Понятие, цель, задачи виды психологической коррекции
Существует ряд трудностей в определении психокоррекции. В современном понимании - психологическая коррекция - развитие и коррекция развития - стратегия воздействия, а не как понималось раньше - количественные и качественные изменения; коррекция - это стратегия воздействия на ребенка, которая имеет дело со сформировавшимися видами поведения и направлена на их исправление; развитие - это формирование у ребенка нужного психологического качества, отсутствующего или недостаточно развитого. Необходимо разделять понятия психотерапия и психокоррекция. Сходства психотерапии и психокоррекции
Различия психотерапии и психокоррекции Отечественные психологи (А. С. Спиваковская, Г. С. Абрамова, А. К. Маркова, И. В. Дубровина) дают следующие определения психотерапии и психокоррекции:
Специфические черты, отличающие психокоррекцию от психотерапии:
Основная цель коррекционной работы - способствовать успешному психическому развитию ребенка. Основная задача психокоррекции - исправление отклонений в психическом развитии на основе создания оптимальных психолого-педагогических условий для развития творческого потенциала личности каждого ребенка. В психокорекции важна принципиальная психолого-педагогическая позиция – не ребенка подчинять и корректировать под определенную систему, а саму систему корректировать в том направлении, чтобы она обеспечивала достаточно высокий уровень развития детей. Виды психологической коррекции Выделяют различные основания классификации видов психокоррекции:
По характеру направленности ü Симптоматическая - кратковременное воздействие с целью снятия острых симптомов отклонений в развитии, которые мешают прийти к коррекции каузального вида ü Каузальная - причинная - направлена на исправление источников и причин отклонений. Данный вид коррекции более длителен и требует значительных усилий, более эффективен По содержанию ü Коррекция познавательной сферы ü Коррекция личности ü Коррекция аффективно-волевой сферы ü Коррекция поведенческих аспектов ü Коррекция межличностных отношений По форме работы ü Индивидуальная психокоррекция ü Групповая психокоррекция ü Индивидуально-групповая психокоррекция По наличию программы ü Программированная ü Импровизированная По характеру управления воздействиями ü Директивная (четко структурированные занятия) ü Недирективная По продолжительности ü Сверхкороткая ü Короткая ü Длительная ü Сверхдлительная Основные принципы коррекционной работы 1. Единство коррекции и развития 2. Единство возрастного и индивидуального 3. Единство диагностики и коррекции 4. Деятельностный подход к осуществлению коррекции 5. Подход к каждому ребенку как к способному. Билет №23Организация и содержание психокоррекционной работы психолога Рассмотрим несколько важных вопросов, связанных с организацией и осуществлением коррекционной работы: Ø Понятие отклонения в психическом развитии Ø Принятие решения и ответственности за целесообразность коррекции Ø Показания для осуществления коррекции Ø Постановка целей конкретной коррекционной программы, условия ее осуществления Ø Критерии оценки эффективности коррекционной работы Ø Основные этапы коррекционной работы Понятие отклонения в психическом развитии С точки зрения аномального развития отклонение - это расхождение с некоторой нормой в поведении, установках, ценностях и т.д., которое рассматривается как проявление аномалии психики. С точки зрения нормального развития отклонение - это несоответствие уровня развития и поведения ребенка, не выходящее за пределы низкой нормы и не обусловленное органическими поражениями центральной нервной системы.
Д. Б. Эльконин и Л. А. Венгер говорят о том, что норма - понятие социально-историческое. Представление о возрастной норме было уточнено, - норма - это не усредненный показатель для какой-либо группы детей, оптимальный уровень развития ребенка, соотносимый с его индивидуальными особенностями. Выделяют следующие типы отклонений в развитии:
Ø Принятие решения и ответственности за целесообразность коррекции Кто должен принимать решение о необходимости коррекции? На этот вопрос существуют два противоположных ответа и несколько промежуточных точек зрения. 1. Приоритет принятия ответственности принадлежит обществу, выдвигающему свою систему требований к поведению и уровню развития ребенка. Выполнение этих требований обеспечивает эффективное функционирование общества. 2. У каждого ребенка есть право на свободу выбора и реализацию собственного пути развития. Отвергается любая возможность принуждения, интервенция без согласия самого ребенка. В каждом конкретном случае необходимо учитывать следующие условия: - Признавая за маленьким ребенком способность принимать ответственность за то или иное решение, важно понимать, что ребенок вряд ли обладает достаточной социальной компетентностью для принятия решений о своем участии в коррекционной программе. Только в подростковом возрасте появляется способность осознавать свои трудности. - Важно помнить об охране интересов ребенка, необходимости амплификации, всемерном обогащении и гармонизации его развития.
- Возможно, а при некоторых показаниях, необходимо проведение коррекционной работы без согласия ребенка (согласие необходимо со стороны родителей). Согласие родителей - первый шаг и решающее условие участия в коррекционной программе. Показания для осуществления коррекции Рассмотрим основные показания: o Нарушение коммуникации в системе отношений ребенок-взрослый, ребенок-сверстники, утрата взаимопонимания, разрушение сложившихся ранее форм общения o Низкий уровень социальных и интеллектуальных достижений ребенка, значительно расходящийся с потенциальным уровнем развития ребенка o Поведение, отклоняющееся от социальных норм и требований o Переживание ребенком состояний эмоционального неблагополучия, стрессов и депрессии o Наличие экстремальных кризисных жизненных ситуаций, аномальных кризисов в развитии, не связанных с завершением цикла развития и носящих исключительно разрушительный характер Постановка целей конкретной коррекционной программы, условия ее осуществления В отечественной психологии цели коррекции определяются пониманием закономерностей психического развития как активного деятельностного процесса, реализуемого в сотрудничестве ребенка со взрослым. Процесс этот происходит в форме усвоения общественно-исторического опыта путем интериоризации, который результируется в особых новообразованиях на каждой возрастной ступени развития. Постановка целей коррекционной работы осуществляется по следующим направлениям: § Оптимизация социальной ситуации развития § Развитие видов деятельности; внесение корректив в мотивационный и операционально-технический компоненты деятельности § Формирование новообразований Правила конкретизации целей 1. Цели должны формулироваться в позитивной, а не в негативной форме. Негативная форма – описание того, что должно быть устранено. Позитивная форма – описание поведения, деятельности, структур личности и познавательных способностей, которые должны быть сформированы у ребенка. Определение целей коррекции не должно начинаться с «не», носить запретительный характер, ограничивающий возможности личностного развития ребенка и проявления его инициативы. Позитивная форма задает ориентиры для точек роста индивида, раскрывает возможности для самовыражения ребенка и создает условия для постановки целей саморазвития. 2. Цели коррекции должны быть реалистичны и соотносимы с возможностями переноса нового опыта общения и деятельности в реальную жизнь. 3. Учет ближайшей и дальней перспектив развития. Важно планировать как конкретные показатели личностного и познавательного развития, так и возможность влияния этих показателей на последующие стадии развития.
Ø Критерии оценки эффективности коррекционной работы Эффективность коррекции может быть оценена на двух уровнях: - на уровне разрешения реальных трудностей развития; - на уровне постановки целей и задач коррекционной программы. Оценка эффективности может зависеть от того, кто дает оценку. Для ребенка степень эффективности выражается в эмоциональном удовлетворении от занятий, в изменении эмоционального баланса в сторону положительных переживаний. Для психолога критерием является достижение поставленных целей. Для родителей и педагогов – степень удовлетворения их запроса. Эффективность также зависит от согласованности действий всех участников коррекционной программы, от того, совпадают ли их мнения о результатах и насколько эти результаты смогут воплотиться в реальности. Факторы и условия, влияющие на эффективность коррекционной работы
Ø Основные этапы коррекционной работы 1. Планирование целей, задач, тактики проведения коррекционной работы на основании диагностического исследования и психологического заключения об особенностях развития ребенка. 2. Разработка программы и содержания коррекционных занятий. Выбор формы коррекционной работы. Отбор методик и техник работы, планирования форм участия взрослых в коррекционной работе. 3. Организация условий осуществления коррекционной программы: консультирование родителей и педагогов, подбор детей в группу, информирование педагогов и администрации о проведении коррекционной работы, обсуждение коррекционной программы с педагогами и администрацией ДОУ. 4. Реализация коррекционной программы. Проведение коррекционных занятий с детьми, контроль за ходом коррекционной работы, предоставление взрослым «обратной связи» о ходе коррекционной работы. Информирование по запросу администрации по промежуточным результатам коррекционной работы. Внесение необходимых корректив в программу работы. 5. Оценка эффективности коррекционной работы: результатов работы с точки зрения запланированных целей, составление психолого-педагогических рекомендаций по воспитания и обучению детей, направленных на закрепление и упрочнение положительных результатов. Разработка в случае необходимости программы индивидуального курирования случая. Обсуждение итого коррекционной работы с родителями, педагогами, администрацией. Методы психологической коррекции Практическая психология пользуется широким спектром методов и техник. Мы рассмотрим один из наиболее популярных и эффективных методов - метод конгруэнтной коммуникации, а также познакомимся с его техниками. Метод конгруэнтной (соразмерной, соответствующей, совпадающей) коммуникации базируется на идеях и принципах гуманистической психологии. Он исходит из трех базовых принципов психологического консультирования К. Роджерса: 1. Безусловное принятие клиента 2. Эмпатия клиента (активное восприятие) 3. Соразмерная коммуникация (клиент тоже должен принять психолога) Главная цель метода - обеспечить систему психологических условий позитивного личностного роста ребенка. Задачи метода:
Принципы организации эффективного общения Ø Любой акт общения должен быть направлен на укрепление степени самопринятия ребенка, поддержание позитивного образа «Я», уважение достоинства. Ø Коммуникация должна быть безоценочной, т.е. в процессе работы необходимо избегать прямых оценок личности ребенка, ставить диагнозы, «навешивать ярлыки», делать отрицательные прогнозы на будущее. Даже похвала не должна содержать прямых оценок. Ø Основной акцент в методе конгруэнтной коммуникации падает на отражение эмоциональных компонентов активности и деятельности ребенка. Ø Взрослый в коммуникационном акте дожжен стать инициатором предложения о кооперации и сотрудничестве в разрешении проблемных ситуаций. Томас Гордон, один из разработчиков метода, описал 12 неэффективных способов коммуникации с ребенком, и разделил их на 4 группы: I группа: высказывания с целью воздействия на ребенка.
- запретительно – ограничительная; - указание конкретного действия, обязательного к исполнению.
Все три эти способа транслируют ребенку отсутствие уважения, непринятие его как личности, недоверие к его компетентности и способности самому принимать решение и выполнять его. Вызывают страх, тревогу, чувство незащищенности, что может привести к агрессии, сопротивлению, либо зависимости, чрезмерной покорности. II группа: высказывания, направленные на оценку личности ребенка.
III группа: высказывания, ставящие целью интерпретацию поведения и личности ребенка.
IV группа: высказывания, представляющие собой уход от коммуникации с ребенком.
Познакомимся с некоторыми техниками метода конгруэнтной коммуникации: ü Техника активного слушания ü Техника эффективной похвалы ü Техника использования «ты - высказывания» и «я - высказывания» ü Техника введения ограничений и запретов ü Техника активного слушания (эмпатического принятия) Активное слушание - это коммуникация с предоставлением ребенку обратной связи о его чувствах, переживаниях и эмоциональных состояниях. Обратная связь предоставляется ребенку через «ты - сообщение» - речевую конструкцию, которая начинается со слова «ты» и содержит развернутое описание чувств ребенка. Активное слушание – это поощрение, в котором взрослый отказывается от оценок, советов, интерпретаций поведения ребенка и сосредоточивается на возможно более полном и точном описании чувств и эмоциональных состояний ребенка. Функция активного слушания - объективирование в речи чувств и переживаний ребенка, их принятие, что позволяет ребенку получить эмоциональную поддержку взрослого, его помощь в осознании своих чувств и принять на себя ответственность за решение проблемы. Техника активного слушания включает вербальные и невербальные средства. Невербальные средства - установление перцептивного контакта «лицом к лицу», контакт на уровне глаз, заинтересованность во взгляде, мягкая интонация, средняя скорость речи. Дистанция в пространстве 50-70 см. Вербальные средства - повторение слово в слово высказывания ребенка; парафразирование (формулирование мысли ребенка другими словами), предполагающее более полное и глубокое описание чувств ребенка взрослым по сравнению с исходным высказыванием самого ребенка. Для реализации техники активного слушания необходимо иметь следующие установки:
Советы: - Повернитесь к ребенку лицом - Нужно не задавать вопросы, а транслировать высказывания в утвердительной форме (ты очень расстроен, тебе обидно…) - Держите паузу. Обозначив чувства ребенка, не спешите все сказать за него Результат использования техники - ослабевает негативное переживание, ребенок начинает рассказывать о себе, самостоятельно продвигается в решении своих проблем. Дети сами начинают активно слушать родителей. ü Техника эффективной похвалы Для того, чтобы похвала способствовала личностному росту ребенка, она должна соответствовать требованиям: § Похвала не должна быть оценочной и содержать прямых оценок личности ребенка. Оценочная похвала вредна и бесполезна, т.к.: - Она подчеркивает отношения зависимости ребенка от взрослого; - Является источником неуверенности ребенка в том, что он в силах справиться с задачей и добиться таких же результатов, за которые его похвалили; - Похвала часто воспринимается ребенком (особенно с низкой степенью самопринятия) как попытка манипулировать их поведением и деятельностью. § Похвала не должна содержать сравнения результатов, личностных качеств ребенка с достижениями и качествами сверстников. Похвала-сравнение не учитывает реальных возможностей ребенка, не способствует формированию чувства самоценности и самопринятия, создает условия для формирования у ребенка отрицательной установки и зависти по отношению к сверстникам. У ребенка, достижения которого выше, формируется позиция превосходства и пренебрежения по отношению к менее успешным товарищам, это препятствует развитию таких качеств как сотрудничество, эмпатия, доброжелательность. Любая похвала содержит два аспекта: то, что мы говорим ребенку и то, что ребенок говорит сам себе. Второй аспект включает самооценку ребенком своих личностных качеств, знаний, умений, навыков, степени компетентности, оценку взаимоотношений со взрослым и особенности отношения взрослого к ребенку. То, что ребенок говорит себе – это развернутая, полимодальная оценочная деятельность, сфера формирования регуляторной способности ребенка. Если оценка глобальная, данная в прямом виде, то отпадает необходимость контрольно-оценочных задач со стороны ребенка, отпадает возможность практики такого вида ориентировки в деятельности. Поэтому целью похвалы должно стать формирование у ребенка способности к саморегуляции, самоконтролю. Продуктивная похвала должна создавать зону ближайшего развития, строиться как реалистичное описание действий ребенка, его усилий, результатов деятельности, их последствий как для ребенка, так и для окружающих. Продуктивная похвала должна задавать критерии оценки и ориентиры для ее осуществления, оставляя оценку самому ребенку. Похвала должна содержать искреннее описание чувств взрослого. Применение похвалы должно быть соотнесено с возрастными особенностями ребенка, его возможностью осуществлять самооценочную деятельность. Поэтому для младших дошкольников допустимо формулирование критериев оценки в прямой форме и соотнесение их с деятельностью ребенка. ü Техника использования «ты - высказывания» и «я - высказывания» «Ты - высказывание» начинается со слова «ты». Используется в ситуации активного слушания и представляет собой максимально точное, глубокое, развернутое описание чувств ребенка (тебе больно…, ты сейчас очень рассержен…). Обеспечивает более высокий уровень их осознания, а значит, позволяет овладеть своими чувствами и управлять ими. Объективирование чувств ребенка дает ему возможность почувствовать эмпатию взрослого, позволяет адекватно ориентироваться в проблемной ситуации и принимать правильные решения. «Я - высказывание» используется в ситуациях конфронтации, противоречия и столкновения интересов ребенка и взрослого. «Я - высказывание» позволяет взрослому искренне и эмоционально честно выразить свои чувства по отношению к ребенку в конкретной конфликтной ситуации в такой форме, чтобы сохранить уважение и эмпатию. Вместе с тем, позволяет увеличить вероятность того, что ребенок изменит свое поведение с учетом интересов взрослого. «Я - высказывание» - точное и корректное выражение чувств взрослого по отношению к поведению ребенка, которое не содержит приказаний, советов, готовых решений проблемной ситуации, не таит опасности унижения личности ребенка. Структура «я - высказывания» 1. Точное и корректное описание чувств и эмоций, которые испытывает взрослый по отношению к поведению ребенка (я огорчен…, мне неприятно…). Важно отразить первичное чувство, то, которое возникло в момент конфликта. 2. Точная характеристика того поведения ребенка, той ситуации, которая вызвала описанные ранее чувства взрослого. Характеристика обычно начинается со слова «когда». Поведение ребенка желательно описывать в безличной форме.
когда
потому, что
тогда
Пример: «Мне не нравится, когда дети дерутся из-за игрушек, потому что вы делаете друг другу больно. Если не договоритесь сами, я уберу все игрушки в шкаф». Типичные ошибки при «я - сообщениях» 1. Начав с «я - сообщения» взрослый заканчивает «ты - сообщением» (меня раздражает твое хныканье). 2. Боязнь выразить истинные чувства. Не следует бояться сообщать другим об отрицательных переживаниях, которые они у вас вызвали. Когда говорите о своих чувствах, выступайте от первого лица, сообщайте о своих переживаниях, а не о поведении другого. Техника позволяет выразить негативные чувства в необидной для собеседника форме. Позволяет ребенку ближе узнать взрослого; искренность вызывает ответную искренность. Высказывание чувств без приказа и выговора предоставляет ребенку возможность самостоятельно принимать решение. ü Техника введения ограничений и запретов Введение ограничений и запретов открывает возможность управления деятельностью ребенка при одностороннем сохранении ее творческого характера и поощрении инициативы и самостоятельности. Деятельность ребенка должна регламентироваться в самом общем виде, чтобы не возникали ссоры и конфликты. Ограничения и запреты регламентируют взаимоотношения со сверстниками, создают основу для партнерских отношений, сотрудничества. Личная свобода невозможна без признания права на свободу другого. Ограничения и запреты обеспечивают формирование способностей ребенка произвольно регулировать свою деятельность и общение, строить их в соответствии с заданными образцами и правилами поведения, облегчают процесс развития саморегуляции и самодисциплины. Обеспечивают взрослому необходимую свободу и право самовыражения, позволяя сохранять установки одобрения, эмпатии и принятия ребенка. Структурируют ситуацию, по которой ребенок может выбирать определенную стратегию и тактику поведения. Неопределенные ситуации часто становятся причиной тревожности и негативных переживаний ребенка. Содержание ограничений и запретов 1. Требования к физической и личностной безопасности ребенка и его сверстников (не есть песок, не кидаться камнями). 2. Физическая и личностная безопасность взрослого. 3. Требования сохранения предметов окружающей обстановки. Количество ограничений и запретов должно быть минимальным. Ребенок физически не сможет запомнить большое количество правил. Прежде чем что-либо запретить, подумайте, не легче ли изменить что-либо в окружающей среде (убрать из поля зрения ребенка хрупкие и ценные вещи; заменить дорогую одежду для прогулок на более практичную). Ограничения и запреты предъявляются в словесной и понятной ребенку форме, они должны иметь безличную форму и императивных характер. Ограничения и запреты, предъявляемые в момент их нарушения не должны обсуждаться, аргументироваться, разъясняться: это вызывает у ребенка подозрение на неуверенность взрослого в справедливости запрета; детям же младшего возраста логика вообще еще недоступна. В момент нарушения запрета следует предложить альтернативу действиям ребенка. Если ребенок проявляет агрессию – позволить ему проявить ее, но в более приемлемой форме, например, постучать в барабан, стукнуть подушку, смять или порвать газету и т. п. Несмотря на распространенное мнение, дети отнюдь не являются противниками ограничений и запретов. Часто они сами напоминают взрослым о необходимости делать что-либо так, а не иначе. Взрослым же важно быть последовательными в предъявлении детям ограничений, и, конечно же, самим выполнять установленные ими правила.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|