Сертификация туристских предприятий.
Сертификация продукции или услуг - это деятельность по подтверждению соответствия их установленным требованиям. Сертификация производится в целях: · создания условий для деятельности предприятий, организаций и учреждений и предпринимателей на едином товарном рынке Российской Федерации; · защиты потребителя от недобросовестности производителя товаров и услуг; · контроля безопасности продукции и услуг для жизни, здоровья, охраны окружающей среды и имущества; · подтверждения показателей качества продукции, заявленных изготовителем. Сертификация в Российской Федерации и ответственность предприятий по данному вопросу регламентируется следующими основными нормативными актами: · Законом Российской Федерации от 10.06.93 г. "О сертификации продукции и услуг"; · Законом Российской Федерации от 7.02.92 г."О защите прав потребителей" (с изменениями и дополнениями); · Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.94 г. "Об организации работ по стандартизации, обеспечению единства измерений, сертификации продукции, услуг"; · Постановлением Госстандарта РФ от 1.05.92 г. "Порядок проведения сертификации продукции". Указанные акты предусматривают обязательную сертификацию товаров, работ и услуг потенциально опасных для здоровья граждан, в том числе туристов. Работу в данной области уполномочен проводить Комитет РФ по стандартизации, метрологии и сертификации. В соответствии с системой сертификации органом по сертификации выдается предприятию: · сертификат соответствия - документ, подтверждающий соответствие данной продукции или услуг установленным требованиям; · знак соответствия, зарегистрированный в установленном порядке, которым маркируется сертифицированная продукция или услуги (на применение такого знака выдается лицензия).
Сертификация бывает обязательной и добровольной. Обязательная сертификация осуществляется в случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации. Оплата работ по обязательной и добровольной сертификации производится заявителем, а сами средства относятся на себестоимость продукции, работ, услуг. Юридические и физические лица, виновные в нарушении правил обязательной сертификации, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством. Запрещается рекламировать продукцию или услуги, подлежащие обязательной сертификации и не имеющие сертификата соответствия. Информация о сертификации должна присутствовать в технической документации на товары и услуги. В рамках обязательной или добровольной сертификации существуют три формы (уровня) сертификации: · первая форма - заявление, сделанное покупателю продавцом товара или услуги ("самосертификация"); · вторая форма - подтверждение покупателем соответствия услуг необходимым требованиям (сертификация "второй стороной"); · третья форма - подтверждение соответствия услуг установленным требованиям, сделанное независимым органом (сертификация "третьей стороной"). Сертификация туристских услуг проводится по "Правилам сертификации туристских услуг", утвержденным Постановлением Госстандарта России от 14 октября 1994 года N 18, а общее руководство всеми работами по сертификации возложено на Центральный орган системы сертификации Госкомитета РФ по физкультуре и туризму, имеющего свои филиалы в регионах. Сертификация может выполняться организацией, имеющей в своем составе не менее двух экспертов по туристским услугам. Системой сертификации предусмотрено выполнение следующих задач:
· оценка мастерства исполнителя (для экскурсий, походов и пр.)оценка процесса предоставления услуги (путешествия по маршруту); · аттестация туристских предприятий (гостиницы, мотели, кемпинги и др.); · сертификация систем качества для туристских предприятий.
Стандартизация в туризме. Для туристских предприятий требования по безопасности услуг устанавливаются в стандартах, санитарных нормах и правилах, которые утверждаются контролирующими органами Государственного управления РФ. Данные правила и стандарты разрабатываются в соответствии с Законом Российской Федерации "О стандартизации" и ГОСТом 28681-90 "Стандартизация в сфере туристско-экскурсионного обслуживания" (основные положения). Основными задачами стандартизации в сфере туристско-экскурсионного обслуживания являются: · установление номенклатуры показателей качества услуг и обслуживания туристов; · установление требований к технологии оказания туристских услуг; · установление требований, обеспечивающих безопасность услуг; · установление требований к сертификации туристских услуг; · установление терминов и определений основных понятий в области стандартизации и управлении качествоми др. Все работы в области стандартизации в сфере туристско-экскурсионного обслуживания возложены на Технический комитет по стандартизации "Туристско-экскурсионное обслуживание" при Росстандарте. Объектами стандартизации в туристско-экскурсионном обслуживании являются: · туристские услуги (путешествия, экскурсии, походы, транспортные услуги, услуги проживания, питания, физкультурно-оздоровительные услуги); · процессы туристского и экскурсионного обслуживания (организация и управление, технологические и обеспечивающие процессы и др.). В настоящее время разработаны следующие нормативные документы по стандартизации в туризме: · ГОСТ Р 50645-94 "Туристско-экскурсионное обслуживание. Классификация гостиниц"; · ГОСТ Р 50644-94 "Туристско-экскурсионное обслуживание. Требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов"; · ГОСТ Р 50681-94 "Туристско-экскурсионное обслуживание. Проектирование туристских услуг";
· ГОСТ Р 50890-94 "Туристско-экскурсионное обслуживание. Туристские услуги. Общие требования"; · СНиП 2.08.02-89 "Строительные нормы и правила". Качество предоставляемых в России туристских услуг по размещению регламентируется Постановлением Правительства от 15 июня 1994 года N 669 "Об утверждении правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации". В рамках СНГ подписано соглашение о проведении согласованной политики в области стандартизации и принято "Положение о Межгосударственном Совете по стандартизации, метрологии и сертификации". Для примера, в соответствии с ГОСТом Р 50645-94 каждой гостинице присваивается категория(от одной до пяти звезд). К каждой категории предъявляются особые требования. Так, в гостинице четыре звезды должны быть следующие дополнительные атрибуты жизнеобеспечения, комфорта и услуг. Торговля и бытовое обслуживание: · парикмахерская высшего разряда с женским и мужским залами, косметический кабинет, маникюр, педикюр; · камера хранения, прием на хранение ценностей; · поднос багажа; · магазины или киоски по продаже сувениров; табачных, парфюмерных и других товаров. Банковские и почтовые услуги: · наличие Сбербанка; · наличие пункта обмена валюты; · наличие почтового отделения. Культурно-спортивное обслуживание: · кино-концертный зал для организации культурных мероприятий и конференций с залами для секционных заседаний, оборудованными для синхронного перевода; · экспозиционный зал (салон) для организации выставок · зал аттракционов; · дискотека с баром; · кегельбан или бильярдная; · сауна с баром и залом спортивных тренажеров; · спортивные площадки; · оборудованный пляж (при наличии водоема); · теннисный корт; · плавательный бассейн; · библиотека с читальным залом; · музыкальный радиоканал: во всех общественных помещениях, в номерах. Прочие услуги: · утренняя побудка (по требованию) или будильник в номер; · ремонт и глажение одежды;
· ремонт и чистка одежды; · срочная стирка и химчистка в течение 24 часов; · вызов автомашины; · прокат легковых автомашин; · подача завтраков, обедов и ужинов в номера; · организация продажи транспортных билетов; · организация продажи билетов в театры, кино и т.д.; · прокат предметов культурно-бытового назначения; · продажа цветов в вестибюле гостиницы и залах ресторана; · бронирования столов в торговых залах ресторана; · солярий. Для аттестации гостиницы следует заполнить анкету с указанием: · названия гостиницы; · адреса; · факса, телефона, телекса; · ведомственной подчиненности; · вида здания (этажность, тип строительного материала, его архитектурное решение, тип проекта, наличие и вид рекламы, наличие служебного входа для обслуживающего персонала и др.); · наличия автостоянки; · территории и ее благоустройства; · числа номеров и характеристики номерного фонда; · наличия службы приема и обслуживания; · дополнительных помещений и служб; · характеристики системы питания; · наличия физкультурно-оздоровительной и культурно-просветительной систем; · наличия системы информационных, бытовых, торговых, медицинских, банковских, почтовых и прочих видов услуг; · наличия бизнес-центра с соответствующим оборудованием; · характеристики системы коммуникаций и инженерных сетей; · дополнительных сведений, характеризующих гостиницу. Данная форма подписывается руководителем и направляется в аттестационный комитет. После предварительного заключения данных материалов группа экспертов проверяет соответствие анкеты аттестации фактическому положению и делает соответствующее предложение по присвоению гостинице той или иной категории. Данная категория может быть понижена (или повышена) в том же порядке. Аналогичные требования по аттестации предъявляются для других средств размещения туристов. Требования по качеству других туристско-экскурсионных услуг определяются вышеприведенными стандартами. За рубежом лицензированием, сертификацией и стандартизацией в туризме занимаются органы государственного управления (комиссариаты по туризму, муниципалитеты) при участии различных международных организаций: Всемирной туристской организации, Всемирной Федерации туристских агентств, Международного Союза по туризму, Европейской Федерации автотуризма и др.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|