Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Страхование туристского бизнеса




Страхование - как своеобразный вид бизнеса суще­ствовал еще в дореволюционной России, где операции по страхованию производили правительственные и зем­ские учреждения, а также частные страховые компании.

В бывшем СССР страхование было полной монопо­лией государства в лице Госстраха.

В настоящее время в России зарегистрировано бо­лее 3000 страховых компаний, из них около 50 крупней­ших, на долю которых приходится около 43 % всех стра­ховых поступлений.

Однако поступление страховых взносов в России по отношению к валовому национальному продукту состав­ляет менее 0,7 %, что не только ниже аналогичных пока­зателей многих зарубежных стран (8-10 %), но и значи­тельно ниже, чем это было в Российской Федерации на рубеже 80-90 годов (около 3 %).

Это, в первую очередь, связано с такими основными факторами:

· низкими потенциальными возможностями националь­ных страховых компаний по размещению крупных страховых рисков;

· низким уровнем страховой культуры и грамотности в обществе;

· недостаточными льготами для страховщиков и страхо­вателей в рамках существующего законодательства;

· небольшими размерами уставных капиталов и отсутст­вием достаточных страховых резервов;

· недостатком опыта страховой деятельности в условиях рынка, в том числе в оценке страховых рисков;

· слабая интеграция российского страхового рынка в Европейский и мировой и др.

К настоящему времени в основном сформулирована нормативно-правовая база страхования в России. Принят Закон Российской Федерации "О страховании", в кото­ром впервые на законодательном уровне сформулирова­на специфика страхования, как особой формы предпри­нимательской деятельности.

Здесь также отражены основные требования по:

· соблюдению всеми участниками страхования соответ­ствующего законодательства, обеспечению защиты прав и интересов страхователей, страховщиков и государства;

· выполнению участниками страхования обязательств по договорам страхования;

· содействию появления на страховом рынке страхов­щиков, имеющих прочную финансовую репутацию, и пресечению деятельности недобросовестных страхо­вых компаний;

· созданию условий для здоровой конкуренции на стра­ховом рынке, эффективного развития страховых услуг, повышению культуры страхования.

Кроме данного основного Закона РФ "О страхова­нии" принято также ряд других законов и законодатель­ных актов:

· Закон РФ "Об основах проведения обязательного страхования на территории Российской Федерации";

· Закон РФ "Об обязательном страховании ответствен­ности перевозчика";

· Закон РФ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств за причинение ущерба имущественным инте­ресам третьих лиц";

· Закон РФ "Об обязательном страховании военнослу­жащих и приравненных к ним лиц";

· Указ Президента Российской Федерации "Об основных направлениях государственной политики в сфере обя­зательного страхования";

· постановление Правительства РФ о внесении измене­ний в действующие нормативные акты в части отнесе­ния затрат по добровольному страхованию имущества субъектов предпринимательской деятельности на се­бестоимость продукции, товаров и услуг;

· законодательный акт об увеличении минимального размера оплаченного уставного капитала предприятий и организаций, необходимого для получения ими лицензий на осуществление страховой деятельности;

· законодательный акт, разрешающий иностранным страховым компаниям, зарегистрированным в соот­ветствии с национальным законодательством, учреж­дать на территории Российской Федерации страховые организации, действующие в соответствии с законода­тельством, без ограничения их доли в уставном капи­тале;

· законодательный акт об образовании фонда гарантий выполнения страховых обязательств;

· законодательный акт о внесении изменений и допол­нений в Закон РФ "О медицинском страховании граж­дан в Российской Федерации" и др.

В рамках принятых законов и законодательных актов страховые компании России выполняют следующие ос­новные виды страховой деятельности:

· страхование имущества;

· страхование транспортных средств;

· добровольное страхование от несчастных случаев;

· страхование жизни;

· страхование ответственности заемщиков за непогаше­ние кредита;

· страхование финансовых рисков;

· обязательное медицинское страхование;

· операции перестрахования и др.

Туристские фирмы, как юридические лица, пользу­ются рядом вышеперечисленных услуг страховых компа­ний. Однако в туристском бизнесе существуют дополни­тельные виды добровольного и обязательного страхова­ния.

В соответствии с Указом Президента РФ от 7 июля 1992 года N 750 "О государственном обязательном стра­ховании пассажиров", дополнениями и изменениями к нему - предусмотрено обязательное личное страхование туристов и экскурсантов, в том числе туристов, переме­щающихся на индивидуальном транспорте. Сумма стра­хового взноса включается в стоимость проездного доку­мента или путевки и взимается с пассажира (туриста, экскурсанта) при продаже проездного документа или пу­тевки.

Пассажиры (туристы, экскурсанты), пользующиеся правом бесплатного проезда в Российской Федерации, подлежат обязательному личному страхованию без опла­ты ими страхового взноса.

Страховая сумма по обязательному личному страхо­ванию пассажиров (туристов, экскурсантов) установлена в размере 120 установленных законом на дату приобре­тения проездного документа (путевки) минимальных размеров оплаты труда.

При получении травмы в результате несчастного случая на транспорте пассажиру (туристу, экскурсанту) выплачивается часть страховой суммы, соответствующая степени тяжести травмы.

В случае смерти застрахованного лица страховая сумма выплачивается полностью его наследникам.

Страховое возмещение по обязательному личному страхованию пассажиров (туристов, экскурсантов) вы­плачивается застрахованному лицу или его наследникам не позднее 10 дней после получения страховщиком со­ставленного перевозчиком акта о несчастном случае. Один экземпляр акта вручается застрахованному лицу, его представителю или наследнику, второй - страховщи­ку.

Тарифы по страхованию гражданской ответственно­сти туристов, выезжающих за рубеж на собственном ав­тотранспорте, зависят от страховой компании, типа по­лиса, вида транспортного средства, продолжительности выезда и других факторов (табл. 16).

Таблица 16

Страховая компания Вид полиса Транспортные средства Тарифная ставка
До 15 дней 1 месяц 3 месяца
           
  АСКО Зеленая карта (SOVAG) Легковые автомобили   Автобусы DM 97   DM 193 DM165   DM348 DM495   DM1044
Восточно- Европейское страховое агентство Зеленая Kapтa (Eesti Aeromet) Легковые автомобили   Автобусы DM72   DM190 DM111   DM292 DM556   DM 2250
Союзник Зеленая карта (PZV) Легковые автомобили с объемом двигателя: до 900 см от 901 до1250 от1251 до1500 свыше 1500 Автобусы     DM45 DM60 DM75 DM85 DM150     DM70 DM100 DM110 DM120DM220     DM160 DM220 DM260 DM290 DM520

 

 

В данном конкретном случае страховщик отвечает только за инциденты во время действия договора.

Часть страховой суммы, полученной страховщиком при осуществлении обязательного личного страхования пассажиров (туристов, экскурсантов), в предусмотренном законодательном порядке направляется на создание ре­зервов для финансирования мероприятий по предупреж­дению несчастных случаев на транспорте.

Следует более подробно остановиться на турист­ской медицинской страховке. Это единственный способ предотвратить значительные денежные затраты в случае болезни или несчастного случая во время поездки за ру­беж. При отсутствии данной страховки за проведенное лечение, оказание амбулаторной или стоматологической помощи туристской компанией туристу лично будет предъявлен счет за услуги, в ряде случаев многократно превышающий стоимость данной туристской путевки. К тому же консульства большинства зарубежных стран не выдадут визу без специального страхового полиса.

В настоящее время существует две формы турист­ского страхового обслуживания: компенсационное и сер­висное.

Первая форма предусматривает оплату всех меди­цинских расходов самим туристом с последующей их компенсацией при возвращении в Россию. Это крайне неудобно, ибо туристу следует иметь при себе значи­тельную сумму "неприкосновенного запаса" на случай болезни или несчастья.

При сервисном туристском страховании, заключив договор или контракт со страховой компанией, достаточ­но позвонить в одну из указанных диспетчерских служб, сообщить номер своего полиса, фамилию - как потер­певшему будет оказана необходимая помощь.

Если турист покупает страховой полис самостоя­тельно, то лучше приобрести его у тех страховых компа­ний, которые выпускают их совместно (напрямую или че­рез перестраховку) с крупными зарубежными партнера­ми, которых признают во всем мире. Иначе туриста могут сопровождать неприятности, начиная от границы и кон­чая врачом, который откажется принять гарантию от не­известной ему российской страховой компании. При за­ключении договора на медицинское страхование следует настоять, чтобы в нем была предусмотрена госпитальная (стационарная), амбулаторная и стоматологическая по­мощь.

Наиболее известная зарубежная французская стра­ховая компания "Europ assistance", контролирующая око­ло 30 % мирового сервисного страхового рынка, имеет прямой договор с "Русским страховым центром". Полис, купленный здесь, признается во всем мире, и Вам будет оказана медицинская помощь в любой точке земного шара. Кроме предусмотренных видов услуг здесь допол­нительно предусматривается транспортное обслужива­ние потерпевшего, врачебное наблюдение при его пере­возке. Сумма страхового покрытия в этой компании от 25000 до 100 000 $, при этом страховые взносы состав­ляют соответственно от 0,8 до 2,8 $ в день. Для детей в возрасте от 5 до 12 лет взносы снижаются до 50 %. Фирма "Europ assistance" осуществляет также проверки диагноза и постоянный контакт с лечащими врачами до полного выздоровления больного.

Еще одна французская страховая компания "Gessa assistance" (контролирует до 12 % мирового рынка сер­висного страхования) имеет прямой договор с россий­ской компанией "АСКО-МОСКВА", страховой полис кото­рой является высоконадежным и приемлемым в цене. Здесь сумма страховки колеблется от 3000 до 30000 $. Этой фирмой предоставляется кроме медицинских услуг также юридическая и административная поддержка, по­мощь в возврате багажа, помощь при утере документов, поломке автомобиля, болезни водителя и др.

Генеральным страховщиком Российской ассоциации туристских агентств (РАТА) является крупнейшая страхо­вая компания "ДИНА", выступающая на рынке туристско­го сервисного страхования совместно с французской компанией "GESSA". Их диспетчерский пункт открыт в Москве. Страховой тариф "ДИНЫ" колеблется от 3000 до 25000 $, в зависимости от зоны путешествия. Кроме ос­новных страховых услуг данная компания организует и оплачивает в сумме 1000 $ юридическую защиту туриста при нарушении Гражданского кодекса страны пребыва­ния.

Семейный страховой туристский полис предлагает страховая компания "РЕСО-гарантия" с лимитом ответст­венности в 5000, 15000 и 30000 $, а также скидки для ту­ристских групп свыше 10 человек. Данная фирма рабо­тает на страховом рынке совместно с французской стра­ховой компанией "CORIS". Страховой взнос здесь от 0,55 до 0,86 $ в день независимо от срока пребывания.

На российском страховом туристском рынке рабо­тает также российско-американская страховая компания "РОСГАЛ". Здесь, кроме традиционного набора меди­цинского страхования и страхования от несчастных случаев, предусмотрены новые услуги: страховая компания возмещает 90 % стоимости путевки, если тур срывается по объективным причинам: болезни туриста, болезнь или смерть близких родственников, отказ во въездной визе, опоздание к отправлению самолета или поезда, а также страхование расходов туриста при переносе вылета са­молета по вине авиакомпании (возмещение расходов на гостиницу, переезд из аэропорта и обратно). В случае, если новые сроки вылета туриста не устраивают, страхо­вая компания оплачивает его проезд до места жительст­ва. Тариф в этой компании от 0,5 до 1,2 $ в день при страховом обеспечении от 3000 до 30 000 $.

На российском туристском рынке работает также российско-французская страховая компания "Восточно-Европейское страховое агентство", являющаяся офици­альным консультантом Правительства РФ по вопросам страхования. Здесь страховой взнос установлен в преде­лах 1,05-2,2 $ в сутки при страховом покрытии от 5000 до 30 000 $. Дополнительно к традиционным услугам, данная компания производит страховку багажа туриста.

Особой популярностью для предпринимателей, час­то выезжающих за рубеж, индивидуальных и групповых туристов пользуется льготная карта IAPA (Международная Ассоциация пассажиров авиалиний), российско-английское представительство которой нахо­дится в Москве. Она не является платежным средством, однако обеспечивает довольно высокую до 500 000 $ страховку и целый ряд льгот за рубежом:

· по оплате гостиницы (от 10 до 40 %) в 4000 лучших отелей по всему миру;

· по оплате автомобиля, взятого напрокат (до 30 %).

В ряде случаев предусмотрены другие льготы: по поиску утерянного багажа, по возобновлению за счет IAPA утерянных авиабилетов, по защите кредитных карт, предоставление залов VIP в аэропортах, льготы на услуги в бизнес-центрах и т.д.

Эта своего рода клубная карта, распространенная более чем в 100 странах мира, для 500 000 ее членов.

Получение карты связано с заполнением соответст­вующего договора, внесением вступительного регистра­ционного взноса в размере 200 $ и ежегодных взносов от 99 до 249 $, в зависимости от уровня страховки. Вла­делец карты ежемесячно получает дополнительную ин­формацию по предоставляемым услугам: новые каталоги, изменения и дополнения по льготам в различных оте­лях мира и др.

Для группового и молодежного туризма можно ре­комендовать карту ETN (Европейская сеть туризма), ко­торая объединила 250 независимых туристских агентств мира. Став владельцем такой карты, можно получить следующие льготы:

· скидки в 2500 включенных в сеть отелях всех классов (от экономического до "люкс"), - 50 %;

· скидки при пользовании междугородными телефонами в отелях;

· преимущества при бронировании мест в гостиницах;

· скидки на авиабилеты некоторых авиакомпаний (DELTA, SAS и др.);

· скидки в ресторанах и кафе, входящих в систему ETN (20-25 %);

· дополнительные скидки молодоженам и т.д.

Сеть ETN функционирует в 161 стране мира, а ее картами пользуется более 2,5 млн. человек. Стоимость карточки ETN в 1995 году составляла на один год 160 $, а до 2000 года - 550 $.

Кроме этого в Москве открылось представительство еще одной крупной дисконтной системы - Countdown.

С августа 1995 года появилась первая отечествен­ная сеть "Национальная дисконтная система"(НДС). Кро­ме прочих льгот здесь предусмотрена страховка от не­счастного случая на сумму 5 тыс. долларов.

Российской авиакомпанией "Трансаэро" и банком "Менатеп" внедрена кредитно-страховая карта, дающая ее владельцу льготы при пользовании услугами данной компании (а в ряде особых случаев право бесплатного полета).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...