Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Стадии развития профессиональной идентичности




Характеристика понятия

«профессиональная идентичность личности»

Обращение к проблеме идентичности связано с усилением интереса к проблеме выбора во всех сферах жизненного пространства, самовыражения, обретения «сущностного Я». Идентичность в последние десятилетия становится предметом многочисленных исследований, механизмы ее порождения интерпретируются в различных психологических концепциях либо в категориях самосознания, либо в категориях сознания и бессознательного.

Широкое распространение термина «идентичность» и его введение в научный обиход связано с именем Э. Эриксона, который определил идентичность как внутреннюю «непрерывность самопереживания индивида», «длящееся внутренне равенство с собой», как важнейшую характеристику целостности личности, как интеграцию переживаний человеком своей тождественности с определенными социальными группами [35; 36].

Большинство исследователей трактуют идентичность как результат некоего процесса (самопознания, самопонимания, отождествления, идентификации-отчуждения и т.п.).

Л.Б. Шнейдер [32] выделяет три уровня представленности термина «идентичность» в языке:

1) уровень очевидности или рационалистический, он отражает целостность, неделимость, «натуральность» личности как интегративное свойство человек таков, каким он кажется;

2) понятийный, он отражает конкретно-научное содержание, определяемое исследователями, представляет степень соответствия человека группе, полу, этносу, роду и др.;

3) глубинный или иррациональный, он отражает самость, вещь в себе, основывается на признании иллюзорности человеческого самосознания, необходимости разотождествления сознания с любым наличным содержанием, критике любых форм самоидентификации человека в сфере сущего.

Идентичность обсуждают и как чувство, и как сумму знаний о себе, и как поведенческое единство, то есть она выступает как сложный интегративный психологический феномен.

Описывая структуру идентичности, исследователи по сути раскрывают ее содержание. Э. Эриксон определяет содержание идентичности как конфигурацию, которая постепенно объединяет конституциональные задатки, базовые потребности, способности, значимые идентификации, эффективные защиты, успешные сублимации и постоянные роли. Это и определяет систему ценностей, идеалы, жизненные планы, социальную роль индивида, его включенность в конкретно-историческую жизнь общества.

Описание типологий идентичности переводит обсуждение от содержания идентичности к форме ее выражения, подтверждает многообразие различных видов (эго-идентичность и групповая идентичность, личностная и социальная, позитивная и негативная, внешне обусловленная, приобретенная, заимствованная, объектная и индивидуальная, преждевременная, диффузная, мораторий, достигнутая, осознаваемая и неосознаваемая, актуальная и виртуальная, реальная, идеальная, негативная и предъявляемая) идентичности, выражающих многозначность ее содержания, и раскрывает необходимость их выделения различными исследователями. Идея о наличии двух основных аспектов идентичности – ориентированного на социальное окружение (социальная идентичность) и на уникальность проявлений человека (личностная идентичность) – является преобладающей в современной западной психологии.

Итак, возможно выделение различных типов идентичности. Одним из видов идентичности является профессиональная идентичность.

Несмотря на постоянно растущий интерес к проблеме профессиональной идентичности вопрос о природе, структуре, динамике и функциях этого феномена окончательно не решен. Это происходит, прежде всего, по причине слабой разработанности проблемы идентичности и, в частности, социальной идентичности, что отражается на понимании места профессиональной идентичности в общей структуре личности.

Анализируя основные проблемы подготовки современных профессионалов, можно выделить две взаимосвязанные предметные области: «идентичность» и «развитие». Идентичность, предполагает осознанное внимание к вопросу «Кто Я?», который сопровождает человека на протяжении всей его жизни и обусловливает многие важные моменты жизнедеятельности. Развитие означает направленность на профессиональный рост, новое качество работы, открытость в поиске информации, гибкость в целеполагании и принятии решений.

Идентичность и развитие в ходе профессионализации тесно и сложно переплетены: профессиональная идентичность, с одной стороны, формируется в процессе профессионального развития, с другой, выступает одним из важных показателей становления личности профессионала. В практическом плане это значит, что для того, чтобы выжить в новых динамичных социально-экономических условиях, выдержать конкуренцию, обеспечить благополучие своих близких и обеспечить стабильность на будущее, современный профессионал должен быть способен к постоянному развитию и анализу своего места в социальной и профессиональной среде.

Анализ современных работ по исследованию профессиональной идентичности показывают, что это явление рассматривается по отношению к устоявшимся в психологии понятиям, таким как профессиональное самоопределение, профессиональные статусы и роли, профессионализация, профессиональное самоопределение и т.д.

Достаточно устоявшейся точкой зрения на профессиональную идентичность является рассмотрение этого явления как определенного положительного результата профессионального самоопределения, показателя уровня развития профессионала и личности.

В зарубежной литературе проблематика профессиональной идентичности связана, прежде всего, с профессиональным развитием и социальным контекстом становления профессионала. Например. М. Аргайл еще в середине семидесятых годов прошлого века писал о связи профессиональной идентичности с профессионализацией индивида. При этом профессионализация рассматривалась как сложный процесс, включающий в себя: профессиональный тренинг, усвоение стандартов и требований к выполнению деятельности, понимание норм поведения в рамках профессиональных групп [13, с. 123]. Именно взаимодействие с другими членами профессионального сообщества помогает индивиду усваивать точные профессиональные стандарты, оценивать уровень своего владения профессией. Подтверждение профессиональных норм помогает индивиду поддерживать профессиональную идентичность и сохранять на долгое время свой статус. Идентичность в данном подходе выступает как близкая к профессиональному статусу характеристика, связанная с долговременным профессиональным положением.

Дж. Соненфилд показывает, что идентичность появляется и трансформируется в ходе профессионального развития. Карьерный рост сопровождается изменением различных по широте видов идентичности. Происходит переход от частичных, отдаленных друг от друга идентификационных характеристик (знание отдельных качеств как профессионала и члена сообщества) к более общей концептуальной идентичности (знание своего статусного и ролевого положения, обусловленного принадлежностью к профессии). Концептуальная идентичность и является той характеристикой, которая определяет движение по карьерной лестнице и степень вхождения в профессию [13, с. 122].

В работе Р. Финчман внимание уделяется осознанию профессиональных требований, этических норм, ценностей, которое происходит по мере овладения профессией. Процесс формирования профессиональной идентичности, по сути, выступает как соотнесение индивидуальных особенностей и социальных воздействий в ходе профессионализации, что позволяет человеку осуществлять профессиональную саморегуляцию [13, с. 124].

Идея соотношения личностного и социального аспектов профессиональной идентичности выражена в полной мере в понятии «психосоциальная идентичность», обозначающем идентичность, связанную с социальным контекстом профессионального развития [13, с. 125]. Подчеркивается роль социального окружения в личностном развитии и осуществлении деятельности. В таком ракурсе проблема идентичности становится особенно популярной после появления теории социальной идентичности А. Тэшфела, Дж. Тернера. В развитии этой теории было выявлено, что социальная идентичность, формирующаяся в ходе освоения деятельности и взаимодействия, оказывает влияние на кооперацию, взаимоотношения членов рабочих групп и, как следствие, профессиональное развитие индивидов.

Применительно к проблеме профессиональной идентичности уместно уделить внимание литературе, посвященной профессиональному поведению, в которой рассматриваются ситуации, когда человек перестраивает свое вербальное и невербальное поведение под влиянием профессионального окружения. Так, исследование соответствия поведения человека требованиям деятельности и внешнего профессионального окружения нашло отражение в ряде теоретических подходов, таких как типологическая теория Дж. Холланда, теория приспособления к работе. В русле этих подходов изучались различные аспекты влияния деятельности и социального окружения на результаты и удовлетворенность трудом, индивидуальное здоровье и т.д.

В исследованиях динамики взаимодействия индивида и его профессионального окружения было показано, что преуспевать в деле могут те, кто подстроился под требования работы и профессионального окружения. Профессиональная идентичность при этом выступает в качестве внутренней схемы, в которой отражаются представления человека о том, каким он должен быть, что уметь делать и как вести себя в профессиональном сообществе для того, чтобы эффективно реализовать себя в профессии.

Из этого краткого обзора видно, что социальный контекст профессионального становления и формирования идентичности явно выражен в зарубежных работах.

Проблема соотношения личностного развития и социального контекста профессионализации нашла отражение и в работах отечественных авторов, занимающихся исследованием профессиональной идентичности.

В современном подходе к исследованию профессиональной идентичности, развиваемом Л.Б. Шнейдер, данный феномен как результат процессов профессионального самоопределения, персонализации и самоорганизации, проявляющийся в осознании себя представителем определенной профессии и профессионального сообщества, а также как определенная степень отождествления-дифференциации себя с Делом и Другими, проявляющаяся в когнитивно-эмоционально-поведенческих самоописаниях Я [31; 32; 33].

В то же время некоторыми авторами отмечаются трудности обращения к понятию профессиональной идентичности ввиду его слабой разработанности. Так, И.С. Кон при анализе проблем юношеского возраста рассматривает формирование личной идентичности как центральное звено в развитии личности на этом этапе. Вместе с тем, анализируя работы Э. Эриксона, он отмечает неопределенность понятия идентичности и, в частности, понятия зрелой идентичности и его критериев [20; 21; 22].

Для отечественных исследований профессиональной идентичности характерна опора на принципы системности и структурности психических явлений, поиск генетически взаимосвязанных уровней идентичности, исследование формирования идентичности в процессе освоения и выполнения профессиональной деятельности. Этому способствует традиция и концептуальная база отечественных исследований, проведенных Е.А. Климовым [17; 18; 19], В.Д. Шадриковым [34], Ю.П. Поваренкова [26] и др.

К.А. Абульханова-Славская выделяет типы идентичности в соответствии с особенностями самовыражения личности в профессии, что отражает концепцию автора относительно роли личностной активности в самоопределении [1; 2; 3]:

- первый тип идентификации. Самовыражение происходит через выбор профессии, которая максимально близка к характеристикам личности. В этом случае жизненная перспектива связана с повторением ситуаций, позволяющих личности реализовывать свои возможности;

- второй тип идентификации. Выбирается профессия, дающая возможность личности двигаться по ступеням профессионального мастерства. В этом случае возникает движение, которое влечет за собой качественные изменения профессиональных позиций, с перспективой их повышения. В основе профессионального движения лежат требования и задачи трудовой деятельности, а так же развитие способностей личности;

- третий тип идентификации. Самовыражение в профессии происходит через совершенствование и развитие личностных качеств и способностей. Профессия актуализирует способности личности, находящиеся в потенциальном состоянии, открывая тем самым перспективы развития личности;

- четвертый тип идентификации. Самовыражение человека основано на развитии способностей и самоконтроля, самоанализа, планирования творческой активности. В этом случае личность способна к движению и развитию в профессии. А также к преобразованию условий труда в направлении необходимом для реализации собственных способностей.

В рамках идеи профессионального становления личности Ю. П. Поваренкова профессиональная идентичность рассматривается как явление системное, динамичное и уровневое, тесно связанное с другими элементами профессионального развития человека: профессиональным самоопределением, профессиональной самооценкой, профессиональной деформацией [26].

Автор анализирует профессиональную идентичность:

а) как тенденцию становления профессионального пути субъекта и ведущий показатель его профессионального развития;

б) как эмоциональное состояние, которое возникает на основе отношения к профессиональной деятельности, профессионализации и к себе как профессионалу;

в) как подструктуру субъекта профессионального пути, реализующуюся в форме функциональной системы (определенные качества субъекта, которые «задают» содержание и направленность профессиональной идентичности и обеспечивают ее достижение, развитие).

В качестве элементов профессиональной идентичности рассматриваются потребности, интересы, установки, убеждения и другие компоненты мотивационной сферы личности, которые реализуются и удовлетворяются в процессе профессионального пути. Средствами достижения профессиональной идентичности являются соответствующие знания и способности, которые обеспечивают реализацию активности, направленной на достижение заданной профессиональной идентичности [26].

В работе Т.В. Мищенко, профессиональная идентичность рассматривается к контексте профессиональной деятельности, благодаря которой у субъекта выстраивается способ профессионального взаимодействия с окружающим миром и происходит обретение смысла самоуважения. Автор уделяет внимание личностным характеристикам, обеспечивающим ориентацию в мире профессий, условиям более полной реализации личностного потенциала в деятельности, а также прогнозированию возможных последствия выбора профессии. Профессиональная идентичность предполагает понимание человеком профессии, принятие себя в профессии, умение хорошо и с пользой для других выполнять свои профессиональные функции [25].

Е.Н. Кирьянова определяет профессиональную идентичность как устойчивое согласование индивидуальных признаков, условий и содержания профессии, обеспечивающее достижение на конкретном этапе определенного, субъективного уровня профессионализма, обуславливающее дальнейший профессиональный рост и возможность переноса сформированных навыков и умений в измененные условия деятельности [16].

Автором было проведено исследование, направленное на изучение профессиональной идентичности как одного из факторов адаптации в социокультурной среде. Исследование показало, что профессиональная идентичность носит интегральный характер и является универсальным основанием адаптации специалистов в профессиональной сфере в рамках иной культуры. Это позволяет сделать вывод о многокомпонентности структуры идентичности. Наряду с высоким уровнем профессионализма, способностью к применению умений и навыков в условиях нового профессионального пространства, в ее структуру входят коммуникативные способности, сформированность эмоционально-волевой сферы, активность, целеустремленность, решительность, стрессоустойчивость, а также следование этическим нормам профессионального сообщества [16].

В отечественных исследованиях показано, что профессиональная идентичность – продукт длительного личностного и профессионального развития. В полной мере эта идея представлена в работах Е.П. Ермолаевой [10; 11; 12]. Автор исходит из того, что профессиональная идентичность складывается только на достаточно высоких уровнях овладения профессией и выступает как устойчивое согласование основных элементов профессионального процесса. Анализ этапов овладения профессией и соответствующих уровней идентичности, показывает, что степень идентификации субъектом себя с профессией определяет возможности реализации преобразующей функции идентичности. Профессиональная идентичность выступает регулятором, выполняющим стабилизирующую и преобразующую функции, сочетание которых обеспечивают профессиональное самоопределение и развитие профессионала.

Преобразующая функция связана с направленностью на развитие, смену профессиональной позиции и зависит от:

1) диапазона изменения профессионально важных качеств и степени идентификации себя с профессией – возможности адаптации выше у людей с широкой идентификацией;

2) дистанцирования образа своей профессии от других – профессиональная самоизоляция затрудняет адаптацию в изменившихся условиях и «наведение мостов» при переходе в иное профессиональное пространство;

3) системности или «рыхлости» структуры идентичности.

Все эти факторы составляют преобразующий потенциал профессионала. В основе профессиогенеза лежит цикличность динамики преобразующего, стабилизирующего и реализующего компонентов. Идентичными могут считаться только профессионалы, обладающие как стабилизирующей базой, так и преобразующим потенциалом.

Как подчеркивает Н.Л. Иванова [13], развиваемые Е.П. Ермолаевой представления о профессиональной идентичности в целом согласуются с современными тенденциями в западной психологии, где профессиональная идентичность рассматривается как компонент личности, обеспечивающий успешную профессиональную адаптацию, и как доминантный фактор профессиональной карьеры, базирующийся на компетентности, профпригодности, интересе к работе и балансе со средой.

Сложным в исследовании профессиональной идентичности является вопрос о месте этого феномена в общей структуре идентичности личности, а именно в отношении к полюсам «социальный – личностный». Так, понятие «профессиональная идентичность» рассматривается как конкретизация личностной идентичности применительно к содержанию и условиям профессионального становления личности.

Надо отметить, что в большинстве работ все-таки наблюдается большее тяготение к социальному полюсу. Например, Л.Б. Шнейдер в профессиональной идентичности выделяет два важных аспекта: осознании себя представителем определенной профессии и профессионального сообщества [31].

Трудность изучения профессиональной идентичности заключается, как отмечают исследователи, в том, что этот вид идентичности, с одной стороны, является личностным образованием, с другой – он связан с определенным групповым членством (профессиональная группа, коллектив и т.п.). В процессе идентификации восприятие собственной принадлежности к определенной социальной категории сопровождается формированием соответствующей системы ценностей. В ходе профессионального становления субъект идентифицирует себя с людьми подобными себе, а именно, представителями его профессии, владеющими теми или иными профессиональными качествами, или самим собой как профессионалом на определенных стадиях развития. Поэтому профессиональная идентичность в континууме личностный – социальный находится ближе все-таки к социальному полюсу и обладает свойствами социальной идентичности (самоопределение в социальной группе, принятие группового членства, категоризация и сравнение в обретении и трансформации идентичности, эффект межгрупповой дискриминации и т.д.).

Как считает Л.Н. Иванова [13; 14], профессиональная идентичность может рассматриваться как область самосознания личности, в которой под влиянием деятельности и связанного с ней взаимодействия конструируется индивидуальное эмоционально окрашенное знание собственной принадлежности к профессии как особой деятельности, реализующейся в определенных профессиональных общностях. Соответственно этому знанию индивид осваивает систему ценностей, а также форм поведения, свойственных профессиональному сообществу и диктуемых целесообразностью как деятельности, так и статусно-ролевыми, ценностными, мотивационными влияниями профессионального сообщества. Профессиональная идентичность, будучи важным компонентом в структуре социальной идентичности, формируется в ходе личностного и профессионального становления и оказывает влияние на многие аспекты жизни человека.

Таким образом, профессиональная идентичность является актуальным в научном и практическом плане предметом психологического исследования. Генезис, формирование профессиональной идентичности как сложнейшие процессы, в ходе которых происходит трансформация сложившихся идентификационных структур, тесно связаны с контекстом развития личности, организацией профессионального опыта, осмыслением своего места в социальной среде, социальным взаимодействием.

Профессиональная идентичность предстает как интегративное понятие, в котором выражается взаимосвязь когнитивных, мотивационных и ценностных личностных характеристик, обеспечивающих ориентацию и взаимодействие в мире профессий, позволяющих более полно реализовывать личностный потенциал в профессиональной деятельности и профессиональном сообществе, а также прогнозировать возможные последствия профессионального выбора и направления развития. Представление человека о своем месте в профессиональной общности, сопровождающееся определенными ценностными и мотивационными ориентирами, а также субъективным отношением к собственной профессиональной принадлежности составляет основу профессиональной идентичности.

Профессиональная идентичность носит социокультурный характер. Профессиональная идентичность служит основанием и критерием личностного выбора лишь в обществах и у личностей с ведущей ориентацией на профессиональный труд. В обществах с традиционно высоким социальным статусом профессии профессиональная идентичность выступает как ведущий фактор психологического благополучия, дающего ощущение стабильности окружающего мира и уверенности в своих силах.

Являясь подвидом социальной идентичности, профессиональная идентичность выступает как категория индивидуальная, но связанная с набором ролей и статусов, ценностями и нормами профессионального сообщества.

Стадии развития профессиональной идентичности

Профессиональная идентичность имеет внешние и внутренние компоненты. Внешние аспекты идентичности связаны с тем, как его воспринимают и насколько принимают человека как специалиста коллеги и клиенты. К внутренним аспектам профессиональной идентичности относятся процессы самовосприятия и профессионального самосознания.

В своем развитии профессиональная идентичность проходит несколько стадий. Для их описания мы используем исследование И.Ю. Хамитовой [30], в рамках которого она выделяет и описывает шесть стадий развития профессиональной идентичности.

Время обретения профессиональной идентичности – индивидуально, однако, как подчеркивает автор, на это требуется не менее четырех лет. Следовательно, люди, заканчивающие профессиональное обучение, как правило, еще не достигают шестой стадии развития профессиональной идентичности. В действительности, не все, кто вначале выглядел перспективным, достигают всех целей шестой стадии. Случаются застревания на различных стадиях, чаще всего на пятой стадии – обретения идентичности и независимости.

Различные авторы выделяют разное число стадий, которые специалист проходит в своем развитии, но безусловной является динамика от ученичества, зависимости от наставника и неуверенности к независимости, уверенности и интеграции.

В исследовании И.Ю. Хамитовой отмечаются следующие исследования:

(1) Hess (1980): начало – развитие навыков – консолидация – взаимность;

(2) Hogan (1964): неуверенность-зависимость – зависимость-автономия – уверенность в себе – созидательность;

(3) Yogev (1982): определение ролей – приобретение навыков – укрепление и развитие практики;

(4) Loganbill, Hardy and Delworth (1982): стагнация – замешательство – интеграция;

(5) Blount & Glenwick (1982): адекватность-неадекватность - зависимость-автономность – условная зависимость-индивидуация – независимая практика и консультирование коллег;

(6) Kaslow (1986): возбуждение и тревога от предвкушения - зависимость и идентификация – активность и продолжающаяся зависимость – насыщение и вступление в самостоятельность – идентичность и независимость – спокойствие и коллегиальность.

Исследование Kaslow, которое комментирует И.Ю. Хамитова, посвящено развитию профессиональной идентичности психотерапевта. Выделенные стадии имеют следующее содержание [30].

Стадия 1. Возбуждение и тревога предвкушения.

Охватывает время от начала обучения до первой встречи с клиентом. Длительность ее строго индивидуальна и может продолжаться как несколько часов, так и достаточно длительный период времени. Многое зависит от того, насколько велико желание студента поскорее получить первого клиента.

На этой стадии состояние студента можно охарактеризовать как диффузную тревогу и возбуждение. С одной стороны, это – захватывающее чувство новизны, чего-то неведомого. С другой стороны, это пугающее, неуютное чувство, так как у студента еще нет специфической профессиональной цели, на которой он мог бы сфокусироваться. Диффузную тревогу и возбуждение, которые характерны для начинающих практику студентов отмечают практически все авторы.

Стадия 2. Зависимость и идентификация

Вторая стадия начинается, как только студент получает первого пациента. И заканчивается, когда студент начинает осознавать, что оказывает значительное воздействие на него.

Основное состояние студента на этой стадии – недостаток уверенности в себе, в своих силах, нехватка знаний о результатах терапевтической работы, неизбежные и постоянные ощущения «неприкаянности» начинающего психотерапевта на этой стадии. Студент находится в состоянии постоянного ожидания катастрофы, боится сказать фразу, которая, якобы, может мобилизовать психоз у пациента. На этом этапе у студентов еще нет ясного видения того, что представляет собой процесс психотерапии. Отмечается зависимость, неуверенность и непонимание своего места в терапевтическом процессе, смесь неуверенности, зависимости, ужаса, страха и возбуждения студента во время приема первого клиента. На этой стадии у студента полностью отсутствует понимание степени его влияния на клиента. В ходе терапии возникают ситуации, (например, слезы или регрессия пациента) когда студент ясно может ощутить степень зависимости пациента. Однако ему трудно поверить в это, поэтому, обычно, на этом этапе результат воздействий студент склонен приписывать скорее своим личностным свойствам, чем профессиональным навыкам. Делани пишет о том, что основное внимание студента на этой стадии сосредоточено на сиюминутных, а не отдаленных целях, ибо он еще не в состоянии видеть перспективу. Самый главный вопрос на этой фазе: «В чем конкретно заключается моя работа?» Новичку свойственно отвлекаться от главной цели на вызывающие беспокойство темы. Ему еще трудно увидеть природу внутренней проблемы пациента и сконцентрироваться на главном.

На этой стадии студенту свойственна очень сильная зависимость от супервизора, которая может принимать различные формы, от доверительной зависимости и прямого подчинения и до временных отказов от помощи супервизора. Студенты, как правило, подражают своим супервизорам, их стилям, отношениям с пациентами и даже имитируют телесную осанку и привычки. На этой стадии студент занят поисками инструкций, как управлять специфическим поведением пациента на сессии. Неявка пациента, отмена сессии, опоздания, навязчивые звонки между встречами, личные вопросы к терапевту, требования конкретных советов, появление на приеме в состоянии интоксикации, обильные слезы, психотические проявления, реакции ярости, суицидальные мысли, сильное отреагирование и так далее – на все эти вопросы студент требует конкретных рекомендаций супервизора. Многие супервизоры сталкиваются с заметным давлением со стороны своих супервизируемых, страстно желающих, чтобы тот стал живым воплощением инструкций по управлению клиентом. На этой стадии студенты еще не задают наиболее важные для них вопросы, они еще слишком болезненны. Один из самых замалчиваемых вопросов – это: «Действительно ли я обладаю всем тем, что необходимо для успешной работы?» Часто на этой стадии начинающих психотерапевтов одолевают сомнения в своих силах. На этой стадии супервизируемые не рассказывают всего того, что происходит на сессиях. Начинающие психотерапевты склонны скрывать от супервизора большую часть того, что они делают со своими пациентами. Это обусловлено страхом выглядеть не достаточно успешным. Хотя ситуация супервизии всегда чревата болезненными ударами по нарциссизму, на этой стадии начинающий психотерапевт наиболее уязвим к получению нарциссической раны. Если на супервизии студент упоминает о контрпереносе, то обычно это происходит в форме «исповеди» об агрессивных или сексуальных чувствах, связанных с пациентом. Начинающий психотерапевт обычно бывает крайне смущен подобными чувствами. И поскольку он еще не приобрел способность к глубокому анализу переноса и контрпереноса, то, как правило, он не осознает важности подобных чувств как клинической информации о пациенте.

На этой стадии развития профессионального становления очень силен «голод подтверждения». Кроме того, студент переполнен неадекватными требованиями к себе. На этом этапе крайне важно, чтобы пациенты были адекватны его силам. Если на этой стадии у начинающего психотерапевта появляются проблемы в обращении с пациентом или терапия проходит неудачно (в силу того, что с самого начала это был случай с неблагоприятным прогнозом), то у студента могут возникнуть проблемы с развитием профессиональной идентичности и дальнейшим ростом.

Стадия 3. Деятельность и продолжающаяся зависимость

Третья стадия обычно начинается после нескольких месяцев или лет практической работы. Как правило, эта стадия инициируется первым осознанием того, что терапевтический процесс воспринимается пациентом серьезно. Получается, что доверие пациента к терапевтической силе начинающего психотерапевта возникает задолго до того, как он сам поверит в свои возможности. Именно реакция пациента убеждает практикующего студента, что «он – не жулик, не мошенник».

На этой стадии происходит движение от пассивности и зависимости к частичной автономии и активности. Начинающий психотерапевт теперь может действовать самостоятельно, а не просто пассивно выполнять все инструкции супервизора. Возросшая ответственность за терапевтический процесс и осознание того, что он может благотворно влиять на пациента, приводят к тому, что на этой стадии начинающий психотерапевт начинает колебаться от переоценки своих возможностей до их недооценки. Чувство всемогущества сопровождается виной за то, что он якобы мог сделать, но не сделал.

На этой стадии тревога появляется лишь эпизодически, во время кризисов. Тем не менее – это безусловный прогресс по сравнению с предыдущей стадией. Начинающий психотерапевт уже может самостоятельно ставить перед собой цели и выбирать терапевтическую стратегию. И хотя, конечно, до мастерства еще очень далеко, эта стадия напоминает, по мнению исследователей, «спокойствие после шторма». На первый план выступает приобретение навыков, а критика уже не воспринимается так болезненно. Несмотря на некоторую пассивность, которая все еще наблюдается у студента, возрастает его осознание динамики клиента, тонкостей беседы и коммуникации.

На этой стадии для начинающего психотерапевта важна реакция окружения, аналогичная «роли значимых других» для детского самоопределения. Требуется признание сложности, ответственности и весомости работы психотерапевта.

Супервизии на этом этапе переполнены обменом теоретической информацией, в которых студент стремится набраться профессиональных оборотов. В этот период студенты ставят диагнозы всем и каждому, используя психотерапевтический жаргон. Это очень важно для процесса профессионального принятия, однако, эти новые слова еще весьма мало влияют на психотерапевтическую работу студента.

На этой стадии для студента имеет очень большое значение возможность экспериментировать, делать ошибки, разрешать возникающие проблемы. В свою очередь супервизор может испытывать не только дискомфорт, а настоящую фрустрацию, просто сидя и наблюдая эту хаотичную и неэффективную деятельность.

Стадия 4. Насыщение и принятие самостоятельности

Эта стадия начинается, когда студент осознает, что является психотерапевтом. До этого он наблюдал улучшение пациентов и даже чувствовал свою причастность к этому, но не воспринимал себя как психотерапевта.

Существенным аспектом развития профессионального Я является осознание студентом своего вклада в терапевтический процесс. Начинающий психотерапевт чувствует себя профессионалом, он уже из непосредственного опыта многое знает о процессе психотерапии, в чем заключается его работа, какова сила его влияния на пациента. Эффективность начинающего психотерапевта будет зависеть от ряда факторов, прежде всего от опыта, то есть, количества пациентов, прохождения личной психотерапии, а также чтения и обсуждения профессиональной литературы. В результате интеграции всех этих опытов возникает связь между теорией и практикой психотерапии. Теперь начинающий психотерапевт более осмысленно и личностно подходит к знакомству с тем или иным направлением психотерапии. До этого не было упорядоченной теоретической базы и стабильного чувства терапевтического стиля. На предыдущих стадиях существовало представление о различных подходах, но всему этому хаотическому нагромождению информации не хватало организации, структуры, в которой, как на полочках, можно было бы расположить разнообразные идеи.

На этой стадии отношения с пациентами также подвергаются изменениям. Психотерапевты становятся более теплыми, зрелыми и естественными в своих отношениях с ними. Именно теперь студент по-настоящему идентифицируется со своим супервизором, что является предвестием интернализации. Теперь студент уже не воспринимает супервизора как защитника интересов пациента. Скорее, супервизор является консультантом, обеспечивающим помощь в случае необходимости. Сам процесс супервизии уже не сфокусирован исключительно на пациенте, ибо студент вполне в состоянии справиться с тревогой, порождаемой исследованием контрпереноса. Так как на этой стадии начинающий психотерапевт уже в достаточной степени подкован теоретически, то теперь он уже может вступать в теоретические дискуссии с супервизором. Если раньше студенты отдавали предпочтение эмпатичным супервизорам, то теперь их выбор падает на супервизоров-интеллектуалов, более осведомленных и более опытных. Слишком сильная, по мнению студента, опека супервизора будет вызывать протест у супервизируемого, а выдаваемые «без запроса» советы могут восприниматься с обидой или игнорироваться в силу назревшей потребности прочертить границу между процессом супервизии и психотерапии. Чрезмерный контроль супервизора на этой стадии вызовет протест и будет вос

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...