Ликом Аллаха можно испрашивать только Рай
[Шейх Салих али Шейх говорит]: «Лик» - (وجه) - это атрибут сущности Всевышнего Аллаха. Он описан атрибутом Лик (уаджх) так, как подобает Его величию. Мы подтверждаем основы смысла, однако образ этого Лика мы возвращаем к Тому, Кто знает об этом. Мы подтверждаем этот атрибут без уподобления и отрицания, как сказал Аллах:
﴾ لَيْسَ كَمِثْلِهِ شَيْءٌ وَهُوَ السَّمِيعُ الْبَصِيرُ ﴿
«Нет никого подобного Ему, и Он - Слышащий, Видящий». (Сура аш-Шура, аят 11)
«Рай» - (الجنة) - это обитель, которую приготовил Всевышний Аллах для тех из Своих рабов, которые ответили посланникам, исповедовали единобожие и творили праведные дела. Это самое великое из того, что можно просить, так как вхождение в Рай является самым великим из того, что может обрадовать раба.
Джабир ибн Абдуллах рассказывал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Ликом Аллаха можно испрашивать только Рая». Передали абу Дауд, 1671; аль-Бейхакъи, 4/199 и другие. Хадис слабый.
РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Запрет испрашивать что-либо ликом Аллаха, кроме наивысшей цели — Рая.
2. Утверждение атрибута Лик (уаджх).
باب ما جاء في الـلو
О выражении “Если бы…”
[Шейх Салих али Шейх говорит]: Сердце единобожника не сможет воплотить в себе единобожие до тех пор, пока не узнает, что каждая вещь происходит по предопределению Всевышнего Аллаха, а деяния раба являются всего лишь причиной. Если Всевышний Аллах что-то предопределил, оно обязательно случится. Что бы ни делал раб, он не сможет перейти границы того, что предопределил Аллах. Если раб поймет это, то его сердце всегда будет возвеличивать Всевышнего Аллаха. Никогда в его сердце не возникнет желания, чтобы то, что с ним случилось, случилось бы по-другому. Он не пожелает, чтобы прошлое изменилось. Ведь, он знает, что обязательно будет так, как предопределил Аллах. Раб не может вернуться в прошлое и изменить положение. И поэтому, когда человек говорит: “Если бы…”, или использует какие-то другие слова, указывающие на сожаление о прошлом, это ослабляет его сердце. Такой человек связывает сердце с причинами. Полнота единобожия заключается в том, что человек не задумывается о том, что случилось в прошлом. Например, в прошлом с рабом случилось какое-то несчастье, ему запрещено говорить: “Если бы я тогда сделал так-то, то было бы так”. Напротив, он должен переносить эти тяготы, проявляя терпение, и быть довольным действиями Аллаха.
А если же речь идёт о прошлых грехах, человек должен торопиться принести покаяние, а не говорить: “Если бы я сделал так, то было бы так”. Как сказал Аллах:
﴾ وَإِنِّي لَغَفَّارٌ لِّمَن تَابَ وَآمَنَ وَعَمِلَ صَالِحًا ثُمَّ اهْتَدَى ﴿
«Воистину, Я прощаю тех, кто раскаялся, уверовал, стал поступать праведно, а потом последовал прямым путем». (Сура Та Ха, аят 82)
Шайтан входит в сердце и заставляет раба плохо думать о Господе и Его предопределении. Если человек начинает плохо думать об Аллахе, становится слабым его единобожие. Автор написал эту главу, потому что многие люди выражают недовольство предопределением, связывая его с собственными деяниями. Они полагают, что если бы они поступили иначе, то случившееся могло бы не произойти, хотя Великий и Могучий Аллах изначально предопределил все деяния и их результаты, и все на свете происходит в соответствии с Его божественной мудростью.
Всевышний Аллах сказал:
﴾ يَقُولُونَ لَوْ كَانَ لَنَا مِنَ الأَمْرِ شَيْءٌ مَّا قُتِلْنَا هَاهُنَا ﴿
«Они говорят: "Если бы у нас было какое-либо участие в этом деле, то мы не были бы убиты здесь"». (Сура али Имран, аят 154)
А также:
﴾ الَّذِينَ قَالُواْ لإِخْوَانِهِمْ وَقَعَدُواْ لَوْ أَطَاعُونَا مَا قُتِلُوا ﴿
«Они являются теми, которые сказали своим братьям в то время, как сами отсиживались дома: "Если бы они послушались нас, то не были бы убиты"». (Сура али Имран, аят 168)
Мы уже упомянули о запретности выражения “если бы”, а эти два аята являются доводами. Причина этого запрета заключается в том, что использование этого выражения является чертой, присущей лицемерам. Эти аяты повествуют нам о битве при Ухуде, как это известно. Если это слово является признаком лицемеров, следовательно, оно запрещено.
В «ас-Сахихе» Муслима приводится хадис Абу Хурайры о том, что посланник Аллаха сказал ему: «Будь упорным в том, что приносит тебе пользу, испрашивай помощи у Аллаха и ни в коем случае не сдавайся перед трудностями. Если же с тобой что-то случилось, то не говори: «Если бы я сделал то-то, то было бы так-то и так-то». Скажи лишь: «Это предопределил Аллах и Он сделал так, как Ему было угодно», поскольку «если бы» открывает возможность для козней Шайтана». Муслим, 2664.
Если с человеком приключилась беда, то ему категорически запрещается говорить: “Если бы я сделал то-то, то было бы так-то и так-то”, – потому что это выражение открывает двери для сатаны и ослабляет убежденность раба. Раб начинает думать, что мог бы что-то изменить в предопределении, хотя на самом деле это невозможно. Если Всевышний Аллах что-то предопределил, то оно обязательно случится. Поэтому пророк (мир ему и благословение Аллаха) научил нас словам:
فدر الله و ما شاء فعل
«Это предопределил Аллах и Он сделал так, как Ему было угодно».
Это относится ко всем словам, которые выражают сожаление о случившемся в прошлом.
Что же касается высказываний о событиях в будущем, то использовать такие выражения в основе разрешается, если они связаны с добрыми делами и означают надежду на помощь Аллаха в совершении этих дел. Однако запрещается использовать это выражение, если человек говорит о событиях в будущем с гордостью и высокомерием, потому что в его словах появляются элементы надменного отношения к божественному предопределению.
РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Смысл аятов 154 и 168 из суры «Али Имран».
2. Явный запрет на произношение выражения «если бы...» в случае какой-либо неприятности.
3. Причиной этого является то, что при употреблении этого выражения открывается возможность для козней Шайтана.
4. Прекрасные слова, которые необходимо произносить в таких случаях.
5. Повеление настойчиво стремиться к полезному, испрашивая при этом помощи у Аллаха.
6. Запрет на то, что противоположно этому, то есть на проявление слабости и бессилия.
باب النهي عن سب الريح
О запрете ругать ветер
[Шейх Салих али Шейх говорит]: Ветер является всего лишь созданием Всевышнего Аллаха. Всевышний Аллах направляет ветер туда, куда пожелает. Сам ветер, как и время, ничем не владеет и ничем не управляет. Ругая ветер, как и ругая время, человек оскорбляет Великого и Могучего Аллаха, потому что Аллах посылает ветры по Своему усмотрению. Иногда ветер приносит с собой что-то неприятное, чтобы рабы задумались о покаянии. А иногда ветра, которые отправил Аллах, приносят большую пользу.
Эта глава указывает нам на запрет поношения ветра, подобно главе о времени, которую мы изучили ранее. Этот раздел очень похож на тот. Однако он приведен отдельно от той главы, так как люди часто попадают в подобное.
Ругать ветер запрещается, и этот запрет носит категорически характер. Это распространяется как на поношение ветра, так и на проклятие его. Но человек не ругает ветер, если называет его сильным или описывает его качествами, которые являются недобрыми для тех, кто попадает под этот ветер. Это пришло в словах Всевышнего Аллаха:
﴾ وَأَمَّا عَادٌ فَأُهْلِكُوا بِرِيحٍ صَرْصَرٍ عَاتِيَةٍ (6) سَخَّرَهَا عَلَيْهِمْ سَبْعَ لَيَالٍ وَثَمَانِيَةَ أَيَّامٍ حُسُومًا ﴿
«Адиты же были истреблены ветром морозным, лютым. Аллах заставил его бушевать над ними в течение семи ночей и восьми дней без перерыва». (Сура аль-Хакка, аяты 6-7)
Ветер описан тем, что он был морозным и лютым. Как сказал Аллах:
﴾ مَا تَذَرُ مِن شَيْءٍ أَتَتْ عَلَيْهِ إِلاَّ جَعَلَتْهُ كَالرَّمِيمِ ﴿
«Ветер обращал в подобие праха все, на что налетал». (Сура аз-Зарийат, аят 42)
Подобное описание не относится к нашей главе.
Убайй ибн Ка'б рассказывал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не ругайте ветер. Если вы увидели в нём то, что вам неприятно, то скажите: "О Аллах, мы испрашиваем у Тебя добра этого ветра, добра, которое он несёт с собой, и добра, которое ему велено творить, и прибегаем к Тебе от зла этого ветра, зла, которое он несёт с собой, и зла, которое ему приказано творить"». Ахмад, 5/123; ибн Аби Шейба, 6/27; аль-Бухари в «Адаб аль-Муфрад», 719; ат-Тирмизи, 2252; ан-Насаи в «Сунан аль-Кубра», 6/231-232; аль-Хаким, 2/298.
Этот хадис свидетельствует о том, что Великий и Могучий Аллах посылает ветры по Своему желанию и повелевает им обходить стороной тех, кого пожелает. Следовательно, ветры полностью подчиняются воле Великого и Могучего Аллаха. Всевышний Аллах поставил ангелов, которые управляет ветрами согласно Его воле. Ветра могут быть благими, а могут служить в качестве наказания.
Когда пророк (мир ему и благословение Аллаха) видел что-то в небе, он начинал выходить из дома, а затем вновь выходить, наблюдая за небом. Он успокаивался лишь тогда, когда начинал идти дождь. Однажды ‘Аиша обратила его внимание на это, и пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Я не знаю, может быть, с нами будет то же самое, что и с людьми, слова которых приводятся в том айате, где говорится:
﴾ فَلَمَّا رَأَوْهُ عَارِضًا مُّسْتَقْبِلَ أَوْدِيَتِهِمْ قَالُوا هَذَا عَارِضٌ مُّمْطِرُنَا بَلْ هُوَ مَا اسْتَعْجَلْتُم بِهِ رِيحٌ فِيهَا عَذَابٌ أَلِيمٌ (24) تُدَمِّرُ كُلَّ شَيْءٍ بِأَمْرِ رَبِّهَا ﴿
«Когда же они увидели наказание в виде тучи, надвигающейся на их долины, они сказали: "Это - туча, которая прольет на нас дождь". О нет! Вот то, что вы торопили, - ветер, несущий с собой мучительные страдания. Он уничтожает всякую вещь по велению своего Господа». (Сура аль-Ахкъаф, аяты 24-25)аль-Бухари, 3206.
Поэтому, если нечто подобное происходит, обязательно нужно бояться Всевышнего Аллаха. Всевышний Аллах напоминает рабам о Себе либо через что-то благое, либо через наказание.
Если человек увидит нечто неприятное, он должен обратиться к Аллаху за помощью. Поэтому пророк (мир ему и благословение Аллаха) научил нас мольбе, которая пришла в этом хадисе.
РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Запрет ругать ветер.
2. Наставление говорить добрые слова, когда человек видит то, что ему неприятно.
3. Указание на то, что ветер подчинен воле Аллаха.
4. Ветру может быть приказано нести с собой добро или зло.
Глава о 154-ом аяте суры «‘али Имран» и 6-ом аяте суры «аль-Фатх»
[Шейх Салих али Шейх говорит]: Поистине, Всевышний Аллах описан совершенными атрибутами, в Его действиях мудрость, справедливость, милость и благочестие. Он совершенен в Своих именах и атрибутах, в Своем господстве. Всё, что Он делает, соответствует совершенной мудрости. Мудрость (хикма) - это расставление вещей по своим местам так, чтобы они соответствовали положительному результату. Это указывает на Его совершенство. Он описан атрибутами величия и красоты. Поэтому люди обязательно должны думать об Аллахе хорошо. Запрещено думать о Нём плохо. Человек должен быть убежден в том, что Аллах обладает совершенной мудростью, справедливостью, милостью, совершенными именами и атрибутами. Кто думает, что Всевышний Аллах делает что-то без мудрости, тот плохо думает об Аллахе, более того эти мысли подобны мыслям людей джахилийи. Такие мысли противоречат единобожию. Иногда эти мысли могут привести к тому, что человек выйдет из Ислама, как, например, мысли некоторых людей о предопределении, как это придет далее. Также бывают мысли, которые противоречат полноте единобожия, как, например, отрицание мудрости Аллаха в делах. Поэтому Всевышний Аллах сказал:
﴾ قُلْ فَلِلَّهِ الْحُجَّةُ الْبَالِغَةُ فَلَوْ شَاء لَهَدَاكُمْ أَجْمَعِينَ ﴿
«Скажи: "У Аллаха есть убедительное доказательство. Если бы Он пожелал, то повел бы прямым путем всех вас"». (Сура аль-Ан‘ам, аят 149)
Этот аят ниспослан относительно многобожников, которые не верили в предопрделение. А также:
﴾ حِكْمَةٌ بَالِغَةٌ فَمَا تُغْنِ النُّذُرُ ﴿
«Это является совершенной мудростью, но какую пользу приносят предостережения?» (Сура аль-Къамар, аят 5)
Всевышний Аллах описан совершенной мудростью и тем, что Он достоин совершенной хвалы за Свои действия. Действия Всевышнего Аллаха бывают двух видов:
1 - Действия, которые возвращаются к мудрости и справедливости
2 - Действия, которые возвращаются к милости и благочестию к созданиям
Даже те дела, в которых есть проявление милости к созданиям, связаны с великой мудростью. Иногда Всевышний Аллах делает что-то, а люди не видят в этом пользы для себя, не видят никакой мудрости. Но хорошие мысли об Аллахе требуют от человека, чтобы он был убежден в том, что любая вещь случается в соответствии с Его великой мудростью.
Чтобы воплотить обязательно единобожие, нужно всегда хорошо думать об Аллахе. Что касается плохих мыслей, то эти мысли времен джахилийи, которые либо противоречат самой основе единобожия, либо вредят его совершенству. Поэтому автор указал в данной главе, что плохие мысли об Аллахе являются признаком людей джахилийи.
Всевышний Аллах сказал:
﴾ يَظُنُّونَ بِاللَّهِ غَيْرَ الْحَقِّ ظَنَّ الْجَاهِلِيَّةِ يَقُولُونَ هَل لَّنَا مِنَ الأَمْرِ مِن شَيْءٍ قُلْ إِنَّ الأَمْرَ كُلَّهُ لِلَّهِ ﴿
«Они несправедливо думали об Аллахе, как это делали во времена невежества, говоря: "Есть ли для нас в этом деле какое-либо участие?" Скажи: "Дела целиком принадлежат Аллаху"». (Сура али ‘Имран, аят 154)
Они думали о Нем плохо и приписывали Ему недостатки. Что касается единобожников, то они абсолютно убеждены в том, что всякое дело, которое предопределил им Аллах, соответствует Его великой и совершенной мудрости.
А также:
﴾ الظَّانِّينَ بِاللَّهِ ظَنَّ السَّوْءِ عَلَيْهِمْ دَائِرَةُ السَّوْء ﴿
«...они думали об Аллахе дурное. Их постигнут превратности судьбы». (Сура аль-Фатх, аят 6)
По поводу первого аята Ибн аль-Каййим сказал: «По мнению толкователей Корана, эти злые мысли мушриков заключались в том, что Всевышний, якобы, не помогает Своему посланнику (мир ему и благословение Аллаха) и что его дело исчезнет. Другие толкователи считают, что эти мысли заключались в том, что всё происходящее не является следствием предопределения Аллаха и Его мудрости. Их также истолковывали как отрицание Мудрости Аллаха и Его предопределения, отрицание того, что Аллах довершит дело Своё и возвысит Ислам над всеми религиями. Это и есть те злые мысли, которые имели лицемеры и мушрики и о которых говорится в суре «аль-Фатх».
Это действительно были злые мысли, поскольку абсолютно не подобает измышлять подобное о Восхвалённом Аллахе, Его мудрости, славе и верном обещании. А те, кто допускает, что кто-то одержит победу над истиной, кто отрицает то, что всё происходящее происходит по Его Предустановлению и Предопределению, и то, что Его Предопределение связано с глубокой мудростью, достойной прославления, и кто утверждает, что всё происходит по простому стечению обстоятельств, тот имеет такие же злые мысли, которые имеют неверные. Горе тем, которые не веруют от того, что они попадут в Огонь!
Большинство людей имеют злые мысли об Аллахе под воздействием того, что происходит в жизни с ними или с другими людьми. От подобных мыслей могут избавиться только те, кто познал Аллаха, Его имена и качества, те, которые знают причину и необходимость Его Мудрости и прославления Его. Пусть каждый умный человек подумает об этом, раскается пред Аллахом и попросит Аллаха простить его за свои злые мысли...
Кого ни спроси, увидишь раздражение от Предопределения и упрёк в его адрес. Все говорят, что должно было случиться так-то, а случилось так-то. Каждый человек в большей или меньшей степени жалуется на судьбу. Проверь себя, избавлен ли ты от подобного ропота?».
А затем ибн уль-Къаййим привел стих:
فإن تنج منها تنج من ذي عظيمة
وإلا فإني لا إخالـك ناجـياً
«Если ты освободишься от этого, то спасёшься от великого бедствия.
И я не вижу для тебя другого способа спасения». См. «Зад аль-Ма‘ад», 3/228-235.
Как сказал ибн уль-Къаййим, что дурные мысли об Аллахе возвращаются к трем вещам:
1. Отрицание предопределения.
2. Отрицание мудрости.
3. Отрицание поддержки (помощи) Аллаха.
Предопределение вещей до их появления указывает на величие Всевышнего Аллаха и Его мощь. Поэтому отрицание этого предопределения относится к плохим мыслям об Аллахе, так как этим самым человек приписывает недостатки Всевышнему Аллаху, а Он совершенен в Своих именах и атрибутах. Он дает спасение людям, а от Него никто не спасет. Всевышний Аллах сказал:
﴾ قُلْ إِنَّ الأَمْرَ كُلَّهُ لِلَّهِ ﴿
«Дела целиком принадлежат Аллаху». (Сура али ‘Имран, аят 154)
Поэтому всё, что происходит среди творений, происходит только по Его предопределению, которое соответствует Его мудрости и знанию.
Что касается отрицания мудрости (хикма) Аллаха, которая подтверждается кораном, сунной и единогласным мнением саляфов, то это также относится к плохим мыслям об Аллахе. У Всевышнего Аллаха есть имя «الحكيم»- /аль-Хаким/. Это имя указывает на несколько смыслов. Во-первых, оно указывает на то, что Всевышний Аллах - Судья (Хаким). Во-вторых, Всевышний Аллах делает всё должным образом (محكِم للأمور). В-третьих, Он обладает совершенной мудростью. Это три толкования имени «الحكيم»- /аль-Хаким/ и все они верные. Поэтому Всевышний Аллах сказал:
﴾ مَّا تَرَى فِي خَلْقِ الرَّحْمَنِ مِن تَفَاوُتٍ ﴿
«В творении Милостивого ты не увидишь никакой несообразности». (Сура аль-Мульк, аят 3)
Мудрость (الحكمة)является атрибутом Всевышнего Аллаха. Мудрость (хикма) - это расставление вещей по своим местам так, чтобы они соответствовали положительному результату. Поэтому говорят ахлю-сунна уаль-джама‘а, что у всех дел Всевышнего Аллаха есть причина. Это отрицали му‘тазилиты и аш‘ариты. Они сказали, что действия Всевышнего Аллаха несвязаны с мудростью. А это относится к плохим мыслям об Аллахе. Поэтому автор привел эту главу, дабы донести до читателя, что невозможно воплотить в себе единобожия, отрицая мудрость Всевышнего Аллаха. А кто отрицает мудрость в действиях Аллаха, тот нововведенец!
Люди джахилийи и лицемеры также думали, что Всевышний Аллах не помогает Своему посланнику (мир ему и благословение Аллаха), не помогает Своей Книге. Они думали, что Всевышний Аллах даст исчезнуть религии, которую принес пророк (мир ему и благословение Аллаха). Это также относится к плохим мыслям об Аллахе. Из признаков пророчества у ахлю-с-сунна то, что каждый лжепророк исчезал и о нём никто не помнил, а истинный пророк был подкреплен знамениями и дана была ему помощь против врагов, а религия его была возвышена. Всевышний Аллах сказал:
﴾ إِنَّا لَنَنصُرُ رُسُلَنَا وَالَّذِينَ آمَنُوا فِي الْحَيَاةِ الدُّنْيَا وَيَوْمَ يَقُومُ الأَشْهَادُ ﴿
«Воистину, Мы окажем помощь Нашим посланникам и верующим в мирской жизни и в тот день, когда предстанут свидетели». (Сура Гъафир, аят 51)
А также:
﴾ وَلَقَدْ سَبَقَتْ كَلِمَتُنَا لِعِبَادِنَا الْمُرْسَلِينَ (171) إِنَّهُمْ لَهُمُ الْمَنصُورُونَ (172) وَإِنَّ جُندَنَا لَهُمُ الْغَالِبُونَ ﴿
«Нашим посланным рабам уже было сказано Наше Слово. Воистину, им будет оказана помощь. Воистину, Наше войско одержит победу». (Сура ас-Саффат, аяты 171-173)
А они думают, что, если они начнут использовать все причины, воевать и так далее, то религия исчезнет. Мало то, что воевать с истиной запрещено, так они еще и плохо думали об Аллахе, обольстившись своей силой. Всевышний Аллах дает победу Своим посланникам и верующим рабам. Но иногда Всевышний Аллах может испытать рабов тем, что им не будет дана победа некоторое время, иногда даже сотни лет, как сказал Аллах:
﴾ فَلَبِثَ فِيهِمْ أَلْفَ سَنَةٍ إِلاَّ خَمْسِينَ عَامًا ﴿
«Нух пробыл среди них тысячу лет без пятидесяти годов». (Сура аль-‘Анкабут, аят 14)
И только потом Всевышний Аллах дал ему победу. Также подобное рассказывал ибн уль-Къайим о многих праведных людях. Иногда плохие мысли об Аллахе можно увидеть даже со стороны тех, кто приписывает себя к знанию.
Поэтому верующий раб должен быть очень осторожен, дабы не попасть в плохие мысли об Аллахе. Иногда с некоторыми людьми что-то происходит, а они считают, что достойны большего. Или, например, Аллах что-то предопределил людям, а они думают, что недостойны этого. Они желают, чтоб это несчастье постигло кого-то другого. Человек начинает обвинять предопределение Аллаха. Мало кто спасся от этого внешне и внутренне! Некоторые не показывают этого внешне, однако сердце их переполнено мыслями времен джахилийи. Верующий должен очистить свое сердце от несправедливых мыслей об Аллахе. Он должен изучать имена Аллаха и Его атрибуты, их отпечаток на бытие, до тех пор, пока он не будет убежден в том, что Аллах - это Истина. Эту веру не смогут пошатнуть даже самые великие беды и несчастья. Потому очищай свое сердце, о мусульманин, а особенно ты, о требующий знание! Очищай сердце от всех плохих мыслей об Аллахе!
РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Тафсир 154 аята из суры «Али Имран».
2. Тафсир 6 аята из суры «аль-Фатх».
3. Сообщение о том, что число разновидностей злых мыслей относительно Аллаха, которые имеют лицемеры и многобожники, не ограничено.
4. От подобных мыслей избавятся только те, кто познал имена и качества Аллаха и признал свою ничтожную сущность.
باب ما جاء في منكري القدر
Воспользуйтесь поиском по сайту: