Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные схемы аккредитива




Понятие об аккредитиве

Аккредитив - это договор, содержащий обязательство банка-эмитента, по которому этот банк по поручению клиента (заявителя аккредитива) или от своего имени против документов, соответствующих условиям аккредитива, обязан выполнить платёж в пользу бенефициара или поручить другому банку (исполняющему) осуществить этот платёж.

При операциях с аккредитивами участниками являются:

Авизующий банк - банк бенефициара; по поручению банка-эмитента авизует (оповещает) бенефициара об открытом аккредитиве и его условиях. Авизующий банк не несёт никакой ответственности за выполнение условий договора.

Банк-эмитент - банк плательщика; банк, открывший аккредитив.

Бенефициар (beneficiary, тот, кому выгодно, he benefits) - лицо, которому предназначен платёж по аккредитиву или в пользу которого аккредитив открыт.

Исполняющий банк - банк, который по поручению банка-эмитента осуществляет платёж против документов, определённых в договоре. Исполняющий банк часто является одновременно авизующим.

Заявитель аккредитива - плательщик, который подал обслуживающему банку заявление об открытии аккредитива.

Таким образом, в операции по аккредитиву существует пять основных участников. На практике их чаще всего четыре, так как авизующий банк является одновременно исполняющим. В некоторых случаях количество участников сокращается до трёх - когда авизующий банк является не только исполняющим, но и эмитентом аккредитива.

Аккредитив является особым средством платежа, но не формой расчётов. Также стоит отметить различие между понятиями: Что форма расчётов охватывает лишь формально-юридические стороны расчетной операции (права и обязанности сторон, форма документооборота), то метод платежа наряду с ним включает также экономическую сторону внешнеторговой операции.

Виды аккредитивов

каждый аккредитив уникален, так как под каждый из них создаётся отдельный договор. Тем не менее, существуют некоторые общепринятые критерии, исходя из которых аккредитивы можно разделить на несколько принципиально различающихся между собой групп.

Во-первых, различают покрытые и непокрытые аккредитивы. Это наиболее важное разделение. Аккредитив называется покрытым, если немедленно после его заявления банк бронирует 100% средств, необходимых для оплаты, на счету заявителя. Банк, забронировавший средства, называется депонировавшим аккредитив (например: покрытый документарный аккредитив, депонированный в банке-эмитенте). В случае использования покрытого аккредитива заявитель вместе с заявкой на открытие аккредитива подаёт банку-эмитенту платёжное поручение. В случае же использования непокрытого аккредитива банк-эмитент гарантирует оплату даже в случае отсутствия средств на счету заявителя - путём предоставления ему банковского кредита. Использование непокрытого аккредитива необходимо специально указывать в заявке, иначе он считается покрытым.

Покрытые аккредитивы используются чаще не покрытых - они менее рискованны и потому более желательны для банков, а значит, обходятся дешевле. С другой стороны, при использовании покрытого аккредитива заявитель теряет оборотные средства ещё до получения товара, а потому может согласиться на большую цену и запросить непокрытый аккредитив.

Во-вторых, аккредитивы могут быть отзывными и безотзывными. Аккредитив называется отзывным, если он может быть изменён или даже аннулирован банком-эмитентом в любое время без предупреждения бенефициара. Безотзывной аккредитив, напротив, может быть аннулирован только с согласия бенефициара. Причём это согласие должно быть выражено официальным письмом, нотариально заверенным. Очевидно, что бенефициары крайне редко соглашаются на применение отзывного аккредитива.

Впрочем, «унифицированные правила» все же предусматривают два случая, при которых банк-эмитент отзывного аккредитива «должен предоставить возмещение банку, уполномоченному им на осуществление платежа по предъявлении, акцепту или негоциации по отзывному аккредитиву, за любой платеж, акцепт или негоциацию, произведенную этим банком по получении им уведомления об изменении или аннуляции, против документов, которые по внешним признакам соответствуют условиям аккредитива», а также предоставить возмещение другому банку, «уполномоченному им на осуществление платежа с рассрочкой по отзывному аккредитиву», если этот банк произвел платеж против документов, соответствующих условиям аккредитива (или принял такие документы по аккредитиву), до получения от эмитента уведомления об изменении/аннуляции аккредитива.

Наконец, все аккредитивы можно разделить на подтверждённые и неподтверждённые. Подтверждёние аккредитива заключается в том, что банк-эмитент передаёт полномочия по аккредитиву в другой банк или просит его подтвердить аккредитив, а потом подтверждает его сам. В этом случае аккредитив получает подтверждение ещё одного банка, хотя это обходится сравнительно дорого. Используется в основном для дорогих поставок, когда дополнительные гарантии важнее дополнительных расходов.

Все вышеперечисленные аккредитивы с точки зрения исполняемых ими экономических функций являются подтоварными. Кроме подтоварных встречаются ещё и чистые (после отгрузки документы передаются непосредственно импортеру, а в банк передаётся только расписка последнего; аккредитив называется чистым, т. е. денежным в противоположность документарному) и резервные (для предотвращения прямого невыполнения контракта).

Основные схемы аккредитива

Рассмотрим одну из самых простых схем аккредитива - покрытый документарный аккредитив, депонированный в исполняющем банке. Для простоты будем считать, что исполняющий банк является одновременно авизующим.

рис. 1: схема документооборота при использовании покрытого документарного аккредитива, депонированного в исполняющем банке

Порядок заключения подобной сделки таков (см. рис. 1):

1. Заключение между бенефициаром и заявителем договора купли-продажи (на этот момент бенефициар является поставщиком, а заявитель - покупателем). Формально этот этап не относится к аккредитиву, однако без него аккредитивная сделка не имеет смысла.

2. Оповещение покупателя о готовности к отгрузке товара.

3. Подача покупателем в банк-эмитент заявления об открытии аккредитива.

4. Информирование банком-эмитентом исполняющего банка (банка поставщика) об открытии аккредитива. Должно произойти в течении одного банковского дня.

5. Авизование аккредитива, то есть оповещение о нём бенефициара. Вид предоставляемой информации может варьироваться, но обязательно упоминаются: название банка-эмитента, вид аккредитива, требуемый реестр документов. Максимальный срок авизования - 10 банковских дней.

6. Отгрузка товара. Сопровождается оформлением всех документов, требуемых условиями аккредитива.

7. Получивший документы об отгрузке бенефициар передаёт их в исполняющий банк. Рекомендуется полный перечень этих документов, равно как и их оформление, указывать в договоре. Кроме самих документов, подаётся их реестр (обычно в четырёх экземплярах, хотя возможно иное).

8. Третий и четвёртый экземпляры реестра документов вместе с самими документами направляются в банк-эмитент.

9. Третий экземпляр реестра и сами документы отправляются заявителю.

10. На основании проверки документов (заявителем и самим банком), а также и первого экземпляра реестра, исполняющий банк производит оплату бенефициару.

11. Исполняющий банк передаёт бенефициару второй экземпляр реестра документов.

Разумеется, в ходе подобной сделке возникает также долговое обязательство банка-эмитента по отношению к исполняющему банку. Однако банковские расчёты не являются предметом данного исследования.

 

мотивировать человека к хорошей работе. Оценка должна быть построена на след. принципах: 1) объективно - вне зависимости от какого-либо частного мнения или отдельных суждений; 2) надежно - относительно свободно от влияния ситуативных факторов (настроения, погоды, прошлых успехов и неудач, возможно, случайных); 3) достоверно в отношении деятельности — оцениваться должен реальный уровень владения навыками — насколько успешно человек справляется со своим делом; 4) с возможностью прогноза — оценка должна давать данные о том, к каким видам деятельности и на каком уровне человек способен потенциально; 5) комплексно — оценивается не только каждый из членов организации, но и связи и отношения внутри организации, а также возможности организации в целом; 6) процесс оценивания и критерии оценки должны быть доступны не узкому кругу специалистов, а понятны всем; 7)проведение оценочных мероприятий должно не дезорганизовывать работу коллектива, а встраиваться в общую систему кадровой работы в организации таким образом, чтобы реально способствовать ее развитию и совершенствованию.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...