Основные черты средневековой культуры и ее достижения
История средних веков Европы охватывает период с V до середины XVII вв. внутри периода можно выделить такие этапы: а) раннее средневековье: V - XI вв.; б) развитое средневековье: ХI - XV вв.; в) позднее средневековье: ХVI - середина ХVII вв. Термин «средние века» (лат. medium aevum - отсюда название науки, изучающей средневековье, медиевистика) возник в Италии периода Возрождения в среде гуманистов, считавших, что это время было периодом культурного упадка, в противовес высокому взлету культуры в античном мире и в новое время.
Средние века - это время феодализма, когда человечество значительно продвинулось вперед в развитии материальной и духовной культуры, расширился ареал цивилизации.
Для феодального общества характерно: 1) господство крупной земельной собственности; 2) сочетание крупной земельной собственности с мелким индивидуальным хозяйством непосредственных производителей - крестьян, которые были лишь держателями земли, а не собственниками; 3) внеэкономическое принуждение в разных формах: от крепостничества до сословного неполноправия.
Феодальная собственность (лат. - feodum) - наследственная земельная собственность, связанная с обязательным несением военной службы. В средневековом обществе возникает иерархия с большой ролью личных вассально-ленных связей.
Государство прошло разные этапы: для раннефеодального периода характерны крупные, но рыхлые империи; для развитого средневековья - мелкие образования, сословные монархии; для позднего средневековья - абсолютные монархии.
Феодальное право защищало монополию земельной собственности феодалов, их права на личность крестьян, на судебную и политическую власть над ними.
Огромную роль в обществе играла религиозная идеология и церковь.
Таким образом, особенности феодального производства порождали специфические особенности социальной структуры, политической, правовой и идеологической систем.
Основными чертами средневековой культуры являются: 1) господство религии, богоцентрического мировоззрения; 2) отказ от античной культурной традиции; 3) отрицание гедонизма; 4) аскетизм; 5) усиленное внимание к внутреннему миру человека, его духовности; в) консерватизм, приверженность к старине, склонность к стереотипам в материальной и духовной жизни; 7) элементы двоеверия (христианство и язычество) в народном сознании; 8) фетишизация произведений искусства; 9) внутренняя противоречивость культуры: конфликт между язычеством и христианством, противоположность ученой и народной культуры, отношения светской и духовной, церковной властей, двойственность ценностных ориентаций (духовность и телесность, добро и зло, боязнь греха и грех); 10) иерархичность культуры, в которой можно выделить культуру духовенства, рыцарскую культуру, городскую культуру, народную, в основном, сельскую культуру; 11) корпоративность: растворение личностного начала человека в социальной группе, например, сословии.
Средневековая европейская культура сложилась на развалинах Римской Империи. В раннем средневековье углубился упадок культуры, имевший место еще в позднем Риме. Варвары разрушили города, являвшиеся сосредоточением культурной жизни, дороги, ирригационные сооружения, памятники античного искусства, библиотеки, произошла аграризация общества с господством натурального хозяйства, товарно-денежные отношения были неразвиты.
Церковь установила на многие века монополию на образование и интеллектуальную деятельность. Все области знания оказались подчинены церковно-феодальной идеологии. Обладая во времена политической децентрализации прочной организацией и сложившейся доктриной, церковь располагала и мощными средствами пропаганды.
Сутью церковного мировоззрения было признание земной жизни временной, «греховной»; материальная жизнь, природа человека противопоставлялись «вечному» существованию. Как идеал поведения, обеспечивающего загробное блаженство, церковь проповедовала смирение, аскетизм, строгое соблюдение церковных обрядов, подчинение господам, веру в чудо. Презирались разум, науки, философия, которым противопоставлялась вера, хотя из античного наследия были позаимствованы отдельные элементы философского и светского знания. Система образования: так называемые «семь свободных искусств античности», - делилась на низшую - «тривиум» (грамматика, риторика, диалектика) и высшую - «квадривиум» (геометрия, арифметика, астрономия, музыка части). Использовались работы античных авторов: Аристотеля, Цицерона, Пифагора, Эвклида, но в ограниченных пределах. Выше всех наук ставился авторитет Священного писания. В целом, для системы знаний Средневековья были свойственны такие черты: 1) универсализм; 2) энциклопедизм; 3) аллегоризм; 4) экзегеза (греч. толкование) - умение толковать и давать религиозное объяснение Библии.
Вселенная (космос) рассматривалась как творение бога, обреченное на гибель. Господствовала геоцентрическая система с различными сферами, адом и местопребыванием бога. Каждый материальный объект рассматривался как символ сокровенного и идеального мира, а задача науки - раскрыть эти символы. Отсюда проистекал отказ от изучения подлинных связей вещей при помощи опыта. Символизм наложил отпечаток на всю средневековую культуру. Считалось, что слова объясняют природу вещей. Непосредственное реалистическое восприятие мира в искусстве и литературе часто облекалось в форму символов и аллегорий.
Феодально-церковной культуре противостояла народная культура. Она уходила корнями в дофеодальную древность и связана с варварским культурным наследием, языческими мифами, поверьями, легендами, праздниками. Эти традиции, сохранившиеся в крестьянской среде на протяжении всего средневековья, были пронизаны религиозными представлениями языческого толка, чуждыми мрачному аскетизму христианства, его недоверию к живой природе: в ней виделась не только грозная сила, но и источник жизненных благ и земных радостей. Народному мировосприятию был присущ наивный реализм. Формы народного творчества разнообразны: сказки, предания, песни. Народные сказания легли в основу эпоса (ирландский эпос о герое Кухулине, исландский эпос - «старшая Эдда», англосаксонский эпос - поэма «Беовульф»). Выразителями и носителями музыкального и поэтического творчества народа были мимы и гистрионы, а с ХI в. жонглеры - во Франции, хуглары - в Испании, шпильманы - в Германии, бродившие по всей Европе.
Искусство раннего средневековья утратило многие достижения античности: почти полностью исчезли скульптура и вообще изображение человека; забылись навыки обработки камня, в архитектуре, преобладало деревянное зодчество. Для искусства этого периода характерно: варваризация вкуса и мироощущения; культ физической силы; выставляемое напоказ богатство; вместе с тем, ему присуще живое, непосредственное чувство материала, особенно проявившееся в ювелирном и книжном деле, где господствовали сложный орнамент и «звериный» стиль. При примитивизме варварское искусство было динамичным, его главным изобразительным средством являлся цвет. Яркие предметы создавали ощущение материальности, соответствующее варварскому чувственному видению и восприятию мира, далекому от христианского церковного аскетизма.
В раннем средневековье VII - IX вв. наблюдался некоторый подъем феодально-церковной культуры при дворе Карла Великого (768 - 814) - так называемое «Каролингское возрождение», вызванное потребностями в грамотных людях для управления империей. Открывались школы при монастырях и для мирян, приглашались образованные люди из других стран, собирались античные рукописи, началось каменное строительство, но этот подъем культуры был непрочным и непродолжительным.
Развитое Средневековье отмечено значительным ростом городов и возникновением университетов.
Возникновение городов, как центров ремесла и торговли, означало новый этап в развитии средневековой культуры. Предпосылками роста городов были интенсивное развитие товарного производства и денежного обращения на базе частной собственности. Возникла потребность в грамотных людях; производство породило интерес к опытному знанию и его накоплению; для горожан характерно активное восприятие жизни, трезвый расчет, деловитость, что способствовало выработке рационалистического типа мышления; росли умственные запросы и интересы и, соответственно, тяга к светскому образованию. Монополия церкви на образование оказалась нарушена, хотя церковь и господствовала в идеологии. Городские школы успешно конкурировали с монастырскими.
Города росли в связи с притоком в них крестьян, бежавших от господ или отпущенных на оброк. По численности населения средневековые города были невелики; в XIV-XV вв. те из них, где проживало 20 тыс. человек, считались крупными. Население городов активно боролось за свою независимость от феодалов: города либо откупались, либо добывали независимость в вооруженной борьбе. Многие города стали коммунами, т.е. они обладали правом вести самостоятельную внешнюю политику, иметь свое самоуправление, чеканить монету, все горожане были свободными от крепостной зависимости. По сути, они являлись городами-государствами, напоминавшими античный полис. Городское население, или «третье сословие», становилось духовным лидером и преимущественным носителем культуры.
С развитием городской культуры появляется светское образование, возникают университеты (от лат. universitas - объединение, общность). В 1088 г. на основе Болонской юридической школы открылся Болонский университет, в 1167 г. в Англии начал работу Оксфордский университет, в 1209 г. - Кембриджский университет, во Франции в 1160 г. открывается Парижский университет. Всего к концу ХV в. в Европе насчитывалось 65 университетов (кроме Италии, Франции, Англии университеты появились в Испании, Германии, Чехии, Польше). Преподавание в университетах велось на латинском языке, ставшим европейским языком культуры. Общий язык и религия создавали определенное культурное единство в Европе, несмотря на феодальную раздробленность и политические конфликты. Основными факультетами (от лат. facultas - возможность) были младший, на котором изучали «семь свободных искусств античности», и старшие, где изучали богословие, право, медицину.
В своей рафинированной форме духовная культура получила выражение в философии. В ходе философских споров сложились основные направления средневековой схоластики (от лат. schola - школа). Возникло два основных направления: «номинализм» (от лат. nomina - имя), считавший, что объективно существуют лишь единичные вещи, доступные человеческим ощущениям, а общие понятия - «универсалии» реально не существуют, номинализм явился зародышем материализма; «реализм», считавший, что реально существуют только общие понятия - «универсалии», единичные вещи рассматривались лишь как порождение и несовершенное отражение этих понятий. Основным вопросом схоластики был вопрос об отношении знания к вере. Проблема соотношения веры и разума получила воплощение и в литературе, и в изобразительном искусстве, и в музыке. Религиозное мировоззрение, как стержень духовной культуры, и христианский Бог, как основа нравственного мира средневекового человека, определили подчиненную роль философии по отношению к религии.
Фома Аквинский (1225/26 - 1274) - самый крупный философ-схоласт утверждал, что философия и наука являются служанками теологии, поскольку вера превосходит разум в человеческом бытии. Он аргументировал это тем, что, во-первых, человеческий разум непрерывно ошибается, тогда, как вера опирается на абсолютную правдивость бога, и, во-вторых, вера дается каждому человеку, а обладание научным и философским знанием, требующее напряженной умственной деятельности, доступно далеко не каждому.
Выдающимся схоластом был Пьер Абеляр (1079 - 1142) - французский философ, теолог и поэт, яркий выразитель свободомыслия, выступавший против крайних форм, как номинализма, так и реализма. Его свободомыслие основывалось на приоритете разума по отношению к вере: «пониманию, чтобы верить». Он был признан еретиком с запретом преподавать и писать.
Наряду со схоластикой в средние века существовали иные направления философии и богословия, в частности, мистика. Мистики отвергали необходимость изучать Аристотеля и пользоваться логическими доказательствами веры. Они считали, что религиозные доктрины познаются не с помощью разума и науки, а путем интуиции, озарения или «созерцания», молитв и бдений. Отрицая роль разума в познании мира и бога, мистики были более реакционны, чем схоласты. Но среди них были сильны демократические настроения: мистические секты критически относились к феодальному строю и проповедовали необходимость установления «царства божия на земле» без частной собственности, неравенства, эксплуатации. Среди мистиков можно выделить Бернарда Клервосского, Иогана Таулера, Фому Кемпийского.
В средневековой Европе хотя и медленно, но шло развитие науки и техники. Так, профессор Оксфорда Роджер Бэкон (1214 - 1294), исходивший из того, что опыт является основой знания, создал «Большой труд» - энциклопедию того времени. В средневековой науке развивалась алхимия, которая выражала связь ремесла, религии, мистики, магии, оккультизма. Алхимия предваряла собой возникновение опытного естествознания.
Значительное влияние на европейскую философию и науку оказала арабо-исламская цивилизация, в частности, труды Аль-Биру- ни (980 - 1048), Ибн-Сины (980 - 1037).
В средние века сделаны изобретения, повлиявшие на всю дальнейшую жизнь общества: изобретение пороха, бумаги, книгопечатания, очков, компаса. Особое значение имело книгопечатание, начатое в Европе Иоганном Гуттенбергом (1400 - 1468), способствовавшее развитию национальных литератур, унификации правописания и, соответственно, образованию, науке, культуре.
В ХII - XIII вв. расцветает латино-язычная литература, в частности, поэзия вагантов (от лат. vagary - бродить). Развивается национальная литература, в частности, записывается эпос: французский - «Песнь о Роланде», испанский - «Песнь о Сиде», германский - «Песнь о Нибелунгах». Формируется рыцарская литература: светская лирическая поэзия трубадуров, прославляющая «куртуазную любовь» (от старофранцузского - придворный), рыцарские романы. Возникает интерес к личности человека, его чувствам. Развивается городская литература на национальных языках: например, на французском языке создан «Роман о Лисе», «Роман о розе»; предшественником Возрождения во Франции был Франсуа Вийон (1431 - 1461). Отцом английской литературы считается Джеффри Чосер (1340 - 1400), создавший сборник стихов на английском народном языке «Кентерберийские рассказы».
В средневековой Европе место искусства было противоречиво. Искусство рассматривалось как Библия для неграмотных. Главная задача искусства - укрепить религиозные чувства, раскрыть образы Священного писания, произведения, как правило, анонимны. От художника требуется не реализм, а раскрытие идей божественной святости. Переход из пространства внешнего мира во внутреннее пространство человеческого духа - вот главная цель искусства. Она выражена знаменитой фразой Августина: «не блуждай вне, но войди вовнутрь себя». Христианская идеология отвергала идеалы, воодушевлявшие античных художников: радость бытия, чувственность, телесность, правдивость, воспевание человека, осознающего себя как прекрасный элемент космоса, - она разрушала античную гармонию тела и духа, человека и земного мира.
Важнейшим видом искусства становится зодчество, воплотившееся в двух стилях: романском и готическом. Романская архитектура отличается массивностью, приземистостью, ее задача - смирение человека, подавление его на фоне монументального величия мироздания, бога. С XII в. возникает готический стиль, чертами которого является устремленность ввысь, стрельчатые арки, витражи. В. Гюго назвал готику «симфонией в камне». В отличие от суровых, монолитных, внушительных романских храмов, готические соборы украшены резьбой и декором, множеством скульптур, они полны света, устремлены в небо, их башни возвышались до 150 м. Античный храм считался местом жизни бога, религиозные церемонии проходили снаружи, а средневековый храм воспринимался как место общения религиозной общины и особое внимание уделялось внутреннему убранству.
В живописи главным жанром была иконопись. Живопись выступала как немая проповедь, «умозрение в красках». Иконы рассматривались как эмоциональная связь с богом, доступная неграмотным, они являются глубоко символичными. Изображения часто нарочито деформированы, условны, существует эффект, так называемой, обратной перспективы для большего воздействия на зрителя. Кроме икон, изобразительное искусство средневековья представлено также росписями, мозаиками, миниатюрами, витражами.
Основу музыкальной культуры составляло литургическое пение, воспевающее Бога в напевах, а потом и гимнах, соединяющих стихотворный текст с песенной мелодией. Канонизированная музыка - григорианский хорал - включала в себя также песнопения, предназначенные для всех служб церковного календаря. Другой пласт музыки связан с идеологией рыцарства (куртуазная лирика трубадуров) и творчеством профессиональных музыкантов-менестрелей.
В развитом Средневековье значительных успехов достигло прикладное искусство: изготовление ковров, бронзовое литье, эмаль, книжная миниатюра.
В целом, для средневекового искусства характерны: искреннее почитание Божественного, типизация, абсолютная противоположность добра и зла, глубокий символизм, подчинение искусства вне- эстетическим, религиозным идеалам, иерархичность, традиционализм, неразвитость личностного начала, - вместе с тем, средневековая культура выражает не застывшее навсегда состояние человека и его мира, а живое движение. Динамику культурного развития во многом определяет взаимодействие и соперничество официальной и народной культур. В целом же средневековая культура обладала целостностью; существовала авторитарная система ценностей; господствовал догматизм; ей была свойственна тяга к Всеединству («град Божий на земле») через имеющуюся раздробленность бытия; христианская универсальность человека противостояла национальносословной ограниченности; наряду с отречением от мира имелось стремление к насильственному всемирному преобразованию мира. Человек начинал обращаться к самому себе, а не только к богу, но в полной мере этот величайший прогрессивный переворот в истории человечества произошел в эпоху Возрождения, подготовленное Средневековьем.
Особое место в средневековой Европе занимала Византия. На заре средневековья она оставалась единственной хранительницей эллинистических культурных традиций. Но наследие поздней античности Византия существенно преобразовала, создав художественный стиль, уже целиком, принадлежащий духу и букве Средневековья.
Причем, из всего средневекового европейского искусства именно византийское являлось в наибольшей степени ортодоксально-христианским. В византийской художественной культуре слиты два начала: пышная зрелищность и утонченный спиритуализм. Значительное влияние на культуру Византии оказывал Восток. В свою очередь Византия существенно повлияла на культуру Южной и Восточной Европы, особенно России.
Термин «Средние века» был введен гуманистами около 1500 г. Так они обозначали тысячелетие, отделявшее их от «золотого века» античности.
Средневековая культура делится на периоды:
1.V в. н.э. - XI в. н. э. - раннее средневековье.
2.Конец VIII в. н.э. - начало IX в. н.э.- каролингское возрождение.
З.ХI - ХIII вв. – культура зрелого средневековья.
4.ХIV- ХУ вв. - культура позднего средневековья.
Средние века – это период, начало которого совпало с отмиранием античной культуры, а конец – с ее возрождением в Новое время. К раннему Средневековью относят две выдающиеся культуры – культуру Каролингского возрождения и Византию. Они дали начало двум великим культурам – католической (западно-христианской) и православной (восточно-христианской). Средневековая культура охватывает более тысячелетия и в социально-экономическом отношении соответствует зарождению, развитию и разложению феодализма. В этом исторически длительном социокультурном процессе развития феодального общества вырабатывался своеобразный тип отношений человека к миру, качественно отличающий его как от культуры античного общества, так и от последующей культуры Нового времени.
Термин «Каролингское возрождение» описывает культурный подъем в империи Карла Великого и в королевствах династии Каролингов в VIII–IX вв. (в основном на территории Франции и Германии). Он выразился в организации школ, привлечении к королевскому двору образованных деятелей, в развитии литературы, изобразительного искусства, архитектуры. Господствующим направлением средневековой философии стала схоластика («школьное богословие»).
Следует обозначить истоки средневековой культуры:
- культура «варварских» народов Западной Европы (так называемое германское начало);
- культурные традиции Западной Римской империи (романское начало: мощная государственность, право, наука и искусство);
- христианство.
Культура Рима усваивалась во время его завоевания «варварами», взаимодействовала с традиционной языческой родоплеменной культурой народов Северо-Западной Европы. Взаимодействие этих начал дало импульс становлению собственно западноевропейской культуры.
Условия формирования средневековой культуры были следующими:
- феодальная форма собственности, основанная на личной и поземельной зависимости крестьян от вассалов-землевладельцев;
- сословно-иерархическая структура общества (вассальное служение сюзерену);
- процесс бесконечных войн, которые несли ощущение трагизма человеческой жизни;
- духовная атмосфера эпохи, где своеобразно переплетались традиции «погибшей» античной культуры, христианства и духовной культуры варварских племен (героический эпос).
Средневековая культура формировалась в условиях господства натурального хозяйства замкнутого мира сельского поместья, неразвитости товарно-денежных отношений. В дальнейшем социальной основой культуры все более становились городская среда, бюргерство, ремесленное цеховое производство, торговля. Шел и процесс технического развития: применение водяных и ветряных мельниц, подъемников для строительства храмов и т. д. Машины получали все большее распространение, подготавливая возникновение «новой» Европы.
Характерной особенностью Средневековья является идея сословного разделения общества. Понятию «сословие» придается особый смысл и ценность, ибо за этим термином стоит мысль о богоустановленном порядке. В средневековой картине мира центральное место занимали социальные группы, которые являлись отражением небесного престола, где ангельские существа составляли иерархию из «девяти чинов ангельских», сгруппированных в триаду. Этому соответствовал земной распорядок – три главных сословия феодального общества: духовенство, рыцарство, народ.
В Средние века начался переход от рабовладельческого общества к феодальной иерархии сеньоров и вассалов, от этики государственности – к этике личного служения. Существенным отличием средневекового общества являлось отсутствие личной свободы. В ранние периоды Средневековья каждый человек был обречен соответствовать своей роли, предписанной социальным порядком. Социальная мобильность отсутствовала, поскольку у человека не было никакой возможности перемещаться по социальной лестнице из одного класса в другой, и, более того, практически невозможно было перемещаться из одного города в другой, из одной страны в другую. Человек должен был оставаться там, где родился. Зачастую он не мог даже одеваться так, как ему нравилось. В то же время, поскольку социальный строй рассматривался как естественный порядок, человек, являясь определенной частью этого порядка, имел уверенность в своей безопасности. Конкуренция была сравнительно невелика. При рождении человек попадал в устоявшуюся среду, которая гарантировала ему определенный, ставший уже традиционным жизненный уровень.
Наиболее ярко своеобразие средневековой культуры проявилось в народных праздниках, в том числе карнавалах, из которых родилась смеховая культура. Этот культурно-психологический феномен был связан с тем, что у людей существовала естественная потребность в психологической разгрузке, в беззаботном веселье после тяжких трудов, выливавшаяся в пародийное осмеяние пороков христианской культуры. Наличие фольклорной культуры представляет собой мировоззренческую оппозицию ортодоксальному христианству.
Можно выделить главные черты духовной культуры Средневековья:
- доминирование христианской религии;
- традиционализм, ретроспективность – главная тенденция «чем древнее, тем подлиннее», «новаторство есть проявление гордыни»;
- символизм – текст Библии был объектом размышлений и толкований;
- дидактизм – деятели средневековой культуры, прежде всего, проповедники и преподаватели богословия;
универсальность, энциклопедичность знаний – главным достоинством мыслителя является эрудиция (создание «сумм»);
- рефлексивность, самоуглубленность – большую роль играет исповедь;
- иерархичность духовной сферы (соотношение веры и разума); по мере накопления опытных знаний кредо Августина «Верую, чтобы понимать», вытеснялось принципом П. Абеляра «Понимаю, чтобы верить», что существенным образом подготовило почву для развития естественных наук.
В XI-XIII вв. в Европе наметился определенный экономический и культурный подъем. Именно в это время начинают назревать те процессы (прежде всего рост городской культуры), которые сделали ее лидером мирового развития в будущем. Культура зрелого средневековья - это расцвет западно-христианской, католической культурной традиции, "средневековая классика".
Структура культуры зрелого средневековья представляла собой сложную систему, которую составляли четыре субкультуры:
- "культура храма и монастыря",
- "культура замка и дворца",
- "деревенская культура",
- "культура средневекового города".
Для культуры зрелого, "высокого" средневековья было характерно обмирщение культуры - усиление нерелигиозного, светского характера культуры.
Одновременно с этим шел процесс накопления практических знаний: XI-XIII вв. - эпоха наивысшего расцвета средневековья, нахождения устойчивых форм социальной организации, новых государственных образований, органически родившихся с пробуждением национального самосознания. Юная Европа нашла в эту эпоху синтез течений, заимствований и традиций, которые, не сливаясь друг с другом, воздействовали на мироощущение средневекового человека. Так появился романский стиль - первый общеевропейский художественный стиль.
Сущность найденного синтеза - в сочетании образной выразительности и узорной геометричности, простодушной непосредственности и сугубой условности с изощренным орнаментом и массивной, подчас грубоватой монументальностью. Термин "романский стиль" введен по аналогии с термином "романские языки" и условно указывает на преемственность от Рима, охватывая искусство Западной и Центральной Европы XI-XII вв. Зодчество стало во времена средневековья ведущим искусством, о чем свидетельствует тогдашнее истинно грандиозное строительство. Основные создания романского стиля, отвечающие потребностям самозащиты - замок-крепость и храм-крепость. Феодальные замки были могучим сооружением, имевшим высокие каменные стены, ворота, высокую башню - донжон.
Храм обычно имел форму продолговатого креста с узкими редкими окнами. В основе храмовой архитектуры романского стиля лежала римская базилика. Христианское зодчество, продолжая античную традицию, использовало структуру именно таких сооружений, как вполне подходящих для храма, призванного вместить перед алтарем как можно большее количество молящихся. Здания часто выглядели суровыми, простыми и тяжеловесными. Романский стиль подчас наделяли такими эпитетами, как "простонародный", "мужицкий", а арабы считали его примитивным. Но именно этим стилем средневековая Европа впервые сказала подлинное слово в искусстве, тем самым утверждая свою историческую самобытность и в то же время органическую преемственность художественного наследия античности.
Церковь и монастыри все больше превращались в доходные предприятия по продаже должностей, индульгенций, священных реликвий и т.д. Все это рождало критику церкви, требования ее духовного очищения, что выразилось в появлении многочисленных движений, которые католическая церковь поспешила объявить еретическими и истребить. В борьбе с ними родилась разновидность монашества - Доминиканский орден, ему были предоставлены папой римским чрезвычайные полномочия по искоренению ереси. В XII-XIII вв., когда социальные противоречия достигли особой остроты, на смену "светлому" христианскому идеалу приходит образ воинствующего христианина, яростного гонителя всякого инакомыслия, что выразилось в деятельности инквизиции, в организации крестовых походов не только против иноверцев, но и христиан, в которых вместе с рыцарем - крестоносцем участвовал монах, с крестом и мечом.
В XI-XIII вв. возникает образ идеального рыцаря с своеобразным "кодексом чести", получившим свое отражение в героических эпосах, рыцарских романах, исторических хрониках, и зафиксированный в восьмиконечном рыцарском кресте гербовой символике духовно-рыцарских орденов. Рыцарь, как правило, происходил из древнего рода, но в рыцари посвящали и за военные подвиги. От рыцаря требовалась сила и храбрость. Он должен был постоянно заботиться о славе, что требовало неустанного подтверждения его воинских качеств, а следовательно, новых испытаний и подвигов. "Странствующий рыцарь" становится привычным элементом средневековой жизни. Крестовые походы XI-XIII вв. оказались созвучны рыцарской морали. Важнейшей рыцарской добродетелью была верность - Богу, сюзерену, слову, что порождало обеты, клятвы, пока не будет "достигнута поставленная цель". Рыцарь должен был отличаться своеобразной красотой атлета, что наряду с красотой костюма, доспехов, убранством коня и т.д. соответствовало его социальному положению. Непреложным качеством рыцаря должна была быть щедрость по отношению к равному себе. Скупость вела к потере чести и положения в обществе. Славу рыцарю приносила не столько победа, сколько благородное поведение в бою. Обязательным атрибутом кодекса чести являлось служение "Прекрасной Даме". "Сражаться и любить" - таков девиз рыцаря. С целью облагораживания нравов, возвышения души складывается кодекс куртуазной любви. В центре этой модели "утонченной любви" находится замужняя женщина - Дама. В ее честь рыцарь должен был совершать подвиги, побеждать в турнирах, хранить верность в длительной разлуке, облекать свои чувства в эстетические формы ухаживания. Формировалась куртуазная культура - аристократический культ прекрасной дамы.
Куртуазная любовь, осуждаемая церковью, выросла из христианского постулата любви как страдания. Она отвечала потребностям своего времени – реабилитировать земную любовь, которую церковь считала низменной и греховной. Однако под поверхностным куртуазным лоском нередко таились дикие нравы, грубый в своих основах рыцарский быт, полный насилия, жестокости и коварства.
Важнейшим элементом средневековой культуры была литература. Средневековая литература носит религиозный характер, преобладают произведения, построенные на библейских мифах, посвященные Богу, жития святых; их пишут на латинском языке. Светская литература выступает воплощением идеальных представлений о человеке. Основные жанры - эпос, лирика, романы. Возникает и развивается так называемая рыцарская литература, воспевающая дух войны, вассального строения, поклонения прекрасной даме.
Идеализированный, приподнятый образ рыцаря остался в значительной мере невостребованным в реальной жизни, но в тоже время оказал большое влияние на формирование рыцарской литературы средневековья, которая была построена обычно на светских мотивах, чуждых официальной церковной морали, и тесно связана с традициями устного народного творчества. Это отчетливо видно в рыцарском героическом эпосе - испанской "Песне о Сиде", французской "Песне о Роланде", немецкой "Песне о Нибелунгах". Эти позднейшие варианты народных преданий, возникших в раннее средневековье, широко вводят темы безупречной куртуазной любви, борьбы за веру, исполнения вассального долга, где реальность причудливо совмещается со сказочным колоритом. Теми же мотивами пронизаны и рыцарские "романы", рассказанные в стихах и прозе о легендарном короле Артуре и его сподвижниках, о смелом и галантном рыцаре Ланселоте, о несчастных влюбленных Тристане и Изольде, о добродетелях, приключениях и поединках. Рыцарский роман - ведущий литературный жанр зрелого средневековья. Ментальная модель средневековья, заложенная в этих произведениях, охватывала одновременно видение мира, свойственное воинам, и вместе с тем предполагала упрощенный дуализм, оппозицию двух противоположностей. Вся духовная жизнь людей той поры концентрировалась вокруг противостояния добра и зла, добродетелей и пороков души и тела. Эта сюжетная линия имела в средние века необычайный успех: добродетели превращались в романтических произведениях в рыцарей, а пороки - в чудовищ.
При всей пестроте и разноречивости сюжетов рыцарской литературы, ее сословной ограниченности, в ней часто проступает глубокая человечность, способствовавшая созданию непреходящих художественных ценностей. Такова поэзия "трубадуров" (от фр. изобретать, сочинять), которая отразила экономический и культурный подъем Южной Франции (Прованс и Лангедок) в XII в. Среди трубадуров встречались представители разных сословий, но чаще всего - рыцари. Трубадуры - поэты и певцы куртуазной культуры. В центре провансальской поэзии - любовная страсть, пробуждающая светлые чувства, гармонию жизни и радости, но не чужда ей была и война. При этом воинствующая рыцарская лирика не скрывала своего презрительного отношения к народу.
Поэзия трубадуров отозвалась в XIII в. на севере Франции в творчестве труверов (фр. находить, придумывать) и особенно в Германии, у миннезингеров {нем. певец любви). В их поэзии получила дальнейшее развитие идея соединения рыцарско-христианского идеала и светского мировоззрения, и даже предпринималась попытка выйти за рамки придворно-рыцарской куртуазности. С XV в. куртуазная литература приходит в упадок: время рыцарства миновало, а спустя еще два века рыцарские романы станут мишенью едких насмешек гуманистов.
Народная культура средневековья была карнавально-смеховой культурой. Народные праздники выливались в карнавальные шествия, "праздники дураков" и т.п., где прослеживались языческие традиции и проявлялось гротескное отношение к окружающему миру. В период средневековья театральные действа были составной частью народной ярмарочной культуры или же дополнением к церковным службам. Вначале появилась литургическая драма - короткие инсценировки на тему рождения и Воскресения Христа, показывавшиеся в церкви во время праздничных служб - литургий. В XIII-XIV вв. возник миракль - жанр религиозных пьес о чудесах. Вершиной средневекового театра принято считать мистерию - средневековое театральное действо, духовную драму, бравшую сюжеты из Священного Писания.
Крестовые походы значительно расширили не только экономические, торговые контакты и обмены, но и способствовали проникновению в варварскую Европу более развитой культуры арабского Востока и Византии. В самый разгар крестовых походов арабская наука стала играть огромную роль в хр
Воспользуйтесь поиском по сайту: