Формы и виды библиотечного обслуживания
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Формы дополнительного платного обслуживания напрямую вытекают из принципов библиотечного обслуживания. Представленные в данной главе формы и виды библиотечных услуг сформулированы на основании некоторых приведенных выше принципов. 1. Консультация по направлению развития читателя. Данная форма предполагает, что библиотечное сообщество генерирует и ежегодно переутверждает перечень литературы по различным областям знаний, например, на основании классификатора Дьюи. Этот классификатор разделяет книги по уровню подготовки читателя: начинающий, специалист, эксперт, исследователь, предприниматель, педагог. Читатель, обращаясь к библиотекарю, за символическую плату, может получить рекомендованный к прочтению перечень литературы по соответствующей тематике, в соответствии с уровнем развития читателя. Другим видом консультации является общение с читателем на тему прочитанного материала с целью зафиксировать прочитанное произведение. В данном случае библиотекарь выступает как слушатель, который задает читателю вопросы по изложенному материалу и помогает читателю успешно выступить на мероприятии: защите диссертации, конференции, защите работы и т.д. Третий вид консультации рассказывает об услугах библиотеки и библиотекарей, он оказывается бесплатно, однако позволяет человеку принять решение об оплате библиотечных услуг. Читатель в рамках консультации может попросить библиотекаря выступить интервьюером для того чтобы провести исследование общественного мнения в среде читателей, что также может рассматриваться как дополнительная форма платной деятельности библиотеки. 2. Проведение исследования по требованию читателя.
Данная форма предполагает, что библиотекарь по требованию читателя проведёт время по поиску и обработке информации и составлению отчета, с которым в дальнейшем будет работать читатель. Информация может быть самой разной: перечень литературы для прочтения, контакты авторов изданий, интересные публикации в прессе, действующие в России тематические некоммерческие организации и т.д. Приведенные виды информации являются общими, читатель же может обратиться со специализированным запросом. В этом случае задача библиотекаря найти другого библиотекаря, которому близка тематика и который удовлетворит запрос читателя. Читатель также может обратиться к библиотекарю с просьбой найти читателей определенной литературы для того чтобы дружить с людьми имеющими схожие интересы, однако этот вопрос читателя остаётся на усмотрение библиотекаря, так как находится в поле принципа конфиденциальности. 3. Предоставление помещений библиотеки для проведения мероприятий. Данная форма коммерческой деятельности библиотеки является очень разнообразной. Одним её видом является предоставление в аренду помещения для выдающихся людей, которым хочется представить, например, результаты своего научного труда среди аудитории друзей и которым необходима площадка чтобы собраться вместе. Библиотека порой является хорошим и доступным решением в такой ситуации, однако библиотека должна иметь необходимое презентационное и звукоусиливающее оборудование. Кому-то хочется собрать друзей или участников похода для того чтобы показать фильм о поездке и т.д. Важно отметить, что предоставление помещения для проведения мероприятия – это одна из услуг. Сопутствующими услугами могут являться приглашение аудитории на мероприятие, участие администратора от библиотеки в мероприятии, подготовка и украшение помещения, подготовка презентаций для проведения мероприятия и т.д.
Сопутствующими услугами также могут стать приглашение выступающих на мероприятие, поиск и привлечение спонсоров на мероприятие. Возможно коллектив библиотеки обладает достаточным опытом для того чтобы организовать мероприятие «под ключ» на договорной основе. Причем у библиотекарей, как у организаторов может быть решающее преимущество – они общаются с людьми «на земле». Заказчиками мероприятий на территории библиотеки также могут быть не только частные читатели, но и организации, соседствующие с библиотекой или находящиеся с библиотекой в одном поле специализации и государственные учреждения. Важно отметить, что библиотеки могут сотрудничать с event-агентствами, получая технологии и участвуя в привлечении заказов на мероприятия. И конечно важно, чтобы библиотеки в соответствии со своей тематикой не стеснялись подавать в вышестоящие инстанции заявки на проведение мероприятий в рамках государственного бюджета, за пределами бюджета по направлению «культура». 4. Печать книг по требованию. Данная форма коммерческой деятельности библиотек уже частично используется интернет-магазинами – например ozon.ru. Библиотеки тоже могут стать центром по печати книг по требованию, современное оборудование в Москве позволяет выполнять данную операцию, однако самим библиотекам необходимо сформировать большой банк данных препринтов и урегулировать вопрос авторских прав. По-мимо технической печати читатель может заказать издание в уникальной обложке и с особыми иллюстрациями превращая книгу в жемчужину домашней библиотеки. Библиотекарь безусловно должен быть готов помочь читателю в удовлетворении его потребности. 5. Восстановление и ремонт книг для владельцев. Ещё одной формой коммерческой библиотечной деятельности может стать косметический ремонт домашних книг читателей и их восстановление, например, после игр детей или после того как квартиру залили соседи. Если такие книги люди дарят библиотеке – библиотекари восстанавливают их самостоятельно для включения в библиотечный фонд. Возможно информирование граждан о возможности восстановления книг на коммерческой основе может привлечь в библиотеку небольшой денежный поток.
6. Информационные услуги для читателей. В рамках данной формы услуги читателю может быть предложена информационная рассылка об изданиях, которые выходят в рамках его профессиональной специализации или личных интересах. Например, современному человеку не хватает времени на то чтобы ознакомиться с актуальными темами научных диссертаций, но если бы человеку на электронную почту приходило уведомление о таких диссертациях с предложением приобрести их, то человек мог бы приобрести интересующую его литературу. Тоже самое относится к художественной литературе – человеку было бы приятно узнать о поступлении в продажу или в библиотечный фонд определенных книг и мероприятий по их презентации. В условиях цифровой экономики люди готовы платить за информацию, когда она приходит к ним раньше, чем она появляется в газетах и средствах массовой информации. 7. Продажа атрибутики культурного характера. Библиотеки являются учреждениями культуры, однако они редко предоставляют читателям услуги по выражению своей активной культурной позиции. Например, библиотеки могли бы продавать людям символические предметы, отражающие их любовь к чтению. Это могут быть значки, футболки, бейсболки, рюкзаки, карандаши, ручки, кружки, шарфы и пр.– отражающие любовь читателя к книгам, и несущие на себе символы и надписи, например, такие: «Я люблю читать» «Прочитал 1000 книг», «Библиотека моё третье место» и т.д. Возможно такая символика может быть вручена в качестве подарка самым активным читателям по итогам года или может изготавливаться по требованию. 8. Бережное хранение книг. Ещё одной формой дополнительной библиотечной деятельности является хранение книг. Например, люди делают в квартире ремонт или куда-то переезжают и им необходимо пространство для маневра. В этом случае библиотека может принять книги на бережное хранение и вернуть их читателю после окончания его хлопот. 9. Оцифровка пользовательских документов (фото, рукописи, аудиозаписи, расшифровка стенограмм).
Данная форма дополнительных библиотечных услуг актуальна сейчас как никогда, постольку поскольку магнитные пленки, кассеты, бумажные фотографии ветшают, информация на них повреждается, то библиотекари могут предложить населению услугу по оцифровке фото, аудио и видеоматериалов из личных фондов читателей. Например, сканирование фотографий библиотекари могут осуществлять локально на местах, а оцифровку аудио и видеозаписей можно осуществлять централизовано, оставляя за библиотеками на местах функцию приема материалов читателей. 10. Библиотеки как центры краудсорсинга и общественных дискуссий и опросов общественного мнения. Часто различным организациям необходимо проводить с населением образовательную или разъяснительную работу, например, по поводу строительства нового объекта на территории района, или по поводу оптимальной социальной политики, или по поводу других вопросов, которые беспокоят граждан. В случаях, когда какая-то организация заинтересована в объединении граждан она может на основании коммерческого заказа провести мероприятие в помещениях библиотеки, а библиотекари могут выступать в различных социальных ролях – например в качестве наставников, или фасилитаторов или в качестве лиц, готовящих отчет о мероприятии и сводящих полученные мнения воедино. 11. Оценка книг. Ещё одна форма дополнительной коммерческой деятельности книг – это оценка книг читателей. Часто у читателей, на руках могут оказаться издания имеющие большую ценность, а сами читатели не имеют представления о ценности книг, которые у них оказались. Библиотека может быть проводником стоимости, забирая у пользователя книгу на оценку или отправляя читателя в центр оценки или вызывая эксперта к читателю и выдавая читателю заключение о ценности книги. Вероятно, в дополнение к данной услуге может выступать услуга помощи в поиске покупателя на редкое издание, которое оказалось на руках у читателя. 12. Помощь и наставничество при написании и оформлении книги. Данная форма дополнительной деятельности, предполагает диалог, с читателем, который заинтересован в публикации своего труда. На коммерческой основе библиотекарь может вычитать рукопись выступая редактором, оказать содействие в выборе издательства, провести работу по регистрации книги в российских и международных реестрах, оказать содействие в других вопросах, связанных с изданием книги. Безусловно данная деятельность требует от библиотекарей определенного образования, однако если библиотечное сообщество выработает по данному вопросу методическое пособие – данная услуга станет реальностью.
13. Доступ к банкам данных онлайн по библиотечной лицензии. Доступ к библиотекам технической литературы для частного лица может быть весьма дорогим. Например, доступ к технической информации о контроллерах SD-карт памяти стоит порядка 5000$. Если библиотеки закупают доступ к иностранным библиотекам и депозиториям, то могут предоставлять его читателям по лицензии, создавая ценность в глазах читателя за счёт возможности экономии, и зарабатывая небольшую маржу за централизовано закупленный доступ. 14. Обслуживание читателей на дому. Данная форма предполагает, что библиотекарь приходит к читателю на дом, беседует с ним, составляет для него перечень литературы, которая ему интересна и предоставляет ему эту литературу. Дополнительно библиотекарь может читать детям сказки или записывать мемуары пожилых читателей для того чтобы сохранить их знания. Вот 14 форм услуг, которые могут оказываться читателю и способны сгенерировать для библиотек дополнительные источники внебюджетного финансирования. В рамках данной работы рассмотрение каждой формы выполнено в эскизном варианте, в некоторых случаях формы работы можно рассматривать как виды библиотечного обслуживания, а в некоторых виды могут генерироваться различными информационными поводами, например временными: вечер стихов посвященный началу весны; приуроченными к государственным праздникам: вечер военных историй приуроченный к 9 мая и т.д. Говоря о видах библиотечного обслуживания читателей хочется сказать несколько слов об Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности, в котором есть ОКВЭД 90.01 «Библиотечная деятельность». Этот номер классификатора подразумевает под собой 2 подпункта: · деятельность по работе с документами и подбору информации библиотек всех видов, в том числе читальных залов, залов для прослушивания, просмотровых залов, лекториев, планетариев, предоставляющих услуги широкой публике, а также деятельность государственных архивов: подбор специализированных или неспециализированных документов, составление каталогов, выдачу и хранение книг, карт, периодических изданий, фильмов, записей на технических носителях информации, произведений искусств и т.п., поиск требуемой информации и т.п.; · деятельность библиотек и предоставление услуг по хранению фотографий и кинофильмов. Получается, что видами библиотечной деятельности являются поиск и подбор документов (в широком значении) и демонстрация, хранение и выдача этих документов, а также услуги по хранению фотографий и документов. В общем-то такой поход существенно ограничивает библиотекарей, которым, для того чтобы оставаться востребованным обществом и конкурировать и решать вопросы привлечения финансирования со стороны читателей и организаций необходимо осуществлять и другую деятельность, которая находится за пределами ОКВЭД 90.01: · Группа ОКВЭД 18 – Полиграфическая деятельность, · ОКВЭД 53 – Курьерская деятельность, · ОКВЭД 56 – деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков, · Раздел J – Деятельность в области информатики и связи(ОКВЭД 58 – 63), · ОКВЭД 72 – Научные исследования и разработки, · ОКВЭД 73 – Деятельность рекламная и исследования конъюнктуры рынка, · ОКВЭД 74 – Деятельность профессиональная научная и техническая прочая, · ОКВЭД 85.41 – Дополнительной образование для детей и взрослых, · ОКВЭД 93 – Деятельность в области спорта, отдыха и развлечений, · ОКВЭД 94 – Деятельность общественных организаций, · ОКВЭД 95 – Ремонт компьютеров, предметов потребления и хозяйственно-бытового назначения, · ОКВЭД 96 – Деятельность по предоставлению прочих персональных услуг. К сожалению формат данной работы не позволяет рассмотреть каждый вид экономической деятельности детально, применительно к библиотечному обслуживанию и выделить из него форму и вид услуг, которые библиотекари могут предоставлять читателям в рамках своей деятельности, на коммерческой основе. Некоторые виды услуг не следуют напрямую из указанных разделов классификатора, но могут быть установлены при изучении подклассов в каждом отдельном случае.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе рассмотрены взгляды на принципы библиотечного обслуживания, рассмотрены формы библиотечного обслуживания, сказано несколько слов о видах библиотечного обслуживания и показан взгляд на виды экономической деятельности, внутри которых находятся формы и виды услуг, которые библиотекари могут оказывать населению привлекая финансирование как от физических лиц, так и от юридических лиц. Безусловно следует отметить, что классическая деятельность библиотек, библиографическая деятельность может занимать всё рабочее время библиотекаря, и так может продолжаться и дальше, однако если не ставить вопрос о привлечении дополнительного финансирования, ситуации, когда библиотеки закрываются, библиотекари увольняются, фонд распределяется по другим библиотекам, а сами библиотекари отправляются на биржу труда, будут учащаться, что связано с общей конъюнктурой экономической развития российской и международной экономики.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Статья «Все начинается с читателя, и все возвращается к нему» (некоторые аспекты библиотечного обслуживания) Н.В. Бубекина, заведующая научно-методическим отделом Российской государственной детской библиотеки, г. Москва, ссылка: http://sasl.at.ua/publ/14-1-0-28 2. Статья «Обслуживание пользователей: направления развития, проблемы, перспективы», Соломенникова В.К., ссылка: http://elibrary.udsu.ru/xmlui/bitstream/handle/123456789/6241/%D0%9E%D0%B1%D1%81%D0%BB%D1%83%D0%B6%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B9.pdf?sequ 3. Учебное пособие: Школа обучения основам библиотечной профессии: Занятие 2: Библиотечное обслуживание. Дифференцированный подход в обслуживании пользователей. Индивидуальная работа с пользователями: особенности и методы. [Текст] / МУК МЦБ; МБО; сост. и отв. за вып. А. О. Кешешян. – Чалтырь, 2009, Ссылка: http://www.chaltlib.ru/articles/Library/spetsialistu/ucheba/shkola_obuchenija_osnovam_bibliotechnojj_professii/zanjatie_2/ 4. Учебное пособие «Основные концепции библиотечного обслуживания», ссылка: http://infopedia.su/6x5886.html 5. Учебно-методическое пособие «Библиотечное обслуживание», Т.В.Дергилева, Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения РАН, ссылка: http://www.studfiles.ru/preview/4164594/ 6. Дворкина М.Я. Информационное обслуживание: социокультурный подход / МГУКИ. – М.: Профиздат, 2001 (Сер. «Современная библиотека». Вып. 11): http://www.library.ru/1/kb/books/dvorkina/ 7. Руководство по обеспечению качества информационно-библиотечного обслуживания, Российская библиотечная Ассоциация, ссылка: http://www.rba.ru/content/activities/group/kach/ruk.pdf 8. Интернет портал с общероссийским классификатором видов экономической деятельности: http://www.okvad.ru/
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|