент соревнования и рекомендации по его составлению 37

Глава 3.3. Распределение мест в соревнованиях _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 37

3.3.1. Системы распределения мест_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 37

3.3.2. Основные и дополнительные показатели _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 39

3.3.3. Рекомендации по выбору СПИРТ для конкретных турнирных схем _ _ _ _ _ 40

Глава 3.4. Участие игроков в турнирах _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 43

3.4.1. Заявочный состав команды _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 43

3.4.2. Преемственность _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 44

Глава 3.5. Синхронные соревнования _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 44

Глава 3.6. Рекомендации по проведению соревнований высокого уровня _ _ 45

Глава 3.7. Упрощенная процедура проведения соревнований _ _ _ _ _ _ _ _ _ 45

ПРИЛОЖЕНИЯ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 46

Приложение А. Рекомендуемые минимальные информационные ресурсы _ _ _ _ 46

Приложение Б. Примеры оценки правильности ответов _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 47

Приложение В. Пример правил работы АЖ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 56

Приложение Г. Типовые бланки вердиктов АЖ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 56

Г.1. Бланк вердикта АЖ по апелляции на некорректность вопроса _ _ _ _ _ _ 56

Г.2. Бланк вердикта АЖ по апелляции на зачет ответа _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 58

Приложение Д. Этика игры _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 59

Приложение Е. Глоссарий _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 61

ПРЕАМБУЛА

Данный Кодекс представляет собой основные правила спортивного варианта игры «Что? Где? Когда?» (далее – ЧГК).

Данный Кодекс не предусматривают все ситуации, возникающие в ходе игры, и не регламентирует все детали организации игры. В тех случаях, которые не полностью регулируются соответствующим параграфом Кодекса, решения должны приниматься на основе аналогичных ситуаций, рассматриваемых в Кодексе.

Кодекс исходит из того, что лица, выполняющие различные функции, описанные в Кодексе, обладают необходимой компетенцией, достаточным здравым смыслом и абсолютно объективны.

При проведении соревнования по ЧГК данный Кодекс должен использоваться совместно с регламентом соревнования. Регламент соревнования не должен противоречить данному Кодексу. Регламент соревнования должен содержать всю информацию, которая в тексте данного Кодекса упоминается как содержащаяся в регламенте.

Настоящий Кодекс вступает в действие после его утверждения Правлением Международной Ассоциации Клубов «Что? Где? Когда?» и распространяется на соревнования, начавшиеся не ранее чем через месяц после публикации. Приложения А—Е являются неотъемлемой частью Кодекса и начинают действовать одновременно с основной частью.

ХАРАКТЕРИСТИКА ИГРЫ ЧГК

ЧГК – командная игра, в которой команды соревнуются в умении находить правильный ответ на поставленный перед ними вопрос за ограниченное время. Цель команды в процессе игры - ответить на большее число вопросов, чем ее соперники.

ЧАСТЬ 1. ИГРА

Глава 1.1. Участники игры

1.1.1. Оргкомитет соревнования

Оргкомитет соревнования (далее – ОС) осуществляет подготовку соревнования и несет ответственность за его проведение.

ОС выполняет следующие функции:

• разработка регламента соревнования;

• обеспечение проведения соревнования и подведение его итогов в соответствии с настоящим Кодексом;

• контроль соблюдения правил игры;

• принятие решений в спорных ситуациях, находящихся вне компетенции других органов. На очных соревнованиях обязан присутствовать хотя бы один член ОС.

1.1.2. Редакционная коллегия

Редакционная коллегия (далее – РК) готовит пакет вопросов для проводимого соревнования (или его части). РК назначается ОС и должна быть указана в регламенте соревнования.

Для проверки и оценки отдельных вопросов и всего пакета в целом РК имеет право привлечь тестеров – лиц, обладающих опытом игры и заведомо не участвующих в проводимом соревновании.

1.1.3. Игровое жюри и Техническая комиссия

Игровое жюри (далее – ИЖ) назначается ОС до начала соревнования.

В функции Игрового жюри (ИЖ) входит:

- принятие решений о зачете ответов, данных командами;

- подведение предварительных итогов тура (соревнования) и внесение в них исправлений при обнаружении технических ошибок;

- оперативный контроль за соблюдением норм настоящего Кодекса и регламента в ходе игры;

- ведение таблицы результатов и хранение карточек с ответами команд.

В состав ИЖ должно входить не менее 2 человек. В очных соревнованиях численность ИЖ рекомендуется увязывать с количеством участвующих команд (не менее 1 члена ИЖ на каждые 15-20 участвующих команд).

ИЖ обязано при определении правильности ответов руководствоваться правилами, сформулированными в Главе 2.1 настоящего Кодекса. В случаях, не подпадающих под действие этих правил, ИЖ имеет право оценивать правильность ответов по собственному усмотрению.

Осуществляя контроль за соблюдением правил игры, ИЖ обязано руководствоваться соответствующими положениями настоящего Кодекса и соответствующими пунктами регламента.

В соревнованиях с большим количеством команд для помощи ИЖ может быть создана Техническая комиссия (далее - ТК), которая осуществляет ведение таблицы результатов и хранение карточек с ответами команд. Назначение ТК и пополнение ее новыми членами может быть произведено ОС и его представителем как до начала соревнования, так и в ходе его.

Различные туры одного соревнования могут проводиться с участием разных составов ИЖ и ТК. Если в соревновании отдельные туры проводятся командами-участницами, состав ИЖ и ТК определяется проводящей тур командой.

ОС вправе отстранить члена ИЖ или ТК от участия в соревновании в случае, если он не справляется со своими функциями.

Общение игроков с ИЖ и ТК в ходе игры запрещено. В перерывах между турами во время работы ИЖ и ТК общение с ними разрешено только капитанам команд.

Действия ИЖ подробно описаны в параграфах 1.3.7 и 1.3.8.

1.1.4. Апелляционное Жюри

Апелляционное жюри (далее - АЖ) представляет собой орган, в задачи которого входит принятие решений по апелляциям команд. Решение АЖ является окончательным.

Апелляционное жюри формируется ОС, если регламент соревнования предусматривает подачу апелляций. АЖ должно быть сформировано до начала соревнования. Функции АЖ могут быть возложены на ИЖ, в этом случае все перечисленные ниже права и обязанности АЖ возлагаются на ИЖ. АЖ либо присутствует на игре, либо осуществляет свою деятельность при помощи различных средств связи (телефон, Интернет и т. п.). В регламенте должен быть в явном виде определен порядок формирования и работы АЖ, а также зафиксировано решение о возможности участия в АЖ членов ОС, лиц, включенных в ИЖ или ТК, ведущего, авторов вопросов.

В состав АЖ должно входить не менее 3 человек.

Секретарь АЖ, назначаемый ОС, принимает и регистрирует апелляции играющих команд и передает их в АЖ. Секретарь АЖ не является членом АЖ и не принимает участия в разборе апелляций.

АЖ имеет право привлечь для консультаций любое лицо.

Общение игроков с АЖ в ходе игры запрещено. В перерывах между турами до оглашения вердиктов по поданным апелляциям общение игроков с АЖ разрешено только по инициативе АЖ.

Отстранение от участия в соревновании или замена члена АЖ может производиться ОС только в исключительных случаях.

Действия АЖ подробно описаны в Главе 2.2.

1.1.5. Игроки и команды

Игроками считаются лица, объединенные в команды для участия в соревновании, независимо от фактического присутствия или отсутствия за игровым столом.

За команду могут играть только включенные в ее заявочный состав игроки (см. Главу 3.4). В каждый момент за игровым столом могут находиться не более 6 игроков. Игроки команды, не принимающие участия в игре в данный момент, называются запасными. Замена игрока (ввод в игру запасного игрока) может производиться только в перерывах между турами. Игрок, опоздавший к началу тура, имеет право занять свое место только в перерыве между вопросными раундами с разрешения ведущего.

В каждой команде особые функции выполняет капитан. В заявочном списке команды (см. параграф 3.4.1) должно быть явно указано, кто является ее капитаном.

По согласованию с ОС или его представителем функции капитана могут быть временно переданы другому игроку той же команды. Этот игрок не считается капитаном команды, но получает права капитана при общении с ОС и ИЖ.

1.1.6. Ведущий

Функции ведущего могут быть возложены ОС на любое лицо, не участвующее в данном соревновании (или данной его части) в качестве игрока. В случае неудовлетворительного исполнения ведущим своих функций либо в порядке дисциплинарных санкций он может быть отстранен ОС от участия в соревновании и заменен.

Различные туры одного соревнования могут проводиться с участием разных ведущих. В соревнованиях, в которых отдельные туры проводятся командами-участницами, ведущий тура, как правило, назначается проводящей тур командой.

Ведущий выполняет следующие основные функции:

• оглашение текста вопросов, авторских ответов и других компонентов вопросов;

• оперативное руководство действиями секундантов;

• оперативный контроль за соблюдением норм настоящего Кодекса и регламента в ходе игры;

• ведение отсчета времени в случае отсутствия автоматической системы отсчета.

Ведущий обязан:

 обладать хорошей дикцией и свободно владеть разговорным языком, на котором ведется игра;

 предварительно ознакомиться с игровыми материалами;

 четко и разборчиво зачитывать вопросы.

Ведущий имеет право:

 при необходимости повторить весь текст вопроса или отдельные его фрагменты;

 в соответствии с Параграфом 1.1.5 разрешать опоздавшим либо вернувшимся игрокам в перерыве между раундами занять место за игровым столом; в исключительных случаях разрешать отдельным игрокам покинуть игровое помещение;

 отмечать нарушение норм настоящего Кодекса или регламента отдельными игроками или командами и сообщать о них ИЖ или ОС, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом или регламентом, – применять к нарушителям соответствующие дисциплинарные санкции (см. Главу 2.3).

Подробнее действия ведущего описаны в главах 1.2 и 1.3.

1.1.7. Секунданты

Функции секунданта могут быть возложены ведущим или ОС на любое лицо, не участвующее в игре/в данном туре. В течение игры секундант является помощником ведущего и выполняет его указания.

В функции секунданта входит:

 раздача иллюстративных материалов к вопросам;

 сбор карточек с ответами (подробнее эта функция секундантов описана в п.1.3.3.6);

 оперативный контроль за соблюдением норм настоящего Кодекса и регламента в ходе игры. В частности, секунданты следят за тем, чтобы численность команды не превышала 6 человек и чтобы команда соблюдала правила обсуждения вопроса (см. п. 1.3.3.5).

Секундант не имеет права:

 вносить какие-либо поправки и искажения в раздаваемый материал или собранные карточки с ответами;

 информировать любую команду об ответах, сданных другими командами;

 передавать или показывать собранные карточки с ответами кому-либо, кроме ведущего, ИЖ и ТК.

Если, с точки зрения секунданта, команда или игрок нарушили правила игры, секундант привлекает внимание ИЖ с помощью установленного ОС сигнала (например, свистка или поднятия руки). Если нарушение правил произошло во время минуты обсуждения, а используемый сигнал может помешать командам обсуждать вопрос, секундант привлекает внимание ИЖ только после окончания минуты обсуждения. ИЖ обязано выяснить суть происшедшего, зафиксировать все необходимые данные (например, номера команды и вопроса), после чего тур продолжается. ИЖ принимает решение о наказании нарушителей в перерыве после тура.

Секунданты также могут сообщить ИЖ о том, что команда сдала ответ с опозданием. Подробнее это действие описано в п. 1.3.3.6.

На каждого секунданта должно приходиться не более 10 команд. Рекомендуется, чтобы перед началом турнира каждая команда закреплялась за определенным секундантом. В ходе соревнования ведущий или ОС может принять оперативное решение о привлечении дополнительных секундантов или о прикреплении конкретного секунданта к некоторой группе команд.

Если секундант не справляется со своими функциями, ведущий или ИЖ вправе отстранить его от участия в соревновании.

1.1.8. Зрители

Присутствие на игре зрителей разрешено, если иное не предусмотрено регламентом или решением ОС.

Присутствующие на игре зрители обязаны соблюдать нормы настоящего Кодекса и регламента и не мешать ходу игры и подведению итогов. К зрителям, нарушающим установленный порядок, применяются дисциплинарные санкции.

Места для команд в игровом зале должны быть отделены от мест для зрителей. Запасным игрокам и не участвующим непосредственно в проведении соревнования (или его части) членам ОС и РК не возбраняется в момент игры находиться на местах для зрителей и общаться с ними, не нарушая установленного порядка.

Общение зрителей с членами ИЖ, ТК, АЖ и игроками, находящимися за игровым столом, в момент игры строго запрещено. В перерывах между турами общение зрителей с игроками допустимо, а общение зрителей с членами ИЖ, ТК и АЖ допустимо только после окончания исполнения ими своих текущих обязанностей и принятия решений.

1.1.9. Совмещения

Член ОС может участвовать в соревновании в качестве игрока, ведущего, секунданта, члена РК, ИЖ, ТК, а также члена, секретаря либо консультанта АЖ. В этих случаях на него распространяются соответствующие права, обязанности и ограничения.

Ведущий соревнования (или данной его части) может при необходимости исполнять функции одного из секундантов, а также входить в состав РК, ИЖ, ТК либо АЖ и быть секретарем либо консультантом АЖ.

За исключением соревнований, в которых отдельные туры проводятся командами-участницами, игрок, участвующий в соревновании, (включая запасных игроков) не может быть ведущим, секундантом, членом РК, ИЖ и ТК, членом или секретарем АЖ. Член РК не может быть членом АЖ. Члены РК, ИЖ, ТК и АЖ могут при необходимости исполнять функции секундантов.

Не рекомендуется совмещение работы в ИЖ или ТК с работой в АЖ. Привлечение члена ИЖ или ТК в качестве секретаря или консультанта АЖ допустимо.

Рекомендуется включать в состав ИЖ хотя бы одного члена РК.

При необходимости на зрителя, с его согласия, могут быть возложены функции секунданта, члена ТК или консультанта АЖ. В этих случаях на него распространяются соответствующие права, обязанности и ограничения.

Глава 1.2. Материалы и оборудование для игры

При проведении тура используются следующие материалы и оборудование:

 вопросы;

 игровое помещение;

 посадочные места;

 карточки для ответов;

 справочные материалы.

Некоторые другие материалы и оборудование, которые рекомендуется использовать при проведении соревнований высокого уровня, перечислены в Главе 3.7.

1.2.1. Вопросы

1.2.1.1. Определения

Вопрос ЧГК – это задание, сформулированное на естественном языке, возможно, с привлечением нетекстовых элементов (изображений, звуко- и видеозаписей и т. д.). Характерными признаками вопроса ЧГК, отличающими его от других видов заданий, являются:

 Краткость задания. Как правило, вопрос ЧГК может быть задан в течение одной минуты. Для вопросов, использующих нетекстовые элементы, время задания может достигать нескольких минут.

 Краткость ответа. Для записи ответа на вопрос ЧГК, как правило, должно быть достаточно нескольких слов или символов.

 Элемент размышления. Ответ на вопрос ЧГК находится путем размышления над вопросом, возможно, с использованием необходимых знаний и общечеловеческих представлений (например, о прекрасном или смешном).

 Общедоступность. Для восприятия вопроса ЧГК и для ответа на него, как правило, не должны требоваться узкоспециальные знания.

 Метафоричность. В тексте вопроса слова могут использоваться в переносном смысле, не в основном значении, допускаются метонимические переносы значений слов, синекдохи, аллегории, одушевление и другие тропы, характерные для литературного языка.

Если в регламенте соревнования не оговорено иное, вопросы задаются на русском языке. Вне зависимости от языка проводимого соревнования, задаваемые вопросы могут содержать фрагменты или иллюстративный материал на другом языке, который может быть указан явно либо не указан. Использование полностью иноязычных вопросов допустимо в исключительных случаях.

Ответ – изложение (как правило, в письменной форме) информации, требуемой согласно условиям вопроса. Ответ должен соответствовать вопросу по сути и по форме.

Пакет вопросов (далее – пакет) представляет собой набор вопросов, подготовленных для соревнования (или его части) и расположенных в определенном порядке.

1.2.1.2. Подготовка вопросного материала

Рекомендуется готовить пакет в электронном виде и пользоваться при задании вопросов распечатанным экземпляром.

В пакете собственно вопросам должна предшествовать преамбула, в которой указывается соревнование, тур и РК, а также может присутствовать другая информация (например, благодарности).

Каждый вопрос состоит из следующих частей:

 номер вопроса;

 *указания ведущему;

 текст вопроса;

 *иллюстративные материалы;

 авторский ответ;

 *критерии зачета;

 *комментарий;

 *источники информации;

 автор или авторы вопроса.

Части, отмеченные звездочкой, могут отсутствовать (в том числе и источник информации). Однако в случае если регламент турнира разрешает подачу апелляций, источник информации также является обязательной частью вопроса. Остальные части являются обязательными. Каждой части должен предшествовать префикс, позволяющий понять, какая это часть, например, «Ответ:» или «Источник:».

Каждый вопрос, задаваемый на соревновании, имеет свой порядковый номер. Если соревнование проводится в несколько туров (частей), то нумерация вопросов может быть сквозной либо потуровой. Конкретный вид нумерации вопросов может быть явно задан регламентом. Перед чтением очередного вопроса ведущий обязан объявить его номер. Если после объявления номера вопроса ведущий произнес какие-либо слова, к данному вопросу не относящиеся (например, сделал замечание одному из игроков или дал указания секундантам), он обязан пояснить, что эти слова к тексту вопроса не относились, и повторно объявить номер вопроса.

Указания ведущему обращают внимание ведущего на необходимость особого произнесения (акцентирования) определенных фрагментов текста, озвучивания знаков препинания, паузы в определенных местах текста и т.д. Оглашению вместе с текстом вопроса они не подлежат. Как правило, они помещаются перед текстом вопроса, выделяются курсивом или иным способом и заключаются в квадратные скобки. Внутри текста вопроса могут встретиться указания ведущему по поводу произношения иноязычных слов – такие указания представляют собой русскоязычную фонетическую транскрипцию соответствующих слов с указанием ударных гласных.

Текстом вопроса является вербальная часть вопроса, оглашаемая ведущим. Признаком окончания текста вопроса и начала минуты обсуждения (см. параграф 1.3.3) служит сигнал ведущего: «Время!» Если вопрос содержит иллюстративные материалы, следует явно объявлять об их наличии. Если при оглашении текста вопроса ведущий случайно или умышленно внес в него какие-либо изменения и не исправил их, то вопрос считается заданным именно в том виде, в каком он был оглашен, и в исходный текст вопроса при дальнейшей публикации вносятся соответствующие поправки.

Иллюстративные материалы могут включать в себя:

 предметы;

 формулы, схемы, таблицы, тексты, изображения,

 жесты и пантомимические композиции;

 звукозаписи и публично воспроизводимые звуковые фрагменты.

 видеоматериалы.

Если частью вопроса являются печатные или иные материалы, раздаваемые командам, каждая команда должна получить не менее трех экземпляров.

Особым видом иллюстративного материала является «черный ящик», понимаемый как некое вместилище, содержащее определенный предмет (предмет, который, cогласно тексту вопроса и ответа, находится в черном ящике, должен действительно находиться в нем; его отсутствие может быть сочтено фактической ошибкой и являться основанием для снятия вопроса в соответствии с параграфом 2.2.7). «Черный ящик» должен быть продемонстрирован игрокам перед оглашением текста вопроса или в ходе его оглашения. В качестве «черного ящика» может быть продемонстрировано любое непрозрачное вместилище (например, карман ведущего).

Авторский ответ представляет собой правильный, по мнению РК, ответ на заданный вопрос.

Критерии зачета – указания, сформулированные РК и являющие основания для признания правильным или неправильным ответа, не совпадающего с авторским. Критерии зачета могут быть сформулированы явно или неявно. Явная формулировка критериев зачета состоит в прямом перечислении ответов, признаваемых правильными (наряду с авторским) либо неправильными, или указании, что засчитывать следует только точный ответ. Неявная формулировка может содержать указания на зачет ответов, аналогичных по смыслу авторскому либо содержащих определенные ключевые слова.

Комментарий к вопросу представляет собой пояснения, которые авторы вопроса и РК считают важными для понимания смысла вопроса и ответа, путей поиска или выбора правильных ответов и т.п.

Источники информации содержат ссылки на печатные и электронные документы и издания, кино- и видеофильмы, радиопрограммы, личные документы, беседы, воспоминания и впечатления авторов вопроса, подтверждающие достоверность фактов и утверждений, приводимых в вопросе. При указании источников информации рекомендуется приводить их выходные данные и реквизиты (адрес страницы в Интернете, год издания книги, номер газеты или журнала, страницу, содержащую нужную цитату, время просмотра телепрограммы и т.п.). В случаях, когда издание является общеизвестным или типовым, выходные данные могут отсутствовать.

Сведения об авторах включают в себя имена и фамилии всех авторов, подготовивших данный вопрос (как правило, не включая членов РК). Дополнительно могут указываться также город и страна, где проживает данный автор, и команда, за которую он играет на постоянной основе. Вклад того или иного автора в данный вопрос может уточняться словами типа «при участии такого-то», «в редакции такого-то», «по идее такого-то» и т.п.

В блиц-вопросе текст вопроса включает преамбулу и текст мини-вопросов, ответ – ответы на все мини-вопросы, комментарий – комментарий ко всем мини-вопросам и т. д.

1.2.1.3. Доступ к вопросам

ОС предоставляет вопросы ведущему до начала тура. Ведущий обязан ознакомиться с вопросами до начала тура, и ему должно быть предоставлено достаточно времени для этого. Ведущий может читать вопросы с листа или с экрана компьютера.

Игрокам и секундантам запрещено знакомиться с вопросами тура до того, как эти вопросы отыграны. Капитаны команд имеют право ознакомиться с полным текстом вопросов тура в перерыве после тура.

ОС вправе установить временный запрет на публикацию или разглашение использованных в соревновании вопросов, а также на их публичное обсуждение. Этот запрет касается всех участников соревнования. О введении такого запрета и о продолжительности его действия должно быть объявлено в регламенте либо непосредственно на игре до начала первого вопросного раунда

1.2.2. Игровые материалы и оборудование

Игровой зал должен быть достаточных размеров для размещения всех участвующих в соревновании команд. Всем участвующим в соревновании командам должны быть обеспечены нормальные и, насколько возможно, равные условия для игры, в частности, достаточный уровень освещенности, комфортная температура воздуха и отсутствие постороннего шума во время обсуждения вопросов. Всем командам должна быть обеспечена возможность нормально слышать вопросы. Если в игровом зале есть команды, которые сидят далее чем в 10 метрах от ведущего, при задании вопросов рекомендуется пользоваться микрофоном.

Каждая команда должна быть обеспечена столом и шестью стульями (креслами и т. п.), расположенными так, чтобы игроки команды могли совместно обсуждать вопросы. Игровой стол должен быть достаточных размеров, чтобы игроки могли разместиться за ним. Расстояние между соседними игровыми столами, как правило, должно составлять не менее 1,5 м. Расстояние от стола (рабочего места) ведущего, ИЖ, ТК, АЖ до ближайшего игрового стола, как правило, должно составлять не менее 2 м. ОС вправе заранее или в ходе соревнования закрепить определенные игровые столы за конкретными командами.

Рабочее место ведущего, как правило, представляет собой стол с посадочным местом. Рабочие места ТК и ИЖ должны предусматривать стол достаточно больших размеров для размещения и сортировки сдаваемых ответов и таблиц результатов, оборудованный соответствующим количеством посадочных мест. Допускается совмещение столов ведущего, ИЖ и ТК.

Рабочее место АЖ (если оно работает очно) представляет собой отдельный стол с посадочными местами. Рекомендуется размещение АЖ вне игрового зала, в отдельном помещении, укомплектованном справочной литературой и доступом в Интернет.

Секретарю АЖ в перерывах между турами должно быть предоставлено отдельное рабочее место.

Каждая команда должна быть обеспечена карточками для ответов по числу вопросов в туре. На карточках должны быть ясно обозначены место для номера команды и место для номера вопроса. Если эти поля не заполнены, команда обязана их правильно заполнить, при этом допускаются исправления случайно сделанных ошибок и описок, внесенные в бланк до сдачи ответа. На карточках также должно быть пространство для записи ответа шириной не менее пяти и высотой не менее трех сантиметров.

В ходе соревнований члены ИЖ и ТК ведут таблицы результатов. Допускается подготовка и заполнение таблиц от руки либо с использованием компьютерной техники. После подведения итогов каждого тура и всего соревнования всем капитанам команд должна быть предоставлена возможность ознакомления с таблицей результатов. При использовании проекционной техники допускается демонстрация итоговой таблицы на экране.

Рекомендуется, чтобы в распоряжении ИЖ в ходе тура были, как минимум, справочные материалы, перечисленные в Приложении А. Все эти материалы должны быть доступны для капитанов команд в перерыве после тура.

При проведении соревнований возможно использование дополнительного оборудования, облегчающего восприятие вопросов, отсчет времени и подведение итогов, в частности, звукозаписывающей, компьютерной и проекционной техники и т.д.

Глава 1.3. Формат игры

1.3.1. Разделение на туры

Туром считается относительно обособленная часть соревнования, включающая в себя фиксированное количество вопросных раундов (см. параграф 1.3.3). В регламенте соревнования должно быть указано, каким образом осуществляется разделение на туры.

Тур состоит из двух частей – игрового тура и перерыва после игрового тура.

Игровой тур состоит из следующих частей:

 начало игрового тура;

 вопросный раунд (повторяется столько раз, сколько в туре вопросов);

 окончание игрового тура.

В перерыве после игрового тура происходит подведение и оглашение предварительных итогов тура, исправление технических ошибок и некоторые другие события.

1.3.2. Игровой тур

1.3.2.1. Начало тура

Перед началом игрового тура ведущий выполняет следующие действия:

 проверяет микрофон и акустическую систему;

 представляется сам и представляет всех членов РК и ИЖ, а также присутствующих членов ОС (если тур первый или произошли изменения);

 напоминает название соревнования, номер или название тура, количество вопросов в туре;

 знакомит игроков с системой отсчета времени, воспроизводит все используемые сигналы отсчета времени (если тур первый или произошли изменения);

 если команды пишут номера команд на карточках вручную, сообщает номера команд (если тур первый) и дает командам время для заполнения этого поля на карточках для данного тура;

 если команды пишут номера вопросов на карточках вручную, поясняет особенности нумерации вопросов (сквозная нумерация, нумерация с первого вопроса и т. п.) и дает командам время для заполнения этого поля на карточках для данного тура;

 сообщает об изменениях или их отсутствии в предварительных результатах предыдущего тура по сравнению с теми результатами, которые были оглашены ранее (если тур не первый);

 предоставляет слово представителю АЖ для оглашения неизвестных ранее решений АЖ или оглашает эту информацию сам (если тур не первый);

 сообщает решения, принятые ИЖ по поводу нарушений правил, если они имели место в предыдущем туре (если тур не первый);

 представляет секундантов, а при необходимости поясняет, какие секунданты к каким командам прикреплены (если тур первый или произошли изменения);

 проверяет готовность команд к игре. Капитан любой команды может заявить о ее неготовности. Основанием для такого заявления может быть отсутствие или неудовлетворительное состояние игрового стола или посадочных мест, неудовлетворительное освещение, плохая слышимость, непредоставление команде достаточного количества бланков для ответов. В этом случае присутствующие члены ОС должны по возможности обеспечить команде нормальные условия игры до того, как будет задан первый вопрос тура.

1.3.2.2. Вопросный раунд

Вопросный раунд проводится последовательно для всех вопросов тура. Он описан в параграфе 1.3.3.

1.3.2.3. Окончание тура

После последнего вопросного раунда ведущий объявляет перерыв, указывая продолжительность перерыва и время начала следующего тура (если тур не последний).

1.3.3. Вопросный раунд

Данный параграф описывает один вопросный раунд в туре соревнования по ЧГК. В ходе вопросного раунда разыгрывается один вопрос или один блиц-вопрос.

1.3.3.1. Последовательность событий в вопросном раунде

Вопросный раунд состоит из следующих частей:

 начало вопросного раунда;

 раздача иллюстративных материалов (если таковые используются);

 чтение вопроса;

 минута обсуждения;

 сбор ответов команд;

 оглашение ответа.

Вопросный раунд для блиц-вопроса проводится по особым правилам, описанным в пункте 1.3.3.8).

1.3.3.2. Начало вопросного раунда

Сигналом о начале вопросного раунда является объявление ведущим номера очередного вопроса.

1.3.3.3. Раздача иллюстративных материалов

О наличии в вопросе иллюстративных материалов ведущий должен объявить до начала их раздачи.

Раздача печатных или иных иллюстративных материалов проводится секундантами по команде ведущего.

Раздача должна быть организована таким образом, чтобы всем командам было обеспечено примерно одинаковое время на ознакомление с иллюстративными материалами.

1.3.3.4. Чтение вопроса

Чтение вопроса производится ведущим с листа или с экрана компьютера. Если вопрос содержит нетекстовые (не предназначенные для раздачи командам) элементы, ведущий воспроизводит их сам или руководит их воспроизведением, следуя указаниям в тексте вопроса. При воспроизведении нетекстовых элементов все игроки должны иметь возможность ознакомиться с ними, не покидая своих мест.

При чтении вопроса ведущий не должен специальным образом вы

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...