Тестирование схватывающих узлов с дополнительным узлом «заячьи уши».
№
| Название узла
| Тип веревки
| Тип петли
| Разрушающая нагрузка
кН
| Примечания
|
| Прусик 2 оборота
| Канат 6 мм
| Грейпвайн, «заячьи уши»
| 6,2
| Начало протравливания 4 кН.
Разрыв в ветке без узла, в прусике.
|
| Прусик 3 оборота
| Канат 6 мм
| Грейпвайн, «заячьи уши»
| 6,7
| Меньшее протравливание и оплавление веревки.
Разрыв в узле «заячьи уши»
|
| Маршара (клеймхест) 6 оборотов
| Канат 6 мм
| Грейпвайн, «заячьи уши»
| 6,4
| Протравливание незначительное.
Разрыв в узле «заячьи уши»
|
| Маршара (клеймхест) 4 оборота
| Канат 6 мм
| Грейпвайн, «заячьи уши»
| 6,3
| Протравливание незначительное.
Разрыв в узле «заячьи уши»
|
| Французский (автоблок, обмоточный) 6 оборотов
| Канат 6 мм
| Грейпвайн, «заячьи уши»
| --------
| Протравливание при усилии 9,3кН.
Узел не разрушился.
|
| Прусик 3 оборота
| Канат 6 мм
| Грейпвайн
| 8,7
| Приведено для сравнения
|
Выводы из тестирования узлов с дополнительным узлом «заячьи уши».
1. Во всех испытаниях схватывающие узлы с дополнительным узлом «заячьи уши» и проводник показали значительное снижение прочности.
2. Протравливание и оплавление веревки при использовании узла «заячьи уши» большее чем без узла.
3. В процессе затягивания петли схватывающего узла происходит ее значительное удлинение. Большая часть этого удлинения образуется в процессе затягивания и проскальзывания узла Грейпвайн, что приводит к неравномерному нагружению ветвей петли и узла. Во всех тестах первой порвалась ветвь БЕЗ узла Грейпвайн.
4. Использование любых дополнительных узлов в петлях для завязывания схватывающих узлов приводит к СНИЖЕНИЮ их прочности и надежности.
5. Потери в прочности в системе составляют от 25 до 40%. (цифры округленные).
6. Мы ожидаем, что потери прочности в динамических тестах будут большими. В связи с большей скоростью приложения нагрузки и меньшими возможностями для ее перераспределения.
Ограничения.
Данная работа не претендует на «закрытие темы». Мы осознаем статистическую недостоверность данных испытаний, связанную с небольшим количеством тестов.
При динамических испытаниях мы ожидаем, что прочность многих узлов будет ниже, чем в статических испытаниях вследствие худшего распределения нагрузок, нагрева и оплавления веревок.
Общие выводы.
Схватывающие узлы Прусик в 3 оборота, Французский схватывающий и узел Маршара, завязанные из сертифицированной вспомогательной веревки, обладают достаточной прочностью и надежностью для их использования в туристской альпинистской и спасательной практике.
Рекомендуется использовать вспомогательную веревку с повышенной разрывной нагрузкой > 10 кН.
Вспомогательная веревка толщиной 7 мм обладает большей прочностью и обеспечивает большее удобство при эксплуатации.
Использование сшитых петель для схватывающих узлов обеспечивает высокую надежность и удобство в эксплуатации. Меньший вес, компактность и т.д.
Завязывание дополнительных узлов: «заячьи уши», проводник, восьмерка, стремя и т.д. приводит к СНИЖЕНИЮ прочности системы и НЕ МОЖЕТ БЫТЬ РЕКОМЕНДОВАНО.
Рекомендованный UIAA схватывающий узел - Прусик в 3 оборота, завязанный из 7 мм репшнура в ДВА РАЗА ПРОЧНЕЕ популярного варианта - Прусик в 2 оборота с узлом «заячьи уши» из 6 мм репшнура.
Часть 2.
Испытания проводились в лаборатории фирмы Венто, с использованием тарированного динамометра, и гидравлической разрывной машины. Апрель 2014 года.
Испытания проводились в статическом режиме. Нагрузка прикладывалась плавно с темпом роста до 1 кН в секунду.
При тестах были испытаны от 3-х до 5-ти идентичных образцов снаряжения. Мы понимаем, что этого недостаточно для получения статически достоверных выводов, но некоторые закономерности можно понять и при таком объеме испытаний.
Указаны среднестатистические результаты испытаний.
Тестовая основная веревка.
Веревка статическая 11 мм ТУ 9616-003-00461221-2001, производства ОАО «Канат» г. Коломна.
Петли крепились к разрывной машине с помощью стальных карабинов из прутка с радиусом огибания 5 мм.
Целью тестов было проверить другие варианты завязывания схватывающих узлов, чем описанные в первой части.
Для завязывания схватывающих узлов применялась вспомогательная веревка 6 мм ТУ 9616-003-00461221-2001 производства ОАО Канат. Выбор для тестов этой веревки обусловлен ее распространенностью, низкой ценой и соответственно популярностью.
Мы НЕ РЕКОМЕНДУЕМ использовать эту веревку для завязывания схватывающих узлов при занятиях альпинизмом и/или туризмом. Для большинства применений больше подойдет вспомогательная веревка диаметром 7 мм и разрывной прочностью > 9.8 кН.
Результаты тестов.
Сначала, для подтверждения релевантности испытаний, были проведены тесты аналогичные прошлым.
Петля, завязанная узлом грейпвайн.
Разрывная нагрузка 10,4 кН. Разрыв на карабине. Разница в результатах с прошлыми тестами возможно возникла из-за использования карабинов другой формы и веревки другой партии.
Петля, завязанная узлом проводник.
Разрывная нагрузка 8,2 кН. Разрыв в узле проводник. Разница в результатах с прошлыми тестами возможно возникла из-за использования карабинов другой формы и веревки другой партии.
Воспользуйтесь поиском по сайту: