Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лексика. Словообразование. Орфография (35 ч)




Программа

По русскому языку.

5—9 классы*

(Авторы программы М. М. Разумовская, В. И. Капинос, С. И. Львова, Г. А. Богданова, В. В. Львов)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа отражает обязательное для усвоения в основной школе содержание обучения русскому языку.

Главная цель обучения русскому языку в обще­образовательном учреждении состоит в том, чтобы обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им овладеть речевой деятельностью: сформировать умения и навыки грамотного письма, рационально­го чтения, полноценного восприятия звучащей ре­чи, научить их свободно, правильно и выразитель­но говорить и писать на родном языке, пользовать­ся им в жизни как основным средством общения.

* Разумовская М. М., Львова С. И., Ка­пинос В. И. и др. Русский язык. 5 класс / под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. — М., 2006.

Разумовская М. М., Львова С. И., Капи­нос В. И. и др. Русский язык. 6 класс / под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. — М., 2007.

Разумовская М. М., Львова С. И., К а п и-н о с В. И. и др. Русский язык. 7 класс / под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. — М., 2007.

Разумовская М. М., Львова СИ., Капи­нос В. И., Львов В. В. Русский язык. 8 класс / под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта.

Разумовская М. М., Львова С. И., Капи­нос В. И., Львов В. В. Русский язык. 9 класс / под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта.

 

В соответствии с целью обучения усиливается речевая направленность курса. В программе рас­ширена понятийная основа обучения связной речи. Теория приближена к потребностям практики; она вводится для того, чтобы помочь учащимся осоз­нать свою речь, опереться на речеведческие знания как на систему ориентиров в процессе речевой де-нтельности, овладеть навыками самоконтроля.

Теоретическую основу обучения связной речи со­ставляют три группы понятий:

1) текст: смысловая цельность, относительная законченность высказывания (тема, основная мысль), формальная связность (данная и новая ин­формация, способы и средства связи предложе­ний); членение текста на абзацы, строение абзаца;

2) стили речи: разговорный, научный, деловой, 11 ублицистический, художественный;

3) функционально-смысловые типы речи: описа­ние, повествование, рассуждение и их разновиднос­ти — описание предмета, описание места, описание состояния природы, описание состояния человека, оценка предметов, их свойств, явлений, событий

И Т. Д.

Уточнены и приведены в систему умения связ­ной речи. Они отобраны и сгруппированы с учетом характера учебной речевой деятельности. Для каж­дого года обучения выделяются умения, связанные с различными видами учебной речевой деятельнос­ти: чтением, восприятием устного и письменного высказывания и его анализом, воспроизведением текста (устным и письменным), созданием выска­зывания (устного и письменного), совершенствова­нием устного и письменного высказывания.

Содержание обучения связной речи (объем зна­ний и основных умений) в программе изложено it полированно, однако предполагается изучение итого раздела параллельно с языковыми темами курса на протяжении всего учебного года.

Речевая направленность курса усилена и в язы­ковых разделах: ставится задача развития умений говорить на лингвистические темы, понимать

лингвистический текст; читать и говорить, соблю­дая интонацию, отвечающую содержанию речи и I особенностям грамматического строя (тексты с об-ращениями, однородными членами, обособления­ми и т. д.). Предусматривается систематическая pa- | бота по орфоэпии.

Помимо указанных особенностей курса, надо от­метить еще следующие.

1. Структура курса формировалась с учетом за­
кономерностей усвоения русского языка. 5 класс
рассматривается как переходный от начального
этапа учения к основному; 5—7 классы имеют мор-
фолого-орфографическую направленность, включа­
ют в содержание обучения вводный курс синтакси­
са и пунктуации, фонетику и орфоэпию, лексику и
словообразование; 8—9 классы нацелены на освое­
ние систематического курса синтаксиса и соответ­
ствующих правил пунктуации.

Некоторое изменение традиционной структуры курса объясняется стремлением создать более бла­гоприятные условия для успешного продвижения учащихся в освоении родного языка. Так, причас­тие и деепричастие изучаются в 6 классе, затем трудные вопросы этой темы закрепляются в 7 клас­се; такое расположение материала повышает каче­ство его усвоения. Кроме того, оказывается разгру­женным традиционно сложный курс 7 класса.

2. Речевая направленность курса предполагает
усиление семантического аспекта в изучении фак­
тов и явлений языка.

Помимо ставшего уже привычным внимания к значению слов и различных грамматических структур, особое место отводится морфемной се­мантике. Осмысление значения морфем, внимание к внутренней форме слова не только развивает грамматическое мышление ребенка, но и помогает решить проблемы внутрипредметных связей, по­зволяет сформировать грамматические, лексиче­ские, орфографические умения и навыки в их един­стве.

3. Речевая направленность курса предполагает формирование у учащихся чуткости к богатству и ныразительности родной речи, гордости за родной язык, интереса к его изучению. Этому способствует пнимание к эстетической функции родного языка, знакомство с изобразительными возможностями изучаемых единиц языка, наблюдение за использо­ванием разнообразных языковых средств в лучших образцах художественной литературы, в которых наиболее полно проявляется изобразительная сила русской речи.

4. Каждый год обучения строится на основе двухступенчатой структуры: закрепительно-углуб-чяющий этап по материалам предыдущего года обучения и основной этап, реализующий програм­мный материал в логике его развития.

Распределение часов по темам примерное и кор­ректируется учителем с учетом хода усвоения учеб­ного материала учащимися.

5 КЛАСС (204 ч)

О языке (3 ч)

Значение языка в жизни человека. Высказыва­ния великих людей о русском языке.

РЕЧЬ (49 ч)

Речь как деятельность, как способ общения июдей посредством языка. Условия, необходимые для речевого общения: наличие собеседника, моти-иа, потребности в общении, предмета речи, общего языка. Речь устная и письменная, диалогическая и монологическая. Культура речевого общения.

Текст как продукт речевой деятельности; его основные признаки: членимость, смысловая цель­ность, формальная связность, относительная за-

конченность (автономность) высказывания. Тема и основная мысль текста; микротемы, план текста; деление текста на абзацы, строение абзаца: зачин, средняя часть, концовка. Развитие мысли в тексте; «данное» и «новое» в предложениях текста.

Стили речи, понятие о стилистически зна­чимой речевой ситуации; речь разговорная и книж­ная, художественная и научно-деловая; характе­ристика разговорного и художественного стилей речи с учетом особенностей речевой ситуации, в ко­торой используются данные стили (сфера употреб­ления, коммуникативная функция, характерные языковые средства).

Типы речи: повествование, описание, рас­суждение. Особенности строения фрагментов текс­та с определенным типовым значением: лицо и его действия, предмет и его признаки, рассуждение-до­казательство, оценочные суждения (типовое значе­ние, схема построения, способы выражения «дан­ного» и «нового» в предложениях фрагмента). Спо­собы соединения фрагментов в целом тексте.

Основные умения

Восприятие высказываний. Владеть техни­кой чтения. Осмысленно, с установкой на полное понимание содержания читать учебные тексты, вы­разительно читать вслух тексты художественного стиля, правильно расставлять логические ударе­ния, передавать с помощью интонации авторское отношение к предмету речи.

Анализ текста. Определять тему и основную мысль текста; подбирать заголовок, отражающий тему или основную мысль текста; выделять в текс­те главную и второстепенную информацию; состав­лять простой и сложный план. Находить в тексте типовые фрагменты — описание предмета, повест­вование, рассуждение-доказательство, оценочные высказывания. Определять стиль речи (разговор­ный, художественный); находить в тексте языко­вые средства, характерные для данного стиля.

Воспроизведение текста. Подробно или сжа­то (устно и письменно) пересказывать тексты, со­держащие повествование, описание предмета или животного, рассуждение-доказательство. При под­робном изложении художественных текстов сохра­нять стиль, типологическую структуру и характер­ные для исходного текста языковые средства.

Создание текста. Создавать устные и пись­менные высказывания: строить абзацы, развивая мысль по данному зачину или концовке; писать со­чинения по картине, по личным наблюдениям на темы из жизни учащихся (описание предмета или животного, повествование и рассуждение); раскры­вать тему и основную мысль высказывания, выра­жать свое отношение к предмету речи; соблюдать последовательность и связность изложения.

Совершенствование текста. Находить и исправлять недочеты в построении текста, в част­ности нарушения последовательности и связности изложения; совершенствовать повествовательный текст, вводя в него там, где это требуется, фрагмен­ты с описанием предмета, элементы рассуждения, оценочные высказывания. Исправлять речевые и грамматические ошибки.

ЯЗЫК. ПРАВОПИСАНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Закрепление и углубление изученного в начальных классах (34 ч)

Фонетика, орфоэпия, графика (10 ч)

Предмет изучения фонетики. Звуки речи. Слог. Русское словесное ударение и его особенности.

Гласные ударные и безударные. Согласные твер­дые и мягкие, глухие и звонкие. Элементарные све­дения о транскрипции.

Предмет изучения орфоэпии. Основные правила произношения звуков речи: ударных и безударных гласных; согласных звуков и их сочетаний, отдель-

ных грамматических форм. Произношение займет вованных слов.

Предмет изучения графики. Алфавит. Правиль­ное название букв алфавита.

Соотношение звуков и букв. Звуковое значени букв е, ё, ю, я. Знакомство со школьным орфоэпи ческим словарем и его использование.

Письмо. Орфография (10 ч)

Значение письма в жизни общества.

Предмет изучения орфографии. Понятие орфо граммы.

Основные виды изученных орфограмм гласны и согласных корня.

Употребление на письме буквенных сочетани жиши, чаща, чущу, нч, чн, чк, рщ; раз делительных ъь; -тся/-тъся в глаголах.

Не с глаголами.

Использование орфографического словаря.

Слово и его значение. Лексика (3 ч)

Предмет изучения лексики.

Слово и его лексическое значение. Основные спо­собы толкования лексического значения слова: краткое объяснение значения в толковом слова­ре; подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов.

Этикетные слова как особая лексическая группа.

Знакомство с толковым словарем.

Слово и его строение. Морфемика (4 ч)

Предмет изучения морфемики. Морфема как часть слова.

Корень. Смысловая общность однокоренных слов. Приставка и суффикс как значимые части слова. Окончание как морфема, образующая форму слова. Знакомство со словарем значения морфем и словарем морфемного строения слов.

Слово как часть речи. Морфология (5 ч)

Предмет изучения морфологии. Система частей речи в русском языке.

Знаменательные части речи, их основные при­знаки.

Служебные части речи.

Междометия и звукоподражательные слова.

Знакомство с грамматико-орфографическим сло­варем.

Культура речи. Правильное произношение тер­минов, заимствованных слов (твердость и мягкость согласных перед е).

Уместное использование этикетных слов и выра­жений в речи (приветствие, прощание, просьба, благодарность, извинение и т. д.).

ЯЗЫК. ПРАВОПИСАНИЕ (систематический курс)

Синтаксис и пунктуация (39 ч)

Предмет изучения синтаксиса и пунктуации.

Словосочетание. Главное и зависимое слова в словосочетании.

Предложение. Его грамматическая основа. Виды предложений по цели высказывания (повествова­тельные, побудительные, вопросительные). Воск­лицательные предложения. Знаки препинания в конце предложения. Интонация и порядок слов. Логическое ударение.

Предложения распространенные и нераспрост­раненные. Главные члены предложения. Второсте­пенные члены предложения: дополнение, опреде­ление, обстоятельство.

Тире между подлежащим и сказуемым, выра­женными существительными в именительном па­деже.

Предложения с однородными членами (без сою­зов и с союзами а, но, одиночным и). Запятая меж­ду однородными членами. Обобщающее слово пе­ред однородными членами. Двоеточие и тире при обобщающих словах.

Обращение. Знаки препинания при обращении.

Сложные предложения с бессоюзной и союзной связью. Понятие о сложносочиненном и сложно­подчиненном предложении. Запятая между частя­ми сложного предложения перед союзами и, а, но, что, чтобы, потому что, если и др.

Прямая речь после слов автора и перед словами автора. Знаки препинания при прямой речи.

Диалог. Тире при диалоге.

Наблюдение за использованием в художествен­ных текстах изучаемых синтаксических конструк­ций, усиливающих образность и эмоциональность речи.

Культура речи. Правильное определение границ предложений в тексте. Соблюдение интонации по­вествовательных, вопросительных и восклицатель­ных предложений. Соблюдение правильной инто­нации в предложениях с однородными членами и в сложных предложениях.

Лексика. Словообразование. Орфография (35 ч)

Слово; взаимосвязь его лексического значения, морфемного строения и написания.

Слова однозначные и многозначные. Прямое и переносное значения слова. Переносное значение слова как основа создания художественных тропов: метафоры, олицетворения, эпитета.

Слова-синонимы, антонимы (повторение). Омо­нимы.

Пути пополнения словарного состава русского языка: словообразование и заимствование слов из других языков. Слова исконно русские и заимство­ванные.

Понятие о механизме образования слов в рус­ском языке. Основные способы образования слов: приставочный, суффиксальный, суффиксально-приставочный, сложение.

Чередование гласных и согласных в морфемах при образовании слова и его форм.

Словообразовательная модель как схема построе­ния слов определенной части речи, имеющих общ-

чЛ

ателъниц

а
ыи

i юсть в значении (оват

и т. п.). Неологизмы как новые слова, построенные

но типичным моделям.

Правописание приставок на з (с). Правописание корней -лож-//-лаг-; -рос-//-раст- (-ращ-). Буквы оё после шипящих в корне. Буквы иы после ц в разных частях слов.

Общеупотребительная лексика и слова, имею­щие ограниченную сферу употребления (диалек­тизмы, профессионализмы). Устаревшие слова.

Фразеологизмы; их стилистическая принадлеж­ность и основные функции в речи.

Наблюдение за использованием в художествен­ном тексте синонимов, антонимов, омонимов; слов в переносном значении для создания тропов (мета­фор, олицетворений, эпитетов); диалектизмов, ус­таревших слов и фразеологических оборотов.

Культура речи. Точное и уместное употребление слов в речи в соответствии с их лексическим значе­нием, стилистической и эмоциональной окраской. Текстовая функция лексического повтора.

Предупреждение речевых ошибок, связанных с неоправданным повтором однокоренных слов.

Использование орфоэпического, толкового, сло­вообразовательного, грамматико-орфографического словарей.

Морфология. Орфография (49 ч)

Классификация частей речи русского языка (по­вторение) (1 ч).

Самостоятельные части речи

Глагол (22 ч)

Глагол как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в пред­ложении. Начальная форма (инфинитив).

Основные способы образования глаголов. Право­писание не с глаголами (закрепление).

Возвратные глаголы. Правописание -тс я и -тъся в глаголах (закрепление).

Виды глаголов. Корни с чередованием ие (-мир-//-мер-; -тир- // -тер- и др.), их правописа­ние.

Наклонение глагола. Время глагола. Лицо и чис­ло. Спряжение. Правописание безударных личных окончаний глагола. Разноспрягаемые глаголы (оз­накомление). Сослагательное наклонение; значе­ние, образование, правописание.

Повелительное наклонение; значение, образова­ние, правописание.

Безличные глаголы. Переходные и непереход­ные глаголы.

Развитие навыков пользования лингвистически­ми словарями разных типов.

Употребление в художественном тексте одного времени вместо другого, одного наклонения вместо другого с целью повышения образности и эмоцио­нальности. Глагольная синонимия в художествен­ных текстах (наблюдение и анализ). Употребление глаголов в переносном значении.

Культура речи. Правильное использование в ре­чи видовременных форм; верное произношение от­дельных глагольных форм. Текстовая функция ви­довременных форм.

Имя существительное (15 ч)

Имя существительное как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические при­знаки, роль в предложении. Начальная форма.

Основные способы образования имен существи­тельных.

Правила употребления при письме типичных суффиксов, в частности суффиксов -чик- (-щик-), -ек- (-ик-). Правила слитного и раздельного написа­ния не с именами существительными. Имена су­ществительные одушевленные и неодушевленные;

собственные и нарицательные. Правила употребле­ния прописной буквы при написании имен сущест­вительных.

Род имен существительных. Существительные общего рода; род неизменяемых имен существи­тельных.

Число имен существительных. Существитель­ные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.

Падеж. Склонение имен существительных. Раз­носклоняемые и несклоняемые существительные.

Правописание безударных окончаний имен су­ществительных.

Развитие навыков пользования грамматико-ор-фографическим, орфографическим, толковым, сло­вообразовательным, орфоэпическим словарями.

Имена существительные в художественном текс­те: их образная и экспрессивная роль.

Культура речи. Правильное согласование в роде со словами типа бандероль, вуаль, лазурь, миг­рень, мозоль, кашне и др.; верное определение ро­довой принадлежности неизменяемых существи­тельных (шимпанзе, кенгуру, шоссе).

Правильное образование некоторых грамматиче­ских форм: пара носков, пара чулок; группа грузин, бурят и др.

Твердое и мягкое произношение согласных пе­ред е в заимствованных словах (типа ателье, тер­мин), правильное ударение в словах (типа кило­метр, обеспечение, щавель и др.); терминов рус­ского языка.

Текстовая функция имен существительных со значением «целое и его части».

Имя прилагательное (12 ч)

Имя прилагательное как часть речи: общее грам­матическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Начальная форма.

Основные способы образования имен прилага­тельных.

Разряды имен прилагательных по значению: прилагательные качественные, относительные и притяжательные.

Прилагательные полные и краткие, их роль в, предложении. Правописание кратких имен прила­гательных с основой на шипящий.

Степени сравнения имен прилагательных.

Склонение имен прилагательных. Правописание падежных окончаний имен прилагательных.

Развитие навыков пользования лингвистически­ми словарями разных типов.

Образная, эмоциональная функция имен прила­гательных в художественном тексте. Эпитеты. Си­нонимия имен прилагательных. Употребление при­лагательных в переносном значении.

Культура речи. Правильное произношение крат­кой формы прилагательных (сильна), прилага­тельных с твердыми и мягкими основами (бес­крайныйбескрайний, искренноискренне); правильное образование и произношение форм сравнительной и превосходной степеней (краси­вее, длиннее).

Стилистическая роль имен прилагательных.

Резервные часы (6 ч)

Основные умения К концу 5 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями:

• по фонетике и графике: выделять в слове звуки и характеризовать их, различать удар­ные и безударные гласные; не смешивать звуки и буквы; правильно произносить названия букв, сво­бодно пользоваться алфавитом, в частности в рабо­те со словарями;

• по орфоэпии: правильно произносить: гласные, согласные и их сочетания в составе слов; заимствованные слова; употребительные слова изу­ченных частей речи, лингвистические термины; пользоваться орфоэпическим словарем;

• по лексике и фразеологии: упот­реблять слова в соответствии с их лексическим зна­чением; толковать лексическое значение извест­ных учащимся слов и подбирать к словам синони­мы и антонимы; пользоваться толковым словарем;

• по морфемике и словообразова­нию: выделять морфемы на основе смыслового и словообразовательного анализа слова (в словах не­оложной структуры); подбирать однокоренные сло­ва с учетом значения слов; понимать различия в значении однокоренных слов, вносимые пристав­ками и суффиксами; по типичным суффиксам и окончанию определять изученные части речи и их формы; пользоваться словарем морфемного стро­ения слов;

• по морфологии: различать части речи; анать и верно указывать специфические морфоло­гические признаки глаголов, имен существитель­ных, прилагательных; знать, как изменяются эти части речи, уметь склонять, спрягать, образовы­вать формы наклонения и др.;

• по орфографии: понимать значение письма и правописания для жизни людей; замечать орфограммы корня и дифференцировать их; вла­деть правилами обозначения на письме проверяе­мых и непроверяемых произношением гласных и согласных (по списку); о— ё после шипящих в кор­не, чередующихся ао, еи в корнях типа -раст/ /-рос-, -лаг-//-лож-, -мер- / / -мир-, -тер-//

тир-; знать неизменяемые приставки (в-, на-, с- и т. д.), приставки на з (с) (раз/ /рас-; из-//ис- и др.) и верно их писать; знать смешиваемые при письме безударные окончания существительных, прилагательных и глаголов, уметь обнаруживать их в тексте и владеть способом определения верно­го написания; безошибочно писать буквенные соче­тания жиши, чаща, чущу; чк, чн, нч, рщ; верно употреблять разделительные ъь, бук­ву ь после шипящих в конце существительных и глаголов, не с глаголами;

по синтаксису: выделять словосочетания в предложении, определять главное и зависимое слова; определять предложения по цели высказы­вания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ; состав­лять простые и сложные предложения изученных видов; интонационно правильно произносить пред­ложения изученных синтаксических конструкций;

• по пунктуации: правильно ставить зна­ки препинания в конце предложения; соблюдать пунктуацию в предложениях с однородными чле­нами, разделительными союзами а, и, но, а также при бессоюзной связи; ставить двоеточие после обобщающего слова в предложениях с однородны­ми членами; разделять запятой части сложного предложения; выделять прямую речь, стоящую до и после слов автора; ставить тире между подлежа­щим и сказуемым при выражении главных членов именем существительным в именительном падеже.

б КЛАСС (170 ч)

О языке (1 ч)

Слово как основная единица языка.

РЕЧЬ (38 ч)

Повторение изученного о тексте, стилях и типах речи; расширение представления о языковых сред­ствах, характерных для изученных стилей речи (разговорного и художественного).

Текст. Развитие мысли в тексте: параллель­ный и последовательный (цепной) способы связи предложений, средства связи — местоимение, дее­причастие. Текстовая роль повтора: нормативный повтор как средство связи предложений, как сти­листический прием, повышающий выразитель­ность речи, и повтор-недочет.

Стили речи: научный и официально-деловой стиль (сфера употребления, задача общения, характерные языковые средства). Характерные для на­учного стиля речи фрагменты текста (определение научного понятия, классификация научных поня­тий), структура и языковые средства выражения дефиниций. Характерные для делового стиля ком­позиционные формы — инструкция, объявление.

Типы речи. Типовые фрагменты текста: опи-сание места, описание состояния окружающей сре­ды, деловое (информативное) повествование, рас­суждение-объяснение; типовое значение, схема построения, способы выражения «данного» и «но-иого» в предложениях фрагмента; способы соедине­ния фрагментов в целом тексте.

Основные умения

Чтение и аудирование. Осмысленно и бегло, г установкой на различение основной и дополни­тельной информации читать учебно-научные текс­ты, составлять план отдельных параграфов учеб­ника. Просматривая тексты учебника, выделять в них определения научных понятий, классификаци­онные схемы, фрагменты с информативным повест-кованием.

Слушая объяснение учителя, следить за ходом его рассуждения, выделять в сообщении главную информацию и запоминать ее. На уроках замечать 11 фиксировать в устных ответах товарищей недоче­ты в построении научных определений, «чтении» классификационных схем, в использовании языко­вых средств, в частности терминов.

Анализ текста. Определять стиль речи; нахо­дить в текстах языковые средства, характерные ч,ля научного и делового стилей; выделять в текс­тах художественных произведений фрагменты с описанием места и состояния окружающей среды, и учебной литературе находить информативное по­вествование, рассуждение-доказательство, рассуж-|,оние-объяснение, проводить стилистический и ти­пологический анализ текста; определять в отдель­ных абзацах текста способы и средства связи предложений.

Воспроизведение текста. Пересказывать учеб­но-научные тексты типа рассуждения-объяснения, информативного повествования. Подробно и выбо­рочно (устно и письменно) пересказывать повество­вательные тексты художественного стиля речи с описанием места и (или) состояния природы. Со­хранять в тексте подробного изложения типологи­ческую структуру исходного текста и языковые средства выразительности.

Создание текста. Создавать устные и пись­менные высказывания: собирать материал к сочи­нению (с учетом стиля речи и темы) и систематизи­ровать его (с учетом основной мысли); составлять сложный план готового текста и своего высказыва­ния; отбирать для сочинения нужные типы речи и языковые средства, решать вопрос о способах и| средствах связи предложений. Писать сочинения-описания помещения, природы. Писать краткое co-f общение (аннотацию) о содержании книги, фильма двух видов: а) о чем говорится; б) что говорится. Давать отзыв о прочитанной книге, сочинении или устном ответе учащегося, обосновывая свое мнение о прочитанном; строить устное определение науч­ного понятия.

Совершенствование текста. Совершенство­вать содержание, логику изложения и язык своего высказывания (устного и письменного), в частнос­ти находить и устранять неоправданные повторы, неудачное употребление стилистически окрашен­ных слов и оборотов.

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...