Дисмциплина «История русской литературы» предназначен для студентов направления подготовки 45.03.01 Филология, имеет огромное эстетическое, познавательное и воспитательное значение. Изучение литературы 11-21 веков помогает студентам проникнуть в глубину и сложность мирового историко-литературного процесса, расширить знания в области истории и теории литературы, способствует овладению научной терминологией. История русской литературы данного периода рассматривается во взаимосвязи с историей общества и развитием культуры. Программа курса в строгой хронологической последовательности рассматривает основные явления истории русской литературы на протяжении 11-21 веков.
В связи с тем, что данной дисциплиной довершается весь цикл истории отечественной литературы (от древнерусской до 2015 года) в ней много внимания уделяется проблеме традиций и новаторства и подведению «предварительных итогов» развития русской литературы в 21 веке.
1.1.1 Назначение дисциплины:
Для сохранения теоретического уровня, углубления теоретических понятий, чёткого осмысления материала данный курс выделяет самые важные и сложные этапные моменты историко-литературного процесса, давая точную историческую характеристику жизни народов, представленных изучаемыми литературными памятниками.
1.1.2 Цели дисциплины: целью курса «История русской литературы» является знакомство студентов со специфическими особенностями древнерусской литературы, историей русской литературы 18-21 веков; показать историю развития литератур данного периода как единый литературный процесс и выявить её роль в истории мировой литературы и культуры. Главная цель этого курса в том, чтобы дать студенту-филологу цельное представление об основных этапах и закономерностях развития литературы, об особенностях развития и вкладе в литературу каждого из 3-х литературных потоков (критический реализм, нереалистические течения, социалистический реализм), о творчестве крупнейших художников.
1.1.3 Задачи дисциплины:
· ознакомиться с научными основами и важнейшими этапами русской литературы данного периода; уметь прослеживать становление литературной традиции в связи со сменой духовных парадигм;
· познакомить студентов с текстами художественных произведений авторов изучаемых периодов русской литературы; уметь выявлять основные идейно-художественные аспекты произведения с учётом эстетических и философских норм изучаемых литературных направлений;
· ориентироваться в хронологии, особенностях данных исторических эпох; показать теснейшую связь исторического процесса и литературы, необычайный динамизм, «волнообразность» исторического и литературного процессов, «пестроту» и многоголосие литературного процесса, его переходный характер, осветить две научных концепции развития литературы – концепцию «кризиса реализма и всей литературы» и концепцию «преобразования реализма и всей литературы».
1.2 Место учебной дисциплины в структуре ОП: дисциплина История русской литературы входит в Блок 1, индекс Б.1.Б.17.
1.2.1 Пререквизиты: Основные умения и навыки сформированы студентами в процессе изучения дисциплин: Введение в литературоведение, Введение в спецфилологию, Устное народное творчество.
1.2.2 Постреквизиты: перечень дисциплин, в которых используются знания изучаемой дисциплины, а именно: Методика преподавания литературы, Современная русская литература, Интертекст и Интернет, Литераторы русской эмиграции, Русские филологи ХХ века, Теория литературы.
1.3 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы
Коды компетенции (по ФГОС)
Результаты освоения ОП
Содержание компетенций согласно ФГОС
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
ОПК-3
– способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории литературы, истории отечественной литературы (литератур) и мировой литературы; представление о различных жанрах литературных и фольклорных текстов.
Знать: содержание литературных первоисточников древнерусской и русской литератур (11-21 века), знать хронологию исторических эпох;
Уметь: выделять связи древнерусской и русской литератур с фольклором, современной русской литературой, другими видами искусства;
Владеть:знаниями о различных литературных жанрах и фольклорных текстах.
ОПК-4
– владение базовыми навыками сбора и анализа языковых и литературных фактов, филологического анализа и интерпретации текста.
Знать: важнейшие этапы развития русской литературы (11-21 вв.);
Уметь:вырабатывать «открытый эстетический вкус», при котором оценка произведения дается по его реальным идейно-художественным достоинствам, независимо от того, к какому литературному течению или потоку относится его автор;
Владеть:навыком анализа поэзии, методикой анализа художественных произведений, статей, монографий.
ПК-6
– умение готовить учебно-методические материалы для проведения занятий и внеклассных мероприятий на основе существующих методик.
Знать:обладать способностью научного осмысления истории мировой художественной литературы, отдельных художественных текстов, проблем творчества писателей;
Уметь:подготовить рефераты, сообщения по предложенным темам;
Владеть: способностью научного осмысления истории мировой художественной литературы, отдельных художественных текстов, проблем творчества писателей.
ПК-7
– готовность к распространению и популяризации филологических знаний и воспитательной работе с обучающимися.
Знать основные идейно-эстетические принципы развития литературы;
Уметь представлять обусловленную связь литературного направления с исторической эпохой России и общеевропейским движением литературы и истории;
Владеть: способностью выделять связи русской литературы с различными видами искусства, устанавливать межпредметные связи (литература – история, литература – философия, литература – др. науки).
1.4 Образовательные технологии
В соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 45.03.01 Филология реализация компетентностного подхода предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий – интерактивные лекции, анализ коммуникативных ситуаций, наблюдение и анализ реального процесса коммуникации. В процессе изучения дисциплины «История русской литературы» используется технология учебного сотрудничества с различными формами работы, на основе личностной ориентации педагогического процесса по системе Е.Н. Ильина.
В центре внимания личностно-ориентированных технологий – уникальная целостная личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Именно достижение личностью таких качеств провозглашается главной целью воспитания в отличие от формализованной передачи воспитаннику знаний и социальных норм в традиционной технологии. Своеобразие парадигмы целей личностно-ориентированных технологий заключается в ориентации на свойства личности, ее формирование, ее развитие не по чьему-то заказу, а в соответствии с природными способностями. Содержание образования представляет собой среду, в которой происходит становление и развитие личности студента. Ей свойственны гуманистическая направленность, обращенность к человеку, гуманистические нормы и идеалы. Технологии личностной ориентации пытаются найти методы и средства обучения и воспитания, соответствующие индивидуальным особенностям каждого студента: берут на вооружение методы психодиагностики, изменяют отношения и организацию деятельности детей, применяют разнообразные и мощные средства обучения (в том числе компьютер), перестраивают содержание образования. Личностно-ориентированные технологии противопоставляют авторитарному, обезличенному и обездушенному подходу к студенту в традиционной технологии атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создают условия для творчества и самоактуализации личности.
Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам занятий) и на самостоятельную работу обучающихся
Объём дисциплины
Всего часов
Общая трудоемкость дисциплины
Контактная работа обучающихся с преподавателем (всего)
в том числе, аудиторная работа (всего):
Лекции
Семинары, практические занятия
Практикумы
Лабораторные работы
Внеаудиторная работа (всего):
Самостоятельная работа обучающихся (всего)
Контроль
Вид промежуточной аттестации
Зачет/экзамены
Содержание дисциплины, структурированное по темам с указанием часов и видов учебных занятий
№ п/п
Наименование темы
Количество часов
ЛЗ
ПЗ
ЛР
СРС
3 семестр
Введение в историю древнерусской литературы. Предмет и задачи курса. Литература Киевской Руси (Х1-Х111 веков).
Русское летописание. «Повесть временных лет». Литература 2/3 Х1-середины Х11 веков. «Слово о полку Игореве».
Литература, отразившая борьбу русского народа с татаро-монгольскими нашествиями Х11-Х1У веков. Литература ХУ века. Новые веяния и традиции в литературе ХУ века, её жанровый состав.
Литература и публицистика Х1 века. Культура и литература Древней Руси ХУ1 века. Литература XVII века.
Литература первой трети XVIII века (1700-1720 гг.). Становление русского классицизма.
А.Д. Кантемир. В.К. Тредиаковский.
М.В. Ломоносов как выдающееся явление в русской науке и культуре. А.В. Сумароков - драматург и теоретик русского классицизма.
Сатирическая журналистика 1769-1774 гг. Драматургия последней трети ХVIII века. Д.И. Фонвизин.
Поэзия последней трети XVIII века. Г.Р. Державин.
Всего
-
4 семестр
Возникновение и развитие сентиментализма в русской литературе. Н.М. Карамзин. А. Н. Радищев.
Литература первой четверти XIX века. Русский романтизм. В.А. Жуковский. К.Н. Батюшков.
«Натуральная школа» в истории русской литературы. А.И. Герцен. С.Т. Аксаков.
Всего за 4 семестр
-
Итого
-
Курсовая работа
Всего
5 семестр
Ф.И. Тютчев. А.А. Фет.
И.С. Тургенев.И.А. Гончаров.
А.Н. Островский. Н.Г. Чернышевский.
Н.А. Некрасов. Писатели круга «Современник». Русская поэзия середины века.
А.Ф. Писемский. Литературное движение 1870-х годов (1868 – 1880) Г.И. Успенский. М.Е. Салтыков – Щедрин.
Ф.М. Достоевский. Н.С. Лесков.
Л.Н. Толстой.
Литературное движение конца XIX в. (1880-1900).
В.М. Гаршин.В.Г. Короленко.
А.П. Чехов.
Всего за 5 семестр
-
6 семестр
Введение в историю русской литературы конца XIX - начала XX в. Русский реализм на рубеже веков. Творчество А. Куприна. Творчество И. Бунина.
Творчество А.Блока в годы революции и гражданской войны. Послеоктябрьское творчество М. Горького. Творчество В.В. Маяковского. Творчество С.А. Есенина.
Творчество М.А. Булгакова. Жизненный и творческий путь Е.И. Замятина. Творчество А.П. Платонова. Творчество Л. Андреева.
Формирование и развитие модернистских течений на рубеже веков. Футуризм в европейской и русской культуре. Поэзия А. Ахматовой в годы революции и гражданской войны. Творчество Н. Гумилева. Творческий путь В. Хлебникова, В. Брюсова, М. Цветаевой. Поэзия и проза А. Белого.
А. Толстой и Октябрьская революция. Творчество М. А. Шолохова.
Творчество М.М. Пришвина. Особенности литературы середины 1950-1990-х годов. Творчество А.Т. Твардовского, Ф.А. Абрамова, В.П. Астафьева, В.Г. Распутина, Ю.В. Трифонова, В.М. Шукшина.
Творчество А.И. Солженицына, А.В. Вампилова, С.Д. Довлатова.
Поэзия В.С. Высоцкого, И.А. Бродского. Творчество Саши (А.В.) Соколова.
Русская поэзия 1990-х гг. Современная авангардная поэзия и авангардные традиции русской литературы ХХ века.
Всего за 6 семестр
-
Всего
Курсовая работа
Итого
-
Программа дисциплины
Темы лекционных занятий
№
п/п
Тема ЛЗ
Содержание ЛЗ
Кол-во
часов
Кол-во
баллов
Методы
3 семестр
Тема: Введение в историю древнерусской литературы. Предмет и задачи курса. Литература Киевской Руси (Х1-Х111 веков).
Рукописное наследие древнерусской литературы. Характерные особенности древнерусской литературы, ее методов и жанров. Проблемы периодизации. Переводная литература, ее влияние на древнюю русскую словесность. Апокрифы, повести, хроники. Проповедь в Древней Руси «Слово о Законе и благодати» Илариона, проблематика, стиль, жанровые особенности. Агиографическая литература «Сказание о Борисе и Глебе», «Житие Феодосия Печерского». Жанр «хождений» в древнерусской литературе. «Хождение игумена Даниила», идейно-тематическое содержание, жанрово-структурное и стилевое средство.
Интерактивная лекция.
Тема:
Литература первой трети XVIII века (1700-1720 гг.). Становление русского классицизма.
Предклассицизм. Отражение петровских реформ и побед русского оружия в литературе XVIII века. Рукописные анонимные повести первой трети XIII века («История о российском матросе Василии Кориотском» и др.). Книжное стихотворство (традиции и формирование нового содержания). Драматургия и театр петровских времен.
Народная литература. Различная оценка личности труда Петра в фольклоре. Феофан Прокопович. Литературно-публицистическая деятельность Феофана, влияние просветительских идей Прокоповича и их значение для развития литературы XVIII века.
Общественно-исторические предпосылки возникновения классицизма в русской литературе; национальное своеобразие; классицизм и философия. Просвещения, особенности конфликта.
Интерактивная лекция.
Всего в 3 семестре
4 семестр
Литература первой четверти XIX века. Русский романтизм. В.А. Жуковский. К.Н. Батюшков.
«Золотой век» в истории русской литературы. Понятие русской литературной классики. Русская литература XIX в как важнейшая часть национальной культуры. Принципы периодизации. Мировое значение и национальной своеобразие русской литературы XIX века. Проблемы народности, национальности и литературного языка в общелитературной борьбе этого времени. Наиболее значительные журналы («Вестник Европы», «Русский вестник» и др.). Литературные направления и их взаимодействия. «Беседа любителей русского слова» Шишкова, литературное общество «Арзамас», «Зеленая лампа»; деятельность «Общества любомудрия».
Интерактивная лекция.
Всего в 4 семестре
5 семестр
И.С. Тургенев.
И.А. Гончаров
Философское образование И.С. Тургенева. Ранний период творчества писателя: лирика, поэмы. Романтическое и реалистическое в творчестве писателя. Роль И.С. Тургенева в идейной борьбе 1840-х годов. Новаторский подход к изображению народа в «Записках охотника». Драматургия Тургенева конца 40-х – начала 50-х годов. Социально-бытовые, социально-психологические пьесы. Поиск героя в среде «новых людей»: роман «Накануне»; Инсаров как наиболее «чистое» воплощение донкихотского типа. Елена Стахова как выражение радикальных потребностей русского общества.
Роман «Отцы и дети». Поколенческо-возрастной, социально-политический и культурно-исторический аспекты романного конфликта. Базаров как синтетический тип нигилиста. Трагизм Базарова. Авторское отношение к герою и способы его проявления. Полемика по поводу романа «Отцы и дети». Споры о художественных достоинствах и недостатков романного творчества позднего Тургенева.
Гончаров и «натуральная школа»: реализация поэтических приемов и выход за рамки «натурализма». «Обыкновенная история» как один из первых в России общественно-психологических романов. Авторский идеал гармонической личности и способы его проявления в художественном тексте. Особенности поэтики, Белинский об «Обыкновенной истории». Роман «Обломов» в русской критике (Добролюбов, Дружинин). Обломов – Штольц в традиционном и современном осмыслении. Гончаров - портретист и создатель пластических образов. Значение формы “романа в романе”.
Своеобразие романа Гончарова: широкий эпический охват жизненных явлений, отражение длительных эволюционных процессов, внимание к глубинным пластам русского социального и национального быта и к «коренным основам» жизни в целом. Значение Гончарова в истории русской литературы.
Интерактивная лекция.
Ф.М. Достоевский.
Н.С. Лесков.
«Бедные люди» Ф. Достоевского в контексте произведений «натуральной школы». Сентиментальная культура «маленького человека». «Двойник» - новаторское произведение Ф. Достоевского. Значение проблемы двойничества для творчества писателя. Романтический герой и романтическая традиция в творчестве молодого Ф. Достоевского («Хозяйка», «Белые ночи», «Неточка Незванова»). Ф. Достоевский в кругу петрашевцев. Уроки каторги и ссылки. «Записки из мертвого дома». Полемика Ф. Достоевского с Добролюбовым по вопросам эстетики («Господин …бов и вопрос об искусстве»). Новая концепция человека в «Записках из подполья». Религиозная основа эстетики Ф. Достоевского. Конспект статьи «Социализм и крестьянство». Романы Ф. Достоевского 1860-1880-х годов. Моральная, философская, социальная проблематика. Антитеза социальной и религиозной морали («Преступление и наказание»). Новаторское решение проблемы «положительно прекрасного человека» («Идиот»). «Бесы» как роман - предупреждение против всякого тоталитаризма. Трагедия мысли в романе «Братья Карамазовы». Проблема нравственного падения («карамазовщина») и «восстановления» русского человека.
Творчество Н.С. Лескова в 1860 годы. Его стихийный демократизм. Яркие повести из «простого народного быта» («Леди Макбет Мценского уезда»). Эволюция мировоззрения и творчества Н.С. Лескова в 1870-1890-е годы, сближение с Л.Толстым. Поиск «праведников» («Соборяне», «Несмертельный Голован», «Человек на часах» и т.д.). Произведения о талантливости и героизме русского человека («Очарованный странник» «Левша). Сатира в творчестве Н.С. Лескова («Загон», «Заячий ремиз» и др.). Мастерство Н.С. Лескова.
Интерактивная лекция.
Всего в 5 семестре
6 семестр
Введение в историю русской литературы конца XIX - начала XX в. Русский реализм на рубеже веков. Творчество А. Куприна. Творчество И. Бунина.
Вступление в литературу, проблематика, конфликт и основные образы повести «Молох». Проблема «человека» в творчестве писателя 90-х.г. (повесть «Олеся»). Повесть «Поединок», психологический конфликт и основные образы.
Лики любви в романах «Гранатовый браслет». Эмиграция.
Проза Бунина 1890-1900 гг. «Яблоки», «Сосны», «Новая дорога». Мотивы распада патриархальной усадьбы.
Тема дворянских гнезд и крестьянских устоев («Суходол», «Деревня»). Философская проза И. Бунина («Господин из Сан-Франциско», «Сны Чаша»).
Стиль Бунина. Неприятие Октября «Окаянные дни». Эмиграция. Роман «Жизнь Арсеньева». Концепция жизни человека. Философско-художественное писателя и специфика его воплощения в романе. «Темные аллеи». Концепция любви.
Интерактивная лекция.
Всего в 6 семестре
Всего
Темы практических занятий
№
п/п
Тема ПЗ
Содержание ПЗ
Кол-во
часов
Кол-во баллов
Методы
3 семестр
Русское летописание. «Повесть временных лет». Литература 2/3 Х1-середины Х11 веков. «Слово о полку Игореве».
Летопись как вид литературного искусства. «Повесть временных лет»: идейно-тематическое содержание и художественная специфика. Композиция повести. Идея мира и единения, осуждение книги распрей («Поучение Владимира Мономаха»). Тема политической и церковной независимости, проблема древнерусской государственности, тема борьбы с внешними врагами. Демократизм повести, ее многожанровый состав и стилевое богатство. Значение «Повести временных лет».
История открытия и опубликования «Слова …». Полемика вокруг «Слова …». Сюжет и композиция вокруг «Слова …», его историческая основа. Летописные повести о походе Игоря. Идейное содержание, система образования, личность автора. Жанровая специфика «Слова …», особенности его поэтического языка. Связь с фольклором. Логические переводы и переложения. «Слово» К. Туровского. Особенности риторического стиля. «Слово» Даниила Заточника. «Киево-Печерский патерик». Проблематика. Литературные особенности памятника.
Практическое занятие с элементами дискуссии.
Литература первой трети XVIII века (1700-1720 гг.). Становление русского классицизма.
Предклассицизм. Отражение петровских реформ и побед русского оружия в литературе XVIII века. Рукописные анонимные повести первой трети XIII века («История о российском матросе Василии Кориотском» и др). Книжное стихотворство (традиции и формирование нового содержания). Драматургия и театр петровских времен.
Народная литература. Различная оценка личности труда Петра в фольклоре. Феофан Прокопович. Литературно- публицистическая деятельность Феофана, влияние просветительских идей Прокоповича и их значение для развития литературы XVIII века.
Общественно-исторические предпосылки возникновения классицизма в русской литературе; национальное своеобразие; классицизм и философия. Просвещения, особенности конфликта.
Практическое занятие с элементами дискуссии.
М.В. Ломоносов как выдающееся явление в русской науке и культуре. А.В. Сумароков - драматург и теоретик русского классицизма.
М.В. Ломоносов – ведущий теоретик и литератор классицизма. Роль М.В. Ломоносова в научной и культурной жизни эпохи; публицистика («похвальное слово Петру Великому»). М.В. Ломоносов - выдающийся русский филолог и создатель литературной теории классицизма («Письмо о правилах российского стихотворство», «Риторика», «Теория трех штилей»).
А.П. Сумароков. Многообразие художественного творчества: драматургия, поэзия, сатира. Творческие трактаты (эпистолы «О русском языке», «О стихотворстве»). Драматургия А.В. Сумарокова, ее роль в истории русского театра XVIII века. Жанры трагедии («Дмитрий Самозванец») и комедия («Тресотиниус» и др.) поэзия А.В. Сумарокова. Многообразие жанров: идиллии, оды, песни и др. Особенности поэтики. Сатирические жанры в творчестве А.В. Сумарокова.
Практическое занятие с элементами дискуссии.
Сатирическая журналистика 1769-1774 гг. Драматургия последней трети ХVIII века. Д.И. Фонвизин.
«Екатерининская эпоха» как культурная эпоха в истории России. Екатерининский «просвещенный абсолютизм», формирование новой концепции литературных кружков и салонов. Художественное творчество Екатерины II; расцвет журналистики во 2- ой половине XVIII века. Журнал «Всякая всячина». Сатирические журналы Н.И. Новикова.
Особенности драматургии Д.И. Фонвизина. Д.И. Фонвизин. Общие тенденции развития русской драмы (Лукин. Княжнин, В.В. Капнист). Д.И. Фонвизин. Начало творческого пути, басни. Сатирическая комедия «Бригадир» (проблематика, система персонажей, мастерство языка). Комедия «Недоросль» - вершина русской драматургии XVIII века.
Практическое занятие с элементами дискуссии.
Поэзия последней трети XVIII века. Г.Р. Державин.
Основные темы творчества поэтов последней трети ХVIII века. Проблема соотношения общих и индивидуальных стилей и течений. Творчество В.И Майкова. Литературная деятельность И.Т. Богдановича. Жанровое своеобразие философской лирики. Поэзия М.М. Хераскова (поэт и создатель поэтического кружка). Лирика В.В. Капниста, жанровый состав и своеобразие, литературные позиции. Значение поэтического наследия И.И. Хемницера (басни).
Художественное и тематическое своеобразие лирики Г.Р. Державина. Жанрово-тематический состав лирики Г.Р. Державина. Философская поэзия. Г.Р. Державина («Бог», «Водопад»). Гражданская окраска обличительно-сатирических од Г.Р. Державина, их жанровое новаторство. Особенности трактовки проблемы идеального монарха («Фелица»). Победно-патриотическая поэзия Г.Р. Державина. Образы русских полководцев. Роль Г.Р. Державина и его влияние на поэзию следующей культурной эпохи.
Практическое занятие с элементами дискуссии.
Всего
4 семестр
Литературное движение 30-х годов. А.С. Пушкин.
Правительственная реакция после 14 декабря 1825 г. Развитие свободной мысли: увлечение философией Шеллинга и Гегеля.
Полемика о романтизме в журналистике.
Возрастание удельного веса прозы в литературе. Развитие жанра романтической повести: проза А.А. Бестужева – Марлинского, В. Одоевского («Русские ночи»), Н. Полевого («Блаженство безумия»), Н.Ф. Павлова («Три повести). Исторический роман (М. Загоскин, Л. Лажечников). Реалистические тенденции в прозе (А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, Павлов). Литературно-критическая деятельность В.Г. Белинского (ст. «Литературные мечтания», «О русской повести и поветях Гоголя»). Борьба романтических и реалистических стилевых тенденций в поэзии (поэты школы В.А. Жуковского, поэты кружка Н. Станкевича, В. Бенедиктов).
Пушкин – родоначальник новой русской литературы и создатель современного русского литературного языка. «Евгений Онегин» - первый русский реалистический социально-психологический роман.
Эволюция образа Петра I («Полтава», «Медный всадник»).
Творчество Пушкина 30-х годов. Философская проблематика в лирике («Безумных лет угасшее веселье» и др.). «Маленькие трагедии». Единство нравственно-философской проблематики и драматургического стиля. Сказки Пушкина. «Повести Белкина», их новаторский характер.
Практическое занятие с элементами дискуссии.
М.Ю. Лермонтов.
Романтический герой ранней лирики. Драматургия Лермонтова. «Маскарад» как социально-философская драма романтического стиля. Лирика 1836-1841 гг. Реалистические тенденции в лирике Лермонтова («Сосед», «Завещание» и др.)
Поэмы Лермонтова «Мцыри», «Демон». Роман «Княгиня Лиговская». Критическое изображение светского общества. Роман «Герой нашего времени» как философско-психологический роман.
Практическое занятие с элементами дискуссии.
Н.В. Гоголь.
Оригинальность гоголевского романтизма в «Вечерах на хуторе близ Диканьки».
Повесть «Шинель», ее определяющее место в петербургских повестях. Драматургия Гоголя. Новаторство Гоголя – комедиографа в комедии «Ревизор». Социальная сатира Гоголя. Поэма «Мертвые души». Замысел и его воплощения. Гоголь – сатирик в изображении поместной, бюрократической и крестьянской Руси. Принципы сатирической типизации образов помещиков. Традиции великого писателя в русской литературе. Воздействие Гоголя на мировой литературный процесс.
Практическое занятие с элементами дискуссии.
Всего в 4 семестре
5 семестр
Ф.И. Тютчев.
А.А. Фет.
Философские основы лирики Тютчева. Особенности миросозерцания. Тематическое разнообразие поэзии Тютчева.
Основные мотивы лирики поэта.
Литературно-художественный анализ текста (1 стихотворение Фета или Тютчева письменно).
Особенности биографии А.А. Фета и их связь с поэтическим творчеством. «Поэтический симфонизм» (Л. Щенникова), «лирическая дерзость» (Л.Н. Толстой) и желание отстраниться от «жизненных тягот» (А. Фет), соединенные в творчестве поэта. Особенности философии красоты в произведениях поэта.
Практическое занятие с элементами дискуссии.
А.Н. Островский.
Н.Г. Чернышевский.
История создания произведения и проблема прототипов («Гроза»).
Основной конфликт «Грозы». Изображение «темного царства» и его новаторский характер.
Два поколения героев пьесы и система их взаимоотношений.
Противостояние Катерины и «темного царства». Специфика проблемы «свободы и необходимости» и ее решение. Борьба в душе Катерины и два финала произведения. Катерина как трагическая героиня, а «Гроза» как народная трагедия.
Некоторые исторические предвидения Чернышевского и слабые стороны его утопизма.
Роман «Что делать?». Просветительские и пропагандистские цели писателя и традиции просветительского романа. Тематическая композиция романа – 4 «круга», «старые люди», «новые люди», положительный герой – революционер; общество будущего. Два плана: внешний – социально-бытовой, семейный, - и скрытый, символико-утопический.
Практическое занятие с элементами дискуссии.
Н.А. Некрасов. Писатели круга «Современник». Русская поэзия середины века.
Творческая история произведения. Замысел и его эволюция (Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»). Композиция и сюжет поэмы: фольклорная основа; герои; мотив путешествия и его функции; споры и их отражения в тексте. Специфика жанра: «Эпос народной жизни»; синтетизм и энциклопедизм в изображении русской жизни. Крестьянские типы в поэме: заступники из народа (Яким. Нагой, Ермила Гирин и др.); Матрена Тимофеевна как тип женщины из народа; функции песен и ключей в раскрытии национального менталитета и характера; Савелий – «богатырь святорусский»; функции легенд о Кудеяре; «люди холопского звания» (Игнат, Егор, Глеб и др.), критика рабской психологии и смысл притчи «Про Якова верного холопа примерного»; художественные приемы сатирического изображения;
«Народный заступник Гриша Добросклонов. Тип пафоса последней части произведения.
Художественный фольклоризм поэмы.
Ориентация писателей-демократов 1860-х гг. на эстетику Чернышевского и Добролюбова. Роль современников в формировании мировоззрения этих писателей. Споры о специфике «просветительского реализма».
Первая «литературная ласточка» «Современника» – Н.В. Успенский. Новаторское изображение крестьянства в «Очерках народного быта». Отказ от приукрашивания мужика. Акцент на идиотизм деревенской жизни. Высокая оценка «Очерков…» в статье Чернышевского «Не начало ли перемены?». Критика Ф. М. Достоевским рассказов Успенского за натурализм.
Практическое занятие с элементами дискуссии.
А.Ф. Писемский. Литературное движение 1870-х годов (1868 – 1880) Г.И. Успенский. М.Е. Салтыков – Щедрин