Закрытие предприятий. Банкротство. Санация
Конечным этапом цикла движения предприятия является его закрытие. Оно может проводиться добровольно (по решению ее владельцев и совладельцев – акционеров, учредителей, пайщиков) или принудительно (по решению судебных органов). При ликвидации субъекта хозяйствования в обязательном порядке создается ликвидационная комиссия, публикуются в печати объявления о ликвидации, определяется предельный срок предъявления претензий к субъекту хозяйствования. Ликвидационная комиссия определяет источники удовлетворения и очередности погашения всех обязательств. В первую очередь удовлетворяются претензии наемного персонала, затем удовлетворяются обязательства перед государственными органами (налоговой инспекцией, внебюджетными органами и т.д.), в последнюю очередь удовлетворяются имущественные и денежные претензии кредиторов. Оставшиеся после ликвидации и удовлетворения имущественных претензий средства передаются собственникам субъекта хозяйствования и распределяются между ними в порядке, оговоренном в уставе или ином документе. Особым случаем ликвидации является банкротство. Банкротство – это признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды. Процедура банкротства регулируется Законом РФ "О несостоятельности (банкротстве) предприятий". Ухудшение положения предприятий связано с неэффективной системой управления, неэкономичным и нетехнологичным производством, слабым учетом конъюнктуры, рисков и т.д.
В соответствии с законодательством в отношении предприятия-должника применяют следующие процедуры: 1. Реорганизационные, включающие временное управление имуществом и санацию; 2. Ликвидационные, к ним относятся: - принудительная ликвидация предприятия-должника по решению арбитражного суда; - принудительная ликвидация несостоятельного предприятия под контролем кредиторов; - ликвидация в процессе конкурсного производства. 3. Мировое соглашение – процедура достижения договоренности между должником и кредиторами относительно отсрочки и рассрочки причитающихся кредиторам платежей или скидки долгов. Санация направлена на оздоровление предприятия-должника, когда собственникам предприятия-должника, кредиторам или иным лицам оказывается финансовая помощь. Ходатайство о проведении санации может быть подано должником, собственником предприятия-должника, кредитором в арбитражный суд до принятия им решения по делу. Основанием для проведения санации является наличие реальной возможности восстановить платежеспособность предприятия-должника для продолжения его деятельности путем оказания этому предприятию финансовой помощи собственником и иными лицами. Продолжительность санации не может превышать 18 месяцев. Арбитражный суд вправе по ходатайству участников санации, за исключением случаев санации государственных или муниципальных предприятий, продлить срок ее проведения, но не более чем на 6 месяцев. Прекращение деятельности предприятия как юридического лица считается законным после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц. 48) Выбор, производимый людьми, во многих случаях связан с экономической неопределенностью. Это зависит от бумов и спадов в национальной экономике, развития научно-технологического потенциала, изменения конкурентоспособности на мировом рынке, стихийных бедствий и т.д. В результате в будущем могут снизиться или возрасти доходы, переориентироваться спрос на другие товары, изменяться издержки, предприятие может стать банкротом, рабочий – потерять работу или, наоборот, повыситься в должности и т.д.
Технологическая неопределённость представляет собой самую большую опасность для проведения гибкой политики организации. Обычно этот тип неопределённости возникает тогда, когда руководители не представляют в деталях технологию проведения изменений. Выделяют внешнюю и внутреннюю среду неопределённости. Все организации являются открытыми системами, т.е. они испытывают влияние внешней среды. Эффективный менеджер должен держать в центре внимания внутренние переменные организации и оценивать состояние внешней среды. Внутренняя среда Основными внутренними переменами организации являются: ü Цели (это желаемый результат, который стремится достигнуть человек или организация. В ходе управление руководство разрабатывает цели и сообщает их исполнителям. Цели являются мощным мобилизующим фактором. У каждой организации есть множество целей. Например на предприятиях торговли в качестве целей могут возникать: - увеличение уровня товарооборота; - увеличение каналов сбыта продукции; - увеличение доли на рынке; - повышение имиджа предприятия и т.д.); ü Структура (основывается на делегировании полномочий, т.е. работа закрепляется за теми работниками, которые могут лучше выполнить эту работу с точки зрения организации как целого); ü Задачи (это предписанная работа, серия работ или часть работы, которая должна быть выполнена заранее установленным способом в заранее оговоренные сроки. С технической точки зрения задача предписывается не работнику, а его должности. Предполагается, что если все задачи организации будут выполнятся определённым способом в установленные сроки, то деятельность организации будет успешной); ü Технология (это средство преобразования входов, будь то люди, информация или материалы, в исходящие результаты); ü Люди (различаются своими способностями. Организации всегда пытаются воспользоваться различными способностями при решении вопроса, какую должность и какую работу будет выполнять конкретный работник. В этом и заключается использование выгоды от специализации).
Внешняя среда На предприятие влияет так же внешняя среда. Различают факторы прямого воздействия и косвенного воздействия внешней среды. К факторам прямого воздействия относят: закон, поставщиков, конкурентов, потребителей и профсоюзы. К факторам внутренней среды относя: состояние экономики, научно – технический прогресс, политику, социально – культурный фактор, а так же международный фактор. Руководитель предприятия не в силах изменить внешнюю среду. Следовательно, он должен изучать её и приспосабливаться к ней. При этом следует использовать выгоды для организации из внешней среды и отводить угрозы от организации, которые могут от неё исходить. Внешняя среда имеет следующие характеристики: ü Сложность среды, так как она характеризуется большим числом факторов, на которые организация должна реагировать; ü Подвижность среды – это скорость, с которой происходит изменения в окружающей организации в среде; ü Неопределённость внешней среды предполагает, что если информации мало или есть сомнения в её точности, то среда становиться более неопределённой, что затрудняет работу организации. Риск — случайности или опасности, которые носят возможный характер и могут являться причинами убытков. Это ситуация, когда, зная вероятность каждого возможного исхода, невозможно предсказать точный конечный результат. Риск измеряется частотой вероятности возникновения того или иного уровня потерь. Наиболее опасны риски с осязаемой вероятностью уровня потерь, превосходящих величину ожидаемой прибыли. В явлении «риск» выделим следующие основные элементы, взаимосвязь которых и составляет его сущность: ü Возможность отклонения от предлагаемой цели, ради которой осуществлялась выбранная альтернатива; ü Вероятность достижения желаемого результата; ü Отсутствие уверенности в достижении поставленной цели; ü Возможность материальных, нравственных и других потерь, связанных с осуществлением выбранной в условиях неопределённости альтернативы.
Риск может быть объектом сделок. Если состояние неопределенности уменьшает благосостояние не расположенных к риску агентов, они готовы заплатить тем экономическим агентам, которые возьмут на себя риск. Страхование — это система экономических отношений по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов. Это операция, позволяющая индивиду обменять риск больших потерь на определенность малых. Экономическая безопасность — совокупность условий и факторов, гарантирующих недопущение нанесения хозяйству страны непоправимого ущерба от внутренних и внешних экономических угроз и обеспечивающих стабильность и устойчивость национальной экономики. Понятие безопасности тесно связано с категорией риска. Обеспечение наиболее полной экономической безопасности выбирается при сопоставлении мер предупредительного и компенсационного характера по критерию «минимум ущерба» или «минимум потерь и затрат». 49) На совершенном конкурентном рынке действует достаточно продавцов (предложение) и покупателей (спрос) товара, и поэтому ни один продавец или покупатель в отдельности не может повлиять на цену товара. Цена определяется рыночными правилами предложения и спроса. Фирмы принимают рыночную цену как заданную, решая, сколько производить и продавать, а потребители принимают ее как заданную, решая, сколько купить. Функционирование рынка труда основано на том, что население, для того чтобы вести нормальную жизнедеятельность, вынуждено продавать свой труд за вознаграждение, которое представлено в форме оплаты труда. Здесь специфическими товаром является труд — определенная совокупность интеллектуальных, духовных, физических способностей человека, которые, в общем, представляют собой индивидуальный трудовой потенциал. С другой стороны, другая часть населения согласна оплачивать труд наемных работников. На рынке труда они являются работодателями. Спрос на рынке труда — представляет собой совокупность спроса на ресурсы труда страны при любой цене на них. Предложение на рынке труда — это совокупное предложение ресурсов труда работников в стране при всех возможных ценах на труд. Термин «монополия» в буквальном смысле слова означает единственного продавца товара. Основными признаками монополизма выступают монопольные цены и монопольные прибыли. Монопольное положение фирмы может быть «естественным», когда она владеет редкими, уникальными невоспроизводимыми ресурсами, но может быть создано и искусственно, когда фирма сама путем организационных приемов образует монополию.
Монопсония — тип рыночной структуры, при которой существует монополия единственного покупателя определенного товара. Монопсония на рынке труда — модель рынка, на котором фирма «диктует заработную плату». В этом случае ставка заработной платы, которую фирма должна выплачивать, находится в прямой зависимости от количества нанимаемых работников. Такая ситуация характерна для рынков, на которых ограниченно представлена покупающая сторона (один или несколько нанимателей), согласованно действующая при найме работников. Двусторонняя монополия - ситуация, когда на рынке имеется только один продавец (как при монополии) и один покупатель (как при монопсонии). Под двусторонней монополией понимается такая рыночная структура, при которой единственный продавец и единственный покупатель осуществляют куплю-продажу ресурсов производства (для продавца - это готовая продукция). Чистая двусторонняя монополия наблюдается достаточно редко. Она имеет место, когда государственная монопольная компания (например, по алкоголю) покупает продукцию у единственного продавца. Двусторонняя монополия подобного типа часто наблюдается в профессиональном спорте, где организация собственников команд ведет переговоры с союзом игроков относительно оплаты и условий труда на период действия контракта между ними. При двусторонней монополии и покупатель, и продавец имеют возможности, вполне достаточные для контроля над ценами услуг ресурсов производства. Рис. 40.1. Двусторонняя монополия Линия S - кривая предложения рабочей силы, указывающая на цену этого ресурса, которую нужно уплатить с целью привлечения некоторого объема услуг данного ресурса. Поскольку фирма, покупающая ресурс, является монопсонией, она будет стремиться установить цену на уровне wM, необходимом для вовлечения объема услуг ресурса, соответствующего пересечению кривой MIC с кривой ее MRP фирмы. Такое пересечение совершается в точке E1, в которой фирма пожелает нанять LM единиц услуг этого ресурса и предложит цену в размере wM денежных единиц за час услуг ресурса, т. е. цену, необходимую, чтобы привлечь LM единиц услуг ресурса. Для максимизации прибыли монопольный продавец будет стараться установить такую цену, которая сыграет роль стимулятора в покупке объема услуг ресурса, соответствующего точке, где предельный доход от продажи услуг от реализуемого ресурса равен предельным издержкам на него. В этом случае цена, максимизирующая прибыль, будет соответствовать точке Е2, где MR = МС. В этой точке монополия захочет реализовать Lu единиц услуг ресурса. Чтобы вынудить нанимателя лимитировать покупку услуг ресурса данным объемом, монопольный продавец будет стремиться определить цену, равную wu. Вполне очевидно, что на этом рынке отсутствует равновесие, ибо wu > wM и LM < Lu. По этой причине сделка не состоится до тех пор, пока не состоится договоренность о цене. По-видимому, цена установится на уровне между wu и wM. 50) Регулирование рынка труда представляет собой комплексную систему экономических, законодательных, административных, организационных мер, направленных на стимулирование роста занятости, подготовку и переподготовку работников; введение системы социального страхования безработицы; обязательное пенсионное обеспечение и на другие элементы экономической системы общества. Становление рынка, усиление конкуренции на базе высоких технологий, необходимость развития человеческого потенциала приводят к усилению роли государства в экономике. К наиболее распространенным мерам государственного регулирования рынка труда, направленным на стимулирование спроса на труд, можно отнести: программы общественных работ, субсидирование занятости (мероприятия, связанные с поощрением самозанятости и предоставлением субсидий работодателям, нанимающим на работу граждан с низким уровнем конкурентоспособности), финансово-кредитное воздействие на рынок труда. Например, инвестиционные налоговые льготы уменьшают бизнесу налогооблагаемые суммы на величину инвестиций в новое капитальное строительство. Расширение масштабов производства сопровождается созданием новых рабочих мест и увеличивает занятость. Однако это возможно лишь при относительно невысокой цене рабочей силы, иначе сокращение издержек на капитал ведет к замене живого труда овеществленным. Профсоюзы Важную роль на рынке труда играют профсоюзы. Профсоюзы – это объединение работников, обладающее правом на ведение переговоров с предпринимателем от имени и по поручению своих членов. Цель профсоюза – максимизация зарплаты своих членов, улучшение условий их работы и получение дополнительных выплат и льгот. На конкурентном рынке профсоюзы действуют двояким образом: они стремятся либо к повышению спроса на труд, либо к ограничению предложения труда. Повышение спроса на труд достигается путем увеличения спроса на продукт (реклама, использование политического лобби). Повышению спроса на труд способствует также рост эффективности и качества труда. В результате повышения спроса на продукт кривая спроса сдвигается вверх. Если кривая предложения имеет положительный наклон, то это приводит к росту занятости и увеличению зарплаты, т.к. точка равновесия сдвигается вправо вверх с Е0 до Е1. Успех деятельности профсоюзов в значительной мере зависит от степени эластичности кривой предложения труда. Чем менее эластична кривая предложения, тем больше увеличится зарплата при несущественном росте числа занятых. Чем более эластична кривая предложения, тем меньше возрастет зарплата, но больше увеличится занятость (рис.8.1а). Рост заработной платы членов профсоюза может быть достигнут, однако, и другим путем: ограничением предложения труда. Ограничение предложения труда может быть результатом деятельности профсоюза по включению данной специальности в список лицензируемых профессий. Практика лицензирования широко распространена в развитых странах. В США, например, лицензированием охвачены в настоящее время около 600 видов деятельности. Ограничение предложения труда достигается также при помощи сокращения рабочей недели, запрета или уменьшения объема сверхурочных работ, понижения пенсионного возраста, ограничения детского и женского труда, сдерживания иммиграции иностранных рабочих. В результате всех этих действий кривая предложения SL сдвигается в положение SL', что приводит к сокращению количества занятых и повышению их заработной платы (рис. 9—11). Успех будет зависеть от эластичности кривой спроса. Чем менее эластична кривая спроса на труд, тем выше поднимется зарплата при незначительном сокращении занятых. И наоборот, чем более эластична кривая спроса на труд, тем скромнее будут успехи: незначительный рост зарплаты будет достигнут за счет существенного увеличения безработицы.
Миним́альный разм́ер опл́аты труд́а (МРОТ) — установленный минимум оплаты труда в час, день или месяц, который работодатель может (должен) платить своему работнику, и за который работник может законно продать свой труд. Хотя МРОТ применяется во многих странах, не существует однозначного мнения относительно тех выгод и того вреда, которые приносит установление такого минимума. Величина МРОТ установлена Федеральным законом № 82-ФЗ от 19 июня 2000 года «О минимальном размере оплаты труда»[23] и в настоящее время составляет 4611 рублей. Исходя из этой суммы считаются также пособия по временной нетрудоспособности в случае, если человек не имел стажа до наступления больничного. Противники минимальной заработной платы считают, что она не может быть слишком низкой, а потому неэффективной, либо её установление ведет к исчезновению рабочих мест, особенно если не делается исключений для рабочих с физическими недостатками или неопытных рабочих с крайне низкой производительностью труда. Чем богаче страна, чем выше доходы её бюджета, тем больше может быть установленная в данной стране минимальная зарплата. 51) Заработная плата – денежная компенсация, которую работник получает в обмен за свой труд. Заработная плата выполняет несколько функций, наиболее важные из них - воспроизводственная, стимулирующая, статусная, регулирующая, производственно-долевая. - Воспроизводственная функция состоит в обеспечении возможности воспроизводства рабочей силы на социально нормальном уровне потребления, т.е. в определении такого абсолютного размера оплаты труда, который позволяет осуществить условия нормального вос-производства рабочей силы. - Стимулирующая функция оплаты труда важна с позиций руководства фирмой: нужно побуждать работника к трудовой активности, к максимальной отдаче, повышению эффективности труда. Этой цели служит установление размера заработков в зависимости от достигнутых каждым результатов труда. - Статусная функция оплаты труда предполагает соответствие статуса, определяемого размером заработной платы, трудовому статусу работника. Под «статусом» подразумевается положение человека в той или иной системе социальных отношений и связей. Отсюда размер вознаграждения за труд является одним из главных показателей этого статуса. - Регулирующая функция заработной платы воздействует на соотношение между спросом и предложением рабочей силы, на формирование персонала (численности работников и профессионально - квалификационного состава) и степень его занятости. Эта функция выполняет роль баланса интересов работников и работодателей. - Производственно-долевая функция заработной платы определяет меру участия живого труда (через оплату труда) в образовании цены товара (продукции, услуг), его долю в совокупных издержках производства и в издержках на рабочую силу. Эта доля позволяет установить степень дешевизны (дороговизны) рабочей силы, ее конкурентоспособность на рынке труда, ибо только живой труд приводит в движение овеществленный труд (как бы велик он ни был), а значит предполагает обязательное соблюдение низших границ стоимости рабочей силы и определенные пределы повышения заработной платы. Производственно - долевая функция важна не только для работодателей, но и для работников. Виды заработной платы: - Номинальная заработная плата – то количество денег, которое получает работник в виде вознаграждения за труд. - Реальная заработная плата – то количество, которое можно приобрести за номинальную заработную плату. Факторы влияющие на размер реальной заработной платы: - Величина номинальной заработной платы – чем выше номинальная, тем, как правило, выше реальная заработная плата. В реальности рост заработной платы номинальной может компенсироваться ростом цен. - Количество и ставки налогов – чем больше налогов и (или) выше их ставки, тем ниже реальная заработная плата и наоборот. - Уровень цен и товаров на товары и услуги – чем выше цены и тарифы, тем ниже реальная заработная плата и наоборот. 52) Капита́л — совокупность товаров, имущества, активов, используемых для получения прибыли, богатства. В более узком смысле это источник дохода в виде средств производства (физический капитал). Под денежным капиталом понимают деньги, с помощью которых приобретается физический капитал. Направление материальных и денежных средств в экономику, в производство, называют также капиталовложениями или инвестициями. Капиталом не считаются ресурсы, направленные на потребление. Физический (реальный или производственный) капитал — вложенный в дело, работающий источник дохода в виде средств производства: машины, оборудование, здания, сооружения, земля, запасы сырья, полуфабрикатов и готовой продукции, используемые для производства товаров и услуг. Денежный капитал (денежная форма капитала) — деньги, предназначенные для приобретения физического капитала. Нужно обратить внимание, что непосредственное владение этими деньгами не приносит дохода, то есть они не становятся капиталом автоматически. Этим они отличаются от финансового капитала в форме денег на депозите. Трактовки капитала Капитал – одна из ключевых экономических категорий. Капитал – это фактор производства, представленный всеми средствами производства, которые создали люди для того, чтобы с их помощью производить другие товары и услуги. К ним относятся инструменты, оборудование, здания, сооружения и т.п. Естественный, или природный капитал — экономическая категория, обозначающая минеральные, растительные и животные составляющие биосферы, рассматриваемые как средства производства кислорода, фильтрации воды, защиты от эрозии и других составляющих экосистемы. В традиционной экономической науке аналогом естественного капитала является фактор производства «земля», понимаемая как природная составляющая экономики, жестко ограниченная в размерах экономического предложения. Интеллектуальный капитал — знания, навыки и производственный опыт конкретных людей (человеческие авуары) и нематериальные активы, включающие патенты, базы данных, программное обеспечение, товарные знаки и др., которые производительно используются в целях максимизации прибыли и других экономических и технических результатов. Человеческий капитал — совокупность знаний, умений, навыков, использующихся для удовлетворения многообразных потребностей человека и общества в целом. Человеческий капитал — это интеллект, здоровье, знания, качественный и производительный труд и качество жизни. Социальный капитал — концепция в социологии, экономике и политологии, обозначающая социальные сети и взаимосвязь между ними в обществе. Структура и роль рынков капитала есть в тетради (12 тема 1 вопрос) 53) Спрос, предложение и равновесие на рынке капитала
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|