Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Российская Федерация как кредитор

Внутренние ссуды. В качестве заемщиков средств федераль­ного бюджета выступают российские предприятия и организа­ции—юридические лица и органы исполнительной власти субъек­тов РФ.

Предоставление ссуд юридическим лицам в период осуще­ствления ими структурной перестройки осуществлялось в соот­ветствии с Указом Президента РФ "О порядке предоставления финансовой поддержки предприятиям за счет средств феде­рального бюджета" от 8 июля 1994 г.

Ссуды выдавались на срок, не выходящий за пределы теку­щего финансового года, и за плату в размере, обеспечивающем уплату процентов по государственному долгу. Ссуды имели це­левой характер и предоставлялись на проведение структурной перестройки производства, для расчетов по целевым кредитам (например, на закупку оборудования), на разработку, внедре­ние и приобретение новейших технологий, оборудования и ма­териалов, в том числе и за рубежом.

В соответствии с "Порядком контроля за целевым исполь­зованием средств краткосрочной финансовой поддержки", ут­вержденным Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. № 714, контроль за соблюдением договора о предостав­лении бюджетной ссуды возлагался на Министерство финансов РФ через его органы — Казначейство и Контрольно-ревизион­ное управление и их аппарат на местах.

Контролирующие структуры особое внимание должны об­ращать на целевой характер использования средств. Запрещает­ся помещение средств на депозитные счета в качестве кредит­ных ресурсов, их использование для покупки свободно конвер­тируемой валюты (за исключением необходимости приобрете­ния импортных материалов), их отвлечение на другие финансо­вые операции. В случае выявления фактов нецелевого исполь­зования ссуды Министерство финансов РФ принимает меры по ее досрочному возврату и взысканию процентов за пользование ссудой.

Внешние ссуды. Это кредиты, предоставляемые Российской Федерацией иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям, по которым у иностранных государств, их юридических лиц и международных организаций воз­никают финансовые обязательства перед РФ как кредитором.

Ежегодно утверждается предельный размер государственных кредитов, предоставляемых РФ. На 1995 г. предельный размер государственных кредитов, предоставляемых РФ иностранным государствам (за исключением государств-участников СНГ), установлен в сумме 600 млн. долл. США. Кредиты государствам СНГ ограничиваются средствами, поступающими в виде процентных платежей и сумм в погашение основной задолженнос­ти по ранее предоставленным кредитам.

В настоящее время тяжелое финансовое положение не по­зволяет РФ выступать на мировом рынке в качестве активного кредитора. Однако в 70-х — первой половине 80-х годов СССР играл важную роль на мировой арене в качестве одного из ве­дущих государств-кредиторов. О размахе такой деятельности, в частности, свидетельствует объем не погашенной до сих пор задолженности иностранных заемщиков — 140 млрд. долл (по курсу Госбанка СССР тех лет 1 долл. равнялся 0,67 руб.). Долги стран СНГ Российской Федерации составляют 5812 млн. долл. Возникли они в основном в результате неэквивалентной тор­говли (почти на 90%) в 1992 г. и в первой половине 1993 г. Чтобы отечественные предприятия могли получить платежи за поставленные в эти страны товары, им были предоставлены технические кредиты, переоформленные впоследствии в госу­дарственные. В последующем объемы кредитования сократи­лись и задолженность возрастала в основном за счет процентов.

Займы территорий

В соответствии с Законом "Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фон­дов представительных и исполнительных органов государствен­ной власти республик в составе Российской Федерации, авто­номных областей, автономных округов, краев, областей, горо­дов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления", принятым 15 апреля 1992 г., исполнительным органам власти разрешено получать ссуды из иных бюджетов, у коммерческих банков или выпускать займы на инвестиционные цели.

Одновременно этот Закон предусматривал, что максималь­ный размер соотношения общей суммы займов, кредитов, иных долговых обязательств соответствующего бюджета и объема его расходов устанавливается законами РФ. Такая мера вполне оп­равдана, поскольку опыт развитых стран Запада дает многочис­ленные примеры банкротства отдельных территорий, в том числе и таких крупных городов, как Нью-Йорк. Однако до на­стоящего времени заемная деятельность территорий в нашем государстве практически не контролируется.

Сроки займов. Под воздействием высокого уровня инфляции долгосрочные займы не получили распространения. Наиболь­ший удельный вес имеют среднесрочные займы (от 1 до 5 лет) — 64% и краткосрочные займы (от 2 до 12 месяцев) — 21%.

По целям заимствования такие займы делятся на три основ­ные группы:

инвестиционные (финансирование социально-экономических проектов, жилищного строительства, развитие местной инфра­структуры);

социальные (финансирование социальных программ, реше­ние экологических проблем);

бюджетные (для финансирования текущих расходов, пога­шения задолженности перед предприятиями, покрытия кассо­вых разрывов).

Обеспечение. Гарантами муниципальных займов выступают сами эмитенты, за исключением муниципального займа Ниже­городской области, где гарантами были администрация города и АО "ГАЗ". Случаи дополнительного обеспечения займов га­рантиями отсутствуют. Эмитенты гарантируют ценные бумаги кто чем может: либо своим имуществом и бюджетом в целом, либо конкретной статьей доходов бюджета, либо доходами от реализации инвестиционного проекта, либо строящимся жиль­ем, как например, жилищный займ в г. Москве. Займ Мини­стерства финансов Республики Саха обеспечен золотом.

Объем эмиссии. Максимальный объем — 2,1 трлн. руб[3]. выпу­стило правительство Санкт-Петербурга, минимальный — 50 млн. руб. — администрация Пушкинского района Московской области.

Литература

1. Финансы. Денежное обращение. Кредит. Л. А. Дробозина, Л.П. Окунева, Л.Д. Андросова и др.; Под ред. проф. Л.А. Дробозиной – М.: 1997.

2. Финансы. Финансовые политика, маркетинг, менеджмент. Финансовый риск – менеджмент. Ценные бумаги. Страхование. Глущенко В.В. – НПЦ “Крылья”, 1998.

3. Основы финансового менеджмента. И.Т. Балабанов – М., 1998.


[1] Принят Государственной Думой 7 декабря 1994 г. и одобрен Советом Федерации 17 декабря 1994 г.

 

[2] Детально рассмотреть вопрос о внутренних заимствованиях сегодня представляется невозможным. Существовавшая ранее система рухнула в августе 1998г., в настоящее время не определено, каким образом государство будет выплачивать долги по ГКО, ОФЗ.

[3] В неденоминированных рублях.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...