Восприятия, внимания, памяти,
ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА Мир полон звуков — живых и неживых, громких и тихих, приятных и резких... Вслушиваясь в звучание окружающего мира, мы догадываемся о событи ях, происходящих вокруг. Позанимайтесь с детьми, научите их слушать и слышать разнообразные звуки на прогулке, во время посещения цирка, зоопарка, а также дома. Приемы работы доступные: вопросы детям, игры «Угадай», «Кто самый внимательный», «Чуткое ухо», соревнование «Кто больше услышит». Научите детей тонко дифференцировать звуки окружающей обстановки, звучащих игрушек и детских музыкальных инструментов; силу, высоту и длительность звучания музыкальных звуков. Такая работа необходима для подготовки детей к анализу речевых звуков. Прислушайтесь к речи людей. Она состоит из множества слов, а слова — из разнообразных звуков. Это звуки речи. Одни речевые звуки можно произно сить протяжно, даже петь. Попробуйте пропеть: ааа, у у у, ооо, эээ. а — о — у — ы — э — и — гласные звуки. Их мы будем обозначать на звуковой схеме слова красным цветом Дети в лесу кричат, чтобы не заблудиться: «А-У!» Сколько звуков в коротком слове «АУ»? Назовите звуки по порядку, выложите схему и прочитайте слово по схеме. Скажите, сколько звуков вы услышали, назовите звуки по порядку. Взрослый произносит цепочки звуков, дети их воспроизводят и называют количество звуков. АИО ОЫАЭИ УЭАИ ИЫАЭОУ Какие звуки вы услышали и произнесли? (Гласные звуки.) Как вы определили, что это гласные звуки? (Их можно тянуть, петь.) Какие гласные звуки вы знаете? [А] [О] [У] [И] [Ы] [Э] Среди звуков речи есть гласные звуки, их можно тянуть в слове, пропеть. Есть и другие, которые не поются, а произносятся кратко, в это время активно работают наши органы речи: губы, язык. Это согласные звуки.
Произнесите звукоподражания. Колеса вагонов стучат: т-т-т. Пулемет строчит: д-д-д.
ИГРА «ЧУТКОЕ УХО» Взрослый произносит гласные и согласные звуки. Дети поднимают красную карточку, если услышат гласный звук. Кто ошибется, выбывает из игры. Выигрывает самый внимательный. И — К — Т — У — X — О — А — Г — Ы — Э О — И — Г — Э — Ы — X — А — И — У Э — Г — У — К — А — X — И — Ы — О «ДЕЖУРНЫЙ ЗВОНОК» Учим выделять заданный звук среди других звуков, воспитываем внимание. Взрослый произносит звуки, дети хлопают, если услышат звук [х], гудят, если услышат [г], топают, если услышат [к]. А, Б, В, Г, Д, К, Ж, X, К, Г, 3, Д, Ш, К, М, Н, X, Г, К, Л, Ф, X, Ц, Д, Г, К Выигрывает самый внимательный. «КТО КАК КРИЧИТ?» Воспитываем внимание, память. Взрослый имитирует голоса птиц и животных, дети показывают нужную картинку {свинья, гусь, петух, курица, лягушка, кукушка). хрю-хрю-хрю га-га-га ку-ка-ре-ку го-го-го ква-ква-ква ку-ку, ку-ку кудах-тах-тах Согласные звуки могут произноситься твердо и мягко. Сравните их звучание в слогах: ГА — ГЯ ГО — ГЁ ГУ — ГЮ ГЫ — ГИ ГЭ — ГЕ ХА — ХЯ ХО — ХЁ ХУ — ХЮ ХЭ — ХЕ Твердые согласные звуки мы будем обозначать на звуковой схеме слова синим цветом, а мягкие зеленым. ИГРА «СЛОГИ» Послушайте слова. Есть слова короткие: гусь, хлеб. Есть слова длинные: гладиолус, хлебопекарня. Слово можно произнести по частям — по слогам: ха—лат, пе-тух, гу-си, ги-та-ра. Помните правило: в слове столько слогов, сколько гласных звуков. Определять количество слогов в слове могут помочь приемы: отстукивание, «прошагивание», прохлопывание слов. Подберите слова к слоговым схемам. Гуталин, хлеб, горох, гвоздь, грач, газон, гусар, химик, хобот, халат, хохолок, голубец, гагара. ИГРА «ПТИЧИЙ ДВОР»
Учим детей подражать голосам домашних птиц. Формируем правильное произношение звуков [к], [г], [х]. Дети, глядя на картинки или по памяти, имитируют голоса птиц. Посмотрите на картинку. Как курочка кричит, цыплят собирает? {Ко-ко-ко, ко-ко-ко.) Петушок ходит важный, следит за порядком на птичьем дворе и кричит громко: «Ку-ка-ре-ку!» Как кричит петух? А курица волнуется и кудахчет: «Кудах-тах-тах, кудах-тах-тах». Как она кудахчет? Гуси важно идут стайкой и гогочут: «Га-га-га, га-га-га!» Как гуси гогочут? А вот и утка с утятами голос подает: «Кря-кря-кря!» Как утка кричит? Вышла птичница и стала загонять птиц: «Кыш, кыш...» ИГРА «СЛОГОВАЯ ЦЕПОЧКА» Взрослый произносит слоговую цепочку (звукоподражание), дети подбирают к ней подходящую слоговую схему. КО-КО-КО ГА-ГА КУ-КА-РЕ-КУ КРЯ-КРЯ ХА-ХА-ХА Взрослый показывает слоговую схему, дети произносят нужное количество слогов, затем хлопают столько раз, сколько услышали слогов. «ДЕЖУРНЫЙ СЛОГ» Учим выделять слог с заданным согласным звуком среди других слогов. Воспитываем произвольное внимание. Взрослый произносит слоги, дети повторяют за ним только слоги со звуками [г] и [х]. ТА — КУ — ГА — МЫ — ВО — ХА — ГО — КУ — ХО ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОГА Учим схематическому изображению звуков в слоге. Выложите звуковые схемы слогов: ГУ, ХА, АХ, ГА, ОХ. Проверьте себя: Выложите звуковые схемы слогов: ГЫ, ГИ, ХЫ, ХИ. Проверьте себя: «ЭХО» Учим выделять слово с заданным звуком, воспитываем речевой слух. Взрослый произносит слова, дети повторяют за взрослым только слова с твердыми и мягкими звуками [г], [х], [к]. Толя — Коля кони — пони макать — махать Валя — Галя рука — мука год — лед Лена — Гена пусто — густо ход — рот кот — тот корь — хорь гуси — бусы губы — дубы муха — ухо хата — вата ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|